Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Политическая мысль на Древнем Востоке и в эпоху античности

Прежде чем стать настоящей наукой, политология прошла очень длительный путь развития, который можно разделить на этапы.

Древний Восток.Наиболее влиятельной доктриной в истории политической мысли Китая являлось конфуцианство, основоположником которого явился Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Изречения мыслителя собраны его учениками в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»).

Трактуя государство как большую семью (где власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям старших и младших), Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, предполагающую полное отчуждение населения от участия в управлении государством. Он утверждал, что деление людей на «высших» и «низших» не может быть устранено. Он выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция – это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать на государственную службу. «Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться».

Основная добродетель подданных, по Конфуцию, состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим», в соблюдении ритуала. Общим принципом взаимоотношений между людьми был принцип «не делай другим того, чего не желаешь себе».

Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Крупнейший представитель легизма Шан Ян (ок. 390-338 гг. до н. э.) – инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Книга правителя области Шан».

На административные посты Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей. Деловые качества при этом не учитывались. Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование – слепо повиноваться государю.

В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана. Шан Яну не известны представления о правах граждан, их законных гарантиях и т.п. За малейший проступок, убеждал Шан Ян, следует карать смертной казнью.

Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной власти, способной объединить Китай путем захватнических войн.

В II-I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая.

Античность.Развитие античного политического знания связано с Древней Грецией и Римом. Политическая мысль здесь также выражалась в философской форме. Древнегреческие и древнеримские философы разрабатывали концепции идеального общественного и государственного устройства.

Первым из известных мыслителей Древней Греции был Платон (428-348 гг. до н. э). Основная работа – «Государство». Платон является автором концепции идеального государства. По Платону, оно состоит из трех сословий: философы-мудрецы (только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан); воины (на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства); ремесленники и земледельцы (их задача – обеспечить снабжение государства необходимым).

Идеальной форме государственного правления - аристократии - Платон противопоставляет четыре «неправильные»: тимократию (власть честолюбцев), олигархию (власть немногих, как правило, богатых), тиранию и демократию.

Учеником Платона был еще один крупный философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.), автор термина «политика». Его главным произведением является трактат «Политика».

Главная цель политики по Аристотелю – достижение общего блага (справедливости). Согласно Аристотелю, «человек по природе своей – существо политическое, а тот, кто в силу природы, а не в силу случайных обстоятельств, живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек».

Государство Аристотель рассматривает как продукт естественного развития общества, результат механического объединения семей. Он проводит классификацию форм государственного правления по принципу: «правильные» - «неправильные» (критерием правильности при этом выступает их возможность служить всеобщему благу). Первые - это те, в которых власть преследует общественные интересы (монархия, аристократия, полития).

 

  Правление одного Правление нескольких Правление многих
В корыстных интересах тирания олигархия демократия
В интересах народа монархия аристократия полития

 

Во вторых (тирания, олигархия, охлократия) властители используют власть корыстно. Идеальной формой государственного правления Аристотель считал политию.

Определенный вклад в развитие политической мысли внесли и древнеримские ученые, например, Цицерон(106-43 гг. до н.э.). Он дает такую формулировку сущности государства: «государство (республика) есть дело народа». Цицерон исходит из убеждения, что политика является результатом «разумной установки» действовать в соответствии со справедливостью. Справедливость есть конституция и законы, которые сами люди должны заставить уважать, так как это их «общее дело».


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Функции политологии. Политология выполняет множество функций | Политическая мысль эпохи Средневековья (V-XIV вв.)

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 148; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.