Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Персоналистическая метафизика

Ее корни лежат в отчужденности Бердяева от реальности. Идее личности должно принадлежать центральное место в новом религиозном сознании. Апофеоз творчества и апология гениальности. Человек – дитя Божие, но и свободы, над которой бессилен Бог. Персонализм Бердяева обособляет людей друг от друга. Персонализм у Бердяева становится самозамыканием, боится прикосновения к миру.

 

№ …. Проблема свободы в философии.

Субъектом истории является человек, но чтоб творить – ему нужна свобода. Гольбах: "свобода – возможность делать ради своего счастья все то, что не вредит счастью других членов общества." Коллинз: "способность человека поступать так, как он желает /предпочитает".

Определение сейчас (по Гобозову,противоречивое)– Свобода – понятие социальное. У животных нет свободы. Они часть природы и свобода им не нужна. Свобода возникает в процессе взаимодействия людей и их совместной деятельности, т.е. 1) человек находит свою свободу в обществе, 2) обществе мешает его свободе.

Это противоречие – компромисс: общество дает определенную свободу + индивид ограничивает свои требования к обществу. Свобода – процесс/ не застывшее состояние. По мере развития человеческого общества он свободнее экономически, политически… Человек первобытный не свободен ни в отношении своего рода, ни в отношении природы. Ему нужно бороться со стихийными природными силами на каждом шагу – чтобы прокормиться. Родовые связи – нет свободы. К ним человек проявляет рабскую покорность. Его поступки – регулировались обычаями. Возможность решать вопросы личного хар-ра было нельзя самостоятельно (ex: marriage) + человек рано умирал.

При рабовладельческом строе – раб зависит от хозяина, но он уже отличает себя от других и может вести самостоятельный образ жизни. + кроме рабовладельцев есть и свободные. Гегель: "раб, довольный своим положением, не мыслит себя, т.к. свободы не является его целью, он не хочет своей всеобщности, он хочет только того или другого". При феодализме рабов уже нет (обобщенно), свободы больше. Капитализм – далее. 22 августа 1789 г. – "Декларация прав человека и гражданина" в Великой французской революции:

1)Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах

2)Цель политического союза – обеспечить естественные права человека – свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению

3)Источник суверенитета – в нации (коллективная власть)

4)Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другим.

Буржуазное государство – универсально правовое. Здесь юридически человек свободен, но подчинен экономической необходимости. Фромм: хар-р человека – рыночный/ в посткапиталистическом обществе еще больше свободы. Часто больше свободы – больше ответственности (Достоевский "Преступление и наказание"). В детерминистскойфилософии свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости (Спиноза(1632 -1677), Нидерланды). Бердяев: свобода = творчество /т.е. способность преобразовывать мир.

Согласно научно-философскому воззрению и свобода и ответственность мыслимы только в мире, где есть объективная обусловленность.

Тык-тык-пупен-ра!

Здесь везде одна вода! (Светлой памяти О.Шейпака)

 

№…. Учение о субстанции в философии Нового времени.

Субстанция это объективная реальность, материя в аспекте всех форм её движения, предельное основание мира.

В философии НВ выделяются две линии анализа субстанции.

* Предложена Ф. Бэконом, который предложил отождествить субстанцию с формами реального мира (монизм).

Декарт противопоставил этой идее мысль о существовании двух субстанций: материальной ( для которой характерны протяжённость и количественная измерительность) и духовная ( мыслительная ). Именно Декарт заложил основы дуализма, признавая как духовный так и материальный принцип существования материи. С его точки зрения субстанции существуют совершенно независимо друг от друга и являются самодостаточными ( необусловленными ).

Спиноза объяснил противоречия этого дуализма тем, что заявил о существовании единой субстанции, характерными качествами которой являются мышление и материальное существование ( таким образом он пришёл к пантеистическому монизму в понимании субстанции). Спиноза практически отождествлял субстанцию и бога. Субстанцию он считает бесконечной, имеющей бесконечное число атрибутов и характеристик. Субстанция "есть природа творящая".

Лейбниц, который занимался своей монадологией, вычленял множество простых и неделимых субстанций, обладающих самостоятельностью, активностью и изменчивостью ( таким образом Лейбниц заявил о плюралистическом понимании субстанции как совокупности их множества). Он считал, что количество монад бесконечно.

* Второе направление анализа категории субстанции связано не с определением количества этой самой субстанции, а с определением её качества, интерпретацией субстанции как идеи.

Для Локка субстанция была просто идей, возникающей в процессе познания ( т.е. субстанция, это совокупность идей, возникающих в процессе приобретения человеком опыта).

Беркли отрицал понятие материальной субстанции, допуская существование только духовной. Для Беркли материя, объективная реальность существует только в мысли, в идеях.

Давид Юм отрицал существование как духовной, так и материальной субстанции. Обуславливал он это утверждением невозможности познать, действительно ли эта субстанция существует ( Юм был махровым агностиком ).

Кант наоборот говорил о необходимости признания субстанции как условия возможности познания. Кант впервые ввёл понятие об изменчивости субстанции, о том, что она постоянно изменяется и развивается. Субстанция по Канту это "условие возможности всякого синтетического единства восприятий т.е. опыта". С Кантом в этом вопросе был солидарен Гегель. Но ни Кант ни Гегель не развивали трактовку субстанции как элемента бытия. Для них Субстанция была просто ступенью развития идеи.

 

№…. Философия глобальных проблем современности.

ГПС - совокупность проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший прогресс и сохранение цивилизации. Например - предотвращение ядерного конфликта, преодоление разрыва в экономическом развитии различных народов, устранение голода, нищеты неграмотности, борьба с демографическими взрывами, предотвращение загрязнения окружающей среды. Обеспечение природными ресурсами для дальнейшего развития человечества, предотвращение отдалённых неблагоприятных последствий технической революции. Многими исследователями в число таких проблем включаются проблемы социальные, образование, здравоохранение, отношения поколений и ещё многие всякие другие.

Эти проблемы существовали и ранее, но в локальных вариантах. В настоящее время все эти неприятности приобрели общепланетарный и общечеловеческий характер. Причины этого западные учёные усматривают в основном в хозяйственной деятельности человека, которая стала сопоставима с планетарными и геологическими процессами (человек гадит в масштабах планеты J). Учёные из соц. стран любили добавлять также к этим причинам социальные, такие как наследие колониализма, эксплуатация капитализмом развивающихся стран, антагонизм, корыстность и непредусмотрительность капиталистической системы. Глобальность проблем обуславливает невозможность их решения в отдельном государстве, для этого требуются усилия всего человечества.

Распространены различные концепции ГПС. Например - пессимистическая (Р. Хейлбронер, Д. Медоус) которая провозглашает невозможность решения всех этих проблем, результатом чего будет глобальная катастрофа и цивилизация исчезнет и ничего её не поможет. Это так называемый экологический пессимизм. Есть и оптимисты (Г. Кан, А. Тофлер), которые считают, что для решения ГПС достаточно одного технического прогресса. Это так называемый технологический оптимизм. Марксизм как всегда занимает наиболее мудрую позицию J Наши философы во главу угла ставят проблему ядерной войны, отстаивают приоритетность общечеловеческих проблем по отношению к классовым и национальным. Марксизм исходит из возможности решения ГПС только после разрешения глубинных социальных конфликтов, то есть - после победы коммунизма во всём мире...

На западе ГПС занимается специальная организация - Римский Клуб. Это международная общественная организация создана специально с целью изучения ГПС и поисков путей их решения. Создана она в 1968 году итальянским экономистом А. Печчеи. В эту организацию входит около сотни учёных, политических деятелей, бизнесменов наиболее развитых стран Запада. Организация призвана также способствовать повышению внимания к ГПС общества, вести диалог с конкретными государствами. Основная форма работы - проведение различных исследовательских проектов. Первый же доклад РК вызвал в мире сенсацию : было объявлено, что человечество стоит на пороге катастрофы. Дальнейшая работа была направлена на конкретные аспекты и пути решения. Была основана теория нулевого (или органического) роста, предусматривающая ограничение роста численности человечества, прекращение растраты природных ресурсов, переход на новые виды энергии и т.п.

 


[1] Глупое слово, обозначающее философа от мира истории; но звучит красиво, однако.

[2] Исключение - янки, которые, по Мечникову, стали первой в истории океанской цивилизацией. Помимо двух М., дань этой разновидности монизма отдали Платон, Аристотель, Г. Бокль, К. Риттер. Не забыть и про биосферу Вернадского!

[3] ДЛЯ ОСТАЛЬНЫХ!!!

[4] Можно произносить наоборот...

[5] Банальное «определяются» НАСТОЯЩИЕ ФИЛОСОФЫ заменяют словом «ДЕТЕРМИНИРУЮТСЯ»

[6] И это придумал француз - Л. Альтюссер!

[7] По-русски = изменчивы

[8] Автор текста руководствовался учебник И. Гобозова и лекциями В. Кузищина. Следует обратить внимание на весьма распространенные в виде последующих интерпретаций взгляды американского экономиста Карла Поляньи, согласно которым экономика становится самостоятельной сферой общества ТОЛЬКО при капитализме, а до этого все решает не способ производства, а способ распределения!

[9] Бромлей, например, определяет этнос в широком смысле слова как сочетание «этно-социального организма» (ЭСО - вся специфика соц-экон. отношений в данном этносе) и «этникоса» - своеобразного «ядра», включающего язык, этноним и стереотипы (представления о своем этносе, основанные на устойчивых представлениях о других этносах).

[10] Надо ЗАПОМИНАТЬ красивые СЛОВА - как банально звучало бы: «неконтактные»!

[11] Вера – способ существования религиозного сознания. Древнему человеку не свойственна: его религиозные представления всегда имеют рациональное объяснение (простейшее - ссылка на опыт предков).

[12] - этими словами Кант выражает два основных направления и два основных источника своей философии. «Звездное небо надо мной» - это намек на механику Ньютона, которая была для Канта предпосылкой теоретической философии: «моральный закон во мне» - стимул разработки моральной философии, которую он называл «практической».


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Религиозные идеи | ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 159; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.