Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Отношение мышления к бытию как основной вопрос философии
Практически любое жизненное явление можно отнести либо к сфере, которая в своем бытии зависит от нас, либо к тому, что существует само по себе, независимо от нашего желания и воли. В жизни эти две сферы тесно связаны, поэтому люди должны были задуматься об их отношении. По гипотезе Энгельса, первоначальной формой осмысления этого отношения был вопрос: что же происходит с душой после смерти тела? Проблема обрела особую остроту в Новое время, когда были разграничены два аспекта отношения между духом и природой - первичность и познаваемость, которые обычно выражаются вопросами: "что первично?" и "познаваем ли мир?". Однако за ними скрывается общая проблема, а именно, в чем заключается различие духовного и природного, как возможно их тождество. Тождество и различие- это существенные моменты противоречия. С этой точки зрения познание есть не что иное, как установление тождества сознания и бытия. И здесь их противопоставление является относительным. Когда же мы обсуждаем вопрос о том, что первично, на первый план выступают различия, и в рамках этого вопроса противоположность духа и природы для большинства мыслителей носит абсолютный характер. По вопросу о том, что первично, все философы разделились на материалистов, признающих духовное продуктом материального, и идеалистов, которые так или иначе признают сотворение мира. Оба эти взгляда носят монистический (от греч. monos - один) характер, так как за основу сущего берется одно начало. Наряду с ними есть философы, которые исходят из несводимости материального и духовного начал. Такие взгляды принято называть дуалистическими. Дуализм не получил большого распространения. Столь же неоднозначно решение проблемы познаваемости. Большинство (в том числе и идеалисты) утвердительно отвечают на этот вопрос. В качестве примера Энгельс приводит воззрения Гегеля. Вместе с тем есть те, кто отвергает возможность познания объективного мира или, по крайней мере, сомневается в ней. Среди агностиков, то есть тех, кто принципиально отрицает познаваемость, наибольшее влияние на учение о познании оказали Д. Юм, И. Кант, а из философов нашего столетия М. Хайдеггер. Единство этих двух сторон получило название основного вопроса философии, соответственно, материализм и идеализм стали рассматриваться как главные направления. С начала 90-х гг. возникла тенденция к пересмотру статуса вопроса об отношении мышления к бытию. Ряд авторов выступили против однозначного отождествления идеализма с ненаучным и реакционным взглядом на мир и против возведения этого вопроса в классификационный критерий для любых учений (см.: Свинцов В.И. Основной вопрос философии: миф или реальность //Общественные науки и современность. 1995. № 4). Если учесть, что неабсолютность отношения духовное - материальное подчеркивалась в нашей литературе еще в конце 60-х гг., то станет ясно, что критика протестовала против идеологической "зашоренности" советской философии. Упреки в целом были справедливыми, однако они, в свою очередь, быстро идеологизировались, не предложив ни решения, ни даже корректной постановки проблемы. Это стало одним из факторов того, что наши курсы по философии приобрели мозаичный вид и утратили целостность. Вместе с тем остается фактом, что на Западе большинство философских школ с конца XIX века не придают основополагающего значения вопросу о первичности бытия. В чем же действительное содержание проблемы "основного философского вопроса"? Суть ситуации заключается в том, что вопрос в очередной раз меняет свою конкретно-историческую форму. "Отношение мышления к бытию" - это не вечная надвременная структура философствования, а лишь конкретно-историческая форма более общего отношения, которое и обеспечивает целостность мировоззрения. Предпосылками появления этой формы стали освобождение культуры от церковного влияния и механистический характер классической науки. Первая из них обостряла проблему генезиса сознания, а другая не могла здесь предложить удовлетворительного ответа в силу своей ограниченности. Самому Энгельсу его формулировка, видимо, представлялась закономерным итогом движения от суждения единичности (душа и тело) к суждению особенного (создан ли мир Богом?) и затем к суждению всеобщности (мышление и бытие). Он, однако, не видел принципиальной разницы между материализмом и натурализмом и не отдавал себе ясного отчета, что понятие материи синтезирует онтологический и гносеологический аспекты отношения между сознанием и бытием. Прояснение признаков материи, как известно, было проведено В. Лениным позднее. Оно ликвидировало собственно философский план отношения мышления к бытию и перевело его в русло естественнонаучной проблемы. Современные попытки актуализировать идеализм могут быть кому-то выгодны, но в философском отношении это шаг назад, так как они не дают прироста знания, не ведут к обогащению категориального аппарата. Из истории науки известно, что старая теория умирает только после создания новой концепции, способной объединить большее разнообразие экспериментальных данных. В современной философии пока не найдено такого эквивалента основного вопроса, который был бы равнозначен ему в плане организации мировоззрения. Тем не менее даже сторонники энгельсовой трактовки признают, что значение этого вопроса неабсолютно, и считать его основным в смысле "единственности" вряд ли правомерно (см.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. С.34). Предмет философии шире, чем отношения, фиксируемые этим вопросом. И в этом нас убеждают функции, которые выполняет философия в человеческой жизни. Как был идеологизирован основной вопрос. Установка на осмысление истории философии исключительно с точки зрения борьбы материализма и идеализма была дана А. Ждановым, главным партийным идеологом конца 40-х годов. Она имела репрессивный смысл. Дело в том, что согласно марксизму-ленинизму партийность и научность совпадают в идеологии передового класса. Передовым классом тогда считался пролетариат. Отсюда в общественной жизни действовала формула: "если при решении данной проблемы объективной информации не хватает, то путеводной звездой ее решения являются интересы пролетариата". При этом само собой разумелось, что лучшими знатоками пролетарских интересов были руководящие органы партии. С начала 30-х годов любое нестандартное философское размышление воспринималось как уклонение от генеральной линии. Тех, кто решался на этот шаг, увольняли с работы, а зачастую и уничтожали. В лагерях и застенках погибли Н.А. Карев, И.К. Луппол, СЮ. Семковский, Я.Э. Стэн, П.А. Флоренский и многие другие философы. Известному впоследствии отечественному философу А.Ф. Лосеву, арестованному в 1930 году за работы по теории мифа, в конце 40-х годов разрешили читать лекции на философском факультете МГУ, но затем он снова был удален как идеалист и допущен лишь к преподаванию латинского языка.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 449; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |