Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

4.1. Диалектический и исторический материализм как официаль­ная философия советского периода

После Октябрьской революции 1917 года в России некоторое вре­мя сохранялся плюрализм философских течений и школ. Наряду с наби­равшим силу марксизмом существовали идеалистические и позитивист­ские учения. Работали многочисленные частные издательства, публико­вались труды НА Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Л.П. Карсави­на, Н.О. Лосского, С.Л. Франка и других.

Вместе с тем новая власть стремилась установить идеологи­ческую монополию марксизма. Для этого был создан ряд идеологиче­ских структур, занимавшихся теоретической разработкой и пропагандой марксистских идей. С 1922 года начал выходить философский журнал "Под знаменем марксизма".

Именно в этот период предпринимаются первые меры репрессив­ного характера по отношению к представителям немарксистской ("бур­жуазной") философии. Большая группа видных философов России, в ча­стности НА Бердяев, С.Н. Булгаков, Н О. Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Кар­савин, И.А. Ильин, П.А. Сорокин, в числе других деятелей науки и культу­ры была выслана за границу без права возвращения на родину.

В 1929 году впервые за всю историю российской академической науки был создан Институт философии. Его открытие организационно завершило процесс институционализации философии марксизма, кото­рая к тому времени стала именоваться марксистско-ленинской.

Первые широкие философские дискуссии по марксистской тематике начались с обсуждения книги Н.И. Бухарина "Теория исторического материализма" (1921). Он предложил новые тогда трактовки отношения между природой и обществом, разграничил понятия надстройки и идео­логии, ввел понятие материальной культуры. Многие положения этой работы, особенно понимание "механического" и "органического", стали предметом последующих споров. Среди них необходимо отметить дис­куссию между так называемыми "механистами" и "диалектиками".

Непосредственным поводом к полемике послужила работа \ЛМ. Скворцова-Степанова "Исторический материализм и современное естествознание", отдельное издание которой вышло в 1925 году. В ней ставились вопросы взаимоотношений философского мировоззрения и естествознания, философского метода и частных методов познания.

"Механисты" (И.А. Боричевский, С.К. Минин, А.К. Тимирязев) были сторонниками позитивистского истолкования философии и, соответствен­но, рассматривали ее как совокупность выводов частных наук. С точки зрения "механистов", философские принципы не имеют самостоятель­ного познавательного значения, независимо от обобщений конкретных наук. Положительным в их рассуждениях были утверждения о том, что знание законов диалектики не освобождает от детального изучения предмета и что философы обязаны совершенствовать свою методоло­гию на основе новейших достижений науки.

"Диалектики" во главе с А.М. Дебориным отстаивали качественную специфику философского знания, его несводимость к основным выво­дам естествознания. Вместе с тем они склонны были преувеличивать значение всеобщего философского метода в исследовании конкретных явлений природы.

К концу 20-х годов в дискуссии наметились точки соприкосновения: "механисты" отказались от позитивистского положения, согласно кото­рому философия без остатка растворяется в выводах и методах есте­ствознания, а "диалектики" стали с большим вниманием относиться к выводам современного естествознания. Однако вскоре теоретическая дискуссия была переведена в политическое русло. И.В. Сталин, опаса­ясь дальнейшей рационализации идеологии, распорядился вмешаться в ход полемики. Итоги партийного вмешательства нашли свое выраже­ние в постановлении ЦК ВКП(б) "О журнале "Под знаменем марксизма" от 25 января 1931 года. В нем осуждался "меньшевиствующий идеа­лизм" диалектиков, проводивших, по мнению партийных экспертов, троц­кистскую линию. Одновременно негативную оценку получили и механи­сты - "за ревизионистский уклон".

Так началось насильственное искоренение характерного для пер­вых послеоктябрьских лет духа свободного творческого поиска. На пер­вый план идейной работы была выдвинута задача защиты и пропаганды "партийной линии". Философия стала превращаться в инструмент идео­логического контроля.

Поскольку ценностные представления входят в структуру мировоз­зрения идеологическая функция, вообще говоря, для философии есте­ственна. Все дело в мере. Идеологизация советской философии про­явилась трояким образом.

Во-первых, в примитивизации исследовательской работы, в ее све­дении к поиску классовых корней и "наклеиванию" идеологических яр­лыков.

Второй момент состоял в одностороннем, нередко пренебрежи­тельном подходе к национальной духовной традиции и тенденциям ми­ровой философии. Он осуществлялся под флагом приобщения народ­ных масс к завоеваниям мировой культуры и посредством формирова­ния убеждения, что поскольку диалектический и исторический материа­лизм является высшим достижением человеческой мысли, его привер­женцам совсем не обязательны контакты с носителями иных взглядов и мировоззрений.

Третий момент, очень важный для складывающейся администра­тивно-командной системы, заключался в усилении духа авторитаризма. Тенденция возвеличивания вождя достигла апогея в 1938 году после выхода из печати так называемого краткого курса истории ВКП(б). Главу "О диалектическом и историческом материализме", видимо, писал сам Сталин. Начертания вождя быстро приобрели статус эталона и на чет­верть века определили тематику философских исследований в Совет­ском Союзе.

В условиях, когда все достижения народа отождествлялись с име­нем Сталина, любое сомнение в правильности его суждений и оценок было чревато политическими выводами. Преследованиям подвергались даже те, кто вполне лояльно относился к Советской власти. Кроме уже упоминавшегося в первой лекции А. Лосева были репрессированы и погибли в лагерях П. Флоренский, Г. Шпет, И. Луппол и многие другие менее известные философы.

На роль главных партийных идеологов в области философии по­степенно выдвинулись два будущих академика - М. Митин, возглавивший журнал "Под знаменем марксизма", и член редколлегии того же журна­ла П. Юдин. Оба окончили Институт красной профессуры и приложили немало сил для возвеличивания Сталина. Однако были и другие марк­систы. Они восприняли становление административно-командной сис­темы и укрепление личной власти Сталина как извращение ленинизма. Об одном из них, кандидате в члены ЦК, мужественном и честном чело­веке Мартимьяне Рютине, обвинившем Сталина в узурпации власти, мы узнали в годы перестройки. Менее известно, что в доработке программы рютинской организации "Союз марксистов-ленинцев" участвовал Эрнст Стэн (1899-1937), философ и тоже, между прочим, выпускник ИКП. Рас­стрелян, как и Рютин.

Многие зарубежные современники отмечали, что духовная атмос­фера Советской России очень напоминала времена великих церковных соборов, закладывавших основы христианской догматики. И действитель­но, духовная жизнь 30-40-х годов вращалась вокруг известного набора догм, которые можно было только должным образом интерпретиро­вать.

Однако новая догматика парадоксальным образом включала в себя идеи культурной революции, укрепления союза между марксиз­мом и естествознанием, а также, как писал Ленин, "пробуждения масс от религиозного сна". Выполнение этой программы постепенно вело к рационализации сознания. Поэтому даже в эти крайне неблагоприят­ные для свободного размышления годы имелись некоторые философ­ские достижения. Публиковались произведения классиков мировой фи­лософии, вышли в свет три тома всемирной "Истории философии"; воз­никло новое направление научных исследований - история философии народов СССР. Заметным событием явился выход трехтомной "Истории философии" под редакцией Г. Александрова, позднее получившей у сту­дентов и аспирантов философских отделений название "серой лошади". С конца 40-х годов начинает преодолеваться нигилистическое отноше­ние к формальной логике; постепенно рос удельный вес исследований в области теории и методологии научного познания.

После осуждения на XX съезде КПСС культа личности Сталина круг философских исследований существенно расширился. Ранее за­претные темы стали предметом научной разработки Резко вырос инте­рес к современной западной философии. На рубеже 50-60-х годов от философии отделяется психология, приобретают большую самостоятель­ность этика и эстетика, формируются новые дисциплины - аксиология к социология. Видную роль в разработке проблем гносеологии сыграл П.В. Копнин. В трудах Б.М. Кедрова, А.А. Зиновьева, Э.В. Ильенкова и др. нашли отражение вопросы теории диалектики, взаимосвязи филосо­фии и естествознания, классификации наук, логики научного исследова­ния.

В 60-90-х годах в философских размышлениях все большее значе­ние приобретает человековедческая проблематика - происходит так называемый "антропологический поворот" философской мысли. Наря­ду с традиционными направлениями изучения человека возникают но­вые дисциплины: аксиология, генетика человека, дифференциальная психофизиология, эргономика. Возникла потребность междисциплинар­ного синтеза гуманитарного знания. Первая попытка систематизации разрозненных частнонаучных данных на основе комплексного подхода была предпринята одним из ведущих психологов страны Б.Г. Ананье­вым. Особая роль - быть объединяющим началом в человекознании - отводилась психологии. Однако вскоре сами психологи, в частности А.Н. Леонтьев, пришли к пониманию, что никакая система разнородных знаний о человеке не заменяет необходимости постижения целостнос­ти человеческой личности.

Системно-теоретический подход к философским проблемам че­ловека, связанный с анализом методологии исследования понятийного аппарата, сущности и существования человека, нашел свое отражение в трудах А.Г. Мысливченко, Б.Г. Григорьяна, М.С. Кагана, Л.П. Буевой, И.Т. Фролова. В ряде трудов разрабатывались отдельные аспекты фи­лософской антропологии, в частности, рассматривались проблемы, от­чуждения (Т.И. Ойзерман, А.П. Огурцов, Ю.Н. Давыдов); творчества, опредмечивания и распредмечивания в процессе предметно-практи­ческой и знако-символической деятельности (ГС. Батищев, B.C. Биб-лер, ГА. Давыдова); свободы (К.А. Новиков); самосознания и бессозна­тельного (А.Г. Спиркин, В.Ф. Басин); смысла жизни и специфики чело­веческого времени (Л.А. Коган, Н.Н. Трубников); уникальности чело­века (П.С. Гуревич).

Развитие отечественной философии во второй половине XX века неразрывно связано с историко-философскими исследованиями. В се­редине 50-х годов началось освобождение историко-философской мыс­ли от традиционных методологических установок, тормозящих ее разви­тие: политико-идеологического истолкования принципа "партийности философии", нигилистического отношения к немарксистской философии, противопоставления русской философии западноевропейской. В 60-е годы преодолено сложившееся с конца 40-х годов уничижительное от­ношение к немецкой классической философии, особенно к философии Гегеля. Событием культурной жизни стал выход пятитомной "Философ­ской энциклопедии" (1960-1970), а также издание многотомных серий "Философское наследие" и "Из истории отечественной философской мысли".

Нынешний этап развития отечественной философии характеризу­ется обретением свободы от жестких идеологических ограничений. Фи­лософская мысль современной России включена в более широкий исто­рико-культурный и мировоззренческий контекст, в котором масштабнее представлены для российских философов достижения западной (и от­части восточной) философии, а также отечественной философской тра­диции.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Познание и диалектика | Философия космизма

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 204; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.