Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 3 страница

Киреевский Иван Васильевич 1806-1856 годы - философ и литературный критик, один из ведущих теоретиков славянофильства. Родился в Москве в высокообразованной дворянской семье. Большое влияние на него оказала мать Авдотья Петровна, племянница В.А. Жуковского, вышедшая после смерти отца в 1817 г. замуж за А.А. Елагина, одного из первых в России знатоков философии И. Канта и Ф. Шеллинга. В литературном салоне А.П. Елагиной собиралась почти вся интеллектуальная элита Москвы. Иван Киреевский в 1830 г. побывал в Германии, где слушал лекции Г. Гегеля, с которым лично познакомился и который рекомендовал ему заниматься в области философии. В Берлине И. Киреевский слушал лекции Шлейермахера, в Мюнхене - Шеллинга. Вернувшись в Россию он предпринял попытку издавать журнал «Европеец», но издание запретили. Позднее сближается со старцами из Оптиной пустыни, с которыми его связывала литературная деятельность. Пытается получить кафедру философии Московского университета, но неудачно, так как считался политически неблагонадежным. В 1852 г. славянофилы издают свой журнал - «Московский сборник», в котором И. Киреевский публикуется. Его статья «О необходимости и возможности новых начал для философии», опубликованная в 1856 г. в журнале «Русская беседа» оказалась посмертной. Последние годы своей жизни работал над курсом философии и надеялся, что эта работа покажет миру «свое лицо в философии». Умер от холеры в Петербурге. Похоронен в Оптиной пустыни. Чернышевский Николай Гаврилович 1828-1889 годы - философ-материалист, общественный деятель, революционер. Родился в семье священника. Обучался в Саратовской духовной семинарии. В 1850 г. окончил историко-философский факультет Петербургского университета. Преподавал литературу в Саратовской гимназии до 1853 г., вернулся в Петербург для работы над диссертацией. Начал писать для литературных журналов и стал главным редактором ведущего антиправительственного органа - журнала «Современник». За радикальные взгляды и сотрудничество с членами тайного общества «Земля и воля» в 1864 г. был арестован и отправлен на каторгу (получил 7 лет) и ссылку в Сибирь, где провел 18 лет жизни. Лишь за несколько месяцев до смерти ему было разрешено вернуться в Саратов. Известны его работы по философии, социологии, экономике, этике, эстетике. Его магистерская диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855 г.) положила начало широкомасштабному спору 60-х годов между материалистически мыслящими радикалами и идеалистически настроенными консерваторами. В противоположность господствовавшей гегелевской эстетике Н. Чернышевский утверждал, что искусство является лишь заменой действительности и не может быть выше ее. Истинная красота присуща реальной жизни, и главной задачей искусства является реалистическое и критическое воспроизведение того, что существует, то есть отражение и объяснение существующего, определение его пороков и недостатков и одновременно предвосхищение лучшего будущего. В своем главном философском сочинении «Антропологический принцип в философии» (1860 г.) он сумел изложить ориентированное на науку материалистическое мировоззрение (хотя из-за цензуры и не мог употреблять термин «материализм»). Под «антропологическим принципом» он подразумевал концепцию человека как единого организма, правда, в отличие от дерева или химического соединения, обладающего «духовным» измерением. Поскольку все психические явления определяются физической организацией человека, то он во всех своих действиях подчиняется тем же законам, что и остальная природа. Наиболее значительным произведением Н. Чернышевского был роман «Что делать?» (1863 г.), написанный им будучи политическим заключенным. В книге он рисует образы «новых людей», носителей своей философии - с их презрением к традициям, естественностью, приверженностью к науке, любовью к социально полезному труду, «разумным» поведением и взаимоотношениями. В целом, Н. Чернышевский считал, что социализм обусловлен всем ходом развития человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину. В советский период он был признан одним из наиболее глубоких мыслителей-материалистов в истории философии.

Михайловский Николай Константинович1842-1904 годы - публицист, литературный критик, социолог. Учился в Петербургском институте горных инженеров; с 1868 г. - ведущий сотрудник, а затем соредактор журнала «Отечественные записки», фактически являвшегося рупором легального народничества; с начала 90-х годов и до конца жизни - соредактор журнала «Русское богатство», идейного выразителя влиятельного либерального направления легального народничества, сочетавшего идеалы аграрного социализма с либеральными требованиями конституционных форм, гражданских свобод и прав личности. Будучи по преимуществу легальным публицистом-критиком, Н. Михайловский тем не менее поддерживал контакты с революционно-народническими кругами: с конца 70-х годов - с народовольцами, участвуя в их органе «Народная воля», в конце жизни - с эсерами. Его отношение к философии отражает общий факт снижения ее значимости в народническом движении по сравнению с предшествующим ему просветительским движением 40-60-х годов XIX века. В этой сфере Михайловский - по большей части популяризатор. Главной для его антропоцентрической философской концепции была антиметафизическая установка, убеждение в несостоятельности любых, будь то материалистических или идеалистических, учений о безусловной сущности, лежащей за пределами опыта и наблюдений. «реальный мир» у него не тождественен бытию вообще. Центром Вселенной и мерой всех вещей является человек. К проблеме познания сущности мира он безразличен, отдавая дань феноменализму и агностицизму И. Канта и позитивизму О. Конта. Самобытность Н. Михайловского проявилась в области социологии. Он подчеркивал в первую очередь активную роль личности в истории, ее моральную позицию, способность противостоять стихийным силам исторического процесса, присущую ей способность свободного выбора деятельности. Взаимоотношение личности с обществом он представлял как борьбу за свою индивидуальность, считая допустимым отказ от совершенствования общества, если оно мешает развитию личности. В области социологии продолжатель так называемого субъективного метода П.Л. Лаврова.

Бакунин Михаил Александрович 1814-1876 годы - революционер, один из идеологов анархизма и народничества, философ, публицист. Учился в Петербургском артиллерийском училище, затем служил в армии. В 1834 г. вышел в отставку и поселился в Москве. В 30-х годах член кружка Н.В. Станкевича, близко знаком с В.Г. Белинским. С 1840 г. за границей, был в дружеских контактах с П.Ж. Прудоном, активный участник революции 1848-1849 г.г. (Париж, Прага), за что дважды приговаривался – саксонским и австрийским судом – к смертной казни; в мае 1849 г. один из руководителей восстания в Дрездене. В 1851 г. выдан австрийскими властями России, заключен в Петропавловскую, затем в Шлиссельбургскую крепость, с 1857 г. в ссылке в Томске, затем в Иркутске. В 1861 г. бежал за границу, сотрудничал с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым. Организатор тайного революционного общества «Интернациональное братство» (к. 1864-1865 г.г.) и «Альянса социалистической демократии» (1868 г.) С 1868 г. член 1-го Интернационала, выступал против линии К. Маркса и его сторонников, в 1872 г. решением Гаагского конгресса исключен из Интернационала. Труд М. Бакунина «Государственность и анархия» (1873 г.) оказал большое влияние на развитие народнического движения в России, а так называемое «Прибавление А» к этой работе стало одним из программных документов революционного народничества. В области философии М. Бакунин обладал истинно спекулятивным талантом, причем его первые статьи «Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика», «О философии» воспринимались порой как образец философских сочинений на русском языке. Включившись в 40-х годах в западноевропейское революционное движение, он пошел на разрыв не только с философией, но и со всякой теорией, надеясь на практическое разрешение социально-политических проблем. В 60-70-х годах он переходит на позиции материализма, близкого к антропологическому, и воинствующего атеизма. Испытав определенное влияние О. Конта, позитивистом М. Бакунин не стал: он не сводил философию к наиболее общим выводам науки, не был сторонником агностицизма. В центре его философских интересов - критика теологии и метафизики.

Кропоткин Петр Алексеевич 1842-1921 годы - теоретик анархизма, географ и геолог, социолог, публицист. По происхождению князь. В 1862 г. окончил Пажеский корпус и произведен в офицеры. Пять лет прослужил в Сибири и совершил ряд экспедиций по Маньчжурии и Восточной Сибири. В начале 70-х годов дал научное объяснение широкому распространению древних материковых льдов в Северной и Средней Европе. В 1872-1874 г.г. член кружка «чайковцев» (последователей Н.В. Чайковского), вел революционную пропаганду среди петербургских рабочих, был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Через два года бежал. В 1876-1917 г.г. в эмиграции: в Швейцарии, Франции, Англии. Участник анархических организаций, член научных обществ (в частности, Британской научной ассоциации). В области философии П. Кропоткин оставался сторонником позитивизма и механистического материализма. С этих позиций он отвергал как религиозный взгляд на действительность, так и спекулятивную метафизику, называя гегелевскую диалектику средневековой схоластикой. Особенно много он размышлял над идеей эволюции, причинами изменений в животном и социальном мире (причины видел во взаимопомощи, тесно связанной с присущим им общественным инстинктом). Справедливость, равенство, самопожертвование во имя общества толкуются им как моральные качества, способствующие укреплению солидарности людей.

Чаадаев Петр Яковлевич 1794-1865 годы - мыслитель, публицист, философ. Друг А.С. Пушкина, родился и похоронен в Москве. В 1808-1811 г.г. учился в Московском университете, по окончании которого участвовал в Отечественной войне 1812 г., а также был участником заграничного похода русской армии в составе лейб-гвардии. Его пророчили в адъютанты императора Александра I, однако он пренебрег военной карьерой и в 1821 г. вышел в отставку и в этом же году был принят в Северное общество декабристов (с 1819 г. он являлся членом «Союза благоденствия»). Однако деятельным членом тайных обществ он не был и относился к ним сдержанно-скептически. В 1823-1826 г.г. путешествовал за границей, где познакомился со многими выдающимися учеными и философами, в том числе с Ф. Шеллингом, Ф. Ламенне. В годы затворничества - 1829-1831, П. Чаадаев работает над своим главным произведением - «Философскими письмами». С 1831 г. начинает появляться в московском обществе и в последующие годы предпринимает неоднократные попытки опубликовать свое произведение. В 1833 г. он поселился во флигеле усадьбы Левашовых на Новой Басманной улице, где и оставался до самой смерти.

Чижевский Александр Леонидович 1897-1964 годы - биофизик, основоположник гелиобиологии (связь с циклическими событиями на Солнце) и аэроионификации. Художник, поэт. Участник первой Мировой войны, георгиевский кавалер. Друг К. Циолковского, получал постоянную поддержку В. Вернадского. Окончил Московский археологический институт и через год Московский коммерческий институт; учился на физико-математическом и медицинском факультетах Московского университета. В 1918 г. стал доктором всеобщей истории, а в 1922 г. профессором. Преподавал в Московском университете и Московском археологическом институте (1917-1927 г.г.), был консультантом биофизического института, работал в Лаборатории зоопсихологии, организовал Центральную лабораторию ионизации. Работы: «Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли», «Влияние космических факторов на поведение организованных человеческих масс и на течение всемирно-исторического процесса…», докторская диссертация называлась «О периодичности всемирно-исторического процесса». Написал более 400 работ. Дважды выдвигался на Нобелевскую премию по физике от Первого международного конгресса по биологической физике и биологической космологии в Нью-Йорке и Стокгольмским университетом. Но был вынужден написать письмо-отказ под давлением органов НКВД, так как ранее отклонялись Нобелевским комитетом выдвинутые на премию кандидаты от Академии наук СССР. А. Чижевский мог стать первым советским лауреатом. На конгрессе в Нью-Йорке отмечалось, что в «лице профессора Чижевского мы бесспорно имеем одного из гениальных натуралистов всех времен и народов, который достоин занять почетное место в Пантеоне Человеческой Мысли наравне с великими представителями Естествознания». Число самостоятельных работ, посвященных творчеству А. Чижевского, превышает 5000.

В 1942 г. его арестовывают в Челябинске и осуждают на 8 лет. В 1950 г. он получил вечную ссылку в Караганду. Репрессирован с 1942 г. по 1957 г. В это время его квартиру в Москве занял сотрудник НКВД, пропала личная библиотека - 40 тысяч томов. В 1961 г. А. Чижевского реабилитировали. До 1962 г. он работал в Госплане СССР, вел лабораторию Аэроионификации. Ранее применялась его искусственная аэроионизация в медицине, сельском хозяйстве, животноводстве. Главная научная заслуга А. Чижевского - открытие тотального влияния солнечной активности на динамику жизнедеятельности в биосфере, в том числе на стихийные массовые явления в человеческом сообществе. Изучение же физических воздействий внеземного происхождения на возникновение, распространение и интенсивность таких явлений на Земле, как эпидемии, эпизоотии, эпифитии, а также на динамику ряда процессов в социуме он начал еще в 1915 г.

Похоронили Александра Леонидовича в Москве. Одна из телеграмм на смерть А. Чижевского гласила: «Умер Галилей ХХ века».

Фёдоров Николай Фёдорович 1829-1903 годы - мыслитель-утопист религиозного толка. Родился в Тамбовской губернии, большую часть жизни провел в Москве. Преподавал историю и географию в различных школах. С 1874 г. - библиотекарь Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека). В это время получил большую известность среди научной, философской, литературно-художественной интеллигенции Москвы. В его круг общения входили Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, К. Э. Циолковский, Ф.М. Достоевский. Внес большой вклад в развитие русского книговедения. Вёл аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность - даже на идеи и книги, поэтому ничего не публиковал. При жизни Н. Федорова его идеи были известны узкому кругу лиц. В советское время, в силу религиозной направленности его взглядов, критики социализма он был просто исключен из поля зрения философов. Философская система Н. Федорова была изложена и отредактирована его сподвижниками и учениками В.А. Кожевниковым и Н.П. Петерсоном, издана в 2-х томах после смерти под названием «Философия общего дела». Взгляды Н. Федорова представляют собой оригинальный подход к решению традиционных проблем русской философии, основанный на идее поиска глубинных причин зла и разработки проекта его преодоления. Анализируя общество и его историческое прошлое, он характеризовал его как непрерывную цепь истребления одного народа другим, вытеснение младшим поколением старшего, как совокупность отношений, проникнутых духом взаимной вражды, «неродственности». Это явилось в свою очередь следствием зависимости жизни человечества от природы, подчиненной законам конечности и смерти. В таких условиях каждый отдельный человек вынужден решать прежде всего проблемы самосохранения, что неизбежно приводит его к самоизолированности. Христианство - единственная религия, способная вести человечество по пути ко всеобщему спасению.

В целом Н. Федоров был духовно одинок, хотя с 1901 г. его идеи и получили определенное распространение. Одни его резко осуждали, другие давали высокую оценку. Скончался он в больнице для бедных. Похоронен в Москве.

Циолковский Константин Эдуардович1857-1935 годы - русский мыслитель и ученый. В детстве почти полностью потерял слух в следствие болезни и с 14 лет учился самостоятельно. В 1880 г. экстерном получил диплом учителя математики и впоследствии преподавал в школах Боровска и Калуги физику и математику. В начале ХХ века он первым понял преимущества и уникальные возможности реактивного способа передвижения в космическом пространстве и посвятил большую часть своей жизни разработке теории космоплавания, создал новое научное направление - ракетодинамику и астронавтику. Считается изобретателем в области воздухоплавания, авиации и ракетной техники, основоположник космонавтики. Мировоззрение К. Циолковского ориентируется на космизм, он испытывал влияние идей Н. Федорова. Является автором ряда философских эссе, часть из которых издавал на свои собственные средства в Калуге. Основные работы: «Будущее Земли и человечества», «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы», «Общественная организация человечества».

Вернадский Владимир Иванович 1863-1945 годы - естествоиспытатель и мыслитель, основатель учения о биосфере и ноосфере, гинетической минералогии, радиологии, биогеохимии. Родился в Петербурге. В 1885 г. окончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета и был назначен хранителем Минералогического кабинета университета. Работал в Московском университете, в Академии наук, в 1912 г. избран академиком, организовал в Академии наук отдел живого вещества. Он являлся организатором и первым президентом Украинской академии наук (1919 г.), член Чехословацкой (1926 г.) и Парижской (1928 г.) академий наук. Трижды избирался в Государственный Совет, был членом ЦК кадетской партии. Как государственный и общественный деятель отстаивал идеалы гуманизма и просвещения. Его учение о биосфере и ноосфере стало свидетельством перехода естествознания от аналитического этапа развития, ознаменовавшегося появлением фундаментальных наук (механика, физика, химия, биология, геология…), к синтетическому этапу. Биосфера, по В. Вернадскому, - это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Главным фактором, основной геологической силой, формирующей биосферу и ее системы, выступает живое вещество, осуществляющее разнообразные геохимические и планетарно-космические функции. Ноосфера состоит из трех раздельных пластов реальности: 1. космических просторов; 2. атомных явлений; 3. жизни человека, природных явлений ноосферы и нашей планеты, взятой как целое. Эти три пласта резко различны по свойствам пространства-времени. Они проникают друг в друга, но вместе с тем отграничиваются друг от друга в содержании и методике изучаемых в них явлений. В. Вернадский показал, что развиваемые им понятия биосферы и ноосферы являются главным связующим звеном в построении многоплановой, многопластовой картины мира. «Логика естествознания в своих основах теснейшими образом связана с геологической оболочкой, где проявляется разум человека, то есть глубоко и неразрывно связана с биосферой». Основные работы: «Биосфера», «Живое вещество», «Философские мысли натуралиста», «Труды по всеобщей истории», «Труды по истории науки России».

Флоренский Павел Александрович 1882-1937 годы - религиозный мыслитель, ученый-энциклопедист, «русский Леонардо до Винчи». Детство провел в Тифлисе и Батуме. Учился во 2-й Тифлисской классической гимназии вместе с Л.Б. Розенфельдом (Каменевым), В.Ф. Эрном. В 1900 г. поступил на физико-математический факультет Московского университета по отделению чистой математики. Свою кандидатскую работу «Об особенностях плоских кривых как местах нарушения ее непрерывности» П. Флоренский предполагал сделать частью большой философской работы «Прерывность как элемент миросозерцания». В синтезе теории множеств Г. Кантора и аритмологии Н. В. Бугаева он увидел универсальный метод решения проблем не только математики, но и других областей знания («философско-математический синтез»). При этом точку и число он понимал как живую монаду, «умный первоорганизм». В 1904 г. по совету епископа Антония поступает в Московскую духовную академию. Кандидатское сочинение «О религиозной истине» легло в основу его магистерской диссертации. С 1908 г. доцент академии по кафедре истории философии. Получил сан диакона, затем священника. В Академии создал ряд оригинальных курсов по истории античной философии, философии культуры и культа, кантовской философии. Бытие, по П. Флоренскому, имеет два взаимосвязанных модуса: оно обращено внутрь, сосредоточено и укоренено в своей глубине и вместе с тем являет себя энергетически вовне. Носителями энергий бытия выступают имена и слова. Они суть не что иное, как само бытие в его открытости человеку, а посему они - символы бытия. Познание переживается П. Флоренским как брак бытия познающего с бытием познаваемым, как взаимодействие их энергий. Поскольку язык выражает познавательно отношение к миру, он двойственен. Он есть и устойчивая система, и живая деятельность духа. Собственное мировоззрение он считал соответствующим в принципе складу мышления XIV-XV веков русского средневековья. Основным законом мира полагал закон возрастания энтропии, понимаемый им как закон возрастания хаоса во всех областях мира. Хаосу противостоит Логос. П. Флоренский разработал систему теодицеи (оправдание Бога) и антроподицеи (оправдание человека). В 1912 г. был назначен редактором журнала «Богословский вестник», после Февральской революции был отстранен от редактирования. С 1918 г. в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. С 1920 г. работает на московском заводе «Карболит». С 1921 г. заведует лабораторией испытания материалов в Государственном экспериментальном электротехническом институте. В своих сочинениях продолжает углублять темы богословия и философии. Избран профессором ВХУТЕМАСа по кафедре «Анализ пространственности в художественных произведениях». В 1927 г. редактировал «Техническую энциклопедию», опубликовал в ней около 150 статей. Летом 1928 г. находился в ссылке в Нижнем Новгороде, где работал в радиолаборатории. В 1933 г. был арестован по ложному обвинению и осужден. На Соловках провел 4 года вплоть до 8 декабря 1937 г., даты его расстрела. Его многочисленные изобретения и открытия в различных областях науки и техники имели важное значение в развитии народного хозяйства. Основные работы: «Соль земли…», «Около Хомякова», «Смысл идеализма», «Первые шаги философии», «Мнимости в геометрии».

Соловьев Владимир Сергеевич 1853-1900 годы - философ, поэт, публицист, литературный критик. Родился в Москве в интеллигентной семье известного историка и профессора Московского университета С.М. Соловьева. В 1869 г. окончил гимназию, в 1873 г. историко-филологический факультет Московского университета, затем год учился в Московской духовной академии. В 1874 г. защитил в Петербурге магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов». Был избран доцентом Московского университета по кафедре философии. Научные занятия продолжал в Лондоне в 1875 г., где изучал в основном мистическую и гностическую литературу - Я. Бёме, Парацельса (Филиппа фон Гогенгейма), Э. Сведенборга, каббалу, интересовался оккультизмом и спиритизмом. Несколько месяцев провел в Египте. В 1877 г. из-за раздоров в профессорской среде Московского университета уезжает в Петербург и поступает на службу в Ученый комитет Министерства народного просвещения, читает лекции в Петербургском университете и на Высших женских курсах. Академическая карьера В. Соловьева прервалась в 1881 г. после его публичного призыва к императору Александру II сохранить жизнь народовольцам, покушавшимся на его особу. Смертная казнь, по мнению Соловьева, не совместима с христианской нравственностью. После такого заявления он был вынужден уйти в отставку из Министерства народного просвещения. Занимается публицистикой, переводит Платона, выступает за воссоединение церквей. Итог собственных историософических исканий отражен в работе «Три разговора». В.С. Соловьев - основоположник российской метафизики всеединства. Под знаком его идей шло развитие религиозной философии конца ХIХ – начала ХХ веков, в частности, братьев С.Н. и Е.Н. Трубецких, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина, В.Ф. Эрна. Не меньшее воздействие он осуществил на русских символизм - особенно поэзию А. Блока и А. Белого.

Пио-Ульский Георгий Николаевич 1864–1938 годы - ученый, мыслитель, гениальный инженер флота российского. Родился в Пскове в интеллигентной дворянской семье директора губернской гимназии. Окончил Морское инженерное училище в Кронштадте затем Николаевскую морскую академию. С 1906 года работал преподавателем, был избран профессором Института инженеров путей сообщения императора Александра I. В нем он основал первую в России лабораторию для испытания паровых машин и в последствии разработал проекты паровых турбин для 32500 тонных крейсеров-дредноутов «Кинбурн» и «Измаил», новейших в истории российского военного флота после Цусимы. После революции 1917 г. преподавал в Донском политехническом институте в Новочеркасске, один год в Екатеринбурге, где организовал политехникум. С 1920 г. в возрасте 56 лет находился в эмиграции в Югославии в Белграде, где сразу был приглашен «гонорарным профессором» на технический факультет Белградского университета. Создал в Югославии Союз русских инженеров, был в числе основателей Русского научного института. Похоронен в Белграде, правительство Югославии в день траура распорядилось почтить его память отданием воинских почестей.

