Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Скм. О. Поляков

МОЛОДЕЖЬ В СССР

ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ НА РОДИНЕ до 1990 г.

см. "Положение о курсах" п.5.3.5

То, что будет напечатано про молодежь в СССР, а теперь в бывшем СССР, было составлено в 1985 г., так что не судите строго, в данный момент многое меняется на нашей Родине и возрождение Разведчества приняло стихийный характер. Но то, что было, мы не можем вычеркнуть из анналов истории. Прим. Ред.

На наших лагерных кострах мы поём "Когда же покинем чужбину, костры по России зажжем" - все мы надеемся, что придет время, когда в свободной России возродится разведческое движение. (Это время уже настало, и костры по России горят! Прим. Ред)
Раз мы этого ждем, мы, будущие руководители, должны знать, что представляла собой молодежь в России при Советской власти.
ШКОЛА. В советских средних школах 10 классов, поэтому они называются "десятилетками." Десятилетнее образование обязательное. Дети идут в первый класс в 7 лет (иногда в 6 лет). Проучившись 7 лет, ученики могут остаться в десятилетке, или перейти в техникум, или в ПТУ (производственно-техническое училище). Техникум - это специальная средняя школа. Окончившие техникум обычно не идут в ВУЗы (Высшие учебные заведения), а сразу начинают работать. Техникумы бывают разными: педтехникум (педагогический техникум) готовит учителей для младших классов, медтехникум готовит медицинских сестер и низший медперсонал. В ПТУ готовят квалифицированных рабочих: механиков, слесарей, столяров и т.п. Имеются вечерние средние школы (школы рабочей молодежи) и вечерние техникумы для работающей молодежи.
Военные средние школы называются Суворовскими училищами, а для моряков - Нахимовскими училищами. Сейчас количество Суворовских и Нахимовских училищ сокращается и имеются только старшие классы.
В Советском Союзе ученики всех средних школ носят форму.
Школьная программа в Советском Союзе сложнее, чем в США. Окончившие советскую десятилетку получают в американских колледжах автоматически ряд "кредитов" (т.е. им засчитывается ряд предметов) на основании своего "аттестата зрелости" (т.е. диплома об окончании десятилетки).
В больших городах существуют "спецшколы" (специальные школы-десятилетки) с усиленным прохождением какого-либо предмета.
Плохих учеников оставляют на второй год в том же классе. Тех, кто совсем плохо учится, переводят в ПТУ или в школы для отсталых детей. К плохим ученикам "прикрепляют" хороших, которые должны бесплатно помогать отстающим. В каждом классе имеется классный наставник (т.е. учитель, следящий за успеваемостью и другими делами в классе) и староста класса, выбираемый из числа учеников. Кто плохо учился, может в конце лета после каникул пересдать не более двух предметов.
Летние каникулы - 3 месяца, зимние - 10 дней, осенние и весенние - по 5 дней. В обычных десятилетках проходят следующие предметы: русский язык, один иностранный язык, математику, естествознание, историю, конституцию СССР, рисование, черчение, физкультуру, ручной труд и военное дело. Особенностью программы является большое количество политических предметов, особенно в старших классах, и интенсивная военная подготовка. Ученики старших классов умеют обращаться с автоматическим огнестрельным оружием, бросать гранаты, работать и бегать в противогазах. Мальчики проходят лагерный военный сбор с небольшими маневрами. Большое внимание обращается на ручной труд - ученики обучаются работе на станках (во всех. школах имеются мастерские), все ученики старших классах проходят практику на предприятиях.
Снабжение учебниками в больших городах удовлетворительное, но чем меньше город, тем хуже. В десятилетках учебники выдаются бесплатно (с обязательством возвращать для повторного использования). Во всех школах одинаковые программы и учебники, ученики не могут выбирать предметы по желанию.
В школах существует множество клубов и кружков: литературные, научно-технические, спортивные, художественные. Много внимания уделяется художественной самодеятельности - музыкальные, хоровые, танцевальные и драматические группы и кружки. Считается, что каждый ученик должен быть членом какого-либо кружка; участие более, чем в двух кружках не разрешается.
Окончившие десятилетку могут поступить в любой ВУЗ (высшее учебное заведение - институт или университет). Окончившие техникумы - только в ВУЗ по своей специальности. Окончивших ПТУ обычно в ВУЗы не принимают. Для поступления в ВУЗ необходимо держать "конкурсный экзамен", так как желающих поступить больше, чем мест. Не попавшие на дневное отделение, могут учиться на вечернем или же учиться заочно. Студенты вечерних и заочных отделений должны работать. Студенты получают стипендии. После окончания ВУЗа, студенты должны проработать три года "по распределению" - т.е. там, куда пошлют.

КОМСОМОЛ. В 1918 году для коммунистического воспитания молодежи был создан комсомол (Коммунистический союз молодежи, сейчас ВЛКСМ - Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи). Большинство молодежи в возрасте 15 - 28 лет вынуждены состоять в комсомоле, так как не комсомольцам практически невозможно поступить в ВУЗ и т.п. Раньше к приему в комсомол относились строго, сейчас это пустая формальность (перед приемом происходит открытое обсуждение кандидатуры, но практически принимают всех). Такое же отношение к обязанностям комсомольцев - лишь бы платили символические членские взносы. Комсомольцы должны ходить на собрания и слушать доклады по политграмоте. Они должны быть не только лояльными к партии и правительству, но и активно поддерживать советскую власть: бороться с религией, помогать милиции в рядах "дружинников", участвовать в "субботниках" (т.е. бесплатно работать, обычно физически, в свободное время). Комсомол - это политическая организация для молодежи более старшего возраста.

ПИОНЕРЫ. Подготовкой к вступлению в комсомол занимается Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина. Пионерская организация работает с молодежью от 9 до 14-15 лет, также, примерно, как и разведческая, но если разведческая организация учит любви к Богу и Родине, то пионеров прежде всего воспитывают в духе слепой преданности и покорности советской власти. Подготовка к вступлению в пионерскую организацию проводится в группах "октябрят" (7-9 лет).
Вплоть до 1922 года большевики искали наиболее удобную форму для вовлечения молодежи в свои ряды и ничего лучше скаутизма не нашли. Так 19 мая 1922 года была создана организация пионеров. От скаутизма пионеры взяли внешнюю форму и некоторые методы воспитания, но вложили во все коммунистическое содержание. Несмотря на некоторое внешнее сходство, между разведчиками и пионерами нет ничего общего в идейном, духовном смысле.
Пионеры взяли от скаутов много внешних элементов: галстук (у пионеров он красный), законы (некоторые очень похожи по форме на скаутские), ТО, костры. Раньше пионеры еще больше походили внешне на скаутов. Пионеры также взяли скаутскую систему организации - звенья, отряды, дружины. Только у скаутов это естественно образующиеся группы детей, а у пионеров деление чисто механическое - где кто учится.
Дружина - это пионеры всей школы. Во главе дружины стоит председатель совета дружины. В совет дружины входят все председатели советов отрядов и старший пионер-вожатый, обязательно комсомолец, обычно с педагогическим образованием. Он получает жалование наравне с преподавателями, является членом педсовета школы. Председателя совета дружины часто выбирают из числа школьников-комсомольцев. Это чисто декоративная должность, так как все решения выносит комсомольское начальство, а старший пионер-вожатый их проводит в жизнь вместе с советом дружины. Дружина имеет знамя. Если дружина маленькая, то она состоит только из звеньев.
Пионеры одного класса образуют отряд. Во главе отряда стоит председатель совета отряда, избираемый из числа пионеров этого отряда (класса). В совет отряда входят все звеньевые отряда. Но руководит работой совета отряда пионер-вожатый (чаще пионервожатая) - комсомолец (комсомолка) из старших классов школы. Его работа считается "общественной нагрузкой", он жалования не получает. Обычно комсомольцы не работают с пионерами добровольно, а их назначают, поэтому пионер-вожатые часто меняются. Должность эта декоративная, все решает начальство. В отрядах вместо знамени - флажки (см. рисунок).
Пионерский отряд делится на звенья, примерно по 10 человек. Если в классе три ряда парт, а учеников около тридцати, то каждый ряд считается звеном. Звеньевые сидят в первом ряду, причем обычно ученики сидят за партами на уроках не в пионерской форме, а в школьной, но с красными пионерскими галстуками. Звеньевых выбирают ученики из своей среды. Звеньевые образуют совет отряда, председателя которого также выбирают все пионеры отряда.
Сборы звеньев бывают обычно 2-3 раза в месяц, обязательно в присутствии классного наставника. На них звеньевые проводят "политинформацию", обсуждают мелкие школьно-пионерские дела, иногда разучивают новые песни. Отрядные сборы бывают примерно раз в месяц, тоже в присутствии классного наставника. Их программа как у сборов звеньев, только на них обсуждаются более важные дела, в частности проводятся "проработки" пионеров, т.е. стыдят кого то за плохие отметки или плохое поведение, или за такого рода "преступления", как посещение церкви, ношение креста на шее и т.п. На сборах отрядов иногда устраивают игры. Сборы проводятся в классах, после занятий. Все сидят на своих местах за партами, как на уроке. Иногда устраиваются "культпоходы" - пионеры все вместе идут в кино, театр или музей. Вообще, в пионерской работе очень много таких посещений чужих мест, своих же мероприятий очень мало. Сборы пионеров скучные, не интересные, дети убегают с них, считают их бесполезными. Это не разведческий звеновой сбор, живой и интересный, а скорее скучное политическое собрание, с ораторами, протоколом, голосованием и т.п. Очень много политики, беседы на политические темы. Вне школы и не на сборах ребята не чувствуют себя пионерами.
Пионеры имеют парадную форму - белые рубашки или блузки и синие брюки или юбки и походную форму защитного цвета, красный галстук, простейшие знаки различия (см. рис.).
Салют (приветствие) пионеров (см. рис.) - пять пальцев правой руки, плотно сжатые, поднимаются выше головы ("Общее выше личного").
Пионерский значок (см. рис.) - вверху пятиконечной звезды изображен серп и молот -эмблема СССР. Над звездой поднимаются три языка пламени. Два нижних конца звезды обвивает белая лента с надписью "Всегда Готов" - заимствовано у скаутов.
Пионеры делятся на три возрастные группы: 10-11 лет, 11-12 лет и 13-15 лет, с правом в 14 лет вступать в комсомол.
Одной из форм пионерской работы является устройство лагерей. Пионерские лагеря резко отличаются от разведческих. Это не веселые палаточные городки, где ребята сами себе хозяева, а скорее всего примитивные пансионы для детей. Дети живут в деревянных бараках (в последнее время строят и каменные здания, даже многоэтажные), лагерь обнесен постоянным забором, все работы в лагере, в основном, делает наемная обслуга.
Существенным недостатком пионерских лагерей является то, что они собственность не школ или пионерских организаций, а промышленных предприятий и различных учреждений. Дети попадают в лагерь, принадлежащий организации, в которой работает кто-либо из родителей. Поэтому даже та небольшая дружеская спайка, создавшаяся между ними в школе, разрушается, и отряды и звенья имеют совсем другой состав.
В лагерях проводятся лесные игры, совершаются походы-экскурсии. Много времени уделяется изучению природы. В лагерях царит строгая дисциплина. Пионеров старших возрастов привлекают на работу на короткое время в колхозах и совхозах. Руководят лагерями случайные люди, обычно преподаватели школ и студенты, желающие заработать деньги летом.
Есть специальный образцовый лагерь "Артек" около Гурзуфа в Крыму. В нем одновременно пребывает около 5000 пионеров. Лагерь открыт круглый год и за год через него проходит около 27000 пионеров. Персонал лагеря около 1000 платных служащих. В "Артек" посылают лучших учеников, по одному от школы, да и то не от каждой. В "Артек" приезжают гости - пионеры из зарубежных стран. Служит он не для настоящей работы с детьми, а для пропаганды.
В каждом городе имеется один или несколько дворцов пионеров, в которых работают различные кружки. Вообще, у пионеров хорошо поставлена работа кружков и спортивная работа, так как государство отпускает на это много денег. У пионеров много хороших песен, которые после некоторого изменения слов могут быть использованы разведчиками.
Младшая ветвь пионеров - октябрята. Практически никакой работы с ними не ведется. Они организованы в звездочки по 5 человек, которые объединяются в группу. Вожатый группы - пионер или комсомолец-школьник.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К КУРСУ "МОЛОДЕЖЬ В СССР"

 

Форма учеников:
девочки - коричневое платье, фартук черный (рабочий) ют белый [парадный];
мальчики - блуза, [младшие] или пиджак [старшие], длинные брюки, все темно-синее.

 

Значок пионеров

 

Значок октябрят

 

Значок комсомольцев

 

ПИОНЕРСКИЙ САЛЮТ

 

ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ ПИОНЕРОВ

 

ПАРАДНАЯ ФОРМА ПИОНЕРОВ

Мальчики: белая рубашка, синие короткие или длинные штаны. Девочки: белая блузка, синяя юбка, у всех красные галстуки.

ФЛАЖОК ПИОНЕРОВ

 

БЕСЕДЫ О РОССИИ

 

 

ТРОИЦА. Праздник лета и цветов. Церкви и дома украшаются березками. В церквях все стоят с букетами. Накануне Троицы девушки отправляются в лес, где украшают лентами берёзку. На самой Троице происходят народные гулянья с хороводами и песнями. Троица, по народному - именины матери земли.

Беседа: "О праздновании Троицы в России." "Об иконописном изображении св. Троицы [Андрей Рублев]". "О березе [как о нашем национальном дереве]."

Пение: "Во поле березонька стояла". Ручной труд: Украшение церкви, штаб-квартиры и собственной квартиры зеленью, привезённой из леса.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ. Первый осенний праздник. Еще жарко, солнце греет во

всю, но уже предчувствуется приближение зимы. Пора делать запасы на зиму. Созревают первые фрукты. В этот день их освящают. Освященные фрукты едят и из них делают первое фруктовое варенье.

БЕСЕДА: "О Преображении", "О фруктовых деревьях в России", басня -"Стрекоза и муравей".

УСПЕНИЕ. Конец строгого Успенского поста. .Совпадает с концом жатвы и уборки зерна. В этот день в храмах освящают зерно и пекут по домам впервые хлеб из нового помола. "Это праздник урожая, когда, во многих местах России, празднично разодетые крестьяне торжественно везут с поля последний сноп и вносят его в избу хозяина. За этим следует обильное угощение.

БЕСЕДА: "Хлеб - главная пища русского" [Благоговейное отношение русских к хлебу и связанные с этим обычаи]; "Былина о Микуле Селяниновиче"; "Успенский Собор в Москве и его История."

ЗАДАНИЕ: Собрать в альбом открытки с изображением разных русских церквей и монастырей. По возможности узнать их историю.

ПОКРОВ. Очень чтимый в России праздник. Праздник всех казачьих войск. День овощей, которые освящаются в церквях. Среди овощей, в этот день, почетное место занимает капуста. Крестьянки с молитвой рубят освященные кочаны капусты и ставят первую бочку на засол.

БЕСЕДА: "История праздника Покрова" или "Осада русскими Царьграда" [интересен факт, что в Греции этот праздник почти забыт, а в России очень чтится]; "Азовское сидение"; "Роман Сладкопевец, как пример, достойный подражания скаутами".

ПЕНИЕ: "Как ныне сбирается Вещий Олег", казачьи песни.

Большое национальное значение имеют наши скаутские праздники: день Св. Георгия, день св. Ольги, День Матери.

В работе с ребятами необходимо отмечать, в той или иной форме, обычай русского гостеприимства, кавказского куначества, и другие обычаи, характерные для нашего народа.

Стоит обратить внимание детей на обилие в русском языке пословиц, поговорок и народных выражений, а также приучить скаутов к употреблению их в разговорной речи. Можно навести звено на мысль собирать пословицы и поговорки.

ИМЕНИНЫ. Когда то праздновались во всех христианских странах, но теперь, фактически, обычай этот остался лишь у русских и у некоторых других славянских народов.

Ввиду того, что основные места нашего рассеяния это протестантские страны, где принцип именин - дня своего святого - совершенно отсутствует, такой обычай особенно подчеркивает принадлежность к русскому народу.

Празднование именин, - дня Ангела, на практике не только легко исполнимо, но и приятно каждому ребенку [внимание, подарки, гости, угощение]. Исполняя этот обычай ребята чувствуют, что принадлежат к другой среде, чем окружающие. Они в разговоре со своими сверстниками, могут это, совершенно естественно, с гордостью, подчеркнуть - "а вот у нас, русских, празднуется не один лишь день рождения, но и именины - получаем на один подарок больше, чем вы". Иными словами, ребенок и. сам может почувствовать и другим рассказать, что у русских по-другому.

Празднование именин духовно углубляется если именинник говеет. Указывая на духовную сторону празднования, возбуждается интерес узнать больше о своем святом.

К празднованию именин можно присовокупить и указать какие знаменитые тезки были в нашей истории, культуре: - "Вот, смотри какие у тебя были - был тезка! Сделавшие-сделавший такие-то дела во славу нашего Отечества!"

Методологически это можно было бы провести с помощью руководства [составив специальный словарик], а еще лучше, дав самому имениннику задание побольше самому узнать о своих знаменитых русских тезках...

Очень полезно, чтобы руководитель не забывал бы поздравить своих именинников на сборах, в лагере, а по возможности и посещая их на дому. Делать это хорошо не одному, а в компании ближайших его друзей, ребят из одного звена или отряда, к которым принадлежит именинник. Подобное внимание укрепит дружбу между ребятами и руководителем.

Забыт и обычай обмениваться подарками - проявление вовремя внимания и незначительная мелочь, сделанная своими руками, "на память", часто сохраняются на многие годы и оставляют глубокий след теплой дружбы не только среди ребят, но и взрослых людей.

Многое нами забыто или просто нам неизвестно. Стоит - читая, разговаривая со старшими, внимательно слушать, запоминать все ценное, стоящее для нашей работы сохранять в памяти, чтобы потом передать нашим ребятам.

Вернуться в раздел

Вернуться в раздел

Ст.Скм. Б.Б. МАРТИНО

 

Мы, юные разведчики, не просто друзья и знакомые

Мы - КРЕПКОЕ БРАТСТВО РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ. У нас определенные цели и задачи, для которых мы работаем в наших звеньях и отрядах. И у нас есть поэтому особые правила, наши законы, по которым мы устраиваем всю нашу разведческую жизнь.

Ни одно человеческое общество никогда не могло быть без закона. Божьи законы - даются нам Евангелием. Государственные - создавались веками русскими князьями и царями. Добровольные соединения людей тоже всегда имели свои законы, иногда и не писаные. Запорожская Сечь, казачьи войска, кавказское куначество [побратимство] и трудовое, артельное товарищество создавались такими, не писанными, но крепкими законами.

Если наша сегодняшняя суровая жизнь может сравниться с тяжелым, ночным походом через дремучий лес, то наши законы - это факелы, которые нам освещают дорогу и помогают идти вперед.

Первый закон разведчика - ЗАКОН ВЕРНОСТИ. И это не случайно. Все, что создано на земле великого и хорошего, - создано, в первую очередь, - верностью.

Верностью помощников в труде, верностью воинов в борьбе, верностью вождей своему долгу и своей идее.

Суворов говорил: "неверный в малом и в большом неверный будет!" - Старый полководец был прав. Подумайте сами . Представьте, что у вас есть знакомый, который обещает с вами встретиться, но никогда вовремя не приходит, обещает вам что-нибудь принести и не приносит...- Если вы знаете, что он не исполняет маленьких дел, - разве вы ему доверите какое нибудь большое дело?

Так и с каждым из нас.

Кто всю жизнь, изо дня в день, предан своим родителям, на кого начальник может всегда положиться, кто не подводит своих друзей - тот никогда не изменит присяге, не предаст Родины, не оставит Бога.

Верностью строилась Русская земля. Ровно 1.000 лет тому назад киевские князья со своими славянскими дружинами были грозой соседей-врагов.

Верностью строилась Русская земля. Ровно 1.000 лет тому назад киевские князья со своими славянскими дружинами были грозой соседей-врагов. Славный князь Святослав своими походами устрашал не только диких степных кочевников, но и могущественное византийское царство. И вот однажды сам император греческий с огромным войском окружил дружину Святослава. Тогда суровый витязь сказал своим воинам: "Не посрамим земли русской, ляжем костьми, бо мертвые сраму не имут". А верная дружина, как один человек, ответили князю: "Где твоя голова ляжет, там и паши лягут!" И верность спасла русских. В кровавой сече отбились они от врага.

И вот со времен князя Святослава, со времен еще не устроенной, языческой Руси, светят русским людям его слова.

А знаете ли вы о подвиге ИВАНА СУСАНИНА?

Это был простой крестьянин, отдавший свою жизнь за спасение Родины. Вот как это было:

300 лет тому назад переживала Россия тяжелое время, названное нашими предками СМУТНЫМ. В Москве тогда не было царя. Несколько самозванных царей пытались захватить власть. В эту усобицу были втянуты поляки и шведы, которые немилосердно опустошали русскую землю. Шайки разбойников бродили по всей стране и довершали разорение. Русские люди не знали к кому склониться, кого выбрать на царство.

Наконец, после многолетней смуты, усердием и жертвами лучших людей, были побиты враги и "Земский Собор" выбранных со всего государства людей избрал единогласно нового царя. Это был Михаил Феодорович Романов, молодой боярин из славной семьи, не раз страдавшей за Русь. Его отец мучился в польском плену. Он сам жил с матерью в деревне около Костромы. И вот, когда его выбрали на царство, прежде чем он успел приехать в Москву, задумали враги - остатки разбитых поляков - его убить. Если бы это удалось, снова бы настало смятение в России и опять пошли бы по ней гулять враги и разбойники.

В поисках МИХАИЛА, поляки пришли в село,, где старостой был ИВАН СУСАНИН. Они искали проводника дальше. СУСАНИН догадался, почему они ищут МИХАИЛА и решил воспрепятствовать их намерению. Он послал предупредить царя о грозящей опасности и посоветовать укрыться в крепких стенах ближнего монастыря. Сам же решил задержать поляков. Он сказал им, что сам их проведет и повел их непроходимой лесной чащей. Они долго блуждали без дороги. Наконец, полякам стало сомнительно, почему все еще нет выхода из леса. Тогда СУСАНИН открыто сознался в своем поступке. Разъяренные поляки выхватили сабли и зарубили на смерть СУСАНИНА. Но царь Михаил был спасен, спасено было и спокойствие России. Прошли века. Трудами верных своих сыновей, росла и благоденствовала Россия. И пока была сильна эта верность - не страшны ей были многочисленные враги. Одна, без чужой помощи охраняла она свои земли. И многие народы, бывшие кровавыми неприятелями русских, входили в большую семью Матери-России и тоже становились верными сынами великого БЕЛОГО ЦАРЯ.

Но пришли годы тяжелых испытаний. Пришла страшная болезнь - коммунизм. Опять настало смутное время на Руси. Опять обманщики одурманили народ:

пошел брат на брата, сын на отца...

И в это страшное время, когда, казалось бы, погибнет навсегда Россия от предательства и разрушения, нашлись люди, которые до конца были верными своей несчастной Родине. Их верность спасла честь России, дала нам и в страшные годы ненависти и раздора светлый пример верного служения вечной России. - Три года вели белые бойцы неравную, героическую борьбу за Россию против интернационала.

