Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Гипотеза как форма творчестваГлава VII. ФОРМЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ. К научным формам мысли правомерно отнести проблему (вопрос), доказательство (опровержение), гипотезу и теорию, поскольку эти формы мысли и стимулируют научные исследования, и способствуют обоснованию получаемых ими результатов, и свидетельствуют о довольно сложном характере данных форм мысли, и, кроме того, являются формами опережающего познания. Конечно, к научным формам мысли следует отнести и принцип, закон, категорию и некоторые другие, но поскольку они по структуре своей могут соответствовать в одних случаях понятиям, в других случаях - суждениям, то они как бы и не требуют особого рассмотрения с формально-логической позиции, ибо чти формы мысли уже исследованы. Но если к ним подходить с содержательной их стороны, то Проблема(от греч. Problema – преграда, трудность, задача) необходимо возникающий в процессе научного познания вопрос(задача) или целостный комплекс вопросов (задач), решение которых представляет теоретический или практический интерес. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как процесс от постановки проблем к их решению, азатем к постановке новых проблем. 1-й этап. Постановка проблемы (осознание проблемы). Завершение творческого процесса - решение проблемы. Проблемы подразделяются на научные и рабочие. Научная проблема - это форма научного мышления. При постановке актуальным является ее обоснование. При разрешении проблемы реализуется две возможных ситуации: 1 - обострение проблемы; 2 - расчленение проблемы на более мелкие подпроблемы. Разрешение проблемы осуществляется в процессе мышления. Мышление - главный механизм в разрешении противоречия между проблемной ситуацией и результатом, следовательно, мышление - это процесс решения задачи творцом. В процессе мышления, решение проблемной ситуации (или задачи), как правило, возникает внезапно и независимо от предшествующей деятельности или опыта. Происходит озарение. Решение проблем (нестандартных задач) в любой сфере деятельности и есть процесс творчества. Творчество, создание существенно нового, создание новых полезных комбинаций, решение нестандартных задач, разрешение проблем – синонимы. Включенное в рассмотрение понятие "проблема" наиболее точно отражает моменты познания, т.е. переход от неизвестного к известному, от незнания к знанию и обратно.
Зарождение гипотезы начинается с идеи. Идея - это основная мысль, лежащая в базисе теоретической системы, ее логического построения и плана функционирования. Идея - это мысль, переходящая в действие. Идея включает формулировку цели и способ ее достижения. Идея возникает на основе существующего противоречия и направлена на его разрешение. Идея дает возможность организовать практическую деятельность, сделать ее целенаправленной и сформировать идеальный образ будущей вещи, объекта, процесса. Основное направление идеи - активизация и организация знаний на достижение требуемого результата. Идея - это основа синтеза знаний. Этап порождения идеи - кульминация всего творческого процесса. Под гипотезой в формальной логике понимают форму мышления, представляющую собой обоснованное предположение о причинах, свойствах или взаимосвязях каких-либо духовных или материальных явлений. Здесь необходимо отметить, что она, как правило, не сводится к какой-то одной форме мышления: понятию, суждению или умозаключению, а включает в свой состав все эти структуры. В зависимости от объекта исследования научные гипотезы можно разделить на общие, частные и единичные. Общая гипотеза — это форма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение, выдвигаемое с целью объяснения свойств или причин всего класса описываемых явлений. Примером общей гипотезы может служить предположение Демокрита об атомистическом строении вещества, которое впоследствии превратилось в научную теорию. Эволюционная теория Ч. Дарвина также является общей научной гипотезой. Частная гипотеза — это форма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение, выдвигаемое с целью объяснения свойств или причин части объектов, выделенных из класса рассматриваемых духовных или материальных объектов. Единичная гипотеза — это форма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение, выдвигаемое с целью объяснения свойств или причин единичных явлений. Например, врач использует единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для данного индивидуума необходимые ему медикаменты и их дозировку. Если гипотеза оказывается ложной, то эта ошибка может весьма печально сказаться на судьбе пациента. В ходе доказательства общей, частной или единичной гипотезы могут быть использованы вспомогательные предположения. Они применяются, как правило, в начале исследования. Их принято называть рабочими гипотезами, и они обычно не претендуют на теоретическую глубину. Значение рабочих гипотез в том, что они выполняют функцию первого систематизатора. В процессе оперативно-следственных действий выдвигаемые предположения называют версиями, которые являются разновидностью гипотез. Их можно разделить на общие, объясняющие все преступление в целом, частные, объясняющие некоторые группы юридических фактов и моменты правонарушения, и единичные, объясняющие отдельные, индивидуальные феномены. Гипотезы строятся тогда, когда возникает насущная потребность понять ряд новых явлений, которые нельзя объяснить с позиций имеющихся ранее научных теорий, которые не укладываются в современную научную картину мира. Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем их исследование в целом. Следующей задачей является обобщение фактов до формулировки гипотезы. Желательно, чтобы гипотеза не противоречила ранее открытым и подтвержденным практикой научным законам и теориям. Но если она противоречит, то это еще не означает, что она ложная. Возможно, что пришло время очередной научной революции. Но могут быть выдвинуты и конкурирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же явление. В процессе построения и подтверждения гипотеза проходит несколько стадий. Можно выделить следующие пять этапов. 1-й этап. Выделение группы феноменов, которые не укладываются в «прокрустово ложе» прежних теорий и требуют объяснения. 2-й этап. Построение гипотезы, которая объяснила бы эти феномены. 3-й этап. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий. 4-й этап. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися научными данными в виде наблюдений, результатов экспериментальной деятельности, с научными законами и апробированными теориями. 5-й этап. Отказ от гипотезы или превращение ее в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из нее следствия. Понятно, что самый действенный способ подтверждения гипотезы — обнаружение предполагаемой причины, явления или свойства, которое служит причиной исследуемого феномена. Основной способ подтверждения гипотез считается выведение следствий и их верификация. Опровержение гипотез осуществляется путем фальсификации их следствий. При этом возможны два пути, которые не являются альтернативными по отношению друг к другу: 1) многие или все необходимые следствия рассматриваемой гипотезы не имеют места в действительности; 2) найдены факты, противоречащие выведенным следствиям. Здесь важно помнить, что отсутствие следствий окончательно гипотезы не опровергает. Это возможно лишь при обнаружении соответствующих фактов, противоречащих ей. ТЕОРИЯ– в широком смысле комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории. По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий – исходного базиса теории. В процессе применения теории сформированное в ней знание опосредуется различными промежуточными звеньями, конкретизирующими факторами, что предполагает живое, творческое мышление, руководствующееся теорией как программой, но мобилизирующее также все возможные способы ориентации в конкретной ситуации. Действенное применение теории требует опоры на непосредственное восприятие исследуемого объекта, использования практического опыта, включения эмоциональных и эстетических моментов сознания, активизации способностей творческого воображения. Сама теория как форма особого освоения мира функционирует в тесном взаимодействии с другими, нетеоретическими формами сознания. Крупные научные теории всегда так или иначе связаны с определенными философско-мировоззренческими установками, их разработка стимулируется этими установками и в свою очередь способствует упрочению их авторитета и влияния в системе культуры. Важным опосредствующим звеном между философско-мировоззренческими установками и собственно научными теориями являются научные картины мира. Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания; другие его формы – законы науки, классификации, типологии, первичные объяснительные схемы и т.д. – генетически могут предшествовать собственно теории, составляя базу ее формирования; в то же время они нередко сосуществуют с теорией, взаимодействуя с ней в системе науки, и даже входят в теорию в качестве ее элементов (теоретические законы, типологии, основанные на теории). Научная картина мира рассматривается в философии науки как важнейшая часть оснований науки, как его онтологическая составляющая. Она исследует связь научных теорий и других концептуальных структур с реальным бытием, их соответствие этому бытию. В философии науки под онтологией обычно понимают существование объектов, которые соответствуют тем или иным элементам или структурам знания. Поэтому онтологию связывают с тем миром реальности, который служит предметом исследования либо науки вообще, либо какой либо отдельной науки или системы родственных наук. Чаще всего в таком смысле говорят, например, о научной картине мира физики, биологии, либо естествознания в целом, а также мире экономики, социологии и других общественных наук, или обществознания в целом. Наконец, можно говорить об общенаучной картине мира, которая синтезирует и обобщает картины природы и общества. Реальный мир и мир науки. Термин «мир» употребляется в науке с одной стороны в широком, мировоззренческом смысле, как мир в целом, а с другой — в узком смысле, как определенная часть или область этого мира. В первом смысле речь идет обо всех вещах, явлениях, процессах и формах движения материи. В этом отношении он близок по значению слову «Вселенная», которое по изначальному своему смыслу рассматривалось, как содержащее все. Во втором смысле говорят, например, о физическом мире, составляющем совокупность механических, электромагнитных, молекулярных и т.п. процессов или биологическом мире живых существ. Таким образом, под миром во всех этих случаях подразумевается определенная часть объективно существующего мира. Реальный, объективный мир как в целом, так и его части, следует ясно отличать от его идеального образа или картины мира. Поскольку любой реальный мир бесконечно сложнее и разнообразнее своего идеального образа, то картина мира любой науки значительно огрубляет, схематизирует и упрощает изучаемый мир. Впрочем, термин «картина мира» используется преимущественно в научном познании, где существуют определенные онтологические понятия и принципы для построения такого мира. В большинстве же других случаев обращаются к более широкому понятию мировоззрения. Исторические формы научной картины мира. Еще до возникновения научных представлений о природе, люди задумывались об окружающем их мире, его строении и происхождении. Такие представления вначале выступали в форме мифови передавались от одного поколения к другому. В дальнейшем на смену мифологическим и натурфилософским взглядам древних философов приходят представления, основанные на наблюдении реальных явлений и процессов природы, опирающиеся на здравый смысл. Именно из них возникает по сути дела стихийно-эмпирическаякартина мира, которая в значительной мере носит индивидуальный, личностный характер, так как связана с непосредственным жизненным опытом конкретного индивида, его ощущениями, их объяснением и пониманием. В то же время такая картина мира существенно отличается как от мифологической, так и от натурфилософской картины, потому что она основывается на реальных, а не мифических или чисто умозрительных представлениях. С появлением научной астрономии и экспериментального естествознания вXVII веке новые общие взгляды на окружающий мир стали основываться на результатах точных экспериментов и выводов естествознания, и поэтому стали рассматриваться в качестве естественнонаучной картинымира. Чем отличается научная картина мира от стихийно-эмпирической картины конкретного субъекта? Почему наука вынуждена была строить свою картину мира? В чем состоит преимущество такой картины? Ответ на эти вопросы мы найдем у классиков естествознания, которые анализировали это понятие в своих трудах. Наиболее ясный ответ далАльберт Эйнштейн. «Человек, — пишет он, — стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы в известной степени заменить этот мир, созданной таким образом картиной. Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему.1 Картина мира у любого человека слишком индивидуальна, поскольку она основана на собственном опыте, личных впечатлениях и ощущениях. Естествознание, как и наука в целом, стремится найти объективные, не зависящие от индивидуального субъекта закономерности природы. Поэтому в науке приходится абстрагироваться от личных ощущений и представлений и построить такую систему знаний о природе, с которой мог бы согласиться каждый исследователь. Такую общую систему знаний о природе в первом приближении можно назвать естественнонаучной картиной мира. Ясно, однако, что не всякая система знаний представляет собой картину природы. Для этого необходимо, во-первых, чтобы эта система отображала наиболее фундаментальные свойства и закономерности природы; во-вторых, все такие свойства должны рассматриваться в рамках единой, целостной картины, так как никакой отдельный фундаментальный закон естествознания не составляет еще картины природы; в-третьих, естественнонаучная картина мира должна быть такой общей теоретической моделью окружающей природы, которая допускает дополнения, исправления и уточнения в связи с развитием научных представлений о природе; в четвертых, такую картину следует постоянно проверять и соотносить как с самой природой, так и с изменением фундаментальных знаний о ней. Первые научные картины природы возникли в рамках наиболее развитых естественнонаучных дисциплин и, прежде всего, занимавших лидирующее положение в науке своего времени. В XVII —XVIII вв. такое положение занимала механика, во второй половине XIX века — электродинамика, а в XX веке — квантово-реляти- Более подробный анализ научной картины мира мы находим ввысказываниях М. Планка, которые опубликованы в его книге «Единство физической картины мира». Как и позднее А. Эйнштейн, М. Планк указывал, что научная картина мира создается для того, чтобы получить целостное представление об изучаемом внешнем мире. Такое представление должно быть очищено от антропоморфных, связанных с человеком впечатлений и ощущений. Однако в результате отвлечения от таких конкретных ощущений полученная картина мира выглядит «гораздо более бледным, сухим и лишенным непосредственной наглядности по сравнению с пестрым, красочным великолепием первоначальной картины, которая возникла из разнообразных потребностей человеческой жизни и несла на себе отпечаток всех специфических ощущений». В чем же тогда заключается преимущество научной картины перед непосредственным живым созерцанием внешнего мира, на котором основана, по сути дела, практическая картина мира, создаваемая каждым человеком на основе своего жизненного опыта? Планк считает, что преимущество научной картины мира, благодаря которому она вытеснит все прежние картины, состоит в ее «единстве — единстве по отношению ко всем исследователям, всем народностям, всем культурам». Наконец, нельзя не отметить, что и М. Планк и А. Эйнштейн обращали внимание на то, что научная картина мира любой науки имеет, с одной стороны, конкретный характер, поскольку она определена предметом конкретной науки. С другой стороны такая картина относительна, в силу исторически приближенного, относительного характера самого процесса человеческого познания. Поэтому построение ее в окончательном, завершенном виде они считали недостижимой целью. В применении к физике такой взгляд на картину мира подробно обосновывает А. Эйнштейн. «Какое место, — спрашивает он, — занимает картина мира физиков-теоретиков среди всех возможных таких картин? Благодаря использованию языка математики, эта картина удовлетворяет высоким требованиям в отношении строгости и точности выражения взаимозависимостей. Но зато физик вынужден сильно ограничивать свой предмет, довольствуясь изображением наиболее простых, доступных нашему опыту явлений, тогда как все сложные явления не могут быть воссозданы человеческим умом с той точностью, которые необходимы физику-теоретику. Высшая аккуратность, ясность и уверенность — за счет полноты. Но какую прелесть может иметь охват такого небольшого среза природы, если наиболее тонкое и сложное малодушно оставляется