Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Философское мировоззрение

Хотя философское мировоззрение решительно порывает с мифом, и возникновение философии знаменует прорыв в развитии культуры, предпосылки этого прорыва складывались постепенно. К ним относят­ся: накопление эмпирических данных, развитие математики и связан­ных с ней логических методов исследования. Важно также отметить, что философия возникает при переходе к классовому обществу и в условиях демократических режимов, когда принятие общественного решения за­висело от умения ясно и доходчиво излагать свою точку зрения, обосно­вывать ее. В Древнем Египте высокого уровня достигли и математика, и строительные искусства, но власть фараона изначально строилась на принципах абсолютного подчинения. Поэтому период сомнений в дос­товерности мифов сменился в египетском обществе эпохой укрепления религиозного влияния, и даже элементы научных знаний приобрели свя­щенный и рецептурный характер.

Философия придает мировоззрению логический, рационализован­ный характер. Рациональность (от лат. ratio - разум) означает соответ­ствие рассуждений или действий научным и логическим принципам. Как рационализированная форма мышления философия очень чувствитель­на к внутренним противоречиям. Фридрих Ницше считал, что "философ наследует и развивает тип жреца" (Ф. Ницше, 3. Фрейд и др. Сумерки богов. М., 1989. С.27). Он прав только в том смысле, что философ и жрец -оба имеют дело с духовными ценностями. Однако рассогласования в "священных текстах" всегда могут быть оправданы ссылкой на волю бо­жью, тогда как философ лишен этой возможности. Всему, что он говорит, философ обязан найти фактическое и логическое обоснование.

В первые века своего существования философия охватывала все многообразие теоретических знаний. Совершенствование техники ис­следования и накопление опытных данных подтолкнули процесс выде­ления частных наук. Понятно, что далеко не сразу они достигли теорети­ческого уровня. Вплоть до XVII-XVIII веков роль фундаментальных теорий играли философия природы и философия истории. В XIX веке - в эпоху интенсивного становления теоретических разделов научного знания -возникла иллюзия возможности упразднить философию вообще, заме­нив ее совокупностью выводов из всех наук о природе и обществе. Уче­ние, пытавшееся обосновать эту точку зрения, получило название пози­тивизма. Позитивизм наивно отождествлял науку со всяким рационали­зированным знанием. Позитивистской традиции понадобилось более столетия, чтобы уяснить, что проблемы науки и общие проблемы бытия -это не одно и то же, хотя и философ, и ученый одинаково мыслят понятиями.

Поскольку мысль выражена понятиями, она абстрактна. Мыслить -это обращать внимание лишь на часть, сторону видимого. Философская мысль обращается к наиболее общим и устойчивым характеристикам бытия. Но бытие шире природы. Оно включает в себя человека, его пред­ставления, жизненные цели и ценности. Если наука видит мир вне чело­века, то философия, говоря словами Николая Бердяева, видит мир из человека.

Стремясь объединить самые разнообразные сведения о мире и человеке, философы стараются отобразить свой предмет не хаотиче­ски, а системно. А это значит, что философское знание имеет свою структуру.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Миф уподобляет реальность человеку | Разделы философского знания

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 128; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.