Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Западничество и славянофильство
В самостоятельную идейную концепцию западничество оформилось в 40-е годы. Его началом можно считать появление серии статей Виссариона Белинского в журнале "Отечественные записки", ныне известных под названием "Россия до Петра Великого". ВТ. Белинский стал признанным вождем западников. Надо сказать, что единства в этом движении не было, и постепенно в нем выделились два направления. К первому можно отнести, кроме Белинского, видных критиков российского самодержавия А.И. Герцена и Н.П. Огарева, рано умершего Н.А. Станкевича, Н.Г. Чернышевского. Второе направление возглавил талантливый историк Т.Н. Грановский, к нему примкнули К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, П.В. Анненков и др. Философской основой западничества было левое гегельянство, которое ставило в центр своей метафизики человеческую индивидуальность, единичное самосознание. С этой точки зрения конечная цель исторического процесса должна состоять в создании общества, способного обеспечить личности условия полной свободы, благосостояния и гармоничного развития. При этом либеральное крыло западничества выступало за рациональное реформирование общества. Его представители были противниками крайних мер, то есть революционных методов преобразования общества. Мировоззренческую основу этих взглядов составило убеждение в единстве исторического пути для всех народов. В лекциях, прочитанных в Московском университете, Т.Н. Грановский стремился доказать, что исторический процесс носит закономерный характер и неминуемо ведет к подлинному сближению России с Западной Европой. Революционно-демократическое направление в западничестве ратовало за революционное переустройство общества на началах социальной справедливости и добра. Наилучшей же формой реализации своего идеала "распределения и уравнения" (Н. Бердяев) они считали социализм. В публикациях последнего десятилетия настойчиво повторяется тезис о том, что для радикалов философия не имела самодовлеющего значения и воспринималась ими исключительно с точки зрения ее полезности для реализации социалистического идеала. Впервые эта мысль прозвучала в статье Бердяева, опубликованной в сборнике "Вехи". Бердяев писал главным образом о народниках и социал-демократах. Однако эта оценка может быть расширена. Гегелевская диалектика, материализм Фейербаха, позитивизм Конта и Спенсера, "экономический материализм" Маркса и эмпириокритицизм Маха и Авенариуса - все эти очень разнородные концепции и учения призывались на службу в качестве теоретико-философского обоснования революционной практики. Сама по себе установка на поиск "философии действия" не так уж и плоха. Философия, которая отказывается от поисков решений насущных жизненных проблем, в конечном счете вырождается. Мы видели уже как это произошло в эпоху поздней античности. Но в философию – и здесь Бердяев оказался прав - запросы времени входят не внешним образом, не через политические решения, а через структуру мировоззрения и поиски истины. В противном случае происходит вульгаризация философии и самого общественного идеала.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 127; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |