Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ВВЕДЕНИЕ. Наша дисциплина называется Культурология, и для начала нам предстоит выяснить, что включает в себя это понятие и определить задачи нашего учебного курса
Наша дисциплина называется Культурология, и для начала нам предстоит выяснить, что включает в себя это понятие и определить задачи нашего учебного курса. План лекции: 1.Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, 2.Морфология культуры. 3.Динамика культуры 4.Функции культуры. 5. Структура и состав современного культурологического знания. Цели и задачи учебного курса Культурология.
1.Основные понятия культурологии: культура, цивилизация Термин Культурология содержит два латинских корня «культура» и «логос» - разум, знание. Таким образом, Культурология в формальном переводе, знание культуры. Этим термином в ХХ веке обозначили новый самостоятельный раздел гуманитарных наук, предметом изучения которого стала культура в самом общем понимании этого слова. Обратимся к понятию культура – главному предмету научного изучения в культурологии. Термин «культура» пришел к нам из латыни. В Древнем Риме его изначально употребляли как производственный термин, обозначая возделывание или обрабатывание. Однако вскоре данное понятие распространили и на сферу становления человеческих отношений, становления личности. Уже в античном мире культуручасто определяли как « вторую природу», то есть природа – это всё, что не сотворено руками человека, а культура – это мир человеческого творчества. В таком подходе был замечен определённый изъян, так как человек в своём творчестве внедряется в мир природы и эти миры пересекаются, взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга. В европейском средневековье понятие «культура» было вытеснено, заменено понятиями христианских добродетелей, определявших ценностные ориентиры человека средневековья. В конце средних веков, в период, когда завершилась эпоха великих географических открытий, и европейцы начали активную колонизаторскую деятельность, термин «культура» постепенно возвращается в лексикон европейцев, однако, с несколько другим наполнением. Термином «культура» стали обозначать характерные, отличительные этнические черты, традиции народов, зачастую подчеркивая именно разность культур. В это же время пробуждается и интерес европейцев, страдавших эгоцентризмом, к изучению других культур. Преследуя зачастую не столько научные, сколько политико-экономические цели, европейцы, тем не менее, именно в XVII– ХVIII веках закладывают основы нового научного направления, которое только к началу ХХ века получит название КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Собственно сам термин «культура»вновь запускается в лингвистический оборот в Европе с конца ХVIII века, когда в 1782 г. немецкий просветитель И.Адегунга выпускает книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». В русском языке слово культура впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н.Кириллова (1845г.), однако широкого распространения оно в середине Х1Х века не получило. Вместо него употреблялись такие понятия как «образованность», «просвещение», «воспитанность», «разум». Только в 60-е годы Х1Х века новый термин входит в русские словари, а в 80-е годы утверждается в научной литературе. В наши дни дать точное, безоговорочное определение понятия культура достаточно трудно. Попробуем это сделать. Определение понятию культура зависит от того, что вы видите ядром, центром культуры. – деятельный подход (в основе определения лежит творческая деятельность человека) - ценностный подход (в основе определения лежит стремление человека к достижению ряда ценностных задач) - знаковый (семиотика – наука о знаках. В основе определения лежит понимание культуры как набора понятий, обозначаемых различные сферы человеческого творчества.) Подходов к определению культуры великое множество. Единого академического определения культуры на существует.
Причины отсутствия единственно правильного определения: 1.-гуманитарная область знаний, в отличие от естественнонаучных дисциплин, с трудом признаёт «последнюю точку над i», так как мир человека творящего с трудом укладывается в жесткое лоно правил и определений. 2.- мир культуры чересчур большой, разнообразный, с возможно разными подходами к оценке явлений
3.- относительная молодость науки Культурологии и незавершенность отработки научного аппарата затрудняют работу над жестким определением.
Определение российского философа А.Ф. Лосева – одно из удачных. « Культура есть предельная общность всех основных слоев исторического процесса (экономических, социально-политических, идеологических, технических, ремесленных, научных, художественных, моральных, религиозных, философских, национально-народных, бытовых) – см. Лосев А.Ф. «Дерзание духа», М.1988, с.218-219.
Смысл - Предельная общность творчества человека во всех областях и проявлениях на протяжении исторического времени. (в подходах данного определения доминируют деятельный и исторический принципы0 Понятие Цивилизациятесно связано с понятием Культура – такие же трудности определения. 1.синонимы (обыденность) 2. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ скачок - кардинальная ломка, революционный прорыв в эволюции культуры. 3.Кризисный, завершающий этап развития культуры на определённом уровне исторического развития.
Дата добавления: 2014-02-26; просмотров: 540; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |