Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч

Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

philosophy.ru - портал "Философия в России". Содержит обширную библиотеку, а также разделы: Справочники, учебники; Сетевые энциклопедии, справочники; Программы курсов; Госстандарты; Философские организации и центры.

intencia.ru- сайт "Все о философии". Разделы: История философии, Философы, Философия стран; Философия религии, Философия истории, Политическая философия, Рефераты, Книги.

anthropology.ru - "Антропология" Веб-кафедра философской антропологии: тексты, материалы семинаров, дискуссии, научная жизнь, программы курсов. (Большая подборка текстов по тематике сайта.)

ido.rudn.ru (Философия) - электронный учебник по курсу "Философия" (авт.: Гречко П.К., Вержбицкий В.В.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанц. Образования. Учебник рассчитан на всех тех, кто изучает философию в высших учебных заведениях Российской Федерации, а также на тех, кто интересуется философией в порядке самообразования. Необходимым условием для приобщения к философии по настоящему учебнику является знание истории и обществознания в объеме средней общеобразовательной школы. По объему и характеру изложения структура текста учебника приближена к традиционным лекциям и семинарским занятиям в ВУЗе. (Читать на месте, скачать нельзя.) Плюс: Дополнительный материал (тематические подборки фрагментов из статей и книг) и Хрестоматия (подборки статей и книг по темам).

philosophy.ru - Античная философия. (логоидеограммы, концепты, вопросы) Учебно-творческий курс. Кисиль В.Я., Ростов-на-Дону, Южно-Российский гуманитарный институт, Одесса, 1997.

  Phenomen.Ru - Философия Online - Russian URL: http://www.phenomen.ru/ http://phenomen.ru/ Профессиональный философский ресурс. Философский словарь, форум, академические новости, события, мнения и комментарии. Философский клуб.
Чернильница - Russian URL: http://www.kulichki.com/inkwell/ Виртуальная библиотека. Русская литература, фантастика, психология, философия, история, поиск по фамилии автора и тематике.
"Философские ресурсы в Интернете" - Russian URL: http://www.chat.ru/~rri/ Каталог зарубежных и российских философских ресурсов. Философские тексты, персоналии.
Курс лекций по древней философии - English, French URL: http://www.georgetown.edu/labyrinth/labyrinth-home.html Монографии и статьи.
Библиотека философской литературы - Russian URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/philos.htm Публикации и статьи по проблемам философии, политологии, истории.
Panel - Проза - Russian URL: http://www.heretics.com/library/prose/index.htm Статьи о Боге и вере, о вечных вопросах. Клайв С. Льюис (Последняя Битва). Владимир Соловьев (Краткая повесть об антихристе). Сельма Лагерлеф (Чудесная свеча). Илья Эренбург (Хулио Хуренито). Микос Казандзакис (Последнее искушение Христа). Эрик Миккивер (Проклятие Драконов - Юмористический роман-фэнтэзи).
Filosofia e dintorni - Italian URL: http://www.filosofiaedintorni.net/ Storia della filosofia, problemi della filosofia, ect.
The International Directory of On-Line Philosophy Papers - English URL: http://www.hku.hk/philodep/directory/
Guide to Philosophy on the Internet - English URL: http://www.earlham.edu/~peters/philinks.htm A directory of links, metasearch. By Peter Suber.
Philosophy Resources on the Internet - English URL: http://www.epistemelinks.com/ Links to periodicals, electronic texts, events, education, organizations, humor, etc.
Greatest Philosophers - English URL: http://www.greatest-philosophers.com/ A large collection of philosophical works by world's greatest philosophers.
Navegando na filosofia - Portuguese URL: http://afilosofia.no.sapo.pt/ Links, testes, textos.
O Espiritualismo Ocidental - English, Portuguese URL: http://www.geocities.com/carlos.guimaraes/espiritual.html Textos sobre filosofia da perspectiva espiritualista.
Filosofia para todos - Portuguese URL: http://www.terravista.pt/Ancora/1452/ Cronologia, lista de nomes e alguns textos on-line.
Electronic Texts in Philosophy - English URL: http://www.epistemelinks.com/Main/MainText.asp Episteme Links is the most comprehensive resource for philosophy on the internet: thousands of links, a bookstore, free newsletters, and more!
Lund Theological Books - Philosophy & Ethics - English URL: http://lundbooks.co.uk/ The online catalogue of a worldwide mail-order second-hand booksellers. Big selection of theological, philosophical, history books.
The Window - Philosophy on the Web - English URL: http://www.trincoll.edu/depts/phil/philo/index.html The Window - an online resource for information on philosophy, philosophers, and content on the WWW. The Philosophical Clearing House Index. Links to over 100,000 online books.
Philosophy in Cyberspace - English URL: http://www-personal.monash.edu.au/~dey/phil/ Annotated guide to philosophy resources, including schools of thought, concepts and terms, formal education, and organizations and associations.
Online papers on consciousness - English URL: http://www.u.arizona.edu/~chalmers/online.html Links to on consciousness in philosophy, psychology, and other areas.

Internet Encyclopedia of Philosophy
Философия: учебник
Архив классической философской литературы
Библиотека философии и религии
Библиотека по философии: студенту, аспиранту, философу
Великие философы: словарь-справочник/ Блинников Л. (tхt)
История философии
История философии: классические труды
История философии: много учебников в библиотеке Славы Янко
Первоисточники по философии
Энциклопедия "Сто великих мыслителей"
Тексты философской антропологии
Учебные материалы в библиотеке Е.Косиловой
Цифровая библиотека по философии
Философия в библиотеке Машкова
Философия: учебник / Алексеев П.В., Панин А.В
Философская библиотека Средневековья
Философская литература в библиотеке Гумер
Философская энциклопедия в Интернете (англ.)
Электронная библиотека на Философском портале
Электронная философская библиотека Ихтика.

Стэнфордская философская энциклопедия: http://www.science.uva.nl/~seop/contents.html

Интернет-энциклопедия философии: http://www.utm.edu/research/iep/

Oxford companion to philosophy: http://www.xrefer.com/entry.jsp?volid=48

 

http://philosophy.ru/library/index — страница Института философии РАН. Имеется большая библиотека классических текстов философии и работы современных философов, есть отдельный список книг, выпущенных институтом, а также ресурсы Интернета по философии.
http://www.ihtik.lib.ru — недавно созданная страница философского факультета Башкирского университета (Уфа). Богатая библиотека — более 4,5 тыс. архивированных текстов. Имеется отдельный сайт по политологии, учебники для вузов (не только по философии), статьи философов, монографии современных авторов и классиков философии, энциклопедии разного характера, тексты и учебники по юриспруденции, политологии, учебники по разным дисциплинам и др.
http://rubricon.com — страница, содержащая почти пять десятков энциклопедий разного профиля, в том числе и философские. Сайт коммерческий, полный допуск предусматривает не очень большую оплату.
http://www.sci.aha.ru/ALL/index.htm— справочник носит энциклопедический характер. Он позволяет получить информацию практически по всем сферам человеческой деятельности. Поиск ведется по рубрикам: Число и измерение. Вещество и поле. Вселенная. Земля. Живая природа. Человек. Культура.
http://abuss.narod.ru/ph-history.htm — сайт, посвященный проблемам философии истории. Содержит небольшую библиотеку текстов по философии истории, правда многие из них представлены фрагментами.
http://elenakosilova.narod.ru/— хорошая библиотека по современной зарубежной философии.
http://log.philos.msu.ru/library/library.htm — библиотека философского факультета Московского государственного университета является собранием известных философских текстов.
http://www.nietzsche.ru— цель создателей этого сайта — ренессанс «учения Фридриха Ницше», предоставление возможности открытого и быстрого доступа любого человека к идеям, мировоззрению и творчеству одного из величайших мыслителей в истории человечества, а также к событиям, происходящим вокруг его имени. На сайте помещены не только философские сочинения Ницше, но и музыкальные. Современные музыканты исполнили произведения, написанные философом, их можно переписать и послушать.
http://plato.stanford.edu— специализированное электронное издание Стэнфорда для интересующихся философией. Разветвленная, но удобная поисковая система. Язык — английский.
http://www.utm.edu/research/iep — полезный сайт для любителей философии. Персоналии, хронология. Заслуживают внимания классические философские тексты работ Канта, Эпикура, Лейбница, Платона и других философов. Язык — английский.
http://philosophy.allru.net — материалы по философии в электронном виде — «Золотая Философия». Все материалы помещены в алфавитном порядке.
http://www.emory.edu/INTELNET/virt_bibl.html— библиотека Михаила Эпштейна — авторская, т. е. состоит преимущественно из сочинений самого составителя. Их тематический охват — философия, теория культуры, поэтика русской литературы, междисциплинарные проекты, эссеистика, философская и мифологическая проза. Это одно из первых в русской Сети собрание теоретических текстов в разных областях гуманитарных наук.
http://www.nsu.ru/psych/internet/bits/index.htm — коллекция психологической литературы на русском языке, есть справочные материалы по философии, небольшой ресурс собранных материалов.
http://auditorium.ru— сайт института «Открытое общество», содержащий информацию о конкурсах, конференциях и других мероприятиях Института, обширная библиотека разбита по разделам и рубрикам (философия, история, культурология, политология и др.), электронные ресурсы размещены в формате pdf для чтения в программе Adobe Acrobat Reader.
http://yankos.chat.ru — небольшая библиотека Славы Янко содержит энциклопедии по истории философии, постмодерну, культурологии, истории литературы и другие тексты, файлы архивированы.
http://www.mamardashvili.ru — страница, посвященная философскому творчеству замечательного философа ХХ века Мераба К. Мамардишвили. Помещены некоторые его тексты.
http://philos.da.ru—— научно-учебный сайт Philosophia prima, посвящённый углублённому исследованию и освоению основ философии: публикации, ссылки на сетевые ресурсы по философии, афоризмы, философская поэзия, логические задачи и др. Проект обращён в первую очередь к студентам, аспирантам и преподавателям философии. Автор проекта — д-р философских наук В. Н. Самченко.
http://sartre.hpsy.ru/publication.php — каталог сайтов, посвященных творчеству Жана Поля Сартра.
http://www.hpsy.ru/www — каталог сайтов по экзистенциальной и гуманистической психологии.

www.knorus.ru– Сайт издательства КНОРУС.

www.fil.vslovar.org.ru/ – Словарь по философии.

www.filosof.historic.ru/ – Электронная библиотека по философии.

www.filosofia.ru/– На сайте представлены электронные тексты по философии и религии.

www.lib.ua-ru.net – Студенческая электронная библиотека «ВЕДА».

www.philosoff.ru/ (На сайте представлены статьи и лекции по истории и современному развитию философской науки, информация библиотечного характера).

www.public.ru– Публичная Интернет-библиотека. Специализация: отечественная периодика.

www.velikanov.ru/philosophy/(Энциклопедия по истории философии).

http://www.kodges.ru/87707-audiokursy.-lekcii-po-filosofii.html – Лекции по философии (Аудиокурсы). – MP 3.

anthropology.ru – «Антропология». Веб-кафедра философской антропологии: тексты, материалы семинаров, дискуссии, научная жизнь. (Большая подборка текстов по тематике сайта).

intencia.ru – сайт «Все о философии». Разделы: История философии, Философы, Философия стран; Философия религии, Философия истории, Политическая философия, Книги.

4.2. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Агностицизм(греч. а – отрицательная частица «не», gnosis – знание) – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания универсума (мира).

Аксиология(греч. axios – ценность и logos – учение, теория, понятие) – философское учение о ценностях бытия.

Антропология(греч. anthropos – человек и logos – учение, понятие) - философское учение о человеческой сущности.

Атрибут (лат. attribuo – придаю, наделяю) - неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.

Абстракция (с лат.отвлечение) — основная операция мышления, предполагающая отвлечение от непосредственно, чувственно воспринимаемого в объекте и выделение в нем существенного и необходимого. На основе абстрагирования происходит образование философских понятий и категорий.

Аксиология (с гр. учение о ценностях) — как особая область научного исследования и своеобразный способ видения мира возникает на рубеже XIX—XX вв. Природа и эволюция ценностей, причины их существования, роль в познании мира — предмет острых дискуссий между философами.

Амбивалентность (с лат.) — двойственность переживания, двойственные чувства, эмоции, вызываемые у человека какими-либо явлениями: любовь и ненависть, симпатия — антипатия, радость — горе и пр.

Антиномия (с гр. противоречие в законе) — противоречия между рядом положений, каждое из которых имеет законную силу. С точки зрения Канта, выбор субъектом той или иной точки зрения зависит от исходных посылок субъекта, а не от степени истинности положений.

Априорность (с лат.предшествующий) — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорными, по Канту, являются те понятия, которые не могут быть доказаны или опровергнуты опытом. В XX веке считают, что априорные положения являются исходными постулатами науки, они условны и относительны.

Аффект (с лат.душевное волнение, страсть) — определенное эмоциональное состояние, обладающее сильными чувствами и волевыми порывами в ущерб ясности мышления. Считается, что без сильных аффектов не может быть успешного творчества.

Архетип (с гр. начало + образ) — прообраз, первичная форма, образец.

К.Г. Юнг определяет этим термином структурные элементы коллективного бессознательного, лежащего в основе психики человека и этносов. Архетип един для всех человеческих культур, но задавлен нормами и эталонами современной культуры.

Антропоцентризм (с гр.) — воззрение, согласно которому человек — это центр Вселенной и высшая цель всего, совершающегося в мире.

Антроподицея (с гр. оправдание человека) — принцип, обосновывающий и оправдывающий ответственность человека за свое бытие в мире.

Бессознательное— психическая жизнь, происходящая без участия сознания. По Фрейду это— id или Оно, К. Т. Юнг считает бессознательное коллективным достоянием, оно формирует основные мотивы жизнедеятельности, является источником творческой фантазии духа и архетипов культуры.

Бытие — философская категория, обозначающая, прежде всего, существование, бытие в мире. Различают бытие природы, общества; человека, а также реальное бытие или существование и идеальное бытие или сущность.

Вселенная -весь существующий материальный мир.

Витализм (с лат.жизнь) — концепция жизненной силы, имеющейся во всех организмах. Всё проявления жизни зависят от витальности того или иного организма.

Витальность (с лат, жизнь) — жизненная сила, степень жизненности.

Верификация (с лат.истина + делать) — подтверждение истинности или ложности какого-либо высказывания с помощью логического доказательства или опытным путем. Неопозитивизм считает, что метод верификации разоблачает несостоятельность тех высказываний, которые не могут быть подтверждены эмпирически.

Гедонизм (с гр. удовольствие) — направление в этике, считающее удовольствие, наслаждение смыслом бытия человека. Возникло в античности, в XX в. заново обосновывается многими философами.

Герменевтика (с гр.) — истолкование текстов или искусство перевода, объяснения. В XX в. герменевтикой называют учение о понимании, о научном постижении наук о культуре, философская герменевтика определяет превосходство понимания и интерпретации над объяснением.

Гносеология (с гр.) — учение о познании. Гносеологический — относящийся к процессу познания.

Галактика (греч. galaktikos - млечный) - звездная система (система млечного пути). Содержит около 100 млрд. звезд. По своим характеристикам галактики подразделяются на «элиптические» (Е), «спиральные» (S) и «неправильные» (Ir). Наша галактика - Млечный путь - спиральная галактика. Ближайшие к ней галактики - Магеллановы облака и Андромеды туманность.

Герменевтический круг - понятие в философской герменевтике, представляющее особенность процесса понимания, связанная с его циклическим характером.

Гештальт (нем. Gestalt – образ, форма, конфигурация) - наглядная устойчивая пространственная форма воспринимаемых предметов; центральное понятие в гештальтпсихологии (направления психологии, зародившегося в 20-30-х годов ХХ века, исходящего из примата целого над частями, формы над материалом).

Гносеология (греч. hnoseo – знаю и logos – учение, понятие) – теория познания.

Гуманизм (лат. humanus – человечный) - система взглядов, выражающих признание в обществе главной ценностью - человека как личности, его прав на жизнь и свободу, счастье и справедливость, профессиональную деятельность и творчество.

Демиург (греч. demiurgos, дословно – мастер, ремесленник; в переносном смысле – создатель, творец) - в идеалистической философии Платона и учениях неоплатоников - творец мира, создатель вселенной; одно из определений божества.

Диалектика (греч. dialegmai - веду беседу, рассуждаю) - философский взгляд на развитие мира, наука о всеобщих законах развития универсума.

Догматизм (греч. dogma - мнение, решение, постановление) - недиалектический, закостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теории и практики производится без учета конкретной реальности, условий места и времени. Это понятие ввели древнегреческие мыслители Пиррон и Зенон, отрицавшие возможность истинного знания.

Деконструкция (с лат.) — процесс, обратный конструкции, разборка смысловых конструкций текста с целью выявления его подлинного смысла.

Дескриптивность (с лат.описание) — изображение с помощью языка содержания переживания, соответственно — дескриптивный (описательный) метод в науке.

Детерминация(с лат.определять) — причинная обусловленность явлений действительности, наличие закономерности в явлениях природы и общества.

Деятельность— человеческая форма активного отношения к окружающему миру, предполагающая целесообразное его изменение и преобразование. В любой форме деятельности есть цель, средство и результат. Деятельность всегда опосредована орудиями и знаками.

Дискурс(с лат.рассуждение) — знания, полученные на основе предшествующих суждений, зафиксированные в письмах или устной речи.

Идеография (с гр.) - описательность истории, которая всегда имеет дело с однократным, не повторяющимся явлением, поэтому она описывает, индивидуализирует его, не стремясь найти в явлениях истории логику и закономерность. Термин введен в противовес номотетическому методу, формально-логическому, описывающему повторяющиеся явления природы и принятому всем естествознанием.

Имманентность (с лат.) — пребывание внутри, внутренне присущее объекту или явлению. Имманентность означает то, что всегда остается внутри границ возможного опыта.

Имморализм (с лат.) — отрицание обязательности принципов и предписаний морали. Крайний имморализм стоит на точке зрения аморализма, Т. е. отрицания требований морали и принятых норм поведения в любом обществе.

Индукция (с лат.наведение) - метод и принцип познания, основанный на движении от частного, отдельного, единичного ко всеобщему и закономерному. В отличие от дедукции идет от опыта и наблюдения, делает общие выводы по определенному классу исследуемых объектов.

Интравертность (с лат.) — обращенность человека, на свой внутренний мир, его боязнь мира, грубо вмешивающегося в мысли и чувства человека и подчиняющего воздействиям извне (термин: введен К.-Г. Юнгом).

Идеализм (греч. idea – вид, образ, представление, понятие) - философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом.

Инвариантность - неизменность какой-либо величины или системы по отношению к тому или иному условию или совокупности преобразований.

Категории (с гр. высказывание) — основные понятия, в которых раскрываются простейшие формы действительности, их главные характеристики. В философии различают категории бытия и категории познания, соотношение между ними исследуется в теории познания (гносеологии).

Картезианство (с лат.имени Декарта) — философия приверженцев и продолжателей Декарта. Последовательный рационализм, дуализм тела и души, дедукция и математические методы в познании составляют особенности этой философской школы.

Коммуникация (с лат.) — совещаться с кем-либо. Центральное понятие в философии экзистенциализма: благодаря коммуникации субъект действительно становится самим собой, обнаруживая себя в другом. Коммуникация как общение может быть контактом, договором, дискуссией, встречей.

Картезианство (лат. Cartesius – латинское написание Рене Декарта - Картезий) - учение Р. Декарта и особенно его последователей. Картезианская школа, получившая большое распространение среди французских и нидерландских философов ХVII-ХVIII веков, раскололась на два направления. Первое примкнуло к механистически-материалистическому пониманию Р. Декартом природы, второе - к идеалистической метафизике Декарта.

Кибернетика (греч. kybernetik – искусство управления) - наука об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и общественных организациях.

Киники - представители древнегреческой философской (сократической) школы IV век до н.э., последователи Антисфена (ок. 435 – ок. 370 г.г. до н.э.). Наиболее известный представитель - Диоген (ок. 400 – ок. 325 г.г. до н.э.) из Синопа. Основой их философии был мир в счастии и добродетели, под которыми понималось пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы человека.

Консорциум (англ. consortium – соглашение) - временное соглашение между несколькими банками или промышленными структурами в целях проведения каких-либо крупных финансово-кредитных операций.

Конформизм (лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д.

Легитимность (с лат.законность) — признание или подтверждение законности каких-либо прав и полномочий.

Либидо (с лат.влечение, желание, стремление) — термин из философии психоанализа З. Фрейда, означающий врожденный инстинктивный сексуальный, по преимуществу, позыв, стихийную силу желания. К.-Г. Юнг расширяет понятие либидо до психической энергии вообще.

Личность - человек в совокупности, присущих ему общественных качеств.

Ментальность (с лат.) — образ мышления, общая духовная настроенность этноса, социальной группы, индивида. Ментальность обусловлена национальными и социокультурными особенностями, в которых живут народы.

Метафизика (с гр. после природы) — со времен Аристотеля — первофилософия, основная философская наука, которая ищет постоянное и связь всего, что есть в действительности. Позитивизм XIX в. объявил метафизику ложным знанием, но в XX в. возрождается стремление людей к простому, единому и целостному знанию, которое дает метафизика, толкующая связи всего сущего в мире.

Монада (с гр. единица) — термин, обозначающий простейший элемент, неделимую часть бытия. Нередко термином монада обозначают духовную природу в противовес материальной частице атому.

Мазер (аббревиатура от английских слов Mikrowave Amplification by Simulated Emission of Radiation, что означает усиление микроволн в результате вынужденного излучения) - общее название квантового усилителя квантового генератора СВЧ.

Материализм (лат. materialis – вещественный) - философское направление, противоположное идеализму. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворимость, универсальность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Сознание – продукт материи.

Мера - философская категория, выражающая диалектическое единство количества и качества, количественно-качественных характеристик объекта.

Метагалактика - доступная исследователям часть Вселенной. Включает миллиарды Галактик.

Метафизика (греч. meta – после и physis – природа) 1. термин «метафизика» возник в I в. до н.э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает «то, что следует после физики». Сам Аристотель называл этот раздел своего учения «первой философией»; 2. В Новое время возникает понимание метафизики как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, когда рассматриваются вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.

Методология (греч. metod – путь, способ и logos – учение, теория, понятие) – 1) философское учение о научном методе познания и преобразования действительности; 2) совокупность познавательных средств, приемов, методов используемых в конкретной науке.

Модус (лат. modus – мера, способ) - философское понятие, обозначающее свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута.

Номотетика (с гр.) — законодательное искусство или способ законодательной деятельности разума в установлении им законов и правил познания преимущественно в естествознании. Процедуры научного мышления с точки зрения номотетического метода подчинены формально-логическим законам.

Неопозитивизм - одно из распространенных направлений философии ХХ века, современная форма позитивизма. Неопозитивизм считает, что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты этих видов мышления.

Объективация (с лат.предмет) — превращение в объект, опредмечивание. Объективировать — превратить что-либо в объект.

Отчуждение (с нем.) — одна из наиболее обсуждаемых проблем философии XX века. Понятие отчуждения раскрывает положение человека в современном мире, когда его судьба не зависит от его собственных усилий, само существование бессмысленно, основано на одиночестве и потере собственного "подлинного Я".

Онтология (греч. ontos – сущее и logos – учение, понятие) - философское учение о бытии- учение о бытии, об основных началах всего существующего. Одна из наиболее древних частей философского знания, развиваемая с самых истоков философии.

Пантеизм (с гр.) — учение о том, что все есть Бог. Обожествление Вселенной, природы приводит практически к исчезновению Бога, как творца и вседержителя.

Панлогизм (с гр.) — учение о том, что все в мире является осуществлением разума, что сама Вселенная имеет логическую природу.

Позитивизм (с лат.устойчивый, положительный) — философская школа, основанная О. Кантом, считающая философию обобщением наук, основанных на опыте и претендующая на "снятие односторонностей" материализма и идеализма.

Парадигма (греч. paradigma – норма, образец) - устоявшиеся положения науки, которые обрели значение неукоснительных руководящих начал познания. Это совокупность законов, принципов, научных представлений, имеющих сущностную значимость и временную устойчивость.

Парвеню (англ. parvenu – выскочка) - человек, пробившийся в слои привилегированных или богатых людей и стремящийся им подражать, но интеллектуально примитивный.

Персонализм (лат. persona - личность) - философское течение, использовавшее мотивы монадологии Г. Лейбница и получившее распространение в философии конца ХIХ – начала ХХ веков. Отличительной чертой его является признание «личности» первичной реальностью и высшей духовной ценностью, причем «личность» понимается как духовный первоэлемент бытия.

Позитивизм (лат. positivus - положительный) - философское направление, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность непосредственно философского исследования.

Релятивизм(с лат.относительный) — учение об относительности всякого познания, а значит о невозможности получения абсолютного объективного знания. Нравственный релятивизм утверждает идею об относительности всех моральных ценностей.

Редукция (лат. reductio – отодвигание назад, возвращение) - методологический прием, применяемый рядом наук, в том числе философией. Он заключается в приведении некоторых научных позиций в удобный для их анализа вид, а также в восстановлении прежнего состояния, изучаемого объекта, в приведении изучаемого сложного к более доступному, простому. Абсолютная редукция приводит к редукционизму – концепции, утверждающей возможность полного сведения высших явлений к низшим, основополагающим. В неопозитивизме редукционизм проявился в стремлении «избавить философию от метафизики», свести научные знания к высказываниям об ощущениях или физических экспериментах и измерениях.

Репрезентативность (англ. represent – представлять, изображать) - свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности.

Рефлексия (лат. reflexio – обращение назад, мышление, оценивание). Термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта, осмысление актуальных и потенциальных явлений. В различных философских системах он имел свое содержание, в частности, для Гегеля рефлексия означала взаимное отображение одного в другом, например, в сущности – явления. Термин «рефлексия» также предполагает обращенность сознания на самого себя, размышление над своим психическим состоянием.

Свобода — категория философии, обозначающая возможность поступать так, как хочется. В XX в. философами рассматривается свобода «от» и свобода «для». Свобода «от» принуждения, насилия, т. п., или от смерти, страха, отчаяния, рассматривается как своего рода иллюзия, а свобода «для» есть свобода всестороннего развития сил и способностей человека.

Сенсуализм (с лат.чувство, ощущение) — принцип познания, основанный на чувственном восприятии, согласно которому в интеллекте нет ничего, чего ранее не было в чувстве.

София (с гр. мудрость) — в русской религиозной философии творческая премудрость Бога, мировая душа. Олицетворение женственного в Боге и символ тайн бытия.

Сублимация (с лат.вознесение, поднятие кверху) — в философии З. Фрейда обозначает переключение сексуально-биологических влечений, не получающих удовлетворения, на более высокие, преимущественно духовные виды деятельности — политику, искусство, науку.

Субстанция (с лат.сущность) — нечто неизменное в противовес меняющимся состояниям и свойствам. Чаще всего субстанция — синоним материи, вещества.

Сциентизм (с лат.наука) — абсолютизация роли науки а жизни общества, особенно характерная для современной индустриальной цивилизации.

Секуляризация (лат. saecularis – светский) - в общественной и интеллектуальной деятельности, в художественном творчестве освобождение от церковного влияния.

Сенсуализм (лат. sensus - чувство, ощущение) - философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания.

Солнечная система - одна из многочисленных систем Вселенной, входит в галактическую структуру Млечного пути. Состоит из центрального светила - Солнца и 9 больших планет: Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна, Плутона, обращающихся вокруг него, а также их спутников, множества малых планет, комет и метеорного вещества (межпланетной пыли).

Субстрат (лат. sub - под и stratum – кладка, постройка, сооружение) - основа единства, однородности различных предметов и различных свойств, как отдельной вещи, предмета, так и их совокупности.

Субстанция (лат. substantia – сущность) – в философии первооснова всего сущего.

Тварность (с гр.) — сотворенное Богом — природа, вещь, человек, то есть все созданное, сотворенное, возникающее.

Тенденция (с нем.; лат.) — стремление, склонность к чему-либо — предвзятая мысль, проводимая в какой-либо теории или научном труде; направление, в котором идет развитие каких-либо явлений действительности.

Теодицея (с гр. бог + правда, справедливость) — учение об оправдании бога, в связи с существованием в мире не только добра, но и зла.

Теология (с гр.) — богословие, учение о боге, систематизация вероучения той или иной религии.

Теизм (с гр.) — вера в единого индивидуального, самосознающего и самодействующего Бога, существующего как творец, хранитель и властитель мира, вне мира и выше всего мирского.

Толерантность (с лат.терпение) — терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект. Открытость для любых идейных течений, отсутствие страха перед конкуренцией идей.

Трансцендентное(с лат.выходящее за пределы) — недоступное познанию, то, что находится за" пределами опыта, лежит по ту сторону опытного, эмпирического знания.

Тезаурус (греч. thesauros - запас) - понятие, введенное в информатику и означающее полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, позволяющий человеку или вычислительной машине в ней ориентироваться. Применяется в обществознании как целостность знания о предмете исследования той или иной науки на данный момент развития.

Теоцентризм (греч. theos – Бог и лат. centrum – центр) - теологическая концепция, согласно которой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага. Подражание и уподобление Богу рассматривается при этом как высшая цель и главный смысл человеческой жизни, а почитание Бога и служение ему - как основа нравственности. Теоцентризм органически связан с теизмом и такими его фундаментальными принципами, как креационизм, провиденциализм и др.

Толерантность (лат. tolerantia – терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Трансцендентный (лат. transcendere – переступать) – термин означающий, в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания. Этот термин имел важное значение в философии И. Канта, считавшего, что познание человека не способно проникнуть в трансцендентный мир, т.е. мир «вещей в себе». С другой стороны, по Канту, поведение человека диктуется трансцендентными нормами: свободной волей, бессмертной душой, Богом.

Универсум (лат. universum, summa rerum) - центральное философско-категориальное понятие, умозрительно включающее всю объективную реальность Вселенной (в отличие от «мира»). В зависимости от того, что включают в пространство «объективной реальности» представители разных философски систем, понятия «универсума» и «мира» не совпадают. «Мир» в материалистической философии является частью «универсума» - это духовно освоенный универсум.

Феноменология (с тр. явление + наука) — по И. Канту: "наука о феноменах или явлениях действительности; по Гегелю: учение о развитии науки и знания, начиная от первой мысли познающего субъекта об объекте вплоть до абсолютной истины; по Гуссерлю: априорная наука о чистом сознании, которое всегда является «сознанием чего-либо» т. е. направленным на предмет.

Филогенез (с гр. "племя, род и происхождение, развитие") — общая эволюция различных родов и видов организмов. Филогенез необходимо рассматривать в единстве с онтогенезом — особенностями индивидуального развития живого организма.

Фатализм (лат. fatalis – роковой) - мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы, происходящие в мире, изначально определены и подчинены необходимости, не оставляющей место свободе, творчеству, развитию.

Феноменология (греч. phainomenon – являющееся) - (методолог - Г. Гегель)расширенное и понятийно оформленное Эдмундом Гуссерлем (1859-1938 г.г.) и его продолжателями Л. Ландгребе, Э Финком и др. субъективно-идеалистическое направление, оказавшее большое влияние на зарубежную философию ХХ века. Центральное понятие феноменологии – «интенциональность» сознания (его направленность на объект) утверждает субъективно-идеалистический принцип: «нет объекта без субъекта».

Философия жизни - философское направление, сложившееся в Германии (А. Шопегауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель) и Франции (А. Бергсон) на рубеже ХIХ и ХХ веков. Возникновение «философии жизни» было связано с быстрым развитием биологии, психологии и других наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. «Философия жизни» была попыткой преодолеть ограниченность механистического материализма с идеалистических позиций.

Холизм (с гр. целое) — учение о целостности мира во всех его главных областях— психической, биологической и физической действительности.

Харизма (греч. harisma – дар благодати) - исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная, божественного происхождения сила постижения и воздействия, недоступная обычным людям.

Шизоанализ(с гр. расколоть и анализ) — направление современной постмодернистской философии, исследующее маргинальные группы и их поведение, а также их язык как существенную часть их неязыкового поля, которое называется "машинами желания". Мир желания с точки зрения шизоанализа — это мир, где все возможно.

Экзистенция (с дат.) — существование как факт бытия. Центральное понятие в экзистенциализме, считающего, что существование предшествует сущности человека и по-разному определяющего эту сущность.

Эмпиризм (с гр. опыт) — направление в теории познания, которое считает главной силой в познании чувственный опыт (эмпирию). Эмпиризм как принцип познания противостоит рационализму.

Эпистемология (с гр. знание + учение) — теория познания. Эпистемологический — теоретико-познавательный, гносеологический.

Эсхатология (с гр. крайний, последний) — представление о конце мира и связанных с ним возмездиях. Разрабатывалось преимущественно в религиозных концепциях. В XX веке используется в футурологических концепциях, связанных с катастрофическим видением мира.

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) - философское направление, возникшее в первой четверти ХХ века, пользовавшееся большим влиянием в 40-60 г.г. Представляло попытку создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам современного тому времени человека, ставящего вопрос: как жить человеку, потерявшему либерально-прогрессивные иллюзии, перед лицом исторических катастроф. Экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственно нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие толкуется как непосредственно данное человечеству существование, как экзистенция, которая непознаваема.

Эмерджментность (англ. emerdent – внезапно возникающий. Происходит от лат. emergo – появляюсь, возникаю) - наличие у системы свойств целостности, то есть таких, которыми не обладают составляющие её элементы.

Эмпатия (лат. empathy – чувствование, проникновение) - понятие философии и психологии, означающее восприятие внутреннего мира другого человека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, сопереживание его душевной жизни.

Эмпиризм (греч. empeiria – опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единым источником знания, утверждающее, что всё знание обосновывается в опыте и посредством опыта.

Этимология (греч. etymologia < etymon – истина; основное значение слова + logos – понятие, учение) - а) происхождение слова и его родственные отношения к другим словам того же языка или других языков; б) раздел языкознания, исследующий происхождение слов разных языков.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» | СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 1 страница

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 260; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.011 сек.