Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Функции философского знания

Под функцией понимают способ поведения части в составе цело­го, назначение или роль. Ясно, что содержание функции зависит от того, в каком отношении рассматривать данную часть, ясно также, что раз и навсегда данного и исчерпывающего набора функций быть не может. Большинство авторов марксистской ориентации выделяют .мировоз­зренческую и методологическую функции философии. Утрата идеологи­ческой монополии марксизма выразилась здесь в том, что каждая из этих функций превращается в группу функций. Так, П. Алексеев и А. Панин относят к мировоззренческим гуманистическую, аксиологическую, куль­турно-воспитательную и отражательно-информационную функции. Со­ответственно дробится методологическая функция. Она включает в себя эвристическую, интегрирующую, координирующую и логико-гносеологи­ческую функции (см.: Указ. соч. С.14).

Подобно другим видам познавательной деятельности философия выполняет общекультурные функции. Например, передает знания от поколения к поколению. Мы выделим лишь некоторые специфические функции философского знания, исходя из структуры мировоззрения и места философии в структуре общественного сознания.

Среди других форм общественного сознания: политического, пра­вового, морали, религии, искусства и науки - философия наиболее пол­но связана с его теоретическим уровнем, то есть идеологией. Назначение идеологии состоит в разработке системы ценностей, в обосновании социальных идеалов. Пытаясь выяснить, в чем заключается смысл жиз­ни, что такое социальная справедливость, каковы пути и перспективы исторического процесса и т.п., философ даже помимо своей воли стано­вится выразителем тех или иных социальных интересов. Это обстоя­тельство дает основание выделить идеологическую функцию филосо­фии, которая, по крайней мере частично, пересекается с ценностной функцией, так, например, фактором, усиливающим склонность к антиоб­щественному поведению, справедливо считают разрыв между словом и делом, особенно если двоемыслие допускается теми, кто по долгу служ­бы должен стоять на страже общественного порядка. Под влиянием подобных "уроков жизни" человек начинает лицемерить или же откро­венно нарушать общественные нормы. Здесь, однако, можно возразить. Разрыв между действительностью и идеалом извечен, и в отдельные эпохи мог достигать трагических масштабов. Но и тогда далеко не все становились негодяями и преступниками. Понятия проступка и преступ­ления имеют смысл только потому, что существует порядочное и законо­послушное поведение. Помочь увидеть основания человеческих ценно­стей, помочь жить на грани между скептицизмом и фанатической не­терпимостью - такова гуманистическая, ценностно-ориентирующая функция философии.

Для оперативного работника и следователя совершенно необхо­димы навыки правильного мышления, вкус к логике. Конечно, в его ра­боте важны факты, но абсолютно всех фактов собрать невозможно. К тому же факты - это далеко не все. Как любил говорить в таких случаях Маркс, "даже самая красивая девушка Франции может дать только то, что она имеет".

Умение думать, как и умение говорить, присуще каждому. Но уме­ние говорить не отменяет изучение грамматики. Логические интуиции нуждаются в прояснении не меньше, чем предложения языка. Удовлет­ворение этой потребности составляет содержание логической функции философского знания. Но дело не только в овладении приемами пра­вильного мышления. Методологическое воздействие философии на куль­туру шире.

На основе осмысления достижений науки, искусства и практиче­ского опыта философы издавна стремились выявить наиболее общие свойства и отношения, существующие в реальном мире, и представить их в виде системы. Будучи найденными и закрепленными в понятиях, эти характеристики в совокупности образуют то, что называют принципами философии. Принцип — это то, что следует учитывать во всяком практи­ческом или познавательном действии человека. Совокупность фило­софских принципов представляет собой основание метода, поэтому их разработка является содержанием методологической функции фило­софии. Влияние философских принципов на результат нередко происхо­дит опосредованно - через законы меньшей степени общности. Поэто­му философское знание может быть координатором частных методов исследования.

Бывает так, что найти удачное решение помогает не вся система философских знаний, а отдельные положения. Вот почему идеалисти­ческие учения тоже могут быть полезными. К сожалению, нельзя зара­нее определить, какое философское положение в данном случае будет плодотворным, где пролегла та грань, за которой это качество утрачива­ется. Поэтому философское знание должно освещаться во всем его бо­гатстве и тесном взаимодействии с реальными жизненными проблема­ми. Это поможет освободить наше сознание от того, что современник Шекспира Фрэнсис Бэкон называл "идолами", то есть от предрассудков и устаревших догм. Тем самым изучение философии создает предпо­сылку для качественного изменения мировоззрения.

3. МИРОВОЗЗРЕНИЕИ ЕГО СТРУКТУРА


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Отношение мышления к бытию как основной вопрос философии | Соотношение философии и мировоззрения

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 207; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.