Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Функции и легитимность власти

 

Власть имеет определенную градацию и формы. Политологи выделяют такие формы власти – политическую, экономическую, судебную, военную, идеологическую, семейную. Субъекты власти – это носители власти, активно действующая величина в политике, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения и указания. Объекты власти – явления, предметы, органы, учреждения, на руководство которыми направлена деятельность властей.

Власть имеет свои функции и характерные черты.

1. Власти присущ суверенитет. Это означает, что властвующие функции реализует только данный властвующий субъект.

2. Власть имеет широкий набор средств осуществления. В зависимости от конкретных обстоятельств, различных целей власть использует различные средства. К ним относятся: издание законодательных актов, широкие обещания, подкуп, принуждение.

3. Власть имеет свои границы. Власть утверждается и проявляется при наличии определенных объективных факторов, которые являются ее источником и ресурсами. Здесь следует выделить социальные интересы, которые являются питательной средой, побуждающей к активным действиям по завоеванию власти. Также необходимо выделить материальную базу, поскольку для того, чтобы властвовать, необходимы определенные материальные ресурсы, денежные средства.

Частично эти средства создаются еще до прихода к власти. Немалую роль играет уровень политической культуры, поскольку он позволяет знать возможные пути развития общества, осведомленность о программах различных политических партий и реальных делах реализации программ партий. Политическая культура может складываться сознательно – путем пропаганды, и стихийно – путем повышения цен, дефицита товаров.

Американский политолог Гофлер выделил три важных источника власти: силу, богатство и знания. При этом, сила имеет как позитивные, так и негативные средства стимулирования. Знания придают власти наибольшую эффективность, являясь прочной основой, и богатство имеет как позитивные, так и негативные средства стимулирования.

Легитимность власти – это признание народом правомерности, занятости ее инструментов и механизмов деятельности, а также способов избрания. Легитимность означает «законный», от слова legitimus. Во все времена легитимность рассматривалась как залог стабильности общества. Легитимность не является постоянным явлением. В определенных условиях может произойти кризис легитимности. Среди факторов, вызывающих кризис легитимности выделяют:

1) изменения в системе власти;

2) преобразование социальных структур;

3) утрата консенсуса в принятии решений;

4) обострение социальной напряженности.

Пути преодоления кризиса легитимности включают своевременное общественного мнения, реализацию принципа разделения властей и обеспечения прогресса экономической сферы.

Дееспособность и авторитет власти во многом зависят от её легитимности, которая является её основным, стратегическим ресурсом. Легитимность – это законность, согласие, взаимное доверие в отношениях общества, народа и политической власти, состоящее в признании её права на руководящую роль. Легитимность включает в себя два компонента: мнение народа (или, по крайней мере, значительной его части) о законности данной власти, с одной стороны, и осознание правящими верхами своего права на власть, с другой.

Облеченные властью должны опираться не только на санкционированное законом физическое принуждение, но и должны убедить подданных (народ) в собственной необходимости, оправдать свои позиции и действия. Условно говоря, ситуация подобна театральной, где «королеву, кроме неё самой, играет окружение». Нельзя властвовать без подчинённых. Согласно М. Веберу, легитимность – это не только законность данной власти с формально-юридической точки зрения, а скорее – явление социальной психологии, состоящей в принятии обществом данной политической власти или, как минимум, пассивном повиновении ей. Так вновь возникающие режимы (революция, военный переворот и т.п.) могут стать легитимными, если обеспечат себе поддержку значительной части общества. В связи с этим сама природа легитимности, её источники и способы обеспечения могут быть весьма различными, в зависимости от культурного уровня, традиций, психологии населения.

Каким образом власть приобретает легитимность? В свое время М. Вебер выделил три возможности:

1. Благодаря традиции. В силу того, что «всегда» (с точки зрения подданных) была легитимной. Власть имеет традиционный характер в тех случаях, когда она освящена авторитетом издавна существовавших патриархальных установлений, а также религиозными нормами. Такой способ легитимации характерен для монархии.

2. Как рационально-правовая власть, существующая там, где лицам, стоящим у власти, повинуются в силу признания правомерности законов, благодаря которым они пришли к господству. Этот тип власти основан на вере в силу права, закона.

3. Как харизматическая власть, основывающаяся на вере в руководителя, вождя, которому приписываются великие, иногда сверхвыдающиеся личные качества: в ряде случаев возможен элемент обожествления (например, когда речь идёт о религиозном пророке), а может случиться, что такая вера возникает в результате проявления исключительных талантов. Харизматический тип легитимной власти строится на безоглядном доверии вождю, слепом подчинении, замешанном на страхе и чувстве самосохранения.

В современных обществах выделяется в основном два типа легитимности: либерально-демократический и вождистско-плебисцитарный. Демократическая легитимность основана на первичности прав и свобод человека, выборности центральных органов власти, конституционной ограниченности сферы деятельности государства, равноправии всех политических сил, действующих в рамках конституции. Либерально-демократическая легитимность – итог долгой социокультурной эволюции общества, превращения гуманистических принципов равенства, свободы, солидарности, справедливости в устойчивые черты образа жизни общества.

Вождистско-плебисцитарная легитимность характерна для авторитарных и тоталитарных режимов. В их основе лежат традиции, опора на власть лидера, партии, армии. Очевидно, нельзя категорически утверждать, что этому типу легитимности совсем чужды демократические моменты. Здесь может признаваться право большинства, некоторые демократические принципы могут распространяться на деятельность партии. Однако по сути вождистско-плебисцитарная легитимность только внешне, атрибутивно демократична. В её основе постоянная поддержка установившегося режима власти подавляющим большинством народа, основанная на признании особых заслуг партии, особенно её вождя. Подобная легитимность возникает и постоянно подпитывается официально насаждаемыми представлениями об особом, историческом предназначении существующей власти, как условия и единственной возможности успешного развития общества, прорыва к светлому будущему. Крепость власти, режима, в конечном счете, зависят от того, насколько оправдываются провозглашённые обещания, достигаются намеченные цели.

Если вождистско-плебисцитарная легитимность устойчива, передаётся от поколения к поколению, значит она адекватна культуре данного общества. Но как показывает исторический опыт, рано или поздно эта форма узаконения власти всё же приходит в упадок, наступает застой и зреет, формируется потребность в другой, либерально-демократической легитимности.

Смена одного типа легитимности другим – сложный, противоречивый и длительный процесс. Там, где только начинают основываться демократические процедуры легитимности, может наступить нестабильность, частая сменяемость правящих политических сил, быстрая смена правительств, неустойчивость политического курса. Это в общем нормальное явление при переходе от тоталитарно-авторитарного правления к либерально-демократическому. Однако всё это допустимо в определённых пределах, так как анархия, беспорядок, неуправляемость не приближают демократию, а отдаляют её, подвергают общество таким испытаниям, которые оно может и не выдержать. История свидетельствует, что любая легитимность противостоит анархии, гражданской войне, войне законов, параду суверенитетов. В условиях цивилизованных социальных отношений важнейшей стороной легитимации является правовое урегулирование и практическое осуществление смены партий и высших должностных лиц у власти. Это прежде всего – соблюдение сроков всеобщих выборов, пребывание на посту президента; уход правительства в отставку при неодобрении его политики, уход деятелей с политической арены (хотя бы временный) по этическим соображениям. Только власть, строго соблюдающая нормы права и «правила игры» получает легитимность в глазах народа, который готов поддержать её без угрозы применения силы. Легитимность всегда связана с соблюдением строгой политической ответственности государственных и общественных деятелей перед своими гражданами, а не только перед парламентом или избирателями своего округа.

Говоря о легитимности власти следует помнить, что это тонкая и почти неуловимая материя. Здесь важно всё: от средств массовой информации, общей и политической культуры населения, уровня его благосостояния до традиций, привычек, стереотипов поведения, фольклора и … слухов. Правящие круги стремятся при этом сформировать и внедрить в массовое общественное сознание образ справедливой власти под стать им самим.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Структура власти | Власть в Украине

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 265; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.