Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Дополнение к лекции №1

Читайте также:
  1. Введение к лекции 1
  2. Введение к лекции 11
  3. Введение к лекции 2
  4. Введение к лекции 3
  5. Введение к лекции 4
  6. Вопросы для самопроверки к лекции 2
  7. Гегель «Лекции по эстетике» (1 т., 1ч., 3 гл., С Художник.)
  8. Дополнение
  9. Дополнение №2

Управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе

Принципы и условия возникновения, реализации и защиты авторских и смежных прав

Авторский договор

ТЕМА 2. АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА

2.1. Объекты и субъекты авторского права (конспект).

2.2. Авторский договор.

2.3. Принципы и условия возникновения, реализации и защиты ав­торских и смежных прав.

2.4. Управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе.

 

Основные понятия: объект авторского права, субъект ав­торского права, авторское право, служебный объект, автор, производные произведения, предмет регулирования авторско­го права, управление имущественными правами на коллектив­ной основе, авторский договор, исключительные права, неис­ключительные права.

 

Законодательство предусматривает авторские договоры сле­дующих видов:

- о передаче исключительных имущественных прав.

По авторскому договору этого вида происходит передача исключительных имущественных прав с разрешением исполь­зования произведения определенным образом и в установлен­ных договором пределах только лицу, которому эти права пе­редаются, и которое вправе запрещать другим лицам подобное использование произведения;

- о передаче неисключительных имущественных прав.
Данный вид авторского договора разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем имуще­ственных прав, передавшим такие права, и (или) другими ли­цами, получившими разрешение на использование этого про­изведения тем же способом.

Предметом авторских договоров являются имуществен­ные права на произведение. Передачу имущественных прав следует осуществлять в форме письменного авторского дого­вора, подписываемого автором и лицом (пользователем произ­ведения), которому эти права предоставляются на определен­ных условиях в течение установленного договором срока.

В зависимости от способа использования произведения к авторским относятся следующие договора:

- издательский (заключается в целях выпуска и распро­странения произведений);

- постановочный (заключается для передачи автором дра­матического, музыкального или другого произведения для публичного исполнения);

- сценарный (заключается для передачи автором права ис­пользования сценарного произведения кино-, теле- или радио­ вещательным организациям для создания на его основе кино­ фильма или телепередачи, иного подобного произведения;

- об использовании в промышленности произведения деко­ративно-прикладного искусства (по такому договору автор обязуется передать или создать и передать неопубликованное произведение декоративно-прикладного искусства промыш­ленному предприятию, которое обязуется выплатить автору вознаграждение и выпустить в свет произведение на промыш­ленном изделии).

Авторский договор должен предусматривать;

- способ использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору);

- территорию, на которой может осуществляться использо­вание произведения;

- сроки действия договора (срок, на который передаются права);

- порядок определения, размер и сроки выплаты возна­граждения;

- права и обязанности, ответственность сторон; их адреса;

- - особые условия (по договоренности сторон) и др.
Размер минимальных ставок авторского вознаграждения

устанавливается действующим законодательством; с ними можно ознакомиться на сайте Национального центра интел­лектуальной собственности Республики Беларусь по адресу http://belgospatent.org.by (приложение А).

Перечень примерных условий авторского договора приве­ден в приложении 1Б, размеры ставок авторского вознаграж­дения за издание произведений литературы - в приложении 1В, образцы авторских договоров - в приложениях 1Ги 1Д.

При заключении авторских договоров надо учитывать иму­щественные и неимущественные права авторов, которые за­креплены за ними законодательством, прежде всего Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [1]. Расторжение авторского договора возможно только по основаниям, предусмотренным в законе или договоре.

Термин «авторское право» может использоваться и как: правовой институт и совокупность субъективных автор­ских прав.

1. Под авторским правом как правовым институтомпони­мается совокупность правовых норм, регулирующих отноше­ния по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства.

Предметом регулирования авторского права в соответствии со статьей 990 Гражданского кодекса Республики Беларусь и другими актами законодательства является регулирование от­ношений, возникающих в связи с созданием и использовани­ем произведений науки, литературы и искусства.

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смеж­ных правах»[1] состоит из 42 статей, сгруппированных в че­тырех разделах:

раздел 1 - «Общие положения»;

раздел 2 - «Авторское право»;

раздел 3 - «Смежные права»;

раздел 4 - «Защита авторского права и смежных прав».

2. Под авторским правом как совокупностью субъектив­ных авторских правпонимается признание за автором или иным правообладателем совокупности имущественных и лич­ных неимущественных прав.

Автору относительно его произведения принадлежат сле­дующие личные неимущественные права:

1) право авторства - право быть признанным автором произведения.Пра­во авторства охраняется бессрочно, принадлежит только автору и по на­следству не переходит;

2) право на имя- право использовать или разрешать использовать произ­ведение с указанием подлинного имени автора, под псевдони­мом или анонимно, например: журналисты;

3) право на защиту репутации - право на защиту произведения от искажения или иного посягательства, способного нанести урон чести и достоинству автора (т.е.при публичном исполне­нии или полном использовании произведения без согласия автора нельзя вносить какие-то изменения ни в содержание произведения, ни в обозна­чение имени автора);

4) право на обнародование - право обнародовать или разрешать обнародовать произ­ведение в любой форме. Право на обнародование действует в течение 50 лет после смерти автора и переходит по наследству.

5) право на отзыв - автор имеет право отказаться от ранее принятого реше­ния об обнародовании произведения, за исключением служеб­ных произведений.

Имущественные права автора(правообладателя) дают исключительное право выполнять(или разрешать выпол­нять) следующие действия:

1) воспроизведение произведения;

2) распространение оригинала или экземпляров произведе­ния посредством продажи или иной передачи права собствен­ности;

3) прокат оригиналов или экземпляров компьютерных про­грамм, баз данных и так далее независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры упомянутых произведений;

4) импорт экземпляров произведения;

5) публичный показ оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения;

7) передачу произведения в эфир;

8) иное сообщение произведения для всеобщего сведения;

9) перевод произведения на другой язык;

10) переделку или иную переработку произведения (в ре­зультате чего может появиться юридически значимое производ­ное произведение).

Автор, согласно законодательству, имеет право на автор­ское вознаграждение за каждый вид использования произведе­ния (независимо от того, является он правообладателем или нет).

Однако авторы служебных произведений, имуществен­ные права на которые в силу нормы статьи 14 Закона Респу­блики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [1] принадлежат нанимателю, не могут претендовать на получе­ние авторского вознаграждения.

Без согласия автора и без выплаты авторского вознаграж­дения, но с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования, в соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [1], допускаются следующие действия:

1) цитирование и использование отрывков из опубликован­ных произведений в качестве иллюстраций;

2) воспроизведение в газетах речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений, а также статей по теку­щим вопросам (если это специально не запрещено автором);

3) сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий произведений, увиденных или услышанных в ходе таких событий;

4) воспроизведение или доведение до всеобщего сведения произведений архитектуры, изобразительного искусства, фо­тографий, которые постоянно расположены в месте, открытом
для свободного посещения (за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом тако­го воспроизведения или сообщения для всеобщего сведения или используется в коммерческих целях);

5) исполнение музыкальных произведений во время офи­циальных, религиозных и ритуальных церемоний (в объеме, обусловленном их характером).

В Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [1, ст. 20] определены условия, в соответ­ствии с которыми допускается без согласия автора или иного обладателя авторского права и без выплаты авторского возна­граждения, но с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре библиотеками или архивами:

- правомерно опубликованных произведений для замены утраченных, уничтоженных, ставших непригодными для ис­пользования экземпляров;

- в учебных или исследовательских целях (в том числе и общеобразовательными учреждениями для учебных заня­тий) - отдельных статей или малообъемных произведений,
правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, отрывков из правомерно опублико­ванных письменных произведений.

Белорусским законодательством установлены следующие сроки действия авторского права:

—право авторства, права на имя и на защиту репутации ав­тора - охраняются бессрочно;

— имущественные права — действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти;

— имущественные права на произведение, созданное в со­авторстве, - действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

По истечении срока действия имущественных прав на объ­екты авторского права или смежных прав эти объекты перехо­дят в общественное достояние и могут свободно использовать­ся любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения, однако при условии соблюдения личных не­имущественных прав.

Авторское право переходит по наследству, кроме права на авторство, права на имя и права на защиту репутации автора.

Предметом регулирования смежного правав соответ­ствии со статьей 990 Гражданского кодекса Республики Бела­русь [16] является регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и использованием таких объектов смежных прав, как исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смеж­ных правах» предусмотрена охрана смежных прав, субъектами которых являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания [1, раздел III].

Фонограмма (от греч. φωνή — звук и γράμμα — запись) — запись, сохраненная на звуковом носителе – это общее определение фонограммы следует отличать от определения в законодательстве об авторском праве и смежных правах, где фонограмма —это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков, то есть, например, звуковая запись на компакт-кассете и звуковая запись, которая является неотъемлемой частью кинофильма, будут охраняться по-разному.

Субъекты смежных прав - исполнители (певцы, музыкан­ты, другие лица) и производители фонограмм - для оповеще­ния о своих имущественных правах используют знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и состоит из трех элементов:

1) латинской буквы «Р» в окружности;

2) имени (наименования) обладателя исключительных иму­щественных прав;

3) года первого опубликования фонограммы.
Законодательством определены сфера действия смежных прав [1, ст. 30] и права обладателей смежных прав [1, ст. 31-37]. Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смеж­ных правах» [1, ст. 38] установлен срок охраны смежных прав. В целях охраны прав субъектов смежного права в течение 50 лет (начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала отсчета срока) действуют имущественные права:

- исполнителя - с момента первой записи исполнения;

- в отношении производителя фонограмм - после первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в тече­ние этого срока;

- в отношении организации эфирного или кабельного ве­щания - с момента осуществления передачи в эфир или по ка­белю соответственно.

Истечение срока действия имущественных прав на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

Личные неимущественные права исполнителя, к которым относятся право на имя и право на защиту исполнения от вся­кого искажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя (право на защиту репутации), право на использование исполнения в лю­бой форме (включая право на получение вознаграждения за каждый вид его использования [1, ст. 31], охраняются бес­срочно.

Исключительное право на использование исполнения озна­чает право осуществлять или разрешать осуществлять следу­ющие действия:

- передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение, если используемое для такой передачи исполнение не было ранее передано в эфир или не осущест­вляется с использованием записи;

- записывать ранее незаписанное исполнение;

- воспроизводить запись исполнения (за исключением ого­воренных Законом случаев);

- передавать в эфир или по кабелю запись исполнения, если первоначально эта запись была произведена не для коммерче­ских целей;

- распространять оригинал или экземпляры исполнения, записанного на фонограмму, посредством продажи или иной передачи права собственности;

- сдавать в прокат оригинал или экземпляры записанного на фонограмму исполнения;

- сообщать для всеобщего сведения исполнение, записан­ное на фонограмму, по проводам или средствами беспроволоч­ной связи таким образом, чтобы представители публики могли
осуществлять к нему доступ из любого места в любое время по их собственному выбору.

Производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на ее использование в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Исключительное право на использование фонограммы озна­чает право осуществлять или разрешать осуществлять следу­ющие действия:

- воспроизводить (прямо или косвенно) фонограмму;

- переделывать или иным способом перерабатывать фоно­грамму;

- распространять оригинал или экземпляры фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности;

- импортировать экземпляры фонограммы в целях распро­странения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы;

- сдавать в прокат оригинал или экземпляры фонограммы;

- доводить до всеобщего сведения фонограмму по проводам или средствам беспроволочной связи таким образом, что­ бы представители публики могли осуществлять доступ к ним из любого места в любое время по их собственному выбору [1, ст. 32].

Исключительное право организации эфирного и кабельного вещания означает право осуществлять или разрешать осущест­влять следующие действия [1, ст. 34, 35]:

- передавать в эфир организации передачу эфирного и ка­бельного вещания другой организацией эфирного вещания;

- сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;

- записывать передачу;

- воспроизводить запись передачи;

- сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом;

- распространять среди публики записи передачи или эк­земпляры записи передачи посредством продажи, проката или иной передачи права собственности.

Для обеспечения имущественных прав авторов, исполните­лей и иных обладателей смежных прав на объекты интеллек­туальной собственности, когда их практическое осуществле­ние в индивидуальном порядке затруднено (репродуцирование,

концерты и т.п.), могут создаваться организации, управляю­щие имущественными правами на коллективной основе.

Это законодательно закреплено в Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [1, ст. 42].

Полномочия на коллективное управление имущественны­ми правами на объекты интеллектуальной собственности пе­редаются непосредственно обладателями авторских и смеж­ных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными орга­низациями, управляющими аналогичными правами.

Предназначение системы коллективного управления состо­ит в том, что осуществление авторских и смежных прав право­обладатели поручают организациям, действующим от их име­ни и в их интересах. Такие организации коллективного управ­ления авторскими и смежными правами в целях защиты этих прав заключают договора с пользователями (кинотеатрами, ресторанами, дискотеками, радио- и телевещательными орга­низациями и др.) и дают им разрешение на использование охраняемых авторским правом произведений (из предостав­ленного авторами и обладателями смежных прав организаци­ям коллективного управления репертуара) на определенных условиях и за вознаграждение.

Функции по организации коллективного управления иму­щественными правами авторов и других обладателей автор­ского права и смежных прав осуществляет Национальный центр интеллектуальной собственности Республики Бела­русь [13]. В его составе создано специальное структурное под­разделение - Центр по коллективному управлению имуще­ственными правами (он состоит из отдела контроля в области коллективного управления и отдела по работе с правооблада­телями и пользователями), который от имени Национального центра интеллектуальной собственности осуществляет следу­ющую практическую работу:

- заключает с обладателями авторского права и (или) смеж­ных прав договоры об управлении принадлежащими им иму­щественными правами и управляет указанными правами в со­ответствии с условиями заключенных договоров и требовани­ями законодательства;

- от своего имени, но в интересах обладателей авторского права и (или) смежных прав заключает с пользователями дого­воры об использовании объектов авторского права и смежных прав на основе полномочий, полученных от правообладателей, а также от соответствующих иностранных организаций;

- собирает вознаграждение за использование объектов ав­торского права и смежных прав на территории Республики Бе­ларусь в соответствии с заключенными с пользователями дого­ворами и (или) в порядке, установленном законодательством;

- распределяет и регулярно выплачивает собранное возна­граждение обладателям авторского права и (или) смежных прав;

- осуществляет защиту прав и охраняемых интересов авто­ров и иных обладателей авторского права и смежных прав в судебном порядке, а также совершает иные юридически зна­чимые действия, необходимые для защиты прав;

- заключает соглашения о взаимном представительстве ин­тересов с обществами (организациями) других государств по коллективному управлению и осуществляет расчеты с зару­бежными обществами и организациями по таким договорам;

- ведет учет объектов авторского права и смежных прав, их авторов, иных правообладателей, а также лиц, осуществляющих использование объектов авторского права и смежных прав.

С формой заключаемых договоров об управлении имуще­ственными правами автора (или правами, принадлежащими правообладателю произведений) на коллективной основе, можно ознакомиться на сайте Национального центра интел­лектуальной собственности Республики Беларусь по адресу http://belgospatent.org.by (приложениеА) [17].

Ставки авторского вознаграждения

Вид произведения Минимальные ставки в базовых величинах вознаграждения за авторский лист
Художественная проза 6,5
Научные издания 4,5
Учебники для вузов 8,0
Учебники для школ, техникумов 6,0
Справочники 4,0
Наглядные пособия, таблицы 3,0
  в процентах (%)
Звукозапись 8% от отпускной цены 1 экз.
Телерадиовещание 1 % от суммы доходов
Кабельное телевидение 5% от суммы доходов
Концерты 5% или 10% от суммы калового сбора
Дискотеки (платный вход) 5% от суммы валового сбора
Рестораны, кафе 7% от гонорара исполнителей, или 0, 1 % от суммы дохода
Автор сценария фильма 5% от дохода
Режиссер-постановщик фильма 5% от дохода
Автор музыкального произведения, специально созданного для фильма 3% от дохода

<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тарифы в пригородном сообщении | Законодательство в области интеллектуальной собственности

Дата добавления: 2014-02-28; просмотров: 786; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.