Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Матвей Башкин - московский антитринитарий
Антитринитарии или, по-другому, унитарии отвергали догмат Троицы. Эта ересь возникла еще в древности и возродилась в эпоху Реформации. Христос согласно взглядам антитринитариев вовсе нэ Бог, а пророк вроде Моисея. Признаваемый ими единый Бог нередко отождествлялся то с природой, то с мировым духом. Первое вело к пантеизму, а второе открывало дорогу деизму. Церковь очень жестко относилась к антитринитариям. Как раз в 1553 году глава женевских реформаторов Кальвин добился сожжения ученого и врача Мигеля Сервета, который был обвинен в унитаризме. И вот антитринитарий - в Москве. О Башкине известно немногое. Мелкопоместный дворянин, он усомнился в истинности существующих порядков и, обратившись к Священному Писанию, додумался до отрицания Троицы и освобождения своих крестьян. И то, и другое пахло костром. Башкина пытали, осудили и сослали на перевоспитание в Иосифо-Волоколамский монастырь. Дальнейшие его следы теряются. Немногим больше нам известно о Косом: беглый холоп; принял постриг ради "учения книжного", сошелся с нестяжателями; осужден на соборе, заточен в монастырь, сумел бежать в Литву (что косвенно свидетельствовало о наличии скрытых единомышленников). В изложении одного из обличителей "умствования" Косого и "иже с ним" состояли в "хуле" монашеского образа жизни, монастырского стяжания, отрицании святости креста, мощей и икон. Кроме того, богородицу они признают простой женщиной "и все веры во всех землях считают одинаковыми". Известно также, что Косой делил людей на "внешних" и "внутренних". "Внешние" люди почитают церковные реликвии; их Бог - это Бог мертвых. Настоящий, подлинный Христос завещал нам учение, а не тело свое, не кровь свою. Следовательно, причастие - это простой хлеб, и есть его надлежит как обычный хлеб, без всяких приготовлений. Это рассуждение, по-видимому, в основе своей принадлежавшее Косому, при всей внешней незамысловатости великолепно по скрытой мировоззренческой мощи. В самом деле! Средневековое сознание было, как мы уже говорили, сознанием символическим. Такое сознание работает по принципу короткого замыкания. Оно не идет вглубь явления, не ищет скрытой причинной зависимости — оно, как отмечает нидерландский культуролог Хейзинга, останавливается на любом сходстве, если для него можно придумать какую-нибудь смысловую связь. Например, роза окружена шипами. Средневековое сознание сразу же усматривает здесь скрытый смысл: дева и мученики сияют в окружении своих преследователей. Уподобление происходит из-за одинаковости признаков; красота, нежность и чистота у цветка те же, что у святой девы и мучеников. Отсюда делается вывод, что эти одинаковые признаки и свойства и являются сутью вещи. Сардоникс красен, черен и бел, значит, он - камень богородицы девы Марии, ибо Мария черна в смирении, красна в горестях и бела в милости. К сделанной из этого камня печатке не пристает воск, следовательно, ее владельцу внутренне присуща честность. Символ сохранял свою ценность благодаря святости ассоциируемого с ним явления. Однако как только ассоциативная цепочка переходила в нравственную сферу, начинал работать жизненный опыт. А он подсказывал, что далеко не всегда владелец кольца с сардониксом воздерживается от бесчестных поступков. Так начиналось разложение символа, утрата им своего священного статуса, и на первый план выдвигались именно естественные характеристики вещей; иконы - доски, мощи -мертвецы, Мария - простая женщина. "Новое учение" Косого демонстрирует явное смещение интереса от символов к естественным процессам и причинам. В этом плане оно, очевидно, выходит за рамки средневекового менталитета. Обессмысливание символа делало сомнительными и все другие связанные с этим символом отношения людей. Наличные формы жизни утрачивали легитимность и, говоря гегелевским языком, свою действительность. Следуя этой логике, Косой доводит требования социального равенства до отрицания владения одних людей другими и отрицания государства: "не подобает же в христианах властям быти и воевати". Он высказывается за отмену монастырей и монашества вообще. Когда на церковном соборе 1503 года Нил Сорский поднял проблему правомерности монастырской собственности, главным оппонентом выступил Иосиф Волоцкий (1439-1515), основатель и игумен Волоколамского монастыря. Защищая богатства церкви, Иосиф сослался на то, что при отказе от владений знатные люди перестанут постригаться, и монастыри наполнятся "черным людом". Откуда тогда церковь возьмет архиереев и епископов? Аргумент был убийственный. Перспектива демократизации страшила обе стороны, она никак не укладывалась в жестко иерархизированное пространство средневекового сознания.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 197; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |