Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Политические учения Средневековья

 

Политическая мысль средневековья также пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти — одно из основных требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности и покорности властям: «отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». Раннехристианские апологеты (Афиногор, Тертуллиан и др.) призывали христиан повиноваться государственной власти

Наиболее развитое учение об общественном устройстве в эпоху средневековья предложили Августин Аврелий (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1224-1274 гг.). Епископ Иппонийский Августин выдвинул учение о двух градах: божественном и человеческом. Согласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих «градов». Человеческий град — это град проклятых Богом людей, нечестивцев, которые обречены на погибель. Град божий или Божье царство образуют праведники, которые предопределены к спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви «град Божий» реализуется через деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в средневековье идея господства церкви над государством, духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах папы Римского на власть, его право назначать и смещать государей.

Доминиканский монах Фома Аквинский учил, что повиноваться властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны духовной властью. Если же власть просто завоевана, отобрана у законного правителя, то всякий вправе ей сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться распоряжениям властей, если они предписывают греховные деяния.

Фома Аквинский был сторонником монархии. Однако он различал два типа монархии: абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней, так как в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.

В период средневековья проблема искусства управления рассматривалась арабскими мыслителями. Среди них особое место занимал философ аль-Фараби(X в.), который продолжил традицию Аристотеля и дал свой проект идеального общества. По его мнению, существует 5 слоев населения в идеальном государстве: 1) мудрецы; 2) люди религии (летописцы, чтецы, поэты); 3) люди счета (врачи, астрологи, геометры); 4) воины; 5) крестьяне. Идеальное государство возглавляет правитель-философ.

Другой арабский мыслитель ибн-Хальдун (XIV в.) большую роль в жизни общества отводил климату. Он считал, что жители юга менее развиты, чем северяне. Поскольку северяне тратят свою энергию на поиск еды, изготовление одежды, оружия, а южане пользуются тем, что дает им природа. Очень интересной была идея о природе могущества государства. Согласно ибн-Хальдуну, каждое государство испытывает кризис и упадок спустя 70-120 лет своего развития, когда сменяются три поколения людей.

Для первого поколения была характерна простота правления и относительное равенство. Для второго поколения была характерна роскошь и дифференциация, которая вела к конфликтам, которые, в свою очередь, приводили к необходимости набора наемников для охраны порядка. Для третьего поколения были характерны деградация и распад.

В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Николо Макиавелли(1469-1527 гг.). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства.

Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами.

Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость — вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетается демократический, аристократический и монархический элементы власти.

Он впервые ввел в оборот понятие «государство». Для него главной целью было создание государства. Во имя его создания можно использовать любые средства. Во имя государства можно нарушить и мораль и религию. Конкретные поступки государя должны оцениваться, согласно Макиавелли, не в соответствии с моралью, а в соответствии с их конечным результатом. Основой власти в государстве служат хорошие законы и хорошая армия.

Другой европейский философ эпохи средневековья - Жан Боден - большое внимание уделял вопросу политики и государственной власти. Он дал полный анализ понятия «государство». Ячейкой государства выступает семья. Жан Боден практиковал государство как институт, которому должны быть преданы все граждане. Наилучшей формой правления Жан Боден считал монархию. Особенно необходимы монархи в больших государствах.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Политические учения Древнего мира | Политические ученья Нового и Новейшего времени

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 198; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.