Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Теория идей: критика чувственного познания. Теэтет». «Федр»
А. Критика чувственного познания. В диалоге «Теэтет»Платоном дана развернутаякритика узко-эмпирической, сенсуалистической трактовки чувственного познания, которая сформировалась у софистов. Аргументы Платона таковы: а). Если есть текучесть, то должно быть и нетекучее, т.к. иначе сама текучесть была бы непознаваемой. б). Если есть относительное, то должно быть и абсолютное. Здесь опять присутствует не только превращение логической возможности в реальную, но прямая онтологизация абсолютного и общего. Если мы хотим всерьез мыслить текучее, то и его противоположность мы должны мыслить не как мыслимое нетекучее, а как реально существующее. Б. Структура диалога «Теэтет».
Существует знание частное и общее: всякое частное знание уже предполагает знание общее.
Знание не есть чувственное восприятие: 1. Сплошная текучесть чувственности, 2. В этих условиях невозможно сравнение чувственных предметов, 3. То, что воспринимается как устойчивое (белый цвет, например) есть результат «столкновения» физических объектов с органами чувств; т.е. в основе чувственного опыта - непознаваемое “становление” (см.: п.1 и 2). 4. Субъективизм знания: мы можем иметь чувственное восприятие, но не понимание.
Знание не есть правильное мнение: При исследовании мнения нужен некоторый онтологический критерий различения истинного и ложного, т.е. не различение знания и незнания, а различение бытия и небытия.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 156; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |