Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




История кваса


«Им квас как воздух был потребен». А. С. Пушкин

Русский квас - один из лучших безалкогольных напитков. По вкусовым и пищевым качествам он не имеет себе равных. Изобретенный более тысячи лет назад, квас пользуется заслуженной популярностью и в настоящее время.

На Руси первое письменное упоминание о квасе относится к 989 году, когда киевский князь Владимир обратил своих подданных в христианство. В летописи по этому поводу было написано - "Раздать народу пищу, мед и квас".

Ещё лет 20 назад бочка с квасом, окружённая людьми с банками и бидонами, была привычной деталью летнего городского пейзажа. Хорошо утоляющий жажду напиток с удовольствием употребляли солидные мужчины и уважали домашние хозяйки, решавшие проблемы обеда и ужина с помощью окрошки на квасе. Дети разных поколений обожали квас "по 3 копейки": тогда же на нашем рынке пепси, кока-колы и фанты просто не было.

Ещё в начале нашего века в деревнях употребляли квас с хлебом, редькой и луком в постные дни 3 раза в день, а в мясоед - 2 раза.

Само слово «квас» безусловно русского происхождения и означает «кислый напиток». Однако объективности ради отметим, что еще 8 тысячи лет назад нечто похожее на квас — напиток из зерен ячменя, что-то среднее между современным квасов и пивом — умели готовить древние египтяне.

Фруктовые кваски знал и древний Вавилон, да не привилось это в Междуречье — не понравилось, что ли, каким-то очередным завоевателям: ассирийцам ли, мидянам, персам, македонцам — поди разбери.

Такие известнейшие исторические личности, как Геродот, Плиний Старший и Гиппократ, прославившиеся во времена античности, оставили описание напитков, которые очень близки к квасу. Больше того, Гиппократ указывал на их целительные свойства.

 

Первые квасы делались из различных видов зерновых: ржи, ячменя, овса, пшена. Рецептов в то время было около тысячи! Квас старинный с мятой и изюмом, русский квас на ржаном и дроблёном ячменном солоде, северный квас из ржаной муки грубого помола, муки из исландского мха и черносмородиновых листьев, квас белый, красный, сухарный, крепкий, квас окрошечный, имбирный, калиновый, малиновый, из земляники, вишни, груш... Квас делали разный, в зависимости от местности, климата, времени года, достатка в семье и вкусов хозяев.

Нужно, чтобы квас был в каждом доме и постоянно. Из литературных источников известно, что искусством приготовления вкусных, острых, душистых "щекочущих" квасов восточные славяне владели еще задолго до образования Киевской Руси. Народные мастера создали множество разновидностей кваса. Даже основные из них трудно перечислить. Наличие кваса указывало на благополучие в доме, на крепость и устойчивость быта. Впомните поэму Сергея Есенина "Анна Снегина", где он пишет: "У каждого крашены ставни, по праздникам мясо и квас". А.С.Пушкин так выразил ценность кваса: "Им квас как воздух был потребен".

В прошлые века русский человек не мог обойтись без кваса. Квас пили во время работы, после работы, перед и после еды. Квас был напитком каждого дня.

 

Сколь широко было распространено квасоварение в России, свидетельствует работа врача Л. И. Симонова, изданная в 1898 г., в которой автор писал: «... Варение кваса распространено у нас так же, как и хлебопеченье: его варят в мужицких, мещанских, купеческих и барских хозяйствах, в монастырях и солдатских казармах, госпиталях и больницах; в городах существуют квасоварни и квасовары, приготавливающие квас для продажи. Врачи наши считают квас гигиеничным и полезным напитком не только для здоровых, но и для больных. В последнее время врачи начинают обращать внимание на русский квас и рекомендовать его Западной Европе».

Достоинства хлебного кваса обусловлены наличием в нем экстрактивных и ароматических веществ, образующихся в квасе на различных этапах его приготовления — настаивании, брожении и т. п. Благотворное влияние кваса на процессы пищеварения у человека объясняется присутствием молочнокислых бактерий, благодаря которым при сбраживании образуется молочная кислота. Поэтому квас вызывает такое же действие, как и кисломолочные продукты: простокваша, кефир, ряженка, варенец и пр. Хлебный квас питателен, в нем содержатся легкоусваиваемые сахара, витамины и другие вещества.

Квас повышает аппетит, обладает высокой энергетической ценностью. Вкус кваса производил на иностранцев, бывавших в России, неизгладимое впечатление. Вот как писал о квасе знаменитый Казанова: "У них есть восхитительный напиток... он намного превосходит константинопольский щербет. Это лёгкий, приятный на вкус и питательный напиток, который, к тому же, весьма дешёв." Кстати, таковым квас остался и сейчас. Не случайно рецептами русского кваса заинтересовались во многих странах Западной Европы. На международном конкурсе, проходившем в 1975 году в Югославии, русский квас (из Москвы) получил оценку 18 баллов, а известный напиток кока-кола только 9,8 балла.

Дрожжи-сахаромицеты и молочнокислые бактерии обогащают хлебный квас витаминами В,, В2, РР, В, молочной кислотой. Поэтому квас прекрасно утоляет жажду, бодрит, освежает, он вкусен и ароматен. Эти достоинства хлебного кваса определяют и различный характер его употребления. Квас утоляет жажду при изнуряющей жаре, восстанавливает силы и повышает работоспособность при больших физических нагрузках, при работе в поле. Квас любят в очень вкусном и освежающем русском национальном блюде — окрошке, часто применяли его и в другом блюде российской кулинарии — ботвинье. Пьют квас и как хороший десертный напиток. При потреблении вкусного «добротного» и «щекочущего» хлебного кваса не появляется желание пить крепкие спиртные напитки и опьяняющее пиво.

О ценности кваса говорят народные пословицы и высказывания. Вот некоторые из них:

"Квас, как хлеб, никогда не надоедает"
"Русский квас много народу спас"
"И худой квас лучше хорошей воды"
"Щи с мясом, а нет - так хлеб с квасом"
"Кабы хлеб да квас, так и все у нас"

Сегодня можно приготовить квас из готовых концентратов - сухого кваса и жидкого сусла. Чтобы ускорить брожение, в готовящийся квас нужно добавить немного изюма.

Петровский квас
Ржаные сухари - 500 г. Дрожжи - 40 г. Сахарный песок - 200г. Изюм - 50г. Побеги свежей мяты - 5-10 шт. Листочков черной смородины - 3 шт. Вода - 4 л.
Хлеб нарезать ломтиками и подсушить в духовке до темно-коричневого цвета. Сухари залить кипятком и дать настояться в тепле 3-4 часа. Сусло процедить через несколько слоёв марли, добавить сахар, разведенные в стакане дрожжи, мяту, листья смородины и, накрыв посуду тканью, дать квасу настояться в тёплом месте 10-12 часов. Затем сусло нужно снова процедить, разлить по бутылкам и поставить в холодильник. Через трое суток квас готов.


С одной стороны, квас в дореволюционной России был напитком каждого дня. Квас пили во время работы, перед и после работы. С другой, с квасом на Руси всегда были связаны различные поверья, приметы. Квас фигурировал во многих народных обрядах и даже магических ритуалах. Что говорит о том, что к квасу на Руси всегда было особое отношение.

Квас готовили в поминальные праздники, на свадьбу, рождение ребенка. В Полесье на Радуницу квас в составе других кушаний носили на могилы близких. На Смоленщине на сороковой день после смерти варили квас или брагу и готовились к «отпуску» души на «тот свет».

У русских накануне свадьбы в обряде мытья невесты в бане девушки лили на каменку квасом с хмелем, остатки которого потом допивали. После венчания родители жениха встречали молодых хлебом и квасом (соль появилась в обряде значительно позже).

Угощение квасом у славян связывалось с магией плодородия. В Смоленской губернии в первый день свадьбы, еще до венчания, жених и невеста сначала переливали квас из одного ведра, поставленного посреди комнаты, в другое. Затем дружка, держа молодых за руки, трижды обводил их вокруг ведер с квасом и сажал за стол.

Хлебный квас имел так же значение оберега. На Руси верили, что пожар, вызванный молнией, можно потушить только молоком или квасом, но отнюдь не водой. А, чтобы огонь такого пожара не распространялся дальше, в пламя бросали обруч с квасной шайки.

В качестве магического и лечебного средства использовался квас с солью или квасная гуща, оставшаяся после приготовления напитка. При трудных родах роженице давали выпить квасной гущи или солода. Отелившейся корове для того, чтобы скорее отошел послед, также давали квасную гущу, ячмень или ячменный солод.

В Белоруси новорожденному перед первым купанием вливали в рот немного кваса, чтобы он не боялся простуды. Прикладыванием соленой квасной гущи лечили болезнь пальцев, называемую в народе «ногтоедой».

На Украине особенно действенной против болезней, вызванных дурным глазом, считалась соль, смоченная гущей кваса и пережженная в печи на раскаленных угольях в чистый четверг.

В Сибири, чтобы в молоке было больше сливок, молочный горшок мыли кислым Квасом с солью и ставили в печку.

Известны так же запреты на приготовление кваса. В Купянском уезде Харьковской губернии верили, что после Пасхи русалки выходят из воды и, появившись в домах, купаются в хлебном квасе, если он сварен в четверг. В Обоянском уезде той же губернии царской России квас не делали в понедельник, чтобы черт не выкупал в нем своих детей. В квасе, в молоке и других напитках, по поверьям украинцев, купаются черти, которым уже нельзя купаться в освященной спасителем воде…

Принято считать, что искусству приготовления кваса нас научили греки. Тем не мене некоторые историки находят подтверждения тому, что квас — исконно славянский напиток, следы которого находят при раскопках городов южного Урала, датируемых многими сотнями лет до нашей эры. Документально же первые свидетельства об употребление кваса можно найти в летописях монаха Нестора, где говорится, что при крещении Руси (X век) всех угощали овощами, пивом, медом и квасом. Это может означать только то, что квас был известен и популярен уже задолго до этого события.Любовь к квасу на Руси не знала сословных границ: крестьяне пили его вместо воды, а бояре и прочая знать порой предпочитали квас заморским винам.В документах придворной Его Императорского Величества конторы сохранились контракты времен царствования Николая I (1825-1855) на поставку купцами и в погреба Зимнего дворца, и в пригородные резиденции (Царское Село, Гатчину, Петергоф) пива, меда и кваса.Известный путешественник и авантюрист Казанова, посетив Россию, записал о квасе следующее: «У них (русских — прим. переводчика) есть восхитительный напиток, который намного превосходит константинопольский щербет. Слугам, несмотря на всю их многочисленность, отнюдь не дают пить воду, но этот лёгкий, приятный на вкус и питательный напиток, который к тому же весьма дешев, так как за один рубль его дают целую бочку».Так что можно с уверенностью утверждать, что этот напиток был любим всеми слоями общества: его варили в монастырях и солдатских казармах, в госпиталях и больницах, в помещичьих усадьбах и крестьянских избах.Квас удивительно спасает от жажды, бодрит, обладает большой сытностью, улучшает обмен веществ, регулирует деятельность желудка, препятствует размножению вредных и болезнетворных микробов, благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему и при всём при этом от него нельзя захмелеть как, скажем, от пива.У Елены Молоховец в её знаменитом напутствии молодым хозяйкам говорится, что «наш русский квас является не только одним из самых здоровых и питательных напитков вообще, но и обладает он целебными свойствами, в особенности против чахотки».Квасом спасались от цинги, залечивали раны, использовали для создания ароматного пара в банях, а то и просто обливались — «для здоровья». Во время пахоты, сенокоса или заготовки дров крестьяне всегда брали с собою крынку доброго кваса, потому что именно он придавал сил и бодрости как никакой другой напиток.Квас был настолько популярен, что в «Энциклопедии питания» записано: «После воды в России наиболее распространенный напиток — квас... Мы даже думаем, что его пьют больше, чем воду...»

Иван Максимович Поддубный прославился как профессиональный боец и атлет. У спортсмена украинское происхождение: он родился в 1871 году в Красеновке Полтавской губернии. За спортивные достижения Иван получил прозвище Железный или чемпион Чемпионов.
В роду у Ивана были запорожские казаки, которые славились большой силой. По-видимому, эти физические способности передались мальчику по наследству. Кроме всего прочего, у Ивана был отличный музыкальный слух, он даже пел в воскресном церковном хоре.
Сызмала Иван работал вместе с крестьянами, а сильнее мальчугана на то время был только его отец, который тоже славился в селении богатырской силой и огромным ростом. Начиная с 1893 года, Иван работает портовым грузчиком на Крымском побережье, а через три года – приказчиком в фирме «Ливас».
В 1896 году на арене Феодосийского цирка Поддубный победил известных атлетов – Луриха, Разумова, Паппи и Бороданова. Это событие стало отсчетом его борцовской карьеры. Иван начал выступать на цирковой арене в роли атлета, орудующего гирями, а также борца. Начинал Иван Максимович Поддубный с русской борьбы на поясах, а впоследствии переключился на французскую борьбу. С гастролями объездил почти полмира: побывал в четырнадцати странах.
Иногда Поддубный мог проиграть отдельную схватку, но никогда не остался побежденным в турнирах. Иван Железный много раз становился чемпионом мира по классической борьбе среди профессионалов, в том числе и побеждал в Париже.
В 1916 году в Екатеринославле Иван Поддубный победил чемпиона Александра Гаркавенко: битва проходила в здании старого цирка у Озерки. А через пару дней Иван обошел в соревнованиях еще одного чемпиона – Ивана Заикина. Во время Гражданской войны Поддубный работал в житомирском и керченском цирках. В 1919 году в Бердянске одержал победу в битве с борцом махновской армии. Через год Поддубного арестовали и приговорили к расстрелу одесские чекисты, однако вскоре приговор отменили, а Ивана отпустили на свободу.
В течение года с 1923 Иван Поддубный работал в Госцирке, а затем несколько лет провел в гастролях за границей. Далее будет победа Поддубного в борьбе с Михаилом Куликовым – вологодским атлетом. За самовольничество борца арестовали органы НКВД: дело в том, что Поддубный вручную исправил в паспорте национальность на «украинец», а также интерпретировал свою фамилию в украинском варианте.
В семидесятилетнем возрасте Поддубный покинул ковер, а в послевоенные годы жил в такой бедности, что пришлось продать все награды. В городе Ейске установлен памятник Поддубному, а рядом находится спортивная школа его имени и музей.

Евпатий Коловрат – славный богатырь земли русской. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По сути Евпатий был обычным человеком, однако же его имя навсегда было вписано в русскую историю, и будет служить примером мужества и героизма для нынешней молодежи. Что же такого сделал Евпатий?

Подвиг Евпатия датирован 1238 года. В это не спокойное время, Русь начинала познавать всю сила татаро– монголов, и всю тяжесть последствий набегов кочевников. Было, ясно, что татары вскоре пойдут новым походом на Рязань. Понимая, что собственных сил для успешной обороны города у рязанцев мало, они послали Евпатия Коловрата искать помощи в соседних княжествах. Коловрат отбыл в Чернигов. В Чернигове его настигло известие о разорение родной земли монголами. Не медля ни минуты, Коловрат с малой дружиной (численность её в разных источниках оценена по-разному) спешно двинулся в сторону Рязани. К сожалению, город Евпатий застал уже разоренным и сожженным. Увидев развалины, Коловрат бросился в погоню за войском Батыя. Настигнув татар в окрестностях Суздаля, Евпатий дал бой неприятелю. Не смотря на малую численность отряда, русским удалось смять арьергард татар внезапной атакой. Батый был сильно удивлен всему, что произошло. Хану пришлось бросить в бой свои лучшие части. Батый просил привести ему Коловрата живым, однако Евпатий не сдался и мужественно бился с превосходящим по численности врагом. Тогда Батый послал к Евпатию парламентера, что бы спросить, чего хотят русские воины, - Евпатий ответил – умереть! Бой продолжался. В итоге монголам пришлось применить катапульты, и только тогда им удалось разрушить русский строй. Коловрат был убит. Батый, пораженный мужеством и героизмом русского воина, отдал тело Евпатия его дружине. Остальных воинов, за их смелость Батый велел отпустить, не причинив им вреда.

Евпатий Коловрат по – истине народный герой. Его подвиг нашел отражение в русском фольклоре, про него писали песни и стихи. Сергей Есенин не обошел в своем творчестве личность русского героя, воспев его подвиг в одном из своих произведений. В советские времена «Союзмультфильм», выпустил мультик – «Сказ о Евпатии Коловрате». В 2007 году, именем рязанского воеводы, была названа одна из улиц его родного города.

Вещий Олег – великий князь новгородский (с 879 г) и киевский (с 882 г). Объединил Русь, расширил ее границы, нанес первый удар по Хазарскому каганату, заключил выгодные для Руси договоры с греками, однако великому князю-жрецу даже не нашлось места на памятнике, посвященном тысячелетию Руси.

Н.М. Карамзин (1781-1826 г) о Вещем Олеге:
- «Мудростью Правителя цветут государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою… Древняя Россия славится не одним Героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное».

Дата рождения Олега неизвестна, датой смерти считается 912 год, но согласно Новгородской летописи Олег погиб в 922 году. Имя Олег (др-рус. Ольгъ) – по одной из версий происходит от скандинавского имени Helge, изначально Hailaga, что означает «святой». Но, по мнению Л.П. Грота связывать имя Олега со шведским «Helge» затруднительно по семантическим причинам. Значение «святой» противоположно по смыслу языческому прозвищу руского князя. Вещий – т.е. провидящий будущее, ведающий Древнюю Мудрость Богов и Предков.

Согласно летописям Олег был родственником Рюрика.
* Рюрик – новгородский князь, считается основателем государственности Руси, родоначальник династии Рюриковичей.
По одной из версий Рюрик – это родовое прозвище, связанное с соколом, которого русы называли также Рарог, Рариг (в славянской мифологии – огненный дух, связанный с культом очага). Согласно чешским поверьям, Рарога представляли в образе птицы или дракона с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, а также в виде огненного вихря. Возможно, образ Рарога генетически связан с древнеруским Богом Сварагом и руским Рахом (Страх-Рах руских заговоров, воплощение огневого ветра – суховея). Википедия – «Рарог»

Рюрик умер в 879 году, передав власть своему родичу Олегу, и оставив на попечение малолетнего сына Игоря (ок. 878-945) – отец Святослава Игоревича. Три года Олег строил крепости, заставы и корабли, собирал дань и обучал дружину.

В 882 году Олег спустился по Днепру к Киеву, где князьями были Аскольд и Дир (соплеменники Рюрка). Олег заманил их к своим ладьям и объявил:
- «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика». Предъявив наследника, малолетнего Игоря, Олег убил Аскольда и Дира, объявив Киев «матерью городам руским». Таким образом, Олег объединил северный и южный центры восточных славян, поэтому именно его, а не Рюрика нередко считают основателем Древнеруского государства.
Следующие 25 лет Олег расширял границы державы. Присоединил северян, древлян, радимичей. Готовил великий поход. В 907 году (6415 лето), снарядил Олег 2000 ладей по 40 воинов в каждой и выступил в поход на Цареград, оставив Игоря наместником в Киеве.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Кожаная обувь | Поход на Византию

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 331; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.