Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Теория права Н. Лумана

Читайте также:
  1. I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ФИГУР
  2. I. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА,ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  3. I. Реформы Павла I в области государственного строительства и права.
  4. III. Социальные, экономические и культурные права человека.
  5. III. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ И ВЗАИМНЫХ ВЛИЯНИЙ
  6. IV. В теории правового государства выделяются следующие элементы: принцип верховенства права, разделения власти на 3 ветви, независимости суда, конституционного статуса граждан.
  7. Pr.) и является характерным для римского права.
  8. Res mancipi et res nec mancipi. Старое и главное деление цивильного права вещей на res mancipi и res nec mancipi сохранилось до начала империи.
  9. А) Система источников таможенного права.
  10. Акты договорного права

Н. Луман (немецкий юрист), более 30 работ по теории права, неопозитивист.

Рассматривает право как самодостаточную, самоорганизовывающуюся систему.

Право с точки зрения системы управления является закрытой системой, а с точки зрения информативности – открытой системой (система сама себя воспроизводит, внутренний механизм принятия решений, законы принимаются внутри системы).

В теории происходит разграничение системы права и политической системы (с точки зрения их автономности).

Но закон – это одно из средств в политической системе. Закон можно рассматривать в контексте политической системы.

Важная функция права – функция нормативной стабилизации,

+ коммуникативная, мотивационная ситуационная, функция самовоспроизводства в правовой системе.

С точки зрения Лумана право использует возможность конфликта с целью генерализации ожидания, и конфликт позволяет праву эволюционировать (основа прогресса права).

Праву служит не подавлению конфликта, а чудовищному увеличению шансов конфликта и предоставляет возможность в случае конфликта продолжить коммуникацию иными средствами.

Иммунное действие права – оно предоставляет возможность продолжить коммуникацию при сохранении конфликта. Общество способно находить варианты коммуникации при конфликте (самосохранение как следствие).

В наибольшей степени порождать конфликт способен институт права частной собственности, из-за него в праве возникают внутренние противоречия.

По Луману, юридическая система - это не совокупность норм, а способ, которым право создает себя, исходя из самого себя (самовоспроизводство).

Нормы и их действие больше не зависят от религии природы или социальной структуры, а существуют как проекции времени.

Норма существует, пока не будет принята другая (здесь момент нормативной стабилизации права).

Юридическая конструкция в своей основе, в центре содержит юстицию (а не закон) – суд.

Функция регулирования приобретает самостоятельное значение.

Право возникает не из-под пера законодателя, оно обусловливается нормативными ожиданиями участников правоотношений. Иначе ожидания можно рассматривать как правовые требования. Закон не может издаваться без этого базиса.

Луман особое внимание обращает на позитивность права. К позитивности относится то, что каждый раз действующее право осознается как выбор других возможностей. Действующее позитивное право стремится исключить иные возможности, но не устраняет их с влиянием правового переживания.

Эти возможности – это будущие темы права. Общество – совокупность неограниченных возможностей, право упрощает социальный выбор. Право уменьшает, округляет ожидания.

Юридическая практика существует как дифференцированная правовая система. Все решения юр. Практики ссылаются на решения другие решения этой же системы. Эти решения могут быть поняты в результате системной связи.

Практика тоже имеет самоорганизующий характер.

Для полностью дифференцированно развитой юридической системы существует только позитивное право (внутри этой правовой системы).

Право, по Луману, порождает конфликты в целях собственной эволюции, и таким образом развивает свою собственную самоорганизацию.

Луман рассматривает право как коммуникативную систему.

Понятие справедливости не относится к юридической системе, оно скорее рассматривается как внешнее требование, предъявляемое к праву (всеобщественное требование, уровень).

Внутрисистемный уровень права представляет юридическая догматика, т.к. она выражает идею комплексности права.

Догматика – юридическое учение, которое нашло отражение в праве.

Право заменяет собой идеологию, т.к. обеспечивает определенную ориентировку на современном этапе развития общества, выступая как универсальное средство регулирования отношений.

Т.е. идеология и право – конкурирующие явления (право самоценно).


7/8. Правовой прогресс (правовое развитие): понятие, критерии.

 

Семитко, Алексеев, Нерсесянц, Покровский, Чичерин, Е.Н. Трубецкой, Гегель, Монтескье, Локк.

Установление логики поступательного развития права, критерии по которым этот прогресс может быть измерен.

Ж.Б.Вико. Прогресс имеет объективные основания. Правовое развитие он связывал с тем, что

1)правовой прогресс связан с сознанием;

2)правовой прогресс не отрицает круговорот; как движение общества (т.е. нет поступательного развития, но есть изменения формы);

Пытается соединить две социальные парадигмы: непременная смена одной другой.

Существует 3 ступени развития государства и права:

1)Божественное право в виде откровений;

2)Право, основанное на силе (героическое право);

3)Рациональное (современное право);

Критерий развития – индивидуальная свобода. Частные критерии: развитие законодательства, правопонимания, организация суда.

М.Ж.А. Кондорсе:правовое развитие предполагает развитие сознания и , как следствие, прогресс существует в сфере сознания. Был представителем естественно-правовых воззрений. Связывал развитие с индивидуальной свободой, с освобождением личности. Прогресс в праве – это прогресс в гуманизации правового регулирования.

И.Кантвпервые выстроил глобальную картину, по которой современное человечество раскрывает замысел природы. Правовой прогресс – глобальный замысел природы. Мы лишь открываем свои качества, так как прогресс заложен в нас, он неизбежен. Право рационально, оно раскрывает родовое качество человека и человек именно в себе открывает истоки правового прогресса. Три ступени развития права:

1) Естественное состояние (догосударственное право). Нет конфликта, нет и развития.

2) Антагонистическая ступень (сословно-представительское, сословная иерархия, право). – Ступень конфликтов.

3)Всеобщее гражданское состояние. Предполагает совместимость произвола одного с произволом другого с точки зрения Всеобщего закона свободы. Право и свобода тесно взаимосвязаны. Развитие права есть одновременно и развитие свободы.

Гегель.Социальный прогресс есть по сути прогресс права. Право – это наличное бытие духа, следовательно правовой прогресс – это прогресс свободы.

Право- это мир сознания, мир духа, следовательно правовой прогресс рационален. Право- это всеобщая дорога, Мировой разум. Не отрицая разума индивида, действуют объективные закономерности. В праве есть три ступени:

1)абстрактное право. Действуют вечные институты (например, право собственности).

2)моральное право. Человек осознает себя как субъективную реальность.

3) Нравственное право: семья, гражданские обязанности, государство.

В правовом государстве третья ступень права получает свое развитие. С точки зрения правового прогресса может быть четыре царства:

1) Восточное – в нем свободен только деспот ( он одновременно властелин, жрец, бог) Пышные формы. Это царство одного.

2) Греческое - в нем впервые свободны Некоторые. Праздничная нравственность. Появляется абстрактная индивидуальность.

3) Римское. Внутренняя борьба частного индивидуализма (субъективность) и абстрактной всеобщности (Империя), которая приводит до взаимоуничтожения. Свободны также лишь немногие.

4)Германское (не только Германия, но и другие северные народы (британцы, норманны). Предпосылка для свободы всех. Это царство рационально. На этом классификация Гегеля заканчивается, хотя он диалектик.

Право связано с развитием частного права, оно дает предпосылку развитию личности. Каждая новая ступень права дает новую степень развитию свободы.

К. Маркс. Идея формационного подхода. Пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Во всех формациях, кроме первой, существует право. Наиболее значимый базис общества – наличие экономических отношений – критерий внешний, за пределами государства и права. На базисе есть политическая надстройка- совокупность политических отношений. Надстройка производна от базиса. Каждая ступень развития производственных сил дает ступень для развития государства и права. Сам базис – это совокупность экономических отношений, но ядро базиса составляют отношения собственности (т.е. правовые). Идея социального прогресса состоит в освобождении и эмансипации личности. Правовая цель достигается неправовыми средствами – диктатурой пролетариата (конфликт цели и средств). Он взял идею Гегеля: если прогресс неизбежен, то зачем нужно насилие (диктатура пролетариата) ? И право, и государство не имеют собственного развития, они являются только средствами достижения своих задач и должны отмереть. Тогда, мы имеем не прогресс, а регресс ( к общинному строю).

В ХХ веке многие отказывались от прогресса (Шпенглер «Закат Европы», Джеймс). Попытка переосмыслить идею прогресса возвращает к идее круговорота. Не надо рассматривать прогресс как сплошное поступательное движение. Можно прогрессировать как в глубь, так и в ширь. (греки, Вико, Данилевский: совпадение 1) развитие правовой мысли, правовых форм; 2)наличие государства;).

Цивилизационный подход (Шпенглер, Тойнби – 2 волна). Нет постоянного поступательного развития, есть постоянная смена цивилизаций. Критика неизбежности прогресса. Некоторые не оставляют следа в мировом прогрессе(Мексика, Перу), а другие подталкивают (Греция, Рим). «Необходимо исходить историческое поле вглубь и вширь».

Алексеев С.С. стоит на идеях Канта, по которым прогресс приведет к появлению всемирного правового государства.

Семитко.Два типа государственно-правовых систем:

1) социоцентристская - в центре социального развития - общественные интересы.

2) персоноцентристская. Высшая ценность – человек. Его интересы первичны. Для него правовое развитие- развитие правовой культуры. Одним из важнейших элементов прогресса является корпорация юристов (движущая сила общественного прогресса). Могут быть возражения, ведь прогресс – это не только развитие индивидуализма, но и развитие общественных институтов. То есть необходимо не только их противопоставление, но и взаимодействие.

Покровский рассматривал прогресс по отдельности. (то есть в прогрессе отдельно взятых правовых институтов).


9. Субъект права: различные аспекты понимания

Понимание субъекта права – одна из актуальных проблем.

Традиционное понимание субъекта – через правоспособность и дееспособность (С.С. Алексеев – правосубъектность).

С формальной точки зрения так оно и есть. Правоспособность зависит от воли законодателя. Это отношение законодателя к тому или иному субъекту. Если он наделяет правом, то признает в качестве субъекта права.

Архипов: понятие субъекта права в литературе лишено объективных критериев. Одних законодатель признает субъектами права, а других нет.

Предлагают признавать субъектами права по биологическому критерию. Сюда подпадают и животные. Например, в американской правовой системе были случаи наследования собакой, где наследование было юридически оформлено.

Конструкция, которая создавалась для человека, оказывается размытой. Мы лишаемся объективных критериев. Это важнейшая сфера – признание человека в качестве субъекта права: идет нема деградация. Поэтому есть необходимость раскрыть иные, кроме правосубъектности, аспекты признания кого-то или чего-то в качестве субъекта права.

1) Субъект права – это лицо.

2) Субъект права – это правовая воля.

3) Субъект права – правовой деятель.

4) Субъект права – это носитель прав и обязанностей плюс участник правоотношений, что почти всегда одно и то же.

5) Субъект права – это правовая ценность.

6) правонарушитель.

7) частичка правосознания.

1. Субъект права определяется через родовое понятие «лицо» не только в гражданском праве, но и в других отраслях права.

Покровский предлагает считать субъектами права множества маленьких центров, автономных устроителей жизни в тех областях, которые охватываются правом. Субъект права – прежде всего юридическая личность, юридическая в том смысле, что она может совершать юридически значимые действия, создавая тем самым вокруг себя правовое пространство. Лицо здесь есть технический термин.

Архипов: это заблуждение. Понятие лица – не случайно, а закономерно для субъекта права. Со времен римского права субъект ассоциируется с понятием лица – persona. Это историческая взаимосвязь. Субъект права – это физическое, юридическое лицо или государство, то, что в конечном счете выражает правовую волю человека. Закономерно субъект права именуется лицом.

Свойства, признаки субъекта права как являющегося лицом:

а) обособленность, т.е. автономия. Его можно выделить, противопоставить другим лицам.

б) возможность идентификации, т.е. правовое лицо должно быть идентифицировано в правоотношениях (у ЮЛ наименование, торговая марка, цели, закрепленные в уставе).

в) волеспособность. Лицо имеет возможность обладать волей. Ребенок – субъект права, но воли у него пока нет (есть возможность представительства, замещения, но для этого нужна опережающая правоспособность).

г) способность участвовать в правоотношениях, т.е. быть носителем прав и обязанностей. Во многом эта способность формальна, ей наделяет законодатель.

д) Пухта: человек как субъект права уподобляется Богу. Богоподобие выражается в понятии лица (мы выделяем ценность лица: лицо-лик-Богородица).

Субъект права – внешняя правовая ценность.

Лицо – не технический термин.

2. Субъект права как воля.

Понятие давал Ф. Аквинский, затем Гегель и Кант – с новой силой.

Воля – это и есть лицо субъекта, т.е. в праве значение имеет воля, субъект выражается через свои поступки, действия. Воля – это всегда что-то неслучайное, обдуманное.

Выражение воли (коллективной воли) происходит в законе. Участников правоотношений мы также определяем по воле. В воле выражаются мотивы, основания поступков.

Вина – компонент воли. Без воли вины не бывает. Воля –важнейшее качество, которое выражает субъекта права. Воля и вина ассоциируются также и с юридическим лицом.



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Коммуникативная теория права Полякова | Субъект права как деятель, совокупность правоотношений, правовой центр, сознание

Дата добавления: 2014-03-03; просмотров: 746; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.