Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ОБЩЕЕ И НАЦИОНАЛЬНО-ОСОБЕННОЕ В ТОТАЛИТАРИЗМЕ

Полный ответ на вопрос о сочетании общего и особенного в тоталитарных режимах является задачей сравнительной политологии и предполагает анализ всех стран такого режима от КНДР до Кубы. Кампучии времен правления Пол Пота до ЮАР за время расцвета апартеида.

В данном случае стоит ограниченная задача выявить особенности советского режима в сопоставлении с германским нацистским режимом. Оба режима переживали расцвет в 30-е годы, имеют общисторические предпосылки. К тоталитарным режимам относят также Италию 20 — 30-х годов. Но итальянский фашизм менее тоталитарен по сравнению с нацизмом в Германии и социализмом в СССР. В Италии в меньшей степени пострадали и традиции (страна оставалась номинально конституционной монархией), и власть не была так сильно сконцентрирована. Единая ось партия — государство не сложилась. Военная, церковная, бюрократическая элита сохраняли свою самостоятельность. В Испании, Португалии, Венгрии, Румынии и Словакии проявились только некоторые черты тоталитаризма.

Первым, кто поставил вопрос о различиях двух родственных тоталитарных режимов власти, был Троцкий. Различие между гитлеризмом и сталинизмом он видел в том, что режим Гитлера вырос из страха имущих классов Германии перед социалистической революцией. Гитлер получил от собственников право какой угодно ценой спасти их собственность от угрозы большевизма и открыть им выход на мировую аренду. Тоталитарный режим Сталина вырос, считал Троцкий, из страха новой касты революционных выскочек перед задушенным ими революционным народом. Корни гитлеровского режима Троцкий связывал с позицией господствующего класса, сталинского — со страхом касты выскочек. Следует, что гитлеризм — результат борьбы за сохранение собственности, а сталинизм — результат борьбы за революционные принципы Сопоставляя два режима, Троцкий не видел общего между ними в те времена, когда еще не было всевластия Сталина. Для него сталинизм — не социальное явление, связанное с большевизмом, ленинизмом, но искажение их. Троцкистский анализ остается примером ограниченности революционного сознания, его неспособности подняться над собственными иллюзиями и сведения проблемы фашизма к позиции империалистов.

Если сравнивать основные идеи, которые лежали в основе советского социализма и германского национал-социализма, то две системы, казалось бы, должны прежде всего существенно различаться друг от друга. И различия между ними действительно немалые. Но в отношениях власти и человека больше сходства.

Самое большое сходство было в неприятии обоими режимами либерализма, системы парламентаризма, многопартийности, первенства прав человека. Оба режима отличались экспансионизмом, духом имперства, социалистическими идеологиями.

Оба режима покрыты несмываемым позором из-за лагерей смерти концлагерей. Умерщвлены десятки миллионов ни в чем не повинных. Правда, в практике массового уничтожения были различия. В немецких концлагерях методично уничтожались евреи, психически нездоровые, совершившие тяжкие уголовные преступления, часть коммунистов. Под сталинские репрессии попадали по более произвольным принципам — все, кому наклеивался ярлык «враг народа ленинские соратники и кадровые военные, «кулаки» и интеллигенты нацисты проводили политику геноцида народов, которые якобы мешают арийской расе. Сталинские опричники уничтожали наиболее активную, сильную часть русского народа. В немецких концлагерях основной путь уничтожения — газовые камеры В русских — погибали от каторжного труда, истощения, холода, болезней.

В основе немецкого нацизма было обращение к великому и героическому прошлому и здоровому настоящему. В основе советского социализма — устремленность в будущее. Но и нацизм, и социализм формировались как реализация великой романтической мечты. И нацизм и социализм утверждались по ходу ликвидации всего, что могло мешать распространению их мечты на весь период. Отсюда концентрация власти, неслыханные репрессии, неприятие либерализма, рынка.

Гитлеровский нацизм был окрашен социалистическими лозунгами— экспроприация, равенство, партийное товарищество. В свою очередь сталинский социализм был пропитан бациллой имперского духа, народы молчаливо ранжировались по их ценности или вредности для социализма, выделялся старший брат среди народов. В нацистской Германии и в СССР большое значение придавалось милитаристскому воспитанию. В Германии оно называлось «оборонно-патриотическим», в СССР — «военно-патриотическим».

Идеология имперской политики СССР принципиально отличалась от захватнического курса Германии. В основе советской идеологии вначале были идеи пролетарского интернационализма, мировой революции и диктатуры пролетариата. В послесталинские времена был выдвинут миф о превращении мирового социализма в решающий фактор мирового развития, о превосходстве государственно-организованного социализма над любым другим демократическим движением. Это было обоснованием особых прав и особой миссии СССР, право на вторжение и экспансию. В итоге обоснование

права на подавление «экспорта контрреволюции» означало право на вторжение и экспансию. То же право обосновывалось в нацистской Германии, но с геополитических позиций. Благодаря наднациональности советский гегемонизм оказался намного жизнеспособнее, имел некоторое время поддержку на мировой арене, прежде всего мирового коммунистического движения. Если в коммунистическом варианте имперство скрыто за демонстрацией классовой солидарности, то в фашизме оно откровенно обнажено.

Германия сразу выигрывала от имперской политики, поставив себе на службу военно-промышленный потенциал завоеванных стран. СССР, наоборот, истощился от проводимой им экспансии. В отличие от классических колониальных империй в СССР богатства текли не от периферии к метрополии, а наоборот. В итоге промышленное развитые становились бедными, метрополия уступала по уровню жизни периферии. Получалось, что жизненный уровень в России ниже, чем в других республиках СССР, и тем более в восточноевропейских странах.

В Германии тоталитаризм возник как сближение и слияние социализма, освобожденного от либерализма, демократии, интернационализма. Развилась недемократическая, правоконсервативная, националистическая ветвь тоталитаризма.

В СССР развилась классово ограниченная последовательно коммунистическая модель тоталитаризма.

Если измерять потенциал власти с позиций ближайших целей, то коммунистическая модель во многом проигрывала нацистской. В основе последней были национальные интересы великой Германии. Политика третьего Рейха сводилась к расширению жизненного пространства, подчинению и даже истреблению народов. Однако в стратегическом плане советская модель была намного жизнеспособнее, хотя блестящий запас прочности достигался за счет истощения внутренних ресурсов и тщательной маскировки того, что компрометировало проводимую политику. Коммунизм, воплощением которого виделся СССР, был привлекателен для миллионов и в России, и во всем мире. Идея равенства вынашивалась эпохами, но нигде так и не смогла реализоваться. С христианством утвердилось равенство человеческих душ перед Богом, с просветительством — равенство людей перед законом, с социализмом — равенство в основных условиях жизнедеятельности. Казалось, что в СССР появилось нечто принципиально новое для человечества. К тому же коммунизм претендовал на романтическую ломку старого, открытие новых горизонтов.

С самого начала третий Рейх претендовал на бесклассовость государства, воплощающую общность всех немцев. В СССР идея общенародного государства была выдвинута только в 1961 г. как якобы результат произошедших в обществе социальных изменений. В 60-е годы идея общенародного государства глубоких корней не пустила. Постоянно подчеркивалось сохранение классовой природы государства. Но в ходе перестройки идея общенародности государства

вошла в российский менталитет. Тем самым было подорвано основное в сталинской идеологии — уверенность в классовом превосходстве советского государства над капиталистическим.

Существенное различие проявилось в исходных началах тоталитаризма. Закрытость и мобилизационность власти наиболее последовательно проявились в советском строе. Ленинизм стал идейной основой нового видения общества в целом, экономики, государства. В фашистских режимах не было претензий разрушать все основы старого. Изменения сводились к введению нового политического порядка, нового сознания завоеванию жизненного пространства.

Как тягчайшее ревизионистское отступничество Ленин рассматривал попытку «сделать религию» частным делом «не по отношению к современному государству, а по отношению к партии передового класса».

Национал-социалисты не покровительствовали церкви, но и кампаний по уничтожению церковнослужителей и самих церквей не проводили. Тем самым национал-социалистическая идеология не занимала в общественном сознании столь монопольные позиции, как ленинизм в СССР.

При советском строе мобилизация была глобальной: во имя индуириализации, коллективизации, культурной революции солидарности с революционерами, защиты Отечества. Особенности фашистского варианта тоталитаризма заключались в первенствующей роли этноцентрического восприятия последствий Французской революции, фактах неравномерности развития европейских народов. Английский историк Тэлмон определил национал-социализм как реакцию на Французскую революцию со всеми ее последствиями, как движение против либерализма и демократии и близкое реакционному консерватизму. После первой мировой войны среди стран Европы усилилось неравенство возможностей. Одни из них продвинулись намного дальше в уровне благосостояния, использовании результатов первой мировой войны на основе унизительного и несправедливого для Германии Версальского договора.

Сталинизм оказался идеологией жесткой авантюристичной политики подстегивания во имя рывка в условиях, когда демократия не успела стать частью образа жизни России. Национал-социализм — идеология очищения нации, мобилизации на основе нового пространства.

Среди исследователей тоталитаризма высказывается точка зрения, что национал-социалистский вариант тоталитаризма является побочным результатом распространения социалистических ориентации, их радикализации. Характерно, что Муссолини был в молодости социалистом, основал социалистическую газету «Аванти». Он высказывал свое уважение к личности Ленина за его эффективную и решительную политику и ее теоретическое обоснование. Ж. Желев высказал версию, что на последнем этапе своего правления Муссолини пришел к выводу, что только государственная монополия на собственность позволяет создать монолитный, непоколебимый

режим, гарантирующий отсутствие любых неприятных для него неожиданностей.

Есть даже сторонники, характеризующие гитлеровскую Германию как несистематизированный вариант коммунистического тоталитаризма. То сравнению с коммунизмом фашизм оказался односторонним, неглобальным вариантом тоталитаризма. Поэтому сформировался быстрее, но и просуществовал недолго Противостояние нового порядка большинству народов Европы обусловило его короткую жизнь».


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТОТАЛИТАРИЗМА | ИСТОКИ ТОТАЛИТАРИЗМА

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 372; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.