Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Ситуация постмодерна
Что же произошло в конце XX в.? Редкий случай, когда можно четко обозначить границу от модерна к постмодерну. 1968 год. В пятом номере журнала «Мап1е1а» публикуется небольшая статья Ролана Барта под интригующим названием «Смерть автора». Барт провозглашает: «Фигура автора принадлежит новому времени; по-видимому, она формировалась нашим обществом по мере того, как с окончанием средних веков это общество стало открывать для себя... достоинство индивида, или, выражаясь более высоким слогом, "человеческой личности"»10.
Само понятие «постмодерн» подразумевает некую реакцию на предшествующий длительный этап если не всемирной, то по крайней мере европейской истории. Постмодерн как своего рода «реактивное явление» (по выражению Дж. Тоша14) отличает разочарование в глобальных историко-теоретических построениях.
Примечательно, что самые разные авторы, обращаясь к анализу современного состояния с самых разных эпистемологических, социальных и идеологических позиций, рассматривая различные аспекты современной как теоретико-познавательной, так и в целом социокультурной ситуации, формулируют по сути сходные идеи. В 1989 г. Френсис Фукуяма публикует работу с явно полемическим названием «Конец истории?»16. «Наблюдая, как разворачиваются события в последнее десятилетие или около того, трудно избавиться от ощущения, что во всемирной истории происходит нечто фундаментальное». При этом Фукуяма констатирует нарастающее разнообразие оценок современного мира, наличие большого числа поверхностных концепций, не позволяющих «отделить существенное от случайного. По его мнению, утверждение западной либеральной идеи является тем системообразующим фактором, который позволяет осмыслить современный исторический процесс.
Но если мы согласимся с Фукуямой, то вынуждены будем признать, что дело не в нежелании знать, «куда движется человеческое общество», а в том, что оно никуда не движется или, точнее говоря, не движется с точки зрения современного наблюдателя (вспомним школьный курс физики, раздел «Механика», в котором утверждалось, что движение — это перемещение тел относительно друг друга), а это в свою очередь означает, что его дальнейшее развитие мы не в состоянии осмыслить, пользуясь выработанным в новое время научным инструментарием, а значит, и адекватно описать в терминах исторической науки нового времени.
В 1999 г. во втором выпуске альманаха с характерным названием «Казус» появляется программная статья М. А. Бойцова «Вперед, к Геродоту!». Характеризуя специфику общественной роли истории в XX в., Бойцов видит одну из основных причин ее изменения в том, что «оказалась скомпрометирована стержневая идея прогресса*22.
Перечисленные весьма разноплановые явления в научном мире свидетельствуют об одном — об окончании мегацикла исторического развития и о ситуации культурного перехода, что и воспринимается как «конец истории», т.е. конец такой метаистории, которая может быть описана в понятиях науки нового времени.
Ситуация постмодерна — это ситуация «конца истории». В состоянии постмодерна историческая память перестает быть основой идентичности. Ситуация напоминает, хотя и весьма отдаленно, «внеисторичную» историю эпохи Просвещения, когда основной функцией исторической науки было давать достоверные примеры, которые могут служить нравоучительным целям. Но с той колоссальной разницей, что в эпоху Просвещения это были примеры, которые формировались научной историографией и предъявлялись обществу в качестве общезначимых. А в ситуации постмодерна каждый человек формирует свою индивидуальную идентичность в едином культурном поле, рассматривая в качестве своих «собеседников» (современников, т.е. людей, находящихся с ним по сути в едином культурном пространстве) не только Гомера, Платона и Аристотеля, но и ЛаоЦзы и Конфуция. Происходит это потому, что в ситуации постмодерна уже не стоит задача «творить историю», история «сделана», она завершена и нужно не потеряться в ее поле. В этом смысле показательно противоречие (скорее всего мнимое), которое мы обнаруживаем в построениях Бойцова. С одной стороны, «история — прежде всего рефлексия общества, а потому будет существовать, пока существует само общество». С другой стороны, «масс больше нет, а есть индивид, все более освобождаемый от ...социальных связей», «в итоге... развития техники и общества человек оказывается настолько... самодостаточен, что не испытывает жизненной потребности ни в одной форме групповой идентификации»25. Иными словами, общества более нет, а значит нет и истории.
Таким образом, можно констатировать, что ситуация цивилизационного перехода сопровождается соответствующим изменением типа памяти от исторического, служащего коллективной идентификации социума в историческом пространстве, к иному типу памяти, который служит идентификации индивидуума во всем пространстве культуры. Сохраняется ли нравоучительная функция научного исторического знания в ситуации постмодерна?
В последние два-три года в российской историографии активно ведется дискуссия о соотношении микро- и макроистории.
И Гегель объясняет это следующим образом: «В каждую эпоху оказываются такие особые обстоятельства, каждая эпоха является настолько индивидуальным состоянием[выделено мной. — М. Р.], что в эту эпоху необходимо и возможно принимать лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния»39. Фактически речь идет все о том же столь необходимом контексте. К этой проблематике обращается Ю. Л. Бессмертный и размышляет о возможностях интеграции микро- и макроподходов''0. Мне глубоко импонирует подход Бессмертного, который, с одной стороны, утверждает, что неверно сводить микроисторию к «относительно малой величине исследуемого объекта, позволяющей изучать его предельно интенсивно, со всеми возможнь(ми подробностями, во всех его возможных связях и взаимодействиях». Поэтому часто используемые образы: «использование микроскопа», «сужение... поля наблюдения», «уменьшениемасштаба», «сокращение фокусного расстояния исследовательского объектива», — некорректны. С другой стороны, Бессмертный формулирует свое определение микроисторического подхода и говорит о нем «как об "истории в малом" (а не "истории малого"), или же как об истории индивидуального опыта конкретных участников исторических процессов (а не истории "условий их деятельности")...».
Подведем итоги: ♦ европейской культуре нового времени свойствен исторический тип мировосприятия, порождающий потребность научного исторического знания — в научной теории исторического процесса; ♦ на протяжении ХУШ-Х1Х вв. формируются основные социокультурные функции исторического знания: давать научно выверенные нравоучительные примеры, служить основой законотворчества и выработки политических решений, формировать социальную идентичность; ♦ с конца 60-х годов отчетливо проявляется ситуация цивилизационного перехода, получившая название «постмодерн» и характеризуемая кризисом исторического метарассказа; ♦ кризис метарассказа ведет к трансформации социокультурных функций научного исторического знания, к смещению центра тяжести от социально-политических к индивидуально-психологическим задачам исторической науки, что обусловливает изменение взаимоотношений научного знания и массового исторического сознания; ♦ кризис исторического метарассказа связан с индивидуализацией исторического знания, что обусловливает в свою очередь нарастание дезинтеграционных тенденций в социуме; ♦ преодоление кризиса метарассказа возможно путем методологической рефлексии, позволяющей провести деконструкцию исторических теорий и на этой основе понять степень их пригодности в современной социокультурной ситуации. МЕТАНАРРАЦИЯ (или "метаповествование", "метарассказ", "большая история") - понятие философии постмодернизма, фиксирующее в своем содержании феномен существования концепций, претендующих на универсальность, Как правило, Метарассказ основан на идеях Просвещения: "прогресса истории", свободы и рационализма. Постмодернизм рассматривает М. как своеобразную идеологию модернизма, которая навязывает обществу и культуре в целом определенный мировоззренческий комплекс идей; ограничивая, подавляя, упорядочивая и контролируя, они осуществляют насилие над человеком, его сознанием. В силу этого постмодернизм подвергает сомнению идеи модернизма, его систему ценностей, настаивая на игровой равноправности множества сосуществующих картин мира, провозглашает "закат Метарассказа." В своей основе модерн базируется на идеях М. рационализма, Прогресса истории, сциентизма, антропоцентризма, свободы, легитимности знания. Данные представления, доминирующие в то время в культуре, - М. - утверждали нормативный образ будущего, конструировали историю, задавая ей определенный вектор развития. М. предлагают субъекту истории различные мировоззренческие установки, способствуя формированию общественного мнения, порой искажая наше представление о действительности. Господство М. в то время свидетельствует о доверии субъектов к идеям Просвещения, Прогресса. Так, рационализм вселил в человека веру в разум, науку, освободив от суеверий, вследствие чего мир стал доступным для осмысления и трансформации, более "прозрачным" в силу его "расколдовывания" (М.Вебер). История понималась как Прогресс, стремление к достижению совершенства. Исторический процесс наделялся разумностью, обладая собственной логикой, представлял собой взаимосвязь эпох, периодов, традиций. Наиболее прогрессивной была установка на изменение статуса человека, утверждение его самоценности (Ж.Ж.Руссо). "Постмодернистская наука создает теорию собственной эволюции как прерывного, катастрофического, не проясняемого до конца, парадоксального процесса. Постмодернизм, отказываясь от "больших историй", или М., предлагает "малые истории": открытые, цель которых игра, случай, анархия.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 612; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |