Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 4 страница

Плеханов Георгий Валентинович (один из псевдонимов – Н. Бельтов) 1865-1918 годы - публицист, философ, литературный критик, первый теоретик и пропагандист марксизма в России. Родился в мелкопоместной семье дворянина в Липецкой области. Окончил военную гимназию в Воронеже. Учился в Петербургском горном институте, из которого был вынужден уйти в связи с революционной деятельностью. Один из участников «хождения в народ», после раскола народнической организации «Земля и воля» в 1879 г. он один из руководителей революционной народнической группы «Черный передел». Под сильным влиянием сочинений М.А. Бакунина у него сформировалось «великое уважение к материалистическому объяснению истории»; бакунинская интерпретация материалистического понимания истории в духе экономического материализма в дальнейшем в значительной степени определила специфическое для Г. Плеханова понимание марксизма. С 1880 г. и до Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. находился в эмиграции в Швейцарии, Франции, Италии. В 1883 г. создал в Женеве социал-демократическую группу «Освобождение труда», занимается переводом на русский язык трудов К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1900-1903 г.г. вместе с В. Лениным издает газету «Искра» и журнал «Заря». Г. Плеханов радикально отличался от вождей российской социал-демократии, не примыкал явно ни к меньшевикам, ни к большевикам. Будучи теоретиком российской социал-демократии он претендовал на статус её главного философа. Похоронили Георгия Валентиновича в местечке Питкеярви в Финляндии.

Ньютон Исаак 1643-1727 годы - английский математик, астроном и физик, создатель классической механики, член, а позднее президент Лондонского королевского общества. Директор Монетного двора, привел в порядок монетное дело в Англии. Его фундаментальными трудами являются «Математические начала натуральной философии», «Оптика». Он разработал (независимо от Г. Лейбница) дифференциальное и интегральное исчисление. Открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, исследовал интерференцию и дифракцию, развивал корпускулярную теорию света, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения; дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Занимался алхимией, хронологией древних царств, теологией.

Гоббс Томас 1588-1679 годы - английский философ-материалист, современник английской буржуазной революции, во время которой эмигрировал в Париж, где написал свои главные произведения - «Философские элементы учения о гражданине» (1642 г.) и «Левиафан» (1651 г.). В 1652 г. вернулся в Англию Гоббс развивал учение механистического материализма, использовав ряд положений Ф. Бэкона. Он отрицал объективный характер качественного многообразия природы, считая его лишь продуктом человеческих восприятий, в основе которых лежат механические различия вещей. В учении о знании критиковал теорию врожденных идей Р. Декарта. Выводя все идеи из ощущений, развил учение о переработке идей сравнением, сочетанием и разделением. Утверждая, что опыт или знание единичных фактов, дает лишь вероятные истины о связях вещей, признавал все же возможность достоверного общего знания, обусловленного языком, то есть способностью имен становиться знаками общих идей.

Гольбах Поль Анри1723-1789 годы - французский философ-материалист и атеист. Родился в Германии, по происхождению барон, однако большую часть своей жизни провел во Франции. Главный его труд - «Системы природы» (1770 г.). По решению парижского парламента эту работу сожгли. Другие работы - «Разоблаченное христианство», «Карманное богословие», «Здравый смысл». Гольбах выступал с критикой религии и идеалистической философии, особенно учения Дж. Беркли. В идеализме он видел химеру, противоречащую здравому смыслу. Возникновение религии объяснял темнотой, страхом одних и обманом других, Материя у Гольбаха - это «все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Она состоит из неизменных и неделимых атомов, основные свойства которых - протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Движение - также атрибут материи - он рассматривал как простое перемещение тел в пространстве. Человек у него - часть природы, подчиненная законам природы. Отстаивая детерминизм, он вместе с тем понимал причинность механистически. Отрицал объективное существования случайностей, определял их как явления, причины которых нам неизвестны. В теории познания придерживался сенсуализма, выступал против агностицизма.

Фарадей Майкл 1791-1867 годы - английский физик, основоположник учения об электромагнитном поле. Обнаружил химическое действие электрического тока, взаимосвязь между электричеством и магнетизмом, магнетизмом и светом. Открыл электромагнитную индукцию - явление, которое легло в основу электротехники. Установил законы электролиза, названные его именем, открыл пара- и диамагнетизм, вращение плоскости поляризации света в магнитном поле (эффект Фарадея). Доказал тождественность различных видов электричества. Ввел понятие электрического и магнитного поля, высказал идею существования электромагнитных волн. Иностранный почетный член Петербургской Академии наук (1830 г.).

Эйнштейн Альберт 1879-1955 годы - физик-теоретик, один из основателей современной физики. Родился в Германии в еврейской семье, преследуемый нацистами за идейную борьбу против фашизма и войны выехал в США (1933 г.). Создал частную (1905 г.) и общую (1907-1916 г.г.) теории относительности. Открыл закон взаимодействия массы и энергии. Автор основополагающих трудов по квантовой теории: ввел понятие фотона, установил законы фотоэффекта, основной закон фотохимии, предсказал индуцированное излучение. Развил статистическую теорию броуновского движения, заложив основы теории флуктуаций, создал квантовую статистику Бозе – Эйнштейна. С 1933 г. работал над проблемами космологии и единой теории поля. В во второй половине 1940-х годов выступал против применения ядерного оружия, а в 1940 г. подписывал письмо президенту США об опасности создания ядерного оружия в Германии, которое стимулировало американские ядерные испытания. Один из инициаторов создания государства Израиль. Нобелевский лауреат 1921 г. за труды по теоретической физике, иностранный член-корреспондент РАН (1922 г.), иностранный почетный член АН СССР (1926 г.).

ЕвклидIII век до н.э. - древнегреческий математик. Работал в Александрии. Основной труд «Начала» (15 книг), содержащий основы древней математики - в плоскости, элементарной геометрии, теории числе, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов.

Риман Бернхард 1826-1866 годы - немецкий математик, положивший начало геометрическому направлению в теории аналитических функций. Рассматривал геометрию как учение о непрерывных совокупностях любых однородных объектов (многообразиях). Ввел так называемые римановы пространства и развил их теорию (по окружности - риманова геометрия).

Лобачевский Николай Иванович - 1792-1856 годы - математик, создатель неевклидовой геометрии, труды по алгебре, математическому анализу, теории вероятностей, механике, физике и астрономии. Его математическое открытие не получило признания современников, но во 2-й половине ХIХ века оно совершило переворот в представлении о природе пространства (эллипсоидном), в противовес существовавшем более 2-х тысяч лет учении Евклида. В 1993 г. РАН учреждена премия имени Н.И. Лабачевского.

Юнг Карл Густав 1875-1961 годы - швейцарский психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. Научную деятельность начал в Цюрихе под руководством Э. Блейлера. С 1906 г. перешел на позиции психоанализа, став ближайшим соратником З. Фрейда и популяризатором его учения. Углубляющееся несогласие с некоторыми теоретическими идеями основоположника психоанализа и неудовлетворенность психоаналитическими методами лечения неврозов привели К. Юнга к необходимости пересмотра ряда постулатов фрейдизма и к личному разрыву с З. Фрейдом в 1913 г. Основные расхождения Юнга с Фрейдом касались двух принципиальных моментов: роли сексуального начало в психической жизни индивида и трактовки природы бессознательного. Юнг подверг критике пансексуализм Фрейда, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества с позиции концепций Эдипова комплекса и сублимации. В этой связи Юнг дал широкую энергетическую трактовку либидо как потока витально-психической энергии. Все феномены сознательной и бессознательной жизни человека рассматриваются Юнгом как различные проявления единой энергии либидо. Влияние взглядов Юнга испытали Т. Манн и Г. Гессе, физики В. Паули и Э. Шрёдингер, культурологи К. Кереньи и М. Элиаде. Взгляды Юнга стимулировали развитие ряда направлений психологии творчества и психологии личности, а также способствовали становлению трансперсональной и кросскультурной психологии.

Молешотт Якоб1822-1893 годы - немецкий физиолог и философ, представитель вульгарного материализма; в мышлении видел лишь физиологический механизм. Биохимические исследования Молешотта сыграли значительную роль в развитии физиологической химии.

Бюхнер Людвиг 1824-1899 годы - немецкий врач, естествоиспытатель и философ, представитель вульгарного материализма; понимал сознание не как активное отражение объективной реальности. А как зеркальное (пассивное) отражение действительности; сторонник социального дарвинизма.

Дицген Иосиф 1828-1888 годы - философ-самоучка, рабочий-кожевенник, один из ярких социал-демократических писателей-философов Германии. Жил и работал в Германии, России, Америке. Испытал сильное влияние материалистических идей Л. Фейербаха и самостоятельно открыл материалистическую диалектику. Однако преодолеть вульгарно-материалистический подход не сумел. Универсум Дицген рассматривал в движении, полагая источник развития в противоречии.

Гартли Дейвид 1705-1757 годы - английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии. Стремясь установить точные законы психических процессов для управления поведением людей, Д. Гартли пытался применить для этого принципы физики И. Ньютона. Согласно Гартли вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие вибрации в органах чувств, мозге и мышцах; последние находятся в отношении параллельности к порядку и связи психических явлений, от элементарных чувствований до мышления и воли.

Вундт Вильгельм1832-1920 годы - немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Выдвигал план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. В 1879 г. Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, а поведение человека определяется апперцепцией (восприятием, требующим напряжения воли).

Пиррон из Элиды ок. 360 – ок. 270 г.г. до н.э. - древнегреческий философ, основоположник античного скептицизма. Об учении Пиррона известно из сочинений его ученика Тимона. В центре внимания Пиррона этика, вопросы счастья и его достижения. Счастье он понимает как невозмутимость (атараксия) и как отсутствие страданий (апатия), средство же достижения его - в скептицизме. По учению Пиррона мы ничего не можем знать о вещах, поэтому лучше всего воздерживаться от всяких суждений о них: нравственная ценность такого воздержания - в достижении душевного покоя. Учение Пиррона оказало влияние на Новую Академию и на римский скептицизм.

Карнеад из Кирены 214-129 г.г. до н.э. - древнегреческий философ, глава, так называемой, Новой Академии (платоновская Академия), углубивший скептическую философию своего предшественника по Академии – Аркесилая. Сам он ничего не писал, а его лекции до нас не дошли. Некоторые скудные источники указывают на типичное для академического скепсиса учение о невозможности подлинного познания и о сведении всякого познания самое большее к вероятному утверждению. Известна критика Карнеадом телеологического доказательства бытия Бога в связи с учением о несовершенстве существующего. В этике проповедовал тоже обычное для скептиков учение о естественных благах и о жизни сообразно с природой, вне всякого на нее воздействия.

Энисидем I век до н.э. - древнегреческий философ-скептик, один из учеников Пиррона и тех сторонников платоновской Академии, которые защищали скептицизм. По Энисидему невозможно никакое подлинное познание вещей, так как каждому нашему утверждению можно противопоставить другое. Лучше всего отказаться от любых утверждений, так как только таким образом можно достигнуть внутреннего наслаждения.

Мальтус Томас Роберт 1766-1834 годы - английский экономист, священник. Окончил Кембриджский университет (1788 г.) и получил богословскую степень, в 1797-1803 г.г. – викарий одного из приходов графства Суррей. В 1805-1834 г.г. профессор кафедры современной истории и политэкономии колледжа Ост-Индской компании, в которой исполнял и обязанности священника. Идеолог землевладельческой аристократии и крупной буржуазии, один из основоположников политэкономии. В основу своей концепции народонаселения он положил, сформулированную англичанином М. Хейлом и итальянцем Дж. Ортесом «закономерность» возрастания населения в геометрической прогрессии, теорию «убывающего плодородия почвы» и аргументацию Дж. Таунсенда против закона о бедных в Англии. В 1798 г. Т. Мальтус анонимно опубликовал небольшой памфлет «Опыт о законе народонаселения и его воздействие на улучшение общественного благосостояния», в котором поставил проблемы бедности, перенаселения и пауперизма, дав им соответствующе объяснения. Голод, болезни, войны он цинично провозглашал «позитивными факторами», оказывающими благотворное влияние на человечество, поскольку они сокращают население. Пытаясь обосновать тезис о том, что возможности производства продовольствия ограничены, Мальтус ссылался на так называемый «закон убывающего плодородия почвы». Предложенная Мальтусом теория, была на удивление ему с одобрением встречена в буржуазных кругах. Поэтому компилированный материал он значительно расширил и при его жизни вышло 6 изданий книги.

Мах Эрнст 1838-1916 годы - австрийский философ-естественник. Был профессором математики в Граце (1864-1867 г.г.); профессором физики Пражского университета (с 1867 г.); ректором Пражского (с 1882 г. – немецкого в Праге) университета (1879-1895 г.г.); профессором философии Венского университета (1895-1901 г.г.). Им изданы труды по механике, газовой динамике, физиологической акустике и оптике, теории познания; он открыл и исследовал ударные волны. Э. Мах считал, что исходные понятия классической физики – пространство, время, движение – субъективны по своему происхождению; мир - «комплекс ощущений», задача науки - их описание. У него в основе всех явлений лежат факты чувственного мира, ощущения. Они бывают самым разнообразным образом связаны между собой, и с ними бывают связаны настроения, чувства, проявления воли.

Авенариус Рихард 1843-1896 годы - один из основателей эмпириокритицизма, субъективный идеалист, был профессором Цюрихского университета. В центре философии Р. Авенариуса находится понятие опыта, в котором, по его убеждению, снимается противоположность сознания и материи, психического и физического. Он выступал с критикой материалистической теории познания, противопоставив ей идеалистическую теорию «чистого опыта». Авенариус отстаивал теорию «принципиальной координации» субъекта и объекта, то есть их абсолютную совместимость.

Венский кружок - группа интеллектуалов (в основном физиков), сформировавшаяся в 1922 г. на базе философского семинара, организованного руководителем кафедры философии индуктивных наук Венского университета М. Шликом и явившаяся идейным и организационным ядром философии логического позитивизма. Венский кружок был непосредственным преемником идей махизма. Кружок прекратил свое существование в начале 2-й Мировой войны в связи с гибелью М. Шлика.

Шлик Мориц 1882-1936 годы - австрийский философ и физик, организатор и руководитель Венского кружка. В основе философских воззрений М. Шлика лежит понятие «чувственного данного», говорящее о чувственных переживаниях познающего субъекта. Всё научное знание, по мнению Шлика, представляет собой обобщение и уплотнение «чувственного данного». Отсюда вытекает сформулированный им принцип верификации (лат. verus – истинный и facio – делаю). Верификация – методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Утверждения логики и математики, несводимые к «чувственно данному», не выражают знания о мире, а представляют собой лишь схемы рассуждений. Точно также и законы природы Шлик истолковывает как синтаксические правила языка науки.

Рейхенбах Ганс 1891-1953 годы - немецко-американский философ и логик, представитель неопозитивистской философии науки. Был наиболее влиятельным членом Берлинского кружка философов науки до эмиграции из Германии в 1933 г. С 1938 г. преподавал философию в Калифорнийском университете. Интересы Г. Рейхенбаха были связаны с философскими проблемами естествознания, прежде всего - квантовой механики и теории относительности.

Карнап Рудольф 1891-1970 годы - австрийский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма. Отталкиваясь от идей «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна, Карнап вместе с другими членами Венского кружка разработал неопозитивистскую модель научного знания. Согласно этой модели, в основе научного знания лежат абсолютно достоверные протокольные предложения, выражающие чувственные переживания субъекта. Все остальные предложения науки должны быть верифицированы, то есть сведены к протокольным предложениям.

Витгенштейн Людвиг 1889-1951 годы - австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. С 1939 по 1947 г.г. преподавал философию в Кембриджском университете. Некоторое время работал под руководством Г. Фреге и Б. Рассела, что послужило формированию его философско-логических взглядов. Витгенштейн выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого - язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма. Основные сочинения: «Логико-философский трактат» (1921 г.) и «Философские исследования» (1953 г.).

Поппер Карл Раймунд 1902-1994 годы - британский философ, логик и социолог. До 1937 г. работал в Вене, в 1937-1945 г.г. - в Новой Зеландии; с 1946 г. и до середины 1970-х годов был профессором Лондонской школы экономики и политических наук. Примыкал к Венскому кружку и испытал влияние логического позитивизма, однако свою философскую концепцию - критический рационализм - построил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принцип фальсифицируемости (опровержимости) в качестве критерия разделения научного и ненаучного знания. Основные сочинения: «Логика исследования» (1934 г.), «Открытое общество и его враги» (1945 г.), «Нищета историзма» (1957 г.), «Предположения и опровержения. Рост научного знания» (1962 г.), «Поскриптум к логике исследования» (1981-1982 г.г.).

Лакатос Имре (настоящая фамилия Липсиц) 1922-1974 годы - британский математик, логик и философ науки. Родился в Венгрии. Ученик Д. Лукача. Диссертацию по философским вопросам математики готовил в Московском государственном университете. В 1950-1953 г.г. за диссидентские взгляды находился в заключении, во время Венгерского восстания в 1956 году эмигрировал на Запад. С 1958 г. в Великобритании, где был с 1969 г. профессором Лондонской школы экономики и политических наук. Последователь К. Поппера. Разработал методологию научно-исследовательских программ как движущего фактора развития науки. Методология И. Лакатоса рассматривает рост «зрелой» теоретической науки как смену исследовательских программ, представляющих собой непрерывно связанную исследованность теорий. На русском языке выходили его работы: «Доказательства и опровержения» (1967 г.), «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» (1995 г.).

Кун Томас Сэмюэль 1922-1996 годы - американский философ и историк, один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки. Т. Кун изучал теоретическую физику в Гарвардском университете, но в конце учебы увлекся историей науки. Его первая книга была посвящена коперниканской революции и была опубликована в 1957 г. В 1962 г. вышел труд Куна «Структура научных революций», ставший научным бестселлером, в котором он ввел понятие, широко вошедшее в научный язык: «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука» (на русском языке эта работа издавалась дважды: в 1975 и 1977 г.г.)

Агацци Эвандро родился в 1934 г. - итальянский философ и логик. Работал в Пизанском, Миланском и Генуэзском университетах, профессор Фрейбургского университета в Швейцарии. Он развивает концепцию научной объективности, подчеркивающую интерсубъективный характер научного знания и принципиальную способность каждого субъекта проверять высказывания, конструируемые другими субъектами.

Гуссерль Эдмунд 1859-1938 годы - родился в небольшом городке Проснице в Моравии в среднеобеспеченной еврейской семье. Окончил гимназию, учился в Лейпцигском и Венском университетах, получил математическое образование. В ходе учебы в Вене на него большое влияние оказал Карл Вейерштрасс - выдающийся немецкий математик, разработчик системы логического обоснования математического анализа, у которого в 1883 г. после защиты магистерской диссертации Гуссерль стал ассистентом. Впоследствии Э. Гуссерль преподавал в университетах Галле (1887-1901 г.г.), Гёттингена (1901-1916 г.г., Фрейбурга (1916-1926 г.г.). Методологический кризис в математике в конце ХIХ века, возникший в результате противоречий в области оснований этой точной науки (так называемые «парадоксы» теории множеств) обусловили поиски математиком Гуссерлем философских путей выхода из этого кризиса. Его докторская диссертация была посвящена именно этому вопросу. В 1891 г. он опубликовал свою работу под названием «Философия арифметики». Но Э. Гуссерля не устраивает собственное психологическое обоснование фундаментальных математических структур и он развивает проблему «чистой логики». Его первой собственно феноменологической работой стали «Логические исследования». Фундаментальная для феноменологии проблема сознания выводится им из проблемного определения специфики идеальной логической связи значений в теории, отделения ее от ассоциативных связей переживаний в познании и от каузальных или функциональных связей вещей. Он ставит вопрос о том, каковы структуры сознания, определяющие значения как идеальные единства, но сами не имеющие ни психологического, ни вещественно-предметного статуса? В статье «Философия как строгая наука» Э. Гуссерль заявляет о перевороте в философии. Сущность переворота связывается им, во-первых, с поворотом к не психологическому понятию субъективности и, во-вторых, с критикой натурализма, для которого, по утверждению Гуссерля, все существующее просто отождествляется с физической природой, или допускается существование причинно-функционально зависимого от неё психического. В «натурализме» разума он увидел опасность не только для теории познания, но и для человеческой культуры в целом, ибо натурализм стремится сделать относительными как смысловые данности сознания, так и абсолютные идеалы и нормы. Итог своей философии Э. Гуссерль подвел в докладе, прочитанном им в Вене в 1935 г. за три года до своей кончины - 26 апреля 1938 г.: «Кризис европейского человечества и философия». В 1954 г. была опубликована рукописная работа Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», написанная им за два года до смерти. Эта работа и еще около 45 тысяч страниц гуссерлианского архива были спасены от нацистов бельгийским священником Германном ван Бреда.

Шлейермахер Фридрих Эрнст Даниэль 1768-1834 годы - немецкий протестантский теолог и философ. Долгие годы был проповедником, в Берлинском университете работал профессором. Его можно причислить к основателю христианской герменевтики, так как в своих произведениях Шлейермахер пытается истолковывать тексты Священного Писания.

Дильтей Вильгельм 1833-1911 годы - немецкий историк культуры и философ. Представитель философии жизни. Философские воззрения В. Дильтея сформировались под влиянием немецкого идеализма и романтизма, а также англо-французского позитивизма. Связующее звено между философией и историческими науками Дильтей находит в «учении об истолковании», или герменевтике, которую он понимал как средство воссоздания неповторимых и самозамкнутых культурных миров прошлого.

Хайдеггер Мартин 1889-1976 годы - немецкий философ, сыгравший значительную роль в становлении и развитии экзистенциализма, философской герменевтики. Учился в лицеях иезуитов в Констанце и Фрейбурге. Изучал теологию, математику, естественные науки, философию во Фрейбургском университете. В одной из первых своих работ «Бытие и время» М. Хайдеггер отказывается от традиционного инструментария последекартовской философии, от понятий субъекта, объекта, познания, духа, материи и применяет феноменологический метод для «деструкции» («разбора») исторических построек разума и для анализа человеческого существования с целью выявления их предпосылок.

Гадамер Ханс Георг 1900- ? годы - немецкий философ, ученик М. Хайдеггера, основоположник философской герменевтики. С 1939 г. – профессор философии в Лейпциге; в 1946-1947 г.г. – ректор Лейпцигского университета; с 1949 г. – профессор философии в Гейдельберге. Герменевтика для Х. Гадамера есть прежде всего практика. Она реализуется в качестве деятельности по осмыслению некоторого текста и, взятая вне этой деятельности, теряет свою специфику. Однако, философская герменевтика не сводится к разработке методологии понимания текстов (и вообще не является такой разработкой), а представляет собой своего рода философию понимания. Её предмет образуют не только «понимающие» (историко-гуманитарные) науки, но - в той мере, в какой феномену понимания придается универсальный характер, - вся совокупность человеческого знания о мире и бытии в нем. Понимание для Гадамера - способ существования познающего, действующего и оценивающего человека.

Хабермас Юрген родился в 1929 году - немецкий философ и социолог. С 1961 по 1964 г.г. преподавал философию в Гейдельбергском университете. С 1964 г. – профессор философии и социологии во Франкфурте-на-Майне. С 1971 г. – директор Института по изучению жизненных условий научно-технического мира в Штарнберге. Ведущий представитель «второго поколений» теоретиков Франкфуртской школы. В своей философии он опирается на идеи психоанализа, аналитической философии, современной социологии. В основе его теории лежит критическая теория Франкфуртской школы - непримиримая оппозиция существующему.

Лосский Николай Онуфриевич 1870-1965 годы - философ, основатель интуитивизма и представитель персонализма в России. Получил образование в Петербургском университете, окончив физико-математический и историко-филологический факультеты. С 1900 г. – приват-доцент, с 1916 г. – профессор Петербургского университета. В 1922 г. подвергся аресту и высылке из страны. В эмиграции профессиональная деятельность Н. Лосского проходила главным образом в Чехословакии, где он с 1922 по 1945 г.г. преподавал в университетах Праги, Брно и Братиславы. С 1946 г. Лосский в США, в 1947 г. стал профессором Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Уйдя в отставку в 1951 г. и до 1961 г. он продолжал вести активную научно-философскую деятельность. Лосский разрабатывал мировоззрение, необычное для русской мысли своим высоким уровнем систематичности и логической обоснованности. Но вместе с тем после длительной 30-летней духовной эволюции, подобно большинству русских идеалистов, пришел к твердому убеждению в истинности христианского учения, стремясь подкрепить и дополнить его философскими аргументами. Это относится и к его персоналистской позиции.

Шелер Макс 1874-1928 годы - немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, аксиологии и социологии знания. В 1919-1928 г.г. профессор университета в Кёльне. Эволюционировал от феноменологии Э. Гуссерля к персоналистской метафизике пантеистического толка. Формальной этике И. Канта противопоставил так называемую материальную этику ценностей, в основе которой представлено учение о чувстве как интенциональном (направленном) акте постижения ценности. Основные работы: «Формализм в этике и материальная этика ценности» в 2-х томах, «Формы знания и общество», «О вечном в человеке», «Место человека в космосе».

Мунье Эммануэль 1905-1950 годы - французский философ, основатель персонализма. Изучал философию в университетах Гренобля, затем Сорбонны. Учился вместе с Реймоном Ароном. Несколько лет преподавал в частных школах и лицее. Был знаком с Габриелем Марселем и Николаем Бердяевым. В 1932 г. начинает издавать журнал «Esprit», решив расстаться с академической карьерой. В 1935 г. публикует сборник своих статей «Персоналистская и коммунитарная революция». Социальной программе персонализма посвящен очерк «От капиталистической собственности к человеческой собственности». Служа в армии в 1939 г. попал в немецкий плен. После освобождения в 1941 г. возобновил издание журнала «Esprit». В январе 1942 г. Мунье вновь арестовывают по обвинению в организации подпольного движения «Комбат». После судебного процесса философ до конца войны жил под вымышленным именем. Основные его сочинения вышли после войны. Одно из них называлось «Персонализм» (1949 г.). Умер Э. Мунье 22 марта 1950 г. от инфаркта.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 3 страница | СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 5 страница

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 227; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.