Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Терминология (понятийный аппарат)
ИСТОРИЯ, и, ж. [греч. historia рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано]. Процесс развития в природе и обществе. Наука о развитии человеческого общества.
Историк — 1) специалист по истории; 2) разг.учитель истории.
ПРОЦЕСС, а, м. [нем. Prozess < лат. рrоcēssus продвижение вперед]. 1. Ход, развитие какого-н. явления, последовательная смена состояний в развитии чего-н.
ТЕОРИЯ, и, ж. [нем. Theorie < греч. theōria наблюдение, исследование]. 1. мн. нет. Система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. Т. мертва без практики. 2. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-н. науки, а также совокупность правил в области какого-л. мастерства. Т. вероятностей. Шахматная т. Ср. доктрина, концепция1. 3. Сложившееся у кого-н. мнение, суждение, взгляд на что-н. У него на этот счет своя т. Гносеоло́гия (от греч. γνώσις — «знание» и λόγος — «учение, наука»); эпистемоло́гия (от греч. επιστήμη, «знание» и λόγος — «слово, учение») — теория познания, раздел философии. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XIX в.; термин «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй. ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis - государственный, гражданский) - в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, могущее обозначать: 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени; 2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству" (Морган);
Историцизм, а, мн. нет, м. [< греч. — см. история] - Принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени и закономерно развивающейся. Складывается на рубеже 19-20 вв. Историчный — отвечающий духу историзма, исторически точный.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - концепция в составе философского знания, нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания. Строя модель исторического процесса, Ф.И. разрабатывает определенную трактовку специфики исторической реальности, смысла и цели истории, основных движущих сил истории и механизмов их действия, соотношения исторической необходимости и человеческой свободы, единства и многообразия истории и т.п.
ПАРАДИГМА, ы, ж. [нем. Paradigma, фр. paradigme < греч. paradeigma пример, образец]. Система представлений, основных концептуальных установок и т. п., характерная для определенного этапа развития науки, культуры, цивилизации в целом.
ПРИНЦИП, а, м. [нем. Prinzip < фр. principe < лат. prīncipium основа, начало]. 1. Основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки и т. п. 2. Убеждение, взгляд на вещи. Держаться твердых принципов. (В принципе— в основном, в общем.) МЕТОД: 1. Способ теоретического исследования или практического осуществления чего–н. Новые методы в медицине. Поточный м. производства. 2. Способ действовать, поступать каким–н. образом, приём (в 3 знач.). М. воздействия, внушения.
ИСТОРИОГРАФИЯ,и, ж. [< история + графия]. 1. Наука, изучающая развитие исторических знаний. Историограф — специалист по историографии. Историографический — относящийся к историографии. 2. История изучения какой-н. проблемы.
ПРАГМАТИЗМ: 1. Направление в философии, отрицающее необходимость познания объективных законов действительности и признающее истиной лишь то, что даёт практически полезные результаты. 2. В исторической науке: направление, ограничивающееся описанием событий в их внешней связи и последовательности без раскрытия закономерностей их развития. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ ( лат. prōvidentia провидение] - Религиозно-идеалистическое представление о ходе исторических событий как обусловленном не их внутренними закономерностями, а волей провидения.
РАЦИОНАЛИЗМ, [нем. Rationalismus < лат. ratiōnдlis разумный] - 1. филос. Направление в теории познания, признающее (в противоп. эмпиризму) разум решающим или даже единственным источником истинного знания. 2. перен. Рассудочное отношение к жизни.
В своей речи на тему "История и естествознание", произнесенной 1 мая 1894 г. при вступлении в должность профессора Страсбургского университета, Виндельбанд : Существует два основных типа наук: 1) те, которые отыскивают общие законы, и, соответственно, господствующий в них тип познания и метода именуется "номотетическим" (основополагающим). 2)науки, которые описывают специфические и неповторимые события. Тип познания и метода в них — идиографический (т.е. фиксирующий индивидуальное, особенное). Эксплицитнаякультура - элементы культуры, полностью осознаваемые членами общества и выявляемые в процессе непосредственного наблюдения с помощью опроса. Имплицитная культура - элементы культуры, само собой разумеющиеся, но не осознаваемые членами общности, труднодоступные непосредственному наблюдению и вербальному выражению. Имплицитная культура объясняется на основе углубленного анализа и интерпретации данных. НАРРАТИВ (англ. и фр. narrative - рассказ, повествование) - Термин заимствован из историографии, где возникает в рамках концепции "нарративной истории", трактующей смысл исторического события не как фундированный объективной закономерностью исторического процесса, но как возникающий в контексте рассказа о событии и имманентно связанный с интерпретацией понятие, связанное с повествованием, изложением и используемое в целом ряде гуманитарных наук: сюжетно-тематическая картина, сюжетная линия; особенно характерно для философии постмодерна. Нарративом мыслится всякий текст (включая невербальный), сообщающий о каком-либо событии или о цепи событий и задающий самой последовательностью изложения, расстановкой акцентов и т.п. ту или иную интерпретацию сообщаемого. Такие высказывания имеют место не только в художественной литературе, где они лучше всего изучены, но и в любой другой сфере человеческой культуры: свои нарративы характерны для религиозного дискурса, дискурсов воспитания и образования, науки, публицистики, политики, масс-медиа и т.п. (например, в картографии: в советских исторических атласах всегда показывался «ход коллективизации» в СССР, т.е. события укладывались в совершенно определенный исторический нарратив; однако те же события, но показанные как «массовые репрессии против крестьянства», представляют совсем другой, противоположный, нарратив истории). Термин заимствован из историографии, где возникает в рамках концепции "нарративной истории", трактующей смысл исторического события не как обоснованный объективной закономерностью исторического процесса, но как возникающий в контексте рассказа о событии и имманентно связанный с интерпретацией (например, работа Тойнби "Человечество и колыбель-земля. Нарративная история мира", 1976). Во всех случаях своего функционирования в культуре наррация неизбежно сопровождается интерпретацией того события, о котором рассказывается. При этом никакая интерпретация не бывает свободной от идеологии общества и его имплицитных мифологических представлений. Самыми влиятельными теоретиками теории нарратива являются французский философ Жан-Франсуа Лиотар и американский литературовед Фредрик Джеймсон. Согласно этой теории, мир может быть познан только в форме "литературного" дискурса: даже представители естественных наук (например, физики) "рассказывают истории" о ядерных частицах. При этом все, что репрезентирует себя как существующее за пределами какой-либо истории (структуры, формы, категории), может быть освоено сознанием только посредством повествовательной фикции, вымысла: мир открывается человеку лишь в виде историй, рассказов о нем.
Бифуркация – (от лат. bifurcus - раздвоенный) (мед.), разделение трубчатого органа (сосуда или бронха) на 2 ветви одинакового калибра, отходящие в стороны под одинаковыми углами. Вопросы 1. Каковы, по мнению Джона Тоша, наиболее распространенные заблуждения массового исторического сознания? А по вашему мнению? 2. Назовите основные характеристики научного исторического знания. 3. Каков механизм воздействия научного исторического знания на массовое историческое сознание? А массового исторического сознания на профессиональную историографию? 4. Какие признаки цивилизационного перехода от модерна к постмодерну вы можете назвать? 5. Как меняются задачи исторической науки в ситуации постмодерна? 6. Как соотносится микро- и макроистория? Какие точки зрения на эту проблему вам известны? Какая из них кажется наиболее корректной?
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 569; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |