Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Понятие элиты и ее идентификация

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ

Основные понятия: номенклатура, проблема идентификации элиты (элит), элита глобальная, элита региональная, элита локальная, регио­нальная властная структура, ресурсы региональной власти, структура региональной элиты, региональный административный ресурс, легитим­ность властных групп.

Понятие элиты и ее идентификация

Огромную роль в развитии региональных сообществ играют региональные властные элиты, прежде всего политические и административные, которые призваны формировать нормативное, бюджетное, налоговое, организационное, управленческое региональное пространство для успешного функционирования органов региональной власти и управления.

Под властной элитой в современной социологии и политологии понимают совокупность индивидов, занимающих наиболее важные позиции в государственных и общественных институтах, что позволяет им принимать стратегические решения, касающиеся всего общества, и легально использовать общественные ресурсы в публичных и приватных целях.

Соответственно, региональная элита представляет собой совокупность персон, занимающих наиболее значимые позиции в важнейших институтах региона, что позволяет им принимать стратегические решения относительно функционирования региона, используя при этом общественные ресурсы.

Учитывая региональную структуру современного мира, с уверенностью можно говорить о глобальной элите, а также особым образом сорганизованных с ней региональных и местных элитах.

Правомерность и контексты использования категории «глобальная элита» далеко не однозначны. Современный американский исследователь, профессор антропологии Университета Нью-Йорка Д. Харви, обоснованно полагает неверным «считать, что правящий класс ограничивал свою деятельность и лояльность пределами определенного национального государства... Международные связи всегда были важны, как в рамках колонизаторской и неоколонизаторской политики, так и в отношениях, сложившихся еще в XIX в. или даже раньше... Это не означает, что лидеры правящего класса не ассоциируют себя с определенным государственным аппаратом. Важно, с каким именно государством эти связи для них будут первостепенными, однако связи эти не более стабильны, чем постоянно перемещающийся капитал».

Категория «глобальная элита» в узком смысле этого слова имеет своим содержанием относительно небольшое число лиц, принимаю­щих решения на глобальном уровне. В широком смысле термин под­разумевает суммарный состав элит всех уровней в глобальном масштабе.

Понятие «элита» происходит от латинского eligere, затем трансформировавшегося во французское слово elite - лучшее, отборное, избранное. Использование в близком к современному смыслу за­фиксировано с 1360 г. В средневековый английский язык (XIV в.) «elite» проникло из старофранцузского и существовало как глагол в значениях «отбирать», «выбирать на должность», как прилагательное — «выбранный» и «избранный» и как существительное — «избрание». Однако уже к XIX столетию это слово считалось устаревшим. В современном значении оно фиксируется словарями с 1823 г. В немецком языке слово «элита» появилось в конце XVIII — начале XIX в. Известный английский исследователь элит Т. Боттомор в книге «Элиты и общество» приводит пример употребления этого слова в XVII в. для обозначения товаров высшего качества, а затем с XIX в. — для обозначения персон и групп, находящихся на верху социальной иерархии.

В русский язык слово «элита» вошло только в XX в Столь позднее появление термина связано и с тем, что само описываемое явление возникло сравнительно недавно. Для обозначения тех, кто стоит на вершине пирамиды власти, использовались другие слова. Это далеко не случайно.

Как видно из приведенных выше примеров, слово «элита» соединяет в себе одновременно значения выбранноcти, избранности и лучшего. Доиндустриальное общество было основано на наследовании, сословности, традиции, а не на отборе и выборе. Членами руководящих слоев становились в основном по праву рождения, завоевания, благодаря монаршей воле (капризу), реже — счастливому случаю. Выборы если и происходили, то среди равных — внутри сословий, цехов, курий, корпораций. Кроме того, находившиеся на вершине общества индивиды уже в силу своего положения рассматривались как лучшие и избранные. Русское слово «благородный» в этом смысле очень характерно. Схожие мотивы можно найти и в других языках. В германских языках слова, обозначающие верховного правителя, царя (на­пример, немецкое konig, английское king), восходят к латинскому gens — «род» и означают «благороден», «хорошо рожден». Группа, занимавшая высшее положение в традиционном обществе, как раз и выделялась по своему происхождению, рождению, благородству. Внутри господствующего сословия — дворянства — существовал довольно узкий слой аристократов. Именно они и представляли собой людей, по праву рождения властвовавших над обществом.

Революции привели к разрушению этой системы власти. Появилось современное гражданское общество, освободившееся от сословных ограничений. Политика отделилась от экономики. Положение человека, его права, статус, возможности жизненного пути уже не определялись происхождением. Начиналось политическое высвобождение человека и гражданина. В результате этих изменений власть становится более открытой. Принцип выборности, контроля над политической властью со стороны других ветвей власти, общественности, прессы привел к кардинальным изменениям властного сооб­щества. Появляется элита как такой тип властной группы, который формируется публично и в основном в связи с индивидуальными успехами своих членов. Конечно, заслуги, положение, связи, богатство родителей и родственников составляют важный «капитал» соискателя высших позиций в обществе, но для политика и администратора немаловажное значение приобретают общественное мнение, воля избирателей и собственное умение успешно функционировать в политико-административной сфере.

Разумеется, переход от господства аристократии к элите был не единомоментным. Кроме того, многие представители аристократии сами не желали упустить возможность остаться у власти в условиях нового общественного строя. Процесс перестройки властных структур проходил в соответствии с конкретными историческими и соци­ально-экономическими условиями, традициями разных стран. Причем трансформировалась не только национальная, центральная власть, но и региональная.

После революции 1917 г. в России также происходит смена властных групп. Но, как и при царском режиме, в советском обществе не практиковалось формирование высшего управленческого слоя с помощью выборов (для политиков) или отбора (для администраторов), проходивших в условиях более или менее открытой и равной конкурентной борьбы. Сложилась особая структура общественной власти, система продвижения по служебной лестнице, отбора кадров политического, экономического и административного управления. В ней важную роль играли органы коммунистической партии, которые осуществляли полномасштабный контроль формирования управленческой структуры. Все более или менее важные должности учитывались, определялось соответствие между этими должностями и характеристиками людей, которые могли их занимать. В зависимости от значения должности, ее уровня в системе публичного управления «подбором кадров» занимался партийный комитет (районный, городской, областной, республиканский, центральный), у которого была номенклатура (т.е. перечень) должностей, за которую он отвечал. Эта система получила название номенклатурной. А лица, занимавшие важные позиции в политической, социальной и экономической сферах, в обиходе и в научной литературе, анализирующей советское общество, стали называться номенклатурой. Как особый слой и как система власти номенклатура сформировалась не сразу. Время ее активного создания относится к середине 1920-х — середине 1930-х гг.

Реформы 1980—1990-х гг. привели к слому номенклатурной системы. Начался переход к новым основаниям власти. В России появляется элита. Но процесс находится еще только в самом начале.

Для элиты, как и для других властных групп, оказываются существенными такие характеристики, как занятие важных общественных ролевых позиций, принятие значимых решений, контроль над ресурсами, восприятие окружающими естественности того, что данные люди оказываются «начальниками».

Возникает еще один вопрос: как мы узнаем, что именно эта группа людей и является элитой? Другими словами, по какому основанию мы можем идентифицировать определенную совокупность людей как элиту? Идентификация элит(ы) — базовый вопрос при исследовании властных структур. Ответ на него определяет стратегию исследования. В научной литературе выделяются три основных подхода: решенческий, или результативный; репутационный, или «престижный»; и позиционный.

Решенческий, или результативный, подход основывается на утверждении, что в элиту входят те, кто принимает решения, важные для многих людей, или оказывает существенное влияние на принятие та­ких решений. Исследователи, использующие решенческий подход, считают, что между теми, кто принимает решения, и теми, кто занимает высшие позиции в иерархии, существует значительное, хотя и не­полное, совпадение. Этот исследовательский путь предполагает выяв­ление наиболее важных решений, а затем детальное изучение процесса их принятия. Основная сложность, возникающая при использовании этого подхода, связана с трудностью выявления решений, оказывающих принципиальное воздействие на ту или иную сферу общественной жизни, реальных механизмов принятия такого рода решений и реальных фигур, принимающих решения.

В условиях быстрых социальных изменений, как, например, в России, очень трудно определить, кто принимает важные решения, а также какие решения могут оказаться важными. Например, работа начальника теплоцентрали в условиях стабильного общества достаточно рутинна, и он принимает, как правило, чисто технические решения, связанные с исполнением своих функциональных обязанностей. Но при существующей в нашей стране дезорганизации народного хозяйства и в экстремальных природно-климатических условиях последствия решений и действий его российского коллеги по своему значению могут превосходить губернаторские. Тем не менее, отечественные исследователи пытаются активно использовать данную идентификационную стратегию.

При репутационном («престижном») подходе идентификация членов элит происходит на основе суждений экспертов, аналитиков, оценивающих влиятельность определенных субъектов путем личного восприятия.

Позиционный подход базируется на предположении, что существует значимая связь между должностью (позицией), занимаемой индивидом или группой, и их возможностями принимать важные для общества решения и распоряжаться общественными ресурсами. Предполагается, что перечень такого рода позиций известен. Таким образом, положение индивида или группы в официальной социально-политической и экономической структуре общества говорит о вхождении или невхождении в элиту. Элита - это те, кто «начальники по должности». Трудности, с которыми исследователи сталкиваются, применяя этот подход, обусловлены определением связей и границ влияния для тех или иных позиций и лиц (групп), их занимающих, особенно на региональном и местном уровнях. Также не учитывается возможное расхождение между должностью и реальной ролью ее занимающего. Тем не менее большинство исследователей при идентификации элит используют позиционный подход.

В отношении региональной властной элиты это означает, что ее членом является тот, кто занимает определенную позицию в той или иной социальной системе, позволяющую (по крайней мере, потенциально) этому субъекту оказывать значимое влияние и принимать существенные в масштабах региона и для данной сферы деятельности решения. Перечень такого рода позиций определяется формальной структурой институтов и институций. Важно иметь в виду, что региональная элита стратифицирована, т.е. членов элиты можно выстроить по их значимости, влиянию, «весу» в региональной жизни. На вершине пирамиды влияния находится центральная региональная элита, в которую входят по статусу губернаторы и вице-губернаторы, председатели законодательных собраний и иных представительных органов власти, руководители и собственники крупнейших экономичес­ких и финансовых структур. Ниже расположена высшая региональная элита. Провести четкую грань между первым и вторым секторами не всегда возможно и теоретически, и практически. Тем не менее, понятно, что, например, губернатор «важнее», чем простой депутат.

Конечно, позиционный подход имеет свои ограничения, особенно в отношении региональных элит. Например, политические решения, касающиеся региона, могут приниматься в Москве или в другом регионе. И все же этот подход представляется оптимальным. Как уже говорилось, в быстро меняющемся обществе весьма сложно зафиксировать, кто именно в той или иной ситуации принимает окончательное или кардинальное решение (а это одна из важнейших характеристик элиты). Говорить же об устойчивости этой функции, ее закрепленности за определенными группами (индивидами), а также о некоторой рутинизации процесса принятия решений (другая важная характеристика элит) затруднительно. Но вполне реально определить должности и людей, их занимающих, которые могут принимать решения, часто должны это делать и несут персональную ответственность за последствия этих решений.

Более конкретно идентифицировать высшую региональную элиту можно следующим образом.

В политической сфере (региональная политическая элита) это депутаты Государственной думы от региона, депутаты представительных органов власти (законодательных собраний, региональных дум, государственных собраний и т.п.), председатели представительных органов власти районов, областей, краев, республик, руководители региональных партий и региональных отделений общефедеральных партий.

В административной сфере {региональная административная элита) — председатели министерств (комитетов), администраций субъектов Федерации и их заместители, главы администраций районов и их заместители, руководители структур прямого подчинения федеральным органам власти и представители федеральных министерств и ведомств в субъекте Федерации.

В экономической сфере (экономическая региональная элита) — руководители крупнейших на территории региона государственных и частных производственных и финансовых структур и их заместители, руководители предприятий коммунального сектора и их заместители.

Региональность элиты можно также определить позиционным методом. Региональная элита — это такая элита, которая действует в масштабах региона и участвует в принятии решений, имеющих значение для функционирования политической, экономической и социальной сфер региона в его целостности.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ | Факторы существования региональных властных структур

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 290; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.