в стороне? Заслуживает ли результат столь скромного занятия гордого названия «картины мира»? Я думаю — да, ибо общие положения, лежащие в основе мысленных построений теоретической физики, претендуют быть действительными для всех происходящих в природе событий». По мере развития науки и практики в научную картину мира будут вноситься изменения, исправления и улучшения, но эта картина никогда не обретет характера окончательной, абсолютной истины. Чтобы яснее понять сущность картины мира, которую создает любая наука, следует сравнить ее с какой-либо общей ее теорией. Хотя общая теория тоже дает целостное, относительно верное отображение изучаемой области реального мира, но по отношению к картине мира соответствующей науки она будет представлять лишь фрагмент, часть этой общей картины. Приблизительно такое же соотношение существует между картиной мира отдельной науки о природе и естественнонаучной картиной мира в целом. В сравнении с картиной отдельной науки естественнонаучная картина мира отображает не какую либо часть или фрагмент исследуемой области природы, а картину природы в целом. Правда, в процессе своего формирования она опирается на общие понятия и принципы лидирующей в определенный период науки, но не сводится к ней целиком. Она дополняется и корректируется понятиями и принципами других наук о природе. Фундаментальная теория или парадигма определенной науки может сформироваться в научную картину мира только тогда, когда исходные ее понятия и принципы приобретут общенаучный и мировоззренческий характер. Например, в механистической картине мира такие принципы, как обратимость событий во времени, строго однозначный детерминизм, абсолютный характер пространства и времени, стали экстраполироваться или распространяться на другие события и процессы немеханической природы. Наряду с этим, необычайная точность предсказаний механики при расчетах движения земных и небесных тел способствовали формированию такого идеала науки, который исключает случайности в природе и рассматривает все события и процессы под углом зрения строго однозначной механической причинности.1 Все эти соображения говорят о тесной взаимосвязи научной картины природы с основными понятиями и принципами, создаваемыми отдельными фундаментальными отраслями естествознания. Вначале создаются понятия и законы, непосредственно связанные с изучением наблюдаемых явлений и установлением простейших эмпирических законов. Так, например, при изучении электрических и магнитных явлений сначала были установлены простейшие эмпирические законы, количественно объясняющие эти явления. Попытки объяснить их с помощью механических представлений потерпели неудачу. Решающим шагом в объяснении этих явлений стало, во-первых, обнаружение Эрстедом магнитного поля вокруг проводника, по которому идет ток, во-вторых, — открытие Фарадеем электромагнитной индукции, т.е. появление тока в замкнутом проводнике, движущимся в магнитном поле. Создание Максвеллом фундаментальной теории электромагнетизма привело к установлению неразрывной связи не только между электрическими и магнитными явлениями, но и оптикой. Введение понятия электромагнитного поля, как исходной основы электромагнитной теории, явилось решающим шагом для построения новой картины природы, в корне отличающейся от механистической картины. С помощью электромагнитной картины природы удалось установить не только взаимосвязь между электрическими, магнитными и оптическими явлениями, но и исправить недостатки прежней механистической картины, например, устранить положение о мгновенном действии сил на расстоянии. Построение картины мира в отдельной науке проходит ряд последовательных стадий. Сначала для объяснения наблюдаемых явлений создаются простейшие понятия и эмпирические законы. Затем открываются законы и теории, с помощью которых пытаются объяснить сущность наблюдаемых явлений и эмпирических законов. В дальнейшем возникают фундаментальные теории или концепции, которые могут стать картиной мира, создаваемой отдельной наукой. Диалектический синтез картин природы отдельных наук приводит к формированию целостной естественнонаучной картины мира. Вполне понятно, что никакая отдельная научная теория не может претендовать на роль научной картины природы. В процессе эволюции и прогресса научного познания происходит смена старых понятий новыми понятиями, менее общих теорий более фундаментальными и общими теориями. А это со временем неизбежно приводит к смене научных картин мира, но при этом продолжает действовать принцип преемственности, общий для развития всего научного знания. Старая картина мира не отбрасывается целиком, а продолжает сохранять свое значение, уточняются только границы ее применимости. Электромагнитная картина мира не отвергла механическую картину мира, а уточнила область ее применения. Аналогично этому квантово-релятивистская картина не отбросила электромагнитную картину, а указала пределы ее применимости. Однако человек живет не только в природной среде, но и в обществе, и поэтому его взгляд на мир не ограничивается представлениями о природе, но включает также его мнения об общественном устройстве, его законах и порядках. Поскольку индивидуальная жизнь людей складывается под влиянием собственного жизненного опыта, постольку и их взгляды на общество, и, следовательно, картина общества выглядят неодинаково. Наука же ставит своей целью создание целостной картины общества, которая имела бы общий, универсальный — и что особенно важно — объективный характер. Таким образом, общая научная картина мира, складывающаяся из картины природы, формируемой естествознанием, и картины общества, создаваемой социальными и гуманитарными науками, дает единое, целостное представление о фундаментальных принципах развития природы и общества. Но законы общества существенно отличаются от законов природы, прежде всего тем, что действия людей всегда имеют осознанный и целенаправленный характер, в то время как в природе действуют слепые, стихийные силы. Тем не менее, и в обществе, несмотря на различие целей, интересов и стремлений разных людей, их групп и классов, в конечном итогеустанавливается определенный порядок, выражающий закономерный характер его развития. Отсюда становится ясным, что между научной картиной естествознания и картиной обществознания существует глубокая внутренняя связь, которая находит свое конкретное воплощение в существовании общей научной картины мира. Вопросы для самоконтроля: 7.1. В чем отличие развитой проблемы от неразвитой? 7.2. Основные этапы выдвижения гипотезы. 7.3. Отличие теоретического знания от эмпирического. 7.4. Метатеория. 7.5. Научная картина мира.
VIII. Список рекомендуемой литературы:
1. АсмусВ.Ф. Логика. - М., 1947. 2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. – М., ИД Форум: ИНФРА 0 М., 2009 3. Бартон В.И. Логика: Учебное пособие (В.И.Бартон – Мн.: Новое знание, 2001.-336 с.- (Социально-гуманитарное образование) 4. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М.,2000 5. Бочаров В.А. Аристотель и традиционная силлогистика. - М.,1984 6. Брутян Г.А. Аргументация. - Ереван,1984. 7. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. - М., Интерпракс,1994. 8. Брюшинкин В.Н. Логика: Учебник.- 3-е изд., доп. и испр.- М.: Гардарики, 2001.-334 с.: ил.. 9. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика с элементами эпистемологии и научной методологии. - М., 1994. 10. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. Книги 1,2 . - М.,1994. 11. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: учебник для вузов. / Е.К.Войшвилло, Г.М.Дегтярев - М., Владос ,1998. 12. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика / Е.К.Войшвилло, Г.М.Дегтярев - М.,2001 13. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. / Е.К.Войшвилло - М.,1989. 14. Вольфенгаген В.Э. Логика .-М.,АО “ЦентрЮрИнфоР”, 2001 15. Гетманова А.Д. Учебник по логике. / А. Д. Гетманова. - М., 1995. 16. Гетманова А.Д. Учебник по логике. / А. Д. Гетманова. - М, изд-во “ЧеРо”,2000 17. Гетманова А.Д. Логика : Учеб. для вузов / А. Д. Гетманова. - [6-е изд.]. - М.: Высш. шк.: Омега-Л, 2002. 18. Григорьев В.Г. Классическая логика. - М.,Владос, 1996. 19. Грядовой Д.И., Малахов В.П., Пылев С.С. Логика в юридической теории и практике. - М.,1997. 20. Грядовой Д.И. Логика: Учебное пособие в структурно-логических схемах. - М.,Щит,1998. 21. Грядовой, Д.И. Логика : Структурир. учеб. : [Для вузов] / Д. И. Грядовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-Дана, 2003. 22. Горский Д.П. Логика. / Д.П. Горский. - М.,1963 23. Горский Д.П. Определение-М.,1974 24. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов/ под ред. проф. Каверина Б.И./- М., Юриспруденция,2000 25. Демидов, И.В., Каверин, Б.И .Логика : Вопр. и ответы / И. В. Демидов, Б. И. Каверин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юриспруденция, 2002. 26. Еемерен Ф.Х.ван, Гроотендорст Р. Аргументация. Коммуникация. Ошибки. - СПб,1991. 27. Занфир, Л.Н. Логика : Курс лекций / Л.Н. Занфир; М-во образования Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Тюм. нефтегазовый ун-т". - Тюмень: Нефтегазовый ун-т, 2001. 28. Иванов Е.И. Логика: Учебник –2-е изд-е переработанное и дополненное,М.,БЕК,2001 29. Иванов, Е.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов и фак. / Е.А. Иванов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : БЕК, 2002. 30. Ивин А.А. Логика: Учебное пособие. - М., Знание, 1997. 31. Ивлев Ю.В. Логика: учебник для вузов. - М.,1998. или М.,1999. 32. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. Учебник.-М.:Дело,2001 33. Ивлев Ю.В. Учебник логики .Семестровый курс.- М.,2002. 34. Косолапов, В.П. Логика : Учеб. пособие / В. П. Косолапов; М-во образования Рос. Федерации, Самар. гос. ун-т, Каф. философии естеств. фак. - Самара : Самар. ун-т, 2001. 35. Курбатов В.И. Логика в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону, 1997. 36. Курбатов, В.И. Логика : Системат. курс : [Учеб. пособие для вузов] / Курбатов В. И. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. 37. Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. - М.,1980. Логика / Мигунов А.И., Микиртумов И.Б., Федоров Б.И. и др. – М., Проспект, 2010 - 700с. 38. Логика : Для юрид. вузов / [Сальников В. П., Караваев Э. Ф., Назаренко А. Ф. и др.];Под общ. ред. В. П. Сальникова; Под ред. В. П. Сальникова и др.; С.-Петерб. ун-т МВД России и др. - СПб. : Фонд "Университет" : СПбУ МВД РФ, 2003. 39. Лысенко, Н.Н. Логика : Учеб.-метод. пособие / Н.Н. Лысенко;Моск. гос. ун-т путей сообщ. (МИИТ). Юрид. ин-т. - М. : ЮИ МИИТа, 2002. 40.Малахов, В.П. Логика для юристов: Учеб.пособие для вузов. - М.: Екатеринбург : Деловая книга,2002. 41. Маркин В.И. Силлогистические теории в современной логике. - М.,1991. 42. Минто Вильям. Дедуктивная и индуктивная логика. - СПб, Комета, 1995. 43. Мишин, И В .Логика : Конспект лекций : Учеб. пособие для студентов / И.В. Мишин;М-во образования Рос. Федерации,Моск. гос. ун-т геодезии и картографии (МИИГАиК). - М.: МИИГАиК, 2003. 44. Никифоров, А.Л. Логика / А. Никифоров. - М.: Весь мир, 2001. 45. Николаев И.В. Логика ( дедуктивная, индуктивная, диалектическая).- СПб, изд. 2-е, переработанное, “Возрожденная Россия”, 2001. 46. .Попов Ю.П. Логика: традиционная логика. Логика высказываний. Логика предикатов. - Владивосток, 1998. 47. Светлов В.А. Практическая логика. - СПб., РХГИ,1995. 48. Светлов, В.А. Практическая логика: [Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений] / В. А. Светлов. - 3-е изд., доп. и испр. - СПб.: Росток, 2003. 49. Свинцов В.И. Логика. - М., 1998. 50. Смирнов В.А. Теория логического вывода. - М., РОССПЭН, 1999. 51. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. - М.,1967. 52. Тымцяс В.Г. Логика: курс лекций. -М., ПРИОР, Эксп.бюро, 1999. 53.Фатиев, Н.И. Логика : Учеб. пособие : Для студентов нефилос. спец. гуманит. ун-тов / Н. И. Фатиев. - СПб. : СПбГУП, 2002. 54. Черепанов, С.К. Логика: Крат. курс : Учеб. пособие / С. К. Черепанов; М-во образования Рос. Федерации, Краснояр. гос. архитектур.-строит. акад. - Красноярск : КрасГАСА, 2001. 55. Хоменко И. В. Логика. Теория и практика аргументации . М.: Юрайт, 2010. 320 с. 56. Шаряпова, Э.А. Логика : Учеб. пособие / Э. А. Шаряпова; Астрах. гос. техн. ун-т, [Ин-т дистанц. образования]. - Астрахань : АГТУ, 2001. 57. Шопенгауэр А. Эристика, или Искусство побеждать в спорах. - СПб, 1900. 58. Экспресс-Логика: Учеб. пособие для студентов нефилос. спец. и направлений / О.Ю. Карпинская, О.В. Ляшенко, В.С. Меськов, Я.В. Шрамко. – М.: ИНФРА-М, 1997. 59. Юн, Н.М. Логика : (Табл.) : Учеб. пособие / Юн Н.М.; М-во образования Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Моск. гос. юрид. акад.". Магад. фил. - Магадан : Магад. фил. Моск. гос. юрид. акад.,2003.
Дата добавления: 2014-02-26; просмотров: 557; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |