Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Миф уподобляет реальность человеку
Мир мифологических образов целостен: в нем отсутствует разделение природного и человеческого. При этом объединяющим началом в мифологической картине мира служит не закон как, скажем, в научном мировоззрении, а то, что древние греки называли архе. Архе многолико. Оно, скорее, не понятие, а смыслообраз.. Архе обозначает происхождение. Когда-то некое существо, совершив определенное действие, вызвало некоторое событие. Архе - это и основа устойчивости бытия. Под влиянием архе Гелиос каждый день совершает своп путь по небу, а Персефона, выходя из Аида, приносит весну, возвращаясь же обратно, уводит с собой лето.|Архе - это и судьба\Человек воинственен, потому что в нем живет бог войны Арес. Троянцы проиграли войну ахейцам, потому что кто-то из троянских вождей нарушил архе Аполлона. Для архе все едино: и люди, и звери, и звезды. Объясняя все непонятное посредством архе, греки непроизвольно переносили особенности своих собственных взаимоотношений на мир. Такой способ рассуждений называется антропоморфизмом! Была ли у мифа объяснительная функция? Единого мнения по этому вопросу нет. Во всяком случае, мифологические объяснения строились на аналогиях. Когда речь идет о мировоззрении, то в принципе можно найти два типа аналогий: одни уподобляют человеческую жизнь природным явлениям, другие строятся прямо противоположным образом. Именно это последнее характерно для мифа. Отсюда, например, в мифах есть только два способа возникновения нового: рождение из материнского лона либо сотворение наподобие того, как гончар создает чашу или амфору. Из этого уподобления сущего человеку выросла магия. Древние люди верили, что успех любого начинания зависит от распределения усилий в двух планах - внешнем и внутреннем. Мало направить копье в нужную сторону. Еще до охоты нужно уговорить душу будущей жертвы, что стать добычей не менее почетно, чем, скажем, превратиться в чурингу -священный предмет, в котором живут духи предков. Действия, посредством которых люди изменяли внутренний план события, получили название магии. Магическая практика была очень разнообразной, включая камлания шаманов, песнопения и ритуальные пляски. Расцвет мифа приходится на время матриархата. С ростом общественного разделения труда и появлением государства миф утрачивает культурную монополию. Миф как бы мумифицируется, превращаясь в материал для художественного творчества, либо плавно эволюционирует в религию. Резкой грани между мифологией и религиозным сознанием не существует, и многие считают, что они, в сущности, есть одно и то же. Однако определенные различия все-таки найти можно. Важную предпосылку религиозных представлений и религиозной практики составляет осознание, с одной стороны, жестокости и даже враждебности окружающего мира, с другой - бессилия человека перед ним. "У нас нет никаких иллюзий относительно скудости человеческой природы и зла, царящего в мире", - так поясняет позицию верующего человека один из крупнейших теологов XX века Маритен. В мифе такого мироощущения не было. Напротив, в эпоху расцвета родового строя возникают мифы о героях, которые, будучи рожденными женщиной, бросали вызов могуществу и всесилию богов. Мир, в котором жили наши предки, нельзя назвать добрым. Тем не менее древний человек не чувствовал себя слабым, хотя умственно и технически он был оснащен куда хуже, чем его религиозные потомки. А это значит, что решающие факторы трансформации мира в религиозную структуру имели социальное происхождение и складывались постепенно. Как уже отмечалось, древний человек не отделял себя от мира природы и соответственно наделял природу своими собственными чертами и особенностями. Древние люди уважали добычливых охотников, ибо от них зависело физическое выживание рода. Они почитали стариков, ибо те были носителями родового опыта. Если природное явление обладало жизненным значением, оно тоже становилось объектом почитания. Человек пытался "договориться" с ним посредством даров или, если это не удавалось, повлиять на него через магию. Промежуточные духовные состояния между мифом и религией получили названия фетишизма и тотемизма. Фетиши - это вещи, которым приписывались таинственные силы и свойства. Тотемизм связан с верованиями в родство между людьми и животными или растениями. Каждый род имел свой тотем, который мог быть представлен, к примеру, животным или неживым предметом, его нельзя было обижать, убивать потреблять в пищу. С развитием способности мыслить абстрактно человек начал воспринимать силы, которыми он наделял фетиши и тотемы, как самостоятельные "бестелесные" сущности, по аналогии с человеческой душой. Таким образом, из начальной двойственности телесного и душевного начал в человеке выросло более широкое разделение на мир природный и "сверхприродный", находящийся по ту сторону бытия вещей. Вера в существование сверхъестественного мира составляет отличительный признак всех религий, как национально-государственных, так и мировых - буддизма, христианства и ислама. Идея божества необходима, чтобы человек придерживался общественных норм при всех жизненных обстоятельствах. Впервые об этом ясно сказал И. Кант. Религия, согласно Канту, излагает наши обязанности в виде заповедей высшего существа, а не как случайные предписания чужой воли, которым подчиняются, пока не придет более сильная воля. Авторитет Бога и надежда на бессмертие души помогали людям не утратить человечности в условиях отчужденного и даже враждебного существования. Религия способствовала сохранению, распространению и -по мере совершенствования концепции Бога - развитию человеческих ценностей: долга, справедливости, сострадания и др.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 124; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |