Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 1 страница

Пифагор VI-V в. до н.э. - древнегреческий философ и математик. Его имя окружено легендами и тайной. Предположительно в 531 г. до н.э., после установления тирании Поликрата, Пифагор покидает о. Самосу и обосновывается в г. Кротоне (Южная Италия). Там он основывает свою школу – пифагорейский союз, отделения (гетерии) которого распространились по многим городам. Пифагорейский союз представлял собой своеобразную форму организации, члены которой подчинялись жесткой дисциплине. Высшим авторитетом пользовалась ссылка на Пифагора: «сам сказал!» Сущность всего существующего содержится, по учению Пифагора, в числе. Все в мире изменяется: познать управляющие им числа – значит, познать его строение и закономерности. Числу было придано универсальное, мистическое значение. Применение математики дало перспективные объяснения в области астрономии, музыки. Мистификация числа стала исходным пунктом учения Пифагора о так называемой «музыке сфер», о небесной гармонии. Смерть Пифагора также связывают с чрезвычайной преданностью его числам, что привело к неудовольствию его действиями сильными мира и насильственной гибели.

Энгельс Фридрих 1820-1895 годы - мыслитель и крупный европейский общественно-политический деятель, один из основоположников материалистической философии. Родился в Рейнской провинции Пруссии в Бармене, в долине реки Вуппер, в семье текстильного фабриканта, человека весьма консервативного. Будучи ярым приверженцем религии, отец стремился воспитать детей в духе строгих нравственных правил. Он не дал сыну окончить гимназию и отправил в Бремен в Англию, чтобы сделать коммерсантом, где тот и работал в конторе на фабрике отца. В свободное время Фридрих занимался самообразованием: изучал историю, философию, литературу, лингвистику, иностранные языки. Знакомство с передовыми идеями своего времени, прежде всего, с работами младогегельянцев, помогло Энгельсу освободиться от религиозных воззрений, которые были ему внушены в семье. Его мировоззрение формировалось под воздействием прогрессивных идейных течений той эпохи – демократизма Л. Бёрне, философии Г. Гегеля, радикальных взглядов младогегельянцев, а также личного трудового опыта и собственных общественно-политических наблюдений. С 1839 г. он стал сотрудником прогрессивного журнала «Telegraph fur Deutschland» - органа радикальной литературной группы «Молодая Германия». Находясь в Париже в 1844 г., он крепко сдружился с К. Марксом и не оставлял его практически до самой смерти. Вместе с ним были написаны философские работы - «Тезисы о Фейербахе» (1845 г.), «Нищета философии» (1847 г.), а также политический «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.). Энгельс неоднократно участвовал лично в боевых революционных действиях, сражался на баррикадах. Являлся хорошим знатоком и в последствии теоретиком военного искусства. Он внес существенный вклад в становление и развитие ряда наук, в т.ч. материалистической философии. После смерти К. Маркса завершил его научный труд и опубликовал 2-й и 3-й тома «Капитала». К числу фундаментальных философских работ Ф. Энгельса относятся: «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Согласно завещанию Фридриха Энгельса, его прах после кремации был развеян в водах залива на стыке проливов Ла-Манш и Па-де-Кале у городка Истборн, любимого места отдыха Энгельса в юго-восточной части Англии.

Камю Альбер (Camus) 1913-1960, французский писатель и философ-экзистенциалист. Участник движения сопротивления. В повести «Посторонний» (1942) тема абсурдности жизни раскрывается через поток сознания внутренне опустошенного героя. В романе-притче «Чума» (1947, с антифашистским, антитоталитаристским подтекстом), философских книгах «Миф и Сизифе» (1942), «Бунтующий человек» (1951), пьесе «Калигула» (1944) – поиски мировоззренческих опор в лишенном Бога и какого-либо смысла мире, иллюзорность безграничной личной свободы, стоическое, «без надежды на успех», противостояние абсурдному бытию. Лауреат Нобелевской премии (1957). Погиб в автомобильной катастрофе.

Бердяев Николай Александрович 1874-1948, религиозный философ. Участвовал в сборниках «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). В 1922 г. выслан из России. С 1925 г. во Франции, издавал религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925-40). На рубеже 1900-х г.г. находился под воздействием идей марксизма и неокантианства, затем перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствует зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения, изданные во многих странах: «Смысл творчества» (1916). «Миросозерцание Достоевского» (1923), «Философия неравенства» (1923), «Философия свободного духа» (1927-28), «О рабстве и свободе человека» (1939), «Опыт эсхатологической метафизики» (1947), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949).

Зеленов Лев Александрович 1933 г.р. - философ, мыслитель, публицист, доктор философских наук, профессор, академик, заведующий кафедрой. Основатель и научный руководитель Нижегородского философского клуба, учредитель и президент Общероссийской академии человековедения. Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета (1956 г.).

Л. Зеленовым разработана система философии и антропономии, теория дизайна и концепция различных видов деятельности. Он является автором многих учебников и учебных пособий, курсов лекций и монографий, научных и методических работ, статей и сборников по сущностным проблемам философии и философской практики. В диссертационном совете по философским специальностям (1992 г.) под председательством Л. Зеленова защищено около 100 докторских и кандидатских диссертаций.

Чернышевский Николай Гаврилович 1828-1889 годы - публицист литературный критик, писатель. В 1856-1862 г.г. один из руководителей журнала «Современник», в области литературной критики развивал традиции В.Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х г.г. В 1862 г. арестован по обвинению в связях с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым и составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Считал, что через крестьянскую общину возможен переход к социализму. Один из родоначальников народничества. Социалистические идеалы нашли отражение в романах «Что делать?» и «Пролог». Писал труды по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма.

Кун Фу-цзы(в русской интерпретации - Конфуций. Кун-цзы переводится как учитель Кун) 551-479 годы до н.э. – мыслитель, родоначальник древнекитайской философии. Его родина - царство Лу. Отец - правитель одного из уездов этого второстепенного царства. Род Конфуция был знатен, но беден, ему в детстве пришлось быть и пастухом, и сторожем. В 15 лет он обратился к учебе. В 22 года начал обучать и прославился как самый знаменитый педагог Китая. Свою школу Конфуций основал в 50 лет, занимался и политической деятельностью, стал высоким сановником в государстве Лу. У него было много учеников, которые записывали мысли учителя, а также и свои. В центре философского учения Конфуция - идеал благородного мужа (цзюнь-цзы), поступающего в согласии с «велением Неба» и моральным законом, соблюдающего этикет, обладающего сыновней почтительностью к родителям и старшим. Страна, по его мнению, – это большая семья и управлять ею необходимо посредством гуманности и добродетели. Основной труд – книга «Лунь юй» («Беседы и суждения»), эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть в детстве и руководствовался ею всю жизнь.

Мэн-цзы372-289 годы до н.э., древнекитайский мыслитель, ученик внука Конфуция. По преданиям его идеи отражены в книге «Мэн-цзы», состоящей из семи глав. Мэн-цзы усилил учение Конфуция о небе как безличной объективной необходимости, судьбе, стоящей, однако, на страже добра. Новое у Мэн-цзы то, что он увидел наиболее адекватное отражение воли неба в воле народа, что можно понимать как некий демократизм. Он представлял мироздание состоящее из «ци», понимая под этим жизненную силу, энергию, которая в человеке должна быть подчинена воле и разуму. «Воля – главное, а ци – второстепенное. Укрепляйте волю и не вносите хаоса в ци». В учении Мэн-цзы характерен тезис о прирожденной доброте человека.

Сюнь-цзыIII век до н.э. – один из родоначальников китайской философии. Имел хорошее образование, был последователем конфуцианства, с его именем связывают произведение «Сюнь-цзы». О Сюнь-цзы можно говорить как о натурфилософе материалистического направления: он лишал небо всяких сверхъестественных качеств и считал, что в природе все происходит по законам самой природы

Лао-цзы - полулегендарная личность, точного времени жизни нет, примерно VII­VI века до н.э. Точно не установлено и то, что это именно он создал учение «даосизм», есть версия, что это учение – концентрация взглядов разных групп даосов, начиная с Ян Чжу и кончая Чжуан-цзы, так как в трактате «Даодэцзин» содержится критика и конфуцианства, и легизма, которой не могло быть, если бы версия написания трактата Лао-цзы была верна.

Гомер примерно VIII век до н.э. - древнегреческий поэт, стоящий у истоков греческой и мировой литературы, его имя связано с героическим эпосом. Он изображался в виде слепого старца. Его считают великим учителем-наставником для всей античности. «Гомеровский вопрос» (об авторе эпоса) существует с древности. Гомеру приписывали, кроме «Иллиды» и «Одиссеи», еще много эпических поэм – «Кирпич», «Маргит», гимны. «Иллиада» и «Одиссея» написаны гекзаметром. Высочайшая сила красноречия, полет фантазии, естественность в изображении жизни, красота сравнений, психологическая чуткость автора произведений позволили Гомеру стать эталоном при оценке любой поэмы античности. В «Иллиаде» отображен 49-тидневный отрезок времени десятилетней борьбы греков за Трою. В «Одиссее» воспеваются длящиеся 10 лет путешествия и возвращение на родину Одиссея к своей жене Пенелопе. В эпосе множество повествований о морских путешествиях переплетаются со сказочными мотивами.

Гесиод VIII век до н.э. - первый исторически достоверно установленный греческий, следовательно, и европейский поэт. Живя в Беотии, Гесиод занимался пастушеством. Для своих поэм он выбрал язык гомеровского героического эпоса. Его сочинения - «Труды и дни» и «Теогония». Крестьянский поэт он воспевает былое единство родового общества. У Гесиода нет надежд на будущее, поэтому он предлагает вернуться в прошлое, в «золотой век».

Фалес Милетский 624-546 годы до н.э. - древнегреческий философ, математик, астроном, общественный деятель. По существующим источникам Фалес, купец по происхождению, по роду своих занятий много путешествовал по странам Востока и Египта. Он многому научился у вавилонских халдеев и египетских жрецов. Фалес был одним из крупнейших ученых своего времени. Древние мыслители называли его «первым философом», «первым математиком», «первым астрономом», «первым физиком». Фалес был строителем мостов, гидротехником, разработал системы измерения памятников, пирамид и храмов в Египте, изобрел гидравлические часы. Он объяснил причины разлива Нила, установил новый календарь – 365 дней в году, вычислил и предсказал цикл затмений солнца, сконструировал модель небесной сферы. Фалеса многие исследователи считают родоначальником европейской науки.

Свои астрономические, математические, физические, географические и др. знания Фалес выводил из философских представлений о мире. Он полагал, что основным началом всего сущего является вода: все начинается с воды и все возвращается в воду. Это первое наивное, но материалистическое представление о мире в отличии от мифологии. Но вода для Фалеса выступает не только и не столько в физическом смысле. Он понимал воду как начало, наивно заставляя плавать на ней землю. Вода как субстанция. С другой стороны, это не просто вода, а вода «разумная». Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. О натурфилософии Фалеса объективно писал русский мыслитель А.И. Герцен: «Фалес, признавая началом всему воду, видел в ней более нежели эту воду, текущую в ручьях. Для Фалеса она, вероятно, была и образ мысли, в которой снято и хранится все сущее; только в этом значении, широком, полном мысли, эмпирическая вода как начало получает истинно философский смысл». Фалес, учитывая мифологию и религию, природу рассматривает как нечто одухотворенное и одушевленное. «Мир полон Богов», - говорит он. Фалес делал попытки разобраться в строении мироздания, Вселенной, считал, что звезды ближе всех небесных тел находятся к Земле, а Солнце – дальше всех.

Анаксимандр из Милета ок. 610-ок. 546 годов до н.э. - древнегреческий мыслитель, представитель ионийской школы натурфилософии. О его жизни известно немного, вероятно он выходец из торговой аристократии. С его именем связывают создание небесного глобуса и географической карты. Анаксимандр автор первого философского сочинения под названием «О природе», написанного прозой, которое положило начало многим одноименным трудам первых древнегреческих философов. Известны названия других его работ: «Карта земли» и «Глобус». Картину мира Анаксимандр представляет так: в центре мироздания располагается неподвижная Земля, имеющая цилиндрическую форму, она свободно парит в воздухе вследствие равного расстояние небесных тел от нее. Первоначально Земля была покрыта водой, затем под воздействием солнечных лучей часть воды испарилась и появилась суша. Первые животные произошли из морского ила и в свою очередь дали начало роду людскому. По Анаксимандру, существует бесконечное множество миров, которые расположены как последовательно во времени, так и рядом друг с другом. Таким образом, Анаксимандр предпринял попытку дать всеобъемлющее, рациональное объяснение мира и жизни, свободное от мифологии, а также наивно-материалистическое и диалектическое их толкование Происхождение звезд и их движение, облаков, землетрясений объяснялось естественными причинами.

Анаксимен из Милета ок. 588-ок.525 годов до н.э. - древнегреческий философ-материалист, стихийный диалектик. Автор своего сочинения «О природе». Его более интересовали вопросы астрономии и метеорологии. По его учению, все сущее происходит из первоматерии - воздуха - и обратно в нее возвращается. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю, камни, разряжаясь – превращается в огонь. Здесь просматривается идея перехода количества в качество. Воздух объемлет все: он и душа, и всеобщая среда для бесчисленных миров вселенной. Анаксимен учил, что звезды - это огонь, но мы не ощущаем их тепла, т.к. они очень далеки. Он дал близкое к истинному объяснение затмений Солнца и Луны. Демокрит ок. 460-ок.370 годов до н.э. древнегреческий философ-атомист, ученый-энциклопедист, ученик Левкиппа (развил далее его атомистические взгляды, концепцию о космических вихрях, порождающих бесчисленные миры), возможно учился у пифагорейцев, много путешествовал по странам Востока, позже был дружен с Гиппократом. Родился и жил в Абдерах (Фракия). Был одним из самых образованных людей древности. Будучи движимый страстной жаждой к знаниям, последовательно и строго проводил «атомизм» во всех своих исследованиях: по математике, этике, космологии, познании, психологии, культуре, политике, логике.

Большинство сочинений Демокрита было утеряно в первых веках н.э. До нас дошли лишь короткие цитаты (ок. 300 до н.э.), но каталог его сочинений содержит около 70 названий.

Продолжателями материалистического учения Демокрита были Эпикур и Лукреций Кар.

Платон 427-347 годы до н.э. - мыслитель, крупнейший представитель античной философии, ученик Сократа. Принадлежал к афинской аристократии и вел свой род от царя Кодра. Действительное имя Платона - Аристокл; Платон – прозвище (от греческого слова «platus» - широкий).

После смерти Сократа, опасаясь преследований Платон поселился в Мегарах, совершал путешествия в Египет, Кирену, в Сиракузы, на о. Сицилию. В Сиракузах за участие в политических распрях Платона пленили и выдали спартанскому послу. На ярмарке рабов в Эгине философ был выкуплен своими сторонниками и вернулся в Афины, где основывает свою философскую школу в священной роще, носящей имя легендарного героя Академа. Платоновская школа (Академия) стала своеобразным духовным центром, куда съезжались многочисленные ученики из всех греческих государств.

Сохранились многочисленные сочинения Платона: «Апология Сократа», 34 диалога, письма, эпиграммы. Теория идей Платона составляла основное содержание, основную истину греческой философии. «Прежде всего, - утверждал Платон, - по моему мнению, надо различать: что всегда существует, но никогда не становится и что всегда становится, но никогда не существует». Это различие между явлением и сущностью, между относительным и абсолютным Платон распространяет на все предметы исследования. Сократ 470-399 годы до н.э. - выдающийся философ Древней Греции, имя которого стало воплощением мудрости, споры о котором никогда не утихали. Он скорее был народным мудрецом, проводя большую часть времени на площадях, в палестрах, в народе. Сократ вступал в беседы с любым, кто желал говорить с ним. Стиль и характер этих бесед ярко отражены в диалогах Платона. Вокруг Сократа сосредоточился широкий круг афинских деятелей и мыслителей: Ксенофонт, Алкивиад, Критий, Платон, Федон и др. Школа Сократа была явно направлена против афинской демократии. В 399 г. до н.э. семидесятилетний Сократ был приговорен его врагами к смерти и умер, выпив кубок яда, хотя друзья и обеспечивали ему побег из заточения и соответственно жизнь. Жизнь и смерть Сократа стали подтверждением его философии: он никогда ничего не писал, но умел грамотно и логично говорить. Учение его существует не в собственных текстах, а в изложении мыслей его учениками, как последователями, так и противниками. Основными источниками наших знаний о Сократе являются работы его ближайших соратников Ксенофонта и Платона, а также работы Аристофана, Аристотеля и др. Поэтому с достаточным основанием говорят – у каждого человека может быть «свой Сократ». Суть учения Сократа состоит в фундаментальном повороте мысли от природно-внешнего (поиск первоэлементов бытия) – к внутреннему, человеческому. Все существующее сводится Сократом к человеческой личности. Сама же личность сведена к практическому началу – к воле. Но воля должна является внутренним содержанием человеческого сознания, и человек должен свободно усвоить это содержание. Но высшее - это иметь безусловный предмет или цель. Эта цель: высшее благо. Благо с необходимостью благо не есть личное, субъективное, а общее для всех.

Аристотель 384-322 годы до н.э. - древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. В 17 лет вступает в академию Платона, в которой пробыл 20 лет как слушатель, преподаватель и полноправный член содружества философов-платоников. В академии Платона сформировался как самостоятельный мыслитель, критически относящийся к учению учителя. После смерти Платона вышел из академии вместе с Ксенократом и поселился в Антернее. Принял приглашение македонского двора стать воспитателем Александра – сына царя Филиппа (в течение 3 лет). В возрасте 50 лет вернулся в Афины и открыл свою школу, недалеко от храма Аполлона Ликейского. Чтение лекций философ проводил в аллеях сада, прогуливаясь по нему в окружении учеников, в связи с чем последних стали называть «перипатетиками» («прогуливающимися»). В отличие от платоновской академии, ликей Аристотеля – это, только учебное заведение и научный союз. В 323 году против него было возбуждено дело по обвинению в религиозном нечестии, как это было с Анаксагором и Сократом. Не дожидаясь суда, Аристотель покинул Афины и поселился на о. Эвбея у восточных берегов Аттики . Год спустя он умер.

Стоицизм - школа древнегреческой философии, получившая название от портика (стои) в Афинах, где она была основана Зеноном из Китиона ок. 300 г. до н.э. В научном мире принята периодизация: а) древняя Стоя (III-II века до н.э.: Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики; б) средняя Стоя (II-I века до н.э.: Панетий, Посидоний); в) Поздняя Стоя - римский период: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). От первых двух периодов не дошло ни одного целого сочинения, так что система стоицизма реконструируется на основе фрагментов. Этика занимает в ней ведущее место, опираясь на физику (натурфилософию) и логику.

Гераклит из Эфеса 540-480 годы до н.э. по прозвищу «Темный» - древнегреческий философ-материалист и античный диалектик, поэт. Аристократ по рождению и по своим политическим взглядам. Во времена Гераклита царско-жреческая власть в его родном городе Эфесе (недалеко от Милета) была свергнута и он сохранил за собой лишь некоторые функции жреца, которые позднее передал брату. Пора его расцвета приходится на 69-ю олимпиаду 504-501 годы. Жил Гераклит бедно и одиноко. Последние годы своей жизни провел в хижине в горах. В уединении он написал книгу «О природе», которая разошлась цитатами по работам поздних античных мыслителей (Платон, Аристотель и др.) Оригинальная по содержанию и образная по языку, афористичная по форме и при этом трудная для понимания (отсюда прозвище Гераклита – «Темный») книга состояла из трех частей: первая - о природе, вторая - о государстве, третья - о Боге. До нас дошло около 130 отрывков. Прочитав труд Гераклита Сократ сказал: «То, что я не понял, превосходно. Думаю, что таково и то, что я не понял. Впрочем, для этого нужен делосский водолаз».

Зенон из Китиона ок. 336-ок.264 г.г. до н.э. - ученик Парменида (поставившего вопрос о соотношении бытия и мышления), основатель стоицизма. Сын китионского купца с о. Кипр. Учился у Кратеса (киника), затем у Стильпона и Диодора (Мегарская школа); позднее – у платоника Полемона. С торговыми целями прибыл в Афины; его корабли потерпели крушение и он остался в этом городе, где в 308 г. до н.э. основал свою школу, получившую название стоической от «стоа пойкилэ» - узорчатого портика, украшенного фресками. Расцвет его деятельности приходится на 78-ю и 79-ю олимпиады, т.е. 60-е годы V века до н.э. Зенон ушел из жизни героически, борясь с тиранией. По словам Плутарха он «доказал на деле, что великому мужу постыдно быть трусливым». Из многочисленных трудов Зенона до современников дошли лишь несколько фрагментов из «Споров», «О природе» и «Против философии».

Тертуллиан Квинт Септимий Флорес ок.160 – после 220 - христианский апологет, автор многочисленных сочинений по вопросам философии, теологии, церковной организации, практической этики, праву. Родился в Карфагене. Защищал мировоззренческие, догматические, институциональные и конфессиональные принципы христианства; критиковал гностиков, осуждал античных философов как растлителей и распространителей ересей. В начале выступал в Риме как судебный оратор; приняв христианство, ок. 195 г. вернулся в Карфаген. Позднее сблизился с монтанистами, вступив в конфликт с церковью; по-видимому, в конце жизни основал особую секту «тертуллианистов». Мышление Тертуллиана достаточно парадоксально. Если современные ему христианские мыслители стремились привести библейские учения и греческую философию в единую систему, то он всячески подчеркивает пропасть между верой и разумом («Что общего у Академии и церкви?). В полемике против абстрактного теоретического разума Тертуллиан подчеркивает права «естественного» практического рассудка, выступая как единомышленник киников и особенно римского стоицизма. Он развертывает программу возвращение к природе не только в жизни, но и в познании, призывая сквозь все слои книжности дойти до изначальных недр человеческой души. Эмпиризм Тертуллиана приводит его к материалистическим тенденциям; все сущее есть «тело», следовательно, и Бог должен быть понят как «тело, которое, впрочем, есть дух». Августин Аврелий (Блаженный) 354-430 годы - христианский теолог и философ, представитель западной патристики. Прошел через увлечение манихейством и скептицизмом, в 387 г. принял крещение. С 395 г. епископ Гиппона в Северной Африке. Родился в Северной Африке в Тагасте. В православии был признан блаженным, а в католичестве - святым и «учителем» церкви. Сыграл видную роль в разработке и утверждении католической догматики, в частности учения о божественном предопределении, благодати и загробном воздаянии; жестоко боролся с ересями, особенно с манихейством, донатизмом и пелагианством. Идеи Августина до сих пор пользуются влиянием в среде христианских теологов. Онтология Августина и его учение о Боге как абсолютном бытии следуют неоплатонизму, но Августин пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самодостоверности человеческого мышления. Бытие Бога, по Августину, можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей - нет. Основные сочинения «О граде Божьем» и «Исповедь».Фома Аквинский, Аквинат 1225(26)-1274 годы - средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец (с 1244). Родился в Южной Италии в замке Роккасекка близ Акуино. Ученик Альберта Великого. Предпринял попытку философски обосновать христианское вероучение, для чего систематизировал и прокомментировал в духе христианства основные идеи аристотелевской философии. Значительное влияние на учение Ф. Аквинского оказал неоплатонизм. Проделанный Ф. Аквинским синтез аристотелизма и христианство означал выхолащивание материалистических элементов из философии Аристотеля и искусственное выделение идеалистических ее положений. Ядро философии Аквинского - принцип гармонии веры и разума. В энциклике папы Льва XIII «Aeterni patris» (1879) философская система Ф. Аквинского была названа «единственно истинной философией католицизма». Основные труды: «Сумма теологий», «Сумма философии, об истинности католической веры против язычников». В 1323 г. был причислен католической церковью к лику святых. В 1567 г. признан пятым «учителем церкви».

Ансельм Кентерберийский 1033-1109 годы – теолог, представитель схоластики. Родился в Италии в Аосте, умер в Англии в Кентербери. С 1093 г. архиепископ Кентерберийский. Принимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». Крайний теологический рационализм Ансельма проявился в его трактате «Почему Бог очеловечился?», где он пытался чисто логически доказать необходимость воплощения Бога в человеке.

Росцелин Иоанн ок.1050 – ок.1120 годы - французский теолог и философ-номиналист. Толковал троицу как совокупность 3-х отдельных Богов, отрицая, таким образом, существование единой божественной субстанции, объединяющей, согласно христианскому догмату, Бога-сына, Бога-отца и Бога-духа святого. Церковь объявила это учение еретическим. Росцелин отрекся от него.

Вазари Джорджо 1511-1574 годы - итальянский живописец, архитектор и историк искусства, признаваемый основателем искусствознания. Среди его живописных работ – фрески в Ватикане и Флоренции. Им построено здание одного из крупнейших художественных музеев мира – Уффици.

Эразм Роттердамский, Дезидерий (настоящее имя и фамилия Герхард Герхардс) 1469-1536 годы - гуманист эпохи Возрождения (глава «северных гуманистов»), филолог, писатель, богослов. Родился в Нидерландах в Роттердаме. Писал на латинском языке и переводил на него: греческий оригинал Нового завета с комментариями; нравственные поучения, диалоги «Домашние беседы»; «Разговоры запросто»; трактаты «О свободе воли», против М. Лютера. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее. Выступал против религиозного фанатизма и богословского догматизма.

Бэкон Френсис 1561-1626 годы - английский философ, родоначальник английского материализма и эмпиризма, экспериментирующей науки нового времени. Родился в Лондоне в семье Лорда-канцлера хранителя печати короля. Обучался в Кембриджском университете, юрист. Избирался в Палату общин Англии. При короле Якове I был Лордом-канцлером (1618-1621 г.г.), обвинен в коррупции и предан суду. От политической деятельности перешел к научной. Автор трактата «Новый органон» (1620 г. - часть незаконченного трактата «Великое восстановление наук») (у Аристотеля - «Органон»), в котором развил новое понимание задач науки - увеличение власти человека над природой и основы научной индукции, базой которой должен быть эксперимент. В утопической повести «Новая Атлантида» изложил проект государственной организации науки.

Декарт Рене (латинизированное звучание Картезий, Cartesius) 1596-1650 годы - французский философ, математик, естествоиспытатель. Родился в знатной семье, окончил иезуитскую коллегию Ла Флеш. Служил в армии, участвовал в 30-летней войне (первая общеевропейская война между двумя коалициями за господство в Европе 1618-1648 г.г.). В 1629 г. оставил службу и уехал в Нидерланды, где 20 лет занимался наукой. Преследуемый нидерландскими богословами, переехал в Швецию, где принял приглашение королевы о помощи в организации Академии наук, однако не перенес сурового климата Швеции и режима дня – умер. Философия Р. Декарта связана с его математикой, космогонией и физикой. В космогонии он развил новую для науки идею естественного развития солнечной системы. В математике - один из создателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия. Основные сочинения: «Геометрия», «Рассуждения о методе…», «Начала философии».


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч | СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 2 страница

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 186; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.