Бердяев Николай Александрович1874-1948 годы - религиозный философ, публицист, мыслитель. Родился в Киеве в дворянской семье. Учился в Киевском кадетском корпусе, затем на естественном и через год юридическом факультете Киевского университета Святого Владимира, где начал систематически заниматься философией. Параллельно включился в социал-демократическую деятельность в «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса», за что был арестован и из университета исключен. В молодости увлекался марксизмом, примыкал к «легальному марксизму». На путь религиозной метафизики Н. Бердяев становится а значительной степени под влиянием философских идей Вл. Соловьева, Ф. Достоевского, немецких мистиков (прежде всего Якова Бёме). Участвовал в сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины». Приветствовал народный характер Февральской революции. Октябрьскую революцию расценил как национальную катастрофу. В советский период жизни создал Вольную академию духовной культуры. В 1922 г. был выслан из России. В 1922-1924 г.г. жил в Берлине. В 1925-1940 г.г. издавал в Париже религиозно-философский журнал «Путь», был его редактором. В эмиграции Н. Бердяев поддерживал отношения с ведущими европейскими умами, в частности, К. Бартом, Г. Марселем, А. Моруа, Р. Ролланом. Его христианский персонализм оказывал серьёзное влияние на философскую и социальную мысль на Западе. Основные работы: «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (вышла после смерти), «Философия свободы», «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии», «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы», «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация». Похоронили Н.А. Бердяева в местечке Кламар близ Парижа.

Ильин Иван Александрович 1882-1954 годы - философ, представитель неогегельянства, политический мыслитель, теоретик и историк религии и культуры. Родился в Москве. Окончил юридический факультет Московского университета, с 1909 г. приват-доцент этого университета. Результатом защиты в 1918 г. магистерской работы «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» было присуждение одновременно двух степеней государственных наук - магистерской и докторской. После Октябрьской революции включился в идейную борьбу против нового строя. Был арестован 6 раз, приговорен к смертной казни, замененной высылкой из России. С 1922 г. в эмиграции. С 1923 г. профессор Русского научного института в Берлине, из которого уволен нацистами в 1934 г. с запретом на преподавание и публикации. Активно участвовал в жизни русской эмиграции, несколько лет издавал «Русский колокол. Журнал волевой идеи». В 1938 г. эмигрирует в Швейцарию и поселяется в пригороде Цюриха. Постепенно вернулся к преподаванию и философским поискам. Пишет много статей и очерков, завершает свои философские труды. В частности, «Аксиомы религиозного опыта», три книги философско-художественной прозы, 30-ти летний труд «О монархии и республике». Ранее вышли его работы «Религиозный смысл философии. Три речи», «Основы художества. О совершенном искусстве», «Основы христианской культуры». Похоронили И.А. Ильина в Цюрихе.

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич1870-1924 годы - мыслитель, теоретик марксизма, политический деятель. Родился в Симбирске (Ульяновск), в семье инспектора народных училищ, ставшего впоследствии потомственным дворянином. Учился в Казанском университете на юридическом факультете, но был отчислен за участие в студенческих выступлениях в декабре 1887 г. и выслан под надзор полиции в деревню Кокушкино. Осенью 1888 г. ему разрешили вернуться в Казань без права поступления в университет. Однако, в 1891 г. он блестяще сдает экстерном экзамены за юридический факультет Петербургского университета и получает юридическое образование. Получив юридический статус, работает помощником присяжного поверенного в Самаре. В 1895 г. участвовал в создании Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», за что был арестован и выслан на 3 года в село Шушенское Енисейской губернии. В 1900 г. выехал за границу, посвятив себя полностью революционной деятельности. В 1903 г. возглавил партию большевиков. В апреле 1917 г. Ленин приезжает в Петроград и определяет курс на социалистическую революцию. Лично возглавил руководство Октябрьским восстанием. Был избран председателем Совета Народных Комиссаров (советское правительство). В 1922 г. он тяжело заболел и с декабря практически не участвовал в политической деятельности. В.И. Ленин оказал колоссальное влияние на ход истории ХХ века. Основные труды: «Развитие капитализма в России», «Что делать?», «Империализм, как высшая стадия капитализма», «Государство и революция», «Материализм и эмпириокритицизм», философские идеи обобщены в сборнике под названием «Философские тетради». После смерти тело В. И. Ленина поместили в мавзолей на Красной площади в Москве.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 2 страница | СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 4 страница

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 142; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.