Осенью 1919 кончилось сопротивление добровольцев на границах Эстонии. Их остатки ушли на чужбину и разоружились. Но на юге России продолжалась Белая Борьба. И вот горсточка людей замышляет дерзкий подвиг: - Маленькое суденышко, тральщик [корабль для вылавливания мин из моря] "Китобой", Решает не спускать Андреевского флага и прорваться из Финского залива в Черное море, где еще борются Белые Армии и флот. Это было рискованное предприятие! Ведь приходилось плыть вокруг всей Европы. Было неизвестно, как отнесутся к "Китобою" власти стран, в которых придется задерживаться. В некогда мощной России бушевала междоусобица и иностранцы не относились к русским с прежним уважением и почтительностью. О борьбе же такой скорлупки не приходилось и думать. Однако "Китобой" отправился в путь. Скоро ему пришлось выдержать испытание верности. Когда он вошел в Копенгагенскую гавань в Дании и стал на якорь, адмирал, командующий английской эскадрой, стоявшей там же, прислал на русское судно двух офицеров с надменным требованием спустить Андреевский флаг и сдать корабль.

Но гордые британцы услышали в ответ не менее гордые и мужественные слова командира корабля "Китабой": - "Флага не спущу. Готов принять бой"... не поверили они ушам своим... Но вот пробили боевую тревогу и прислуга стала у двух маленьких пушек. Эго против английского дредноута!

И что же?

Не посмели срамиться британцы. Не приняли боя с отважным малышом, а их офицеры приезжали даже, частным образом, пожать руку русским морякам и высказать им свое восхищение.

Свободно и гордо, неся родной Андреевский флаг, продолжал "Китобой" свой дальний путь. Вечно будут жить эти светлые образы русской верности, русской славы. Всегда найдутся у России верные сыны, достойные своих отцов и дедов.

И мы, готовясь верно, всю жизнь, служить России, уже сейчас будем ей верны. Каждый день будем помнить о России. Каждый вечер спросим себя:

Что сделал я сегодня ДЛЯ РОССИИ?..

Только что мы прослушали беседу на тему 1-го Закона - Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам. Эту Беседу, и последующие беседы составил, ныне покойный,

Ст. Скм. Б.Б. Мартино.

Разведчик честен и правдив.

 

Какое самое важное, самое торжественное событие в жизни Юного Разведчика?

- Конечно вступление в нашу разведческую среду, дача Торжественного Обещания. Перед строем своего отряда. Перед освященным знаменем дается Т.О. и его первые слова:

Честным Словом Обещаю...

Видите, когда мы хотим выразить что-то самое дорогое, уважаемое для человека, мы говорим О Чести.

Это мы находим и в народной мудрости, недаром говорит русская пословица:

"Береги честь смолоду"... "Честь - это доброе имя, бесчестье - дурная слава"... "Бесчестье - слово, а пилой пилит"...

Для каждого свободного, сильного человека честь, доброе имя свое, своей семьи, своего народа - дороже всего. Он ни в коем случае не допустит их бесчестия, оскорбления и унижения. Порядочный человек и служит для чести. Для того, чтобы своим трудом прославить русское имя, а не для личной наживы и спокойной, сытой, но бесславной жизни.

Петр Великий говорил: "Кому деньги дороже чести, то оставь службу". Служить родине и ближним может только человек чести. От человека бесчестного, готового на все для личной пользы, - один вред обществу и государству. Обязательно прочтите чудное стихотворение Алексея Толстого;

"Князь Михаиле Репнин". В нем говорится о том, как во времена царя Ивана Грозного, однажды на пиру, князь Репнин упрекнул царя в том. что тот, забывая свое достоинство, пляшет в машкере [маска]. Царь приказал и ему надеть маску, но князь растоптал её сказав:" Да здравствует во веки наш православный царь! Да правит человеки, как правил ими встарь. Да презрит, как измену, бесстыдной лести глас. Личины не надену я в мой последний час".

Князь Репнин погиб, защищая свою честь. Но этим он защитил и честь России. От таких Прямых честных людей была России слава, а от льстецов, притворщиков - одно бесчестье. Как защищал свою честь князь Репнин? Он сказал правду царю. Быть честным, порядочным, справедливым - это значит быть правдивым. Потому то наш народ называет справедливость - Правдой.

Разведчик во всех случаях говорит правду. Не притворяется, не кривит душой, а прямо высказывает свою мысль, не колеблясь сознается в своей ошибке. Говорить правду - удел храбрых. Только трус в низком страхе путается во лжи, терпит неправду в своем присутствии, скрывается за спинами других.

Не легко было Петру Великому переделывать Россию. Его нечеловеческими трудами превращалась она из отсталого, полуазиатского государства в великую европейскую империю. Мало было у него помощников. Одни не понимали царя из-за своей отсталости, другие помогали ему, но сами были часто не чисты на руку и лично не честны. А царь должен был сам всюду поспеть, все сам указать и проверить. Понятно, что суров был царь, крут в приемах и за каждое ослушание грозил ссылкой, а то и смертью. Способные, но вороватые помещики его боялись, как огня. Бывало, что Петр собственноручно наказывал их своей дубинкой, а дубинка была толстая, как кисть руки в обхвате.

Вот однажды, объявил царь в сенате свой новый указ, как всегда очень строгий. Время было тяжелое - война со Швецией - и Петр был озабочен и сердит. Сенаторы побоялись сердить его и беспрекословно приняли все, что царь указал. При этом, случайно, отсутствовал один из сенаторов, старый князь Яков Долгорукий. Это был один из самых уважаемых сотрудников Петра Великого. Уже в пожилом возрасте ездил он заграницу учиться. Несколько лет был в плену у шведов и бежал из плена. Своим богатым опытом он много помогал царю и славился своей честностью.

Когда князь Долгорукий приехал в сенат и ознакомился с новым указом, он заметил, что указ несправедлив, что па население и без того истощенных губерний, накладывалось новое бремя. Старый князь был так возмущен тем, что другие сенаторы побоялись сказать царю правду, что он, в присутствии царя, порвал указ. Это было оскорбление Величества, которое, естественно, должно было за собой повлечь жесточайшее наказание. Но царь Петр сдержался. Не тронув Долгорукого, он разрубил в гневе стол своим палашом и покинул сенат. На следующий день он потребовал объяснений у князя Якова. Князь объяснил свой поступок и повинился перед царем за свое преступление. Но при этом он добавил, что и впредь будет говорить правду в глаза царю. Царь согласился с тем, что он был не прав и слишком поспешно составил указ, но упрекнул князя: - "Зачем же ты порвал указ? Ведь важно было только сказать". На это Долгорукий отвечал: "А затем, Государь, чтобы ты жалел мое усердие, больше так не поступал!"

Счастлива та страна, в которой есть такие бесстрашные поборники правды, как Яков Долгорукий! Счастлив тот Государь, у которого есть такие честные сотрудники!

Русская честность, русская правда прославляли имя нашей Родины и в далеких, неведомых краях.

Далеко, среди теплых вод Тихого Океана, лежит огромный остров Новая Гвинея. И доныне еще не исследована эта страна тропических красок, непроходимых гор и долин, черных воинов, убивающих пришельцев копьями и стрелами.

Одним из первых европейцев, исследовавших Новую Гвинею, был славный русский мореплаватель Миклуха-Маклай. Он провел несколько лет среди туземцев острова и хорошо изучил их жизнь, обычаи и страну. Почему же это удалось русскому путешественнику? В то время, как других белых людей дикари беспощадно убивали? - А потому, что он явился к ним , хотя и один, без солдат и снаряжения, но с справедливыми и честными намерениями бескорыстно помочь им. Дикари ценили в нем то, что он не вымогал у них золота и ценных товаров, не старался использовать их, как рабочую силу, а лечил их средствами из походной аптечки и учил их хорошим и полезным вещам. У них даже сложилась поговорка :"Маклай балан худи", что значит -"Маклаево слово одно". Так крепко верили его слову и обещанию. Со своей стороны Миклуха Маклай доверял туземцам и верил, что на добро они ответят добром. Когда он отправлялся на Новую Гвинею, Он взял обещание с колониальных властей, в случае его смерти не разорять и не убивать туземцев.

Будем же помнить, дорогие братья, что слава прошлого России в русской правде, а залог великого будущего нашей Родины - в дальнейшем развитии и распространении возвышенных заветов чести, правдивости и справедливости.

Разведчик помогает ближним.

Концы нашего разведческого платка связаны в узел. На нашем знаке, под ленточкой с девизом, находится маленький узелок.

Зачем эти узлы?

Для того, чтобы мы не забыли важной вещи. Вы ведь знаете, что рассеянные люди завязывают узлы на носовом платке для памяти. Так и у нас. Правда, разведчик не имеет права быть рассеянным, но лишняя предосторожность не повредит.

Самое важное не забыть, что Разведчик должен помогать ближним и

каждый день им оказывать услуги. Каждый день - хоть одна услуга ближнему!

Узелок на значке и на платке называется: "Узелок доброго дела". Однако, ДОБРОЕ ДЕЛО - это звучит слишком громко, это должно быть тогда чем-то значительным. Основатель английских скаутов генерал Баден-Пауэлл, поэтому, ввел для англичан выражение -ДОБРЫЙ ПОСТУПОК. Важна не величина поступка, а то. что он делается ежедневно, постоянно.

У человека образуется привычка в повседневной жизни на каждом шагу не замыкаться в самого себя, а замечать нужды своих ближних и облегчать их. Однако, это не смеет быть простой привычкой, т.к. тогда все это делание добрых поступков превращается в бездушное "отбывание номера".

Каждый из нас должен осознавать почему мы помогаем ближним. Мы это делаем ради Господа нашего Иисуса Христа, который утвердил главные заповеди Закона Божия: первую - любить Господа Бога превыше всего, и вторую - любить ближнего, как самого себя.

Любовь - самое главное в христианской жизни. Можно стараться жить праведно и исполнять все заповеди, но если в человеке нет любви - он не христианин.

Ради любви к Богу и любви к нашему ближнему, мы должны меньше думать о себе, а больше о других. - И настоящий разведчик никогда не забывает других. Если у него горе, он подумает - "а не страдает ли кто-нибудь больше меня?". Если он радуется - подумает: "радуются ли другие? Как разделить свою радость с ними?"

Когда человек понял, что нельзя, что стыдно жить для самого себя, что надо думать не о себе только, а о всех ближних, - тогда легко помогать этим ближним. Помогать надо по силам. Сперва начинать с малого, а затем, по мере того, как будут расти силы, переходить на более крупные дела. Было бы желание, а дело найдется! Оглянись вокруг себя! - Дома всегда нужна твоя помощь. На улице, по дороге в школу, среди товарищей в классе, в гостях, на прогулке за городом - везде есть случаи и возможности кому-то помочь, кого-то порадовать. Главное заметить вовремя и не лениться, и не стесняться предложить свою помощь другому человеку, хотя бы он был и незнакомый и выглядел, с первого взгляда, недружелюбно и мрачно. Это, обыкновенно, не больше как выражение усталости и заботы на лице, которые можно рассеять теплым словом, улыбкой и предложением помощи.

Бывают же случаи, когда ты можешь сделать большое дело - если ты настоящий разведчик. История нашей организации полна записей о смелых и героических поступках разведчиков. Очень многие из разведчиков спасали людей из воды и огня. Не раз разведчики помогали спасать целые города и леса, - так было при ужасном пожаре города Печоры в Эстонии, в 1939 г., при наводнении города Харбина в Манчжурии в 1932 г. [наши разведчики тогда поставили большой полотняный лагерь для жителей затопленного города] и неоднократно при лесных пожарах во Франции.

Самое тяжелое испытание для человека - война. Во время войны видно, кто трус и эгоист, а кто герой и друг своих ближних.

Когда в 1854/55 году против России воевали Французы, англичане, турки и итальянцы и осаждали город Севастополь в Крыму, много героизма проявили не только матросы и солдаты, бесстрашно отстаивавшие свой город, но и молодежь и дети. Россия не была готова к войне. Вокруг Севастополя не было укреплений, для сообщения с Крымом не было хороших дорог из центра России, доставлять подкрепления и снаряжение было тяжело и долго. Не хватало людей, боевых припасов, врачей, санитаров, перевязочного материала.

Пока Петербург и Москва собирали помощь Крыму в далеком Севастополе сами жители - женщины и дети взялись помогать бойцам. Неприятельские ядра лежали сотнями, после бомбардировок, на нашей земле. Ребята их собирали и возили на тележках на наши батареи. Жены и дети бойцов носили еду и питье на бастионы. Одно земляное укрепление было насыпано одними девушками и называлось "девичий бастион".

В эту крымскую войну появились впервые в истории сестры милосердия. До того уход за ранеными был поставлен очень плохо. Красный Крест был основан позже. В Севастополе впервые русские женщины взялись за помощь раненым и больным солдатам и создали героический, святой облик русской сестры милосердия.

Первой сестрой милосердия можно считать Дарью Александровну - девушку, матросскую сироту, которая, по собственному почину начала помогать раненым - обмывать и перевязывать их раны, поить их, ухаживать за ними. Между тем в Петербурге великая княгиня Мария Павловна создала первую общину сестер милосердия. Девушки и дамы из интеллигенции и высшего общества надели косынки и нагрудные кресты на голубой ленте [знака красного креста еще не было тогда] и поехали в Крым - в огонь и дым сражений, в грязь и болото тыла. Не мало их погибло в этом святом труде. И эти, отдавшие свои силы, здоровье и самую жизнь свою за ближних своих, достигли самого высшего подвига, какой только может быть. Любовь - главная заповедь. Господь же Иисус Христос сказал, что самая большая любовь у того, кто отдает за ближних свою жизнь.

Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику.

Мы знаем, что разведчик помогает ближним. Кто же эти ближние? - Все люди! Вот почему наш четвертый закон говорит, что разведчик - друг ВСЕМ.

Люди во многом между собой неравны. Есть умные и глупые, богатые и бедные, крещеные и некрещеные, белые, желтые, черные... Но в одном отношении люди равны - они все ДЕТИ БОЖИЙ.

Перед Богом каждая душа равна, каждый человек, до самой смерти, имеет возможность обратиться к Богу и спастись от своих грехов, сколько бы он их не сделал на своем веку. Поэтому мы не смеем по-разному ценить и относиться к людям по внешним причинам.

Одни из нас богаче... Но мы знаем, что богатому гораздо труднее праведно жить, чем бедному.

Другие - необразованные... Не их в том вина. Если мы поделимся с нашими знаниями, они, может быть, станут интеллигентнее нас.

У того - кожа желтая... - Дело не в цвете кожи, а в душе. Как много белых людей с черной душой!

Ты встречаешь людей других наций - американцев, немцев, французов, испанцев... - У них другие языки, обычаи, много для нас неизвестного и странного. Не считай себя лучше или выше их. Если ты с любовью познакомишься с языком, обычаями, историей других наций - ты убедишься в том, что у каждого человека есть оправданная любовь к своему отечеству и гордость своими национальными особенностями.

Надо любить свою Родину, уважать другие нации и стремиться к сотрудничеству с ними.

В наше время, после ужасных войн и разрушений, человечество, наконец, поняло, что все люди должны стремиться к единству. Только безумцы могут еще проповедовать национальную рознь - каждый народ сам по себе.

Разумные люди стоят ЗА ДРУЖБУ И ОБЪЕДИНЕНИЕ НАРОДОВ. Это великое дело надо начинать повсюду. Россия - один из примеров объединения народов. В России имеется 193 народа и племени. Все они живут в одном государстве, все входят в российскую нацию. Они одинаково страдают под безбожной коммунистической властью и совместно борются против нее за освобождение России - семьи дружных, свободных народов.

Самый большой народ в России - русский народ. Но в течении всей нашей истории, другие народы России давали много сил, труда и жертв для постройки общего дома - России.

Великие художники: писатель Гоголь, живописец Репин, композитор Чайковский - были по происхождению украинцами. Композитор Глинка - белорусс. Соратник Суворова, генерал князь Багратион - грузин. Сподвижник императора Александра 11-го, государственный деятель генерал Лорис-Меликов - армянин. Великий химик Мечников, живописец Левитан, ваятель Антакольский, музыкант Рубинштейн - были еврейского происхождения. По мере расширения России, новые народы входили в неё. Россия никогда не имела колоний. Все новые подданные становились равноправными гражданами российского государства.

Одна из самых тяжелых войн в нашей истории - война за Кавказ. Она продолжалась 60 лет! Кавказ был населен полу- дикими племенами, которые будучи мусульманами, считали всех христиан своими врагами и постоянно совершали кровавые набеги на своих соседей армян и грузин.

Россия заступилась за эти народы и должна была вести тяжелые бои в неприступных горах против храбрых и отчаянных врагов. Бывало, что горцы, даже при поражении, не желали сдаваться и, нахлобучив папахи на глаза, бросались с кинжалами па русские штыки. Наконец, после полувековой войны, мы усмирили Кавказ и взяли в плен вождя горцев - ШАМИЛЯ. Ему не было сделано никакого зла и вскоре он был отпущен на волю. Дети же Шамиля и его воинов уже были верными поданными и солдатами российского Императора. Так Россия превращала своих врагов в друзей и братьев.

Разведчик - друг всем, а разведчику он брат.

Мы - одна семья. Одно великое братство. Ведь мы крепко спаяны нашим Торжественным Обещанием служить вместе Богу и Родине, бороться за Добро против зла. Недаром поется в песне: "Все мы сестры, все мы братья, рады Родине служить"...

Но брат тебе не только русский разведчик. Всюду, где видна скаутская форма, где носят знак лилии, где звенит: БУДЬ ГОТОВ! - всюду там у тебя есть сестры и братья.

Всемирный слет скаутов - ДЖЕМБОРИ [он происходит каждые четыре года]

- замечательнейшая картина братства скаутов, дружбы народов: после 10 дней чудной лагерной жизни в палатках, при расставании, берутся за руки скауты по всему лагерю: белые, желтые, негры, индусы, индейцы, шотландцы в юбочках, египтяне в фесках - двадцать, тридцать, сорок тысяч ребят - и все поют, на разных языках, прощальную песню: -

В дорогу мы дадим тебе ценнейший из даров

- Наш братский, скаутский девиз:

- БУДЬ, ДРУГ, ВСЕГДА ГОТОВ!..

Разведчик исполняет приказания родителей и начальников.

Далеко на севере русскую землю омывает Белое море. Дикое, суровое это море и называется белым потому, что зимой оно покрыто льдом и снегом, а летом пеленой тумана. Трудно по этому морю плавать, а было время, когда другого моря у нас и не было. - Черное море держали турки, Балтийское - шведы, негде было нам держать кораблей, наши враги отрезали нас от заграницы, от торговли с иностранными государствами. Но появился на Руси молодой царь-богатырь, Петр Алексеевич, понял он, что отстали мы от других государств; решил дать нам лучшее устройство, крепкие границы, сильное войско, новые школы, промышленность, торговлю.

Семнадцати лет вступил царь Петр на престол и всю жизнь - тридцать шесть лет - служил России: всему сам учился и других учил. Создал армию, флот, школы, книги, газеты, заводы, города. В тяжелой борьбе побеждал врагов. Вернул нам моря, сделал Россию великой, славной державой. За все это и назван он был - ПЕТР ВЕЛИКИЙ.

Однажды, молодой царь Петр Алексеевич решил поехать на Белое море поучиться морскому делу..

У Руси не было флота, но на берегах Белого моря жили поморы - народ смелый и крепкий, умеющий и на небольших парусных корабликах ходить по бурному морю. Царь приехал с большой свитой в город Архангельск и там решил по морю плыть на Соловецкие острова. На этих островах стоял старинный, славный монастырь. Сел царь со своими придворными на небольшое судно и отправился в путь-дорогу. По мере того, как они выходили в открытое море, погода портилась, ветер крепчал. Началась буря. Москвичи, непривыкшие к воде, заволновались. Царь тоже начал нервничать. Хозяин корабля, опытный помор, не обращал внимания на пассажиров, зорко следил за ветром, отдавал приказания и вел корабль вперед. По его суровому, непроницаемому лицу нельзя было угодить, как он переживает свою страшную ответственность - ведь он вез самого государя, царя всея Руси!

Когда шторм еще более усилился, пелена дождя стала перед носом судна, а оно само содрогалось и вздымалось под ударами волн, - корабельщик сказал честно, что положение опасно и неизвестно удастся ли им достигнуть берега. При этом известии царская свита пришла в отчаяние, находящийся с ней священник готовился приобщить всех находящихся в смертельной опасности, царь же, придя в великое возбуждение, вскочил и начал командовать поморами. Тут корабельщик, как закричит на него во весь голос: "Ты -говорит - на суше ЦАРЬ, а здесь Я ХОЗЯИН. Сиди тихо и в мое дело не вмешивайся!" - Опешил царь, сел в стороне и замолчал. А корабельщик не потерял спокойствия, несмотря на бурю, вывел таки корабль, спас всех людей, достиг Соловков.

Как дошло судно до острова, бросились люди в радости землю целовать, а корабельщик пал на колени перед царем и просил его прощения. Шутка разве? - Самого царя московского, грозного государя, как мальчишку обругал!

Такого на Руси еще не случалось. За это - голову долой! Но царь Петр ласково поднял корабельщика, поблагодарил и наградил его. А на берегу, в память своего спасения, поставил собственноручно большой дубовый крест.

Грозен был царь Петр, но умен и справедлив. Понял он свою неправоту. На корабле - капитан командует, а другие, хотя бы и сам царь, - должны подчиняться. Умный же, справедливый и сильный человек всегда сумеет подчиниться.

Только тот, кто умеет слушаться, сумеет и приказывать. Запомните это, разведчики!

Не может быть дома или государства без порядка и дисциплины. Мы же разведчики имеем честь носить форму, а на ней русский флаг и изображение св. Георгия. Мы должны давать пример дисциплины!

Разведчик не может препираться, когда его родители или начальник указывает ему. что надо делать. Более того, настоящий разведчик - рыцарь, а рыцарь не боится ничего трудного и неприятного. Если ему и трудно исполнить приказ - он этого не показывает, а с улыбкой берется хотя бы и за самое трудное и неприятное задание.

Это не легко... Но мы все стали разведчиками не для легкой и беспечной жизни, а для того, чтобы постепенно, своими собственными усилиями, закалиться, научиться терпению, выносливости - быть сильными и смелыми витязями, борцами за Россию!

Разведчик вежлив и услужлив.

Когда вы видите человека, кричащего женщине: "Эй, тетка, куда лезешь!?" - вы, конечно никогда не предположите, что он мог раньше быть разведчиком.... Так же странно подумать, что разведчиком может быть мальчик, который вместо того, чтобы помочь другому втащить тяжелый чемодан в поезд, оттолкнет его и сам поспешит влезть в вагон.

Однако, не всегда грубость идет вместе с нарушением нашего шестого закона.

Не менее стыдно разведчику забыть простые русские слова: простите, спасибо или читать роман в то время, как мама выбивается из сил, не успевает помыть посуду.

Волчатам говорится: "Волчонок должен всех радовать, с волчонком всем должно быть хорошо". Но, конечно, и с разведчиком должно быть всем хорошо. А как же этого достичь? - Да всё тем же: вежливостью и услужливостью, приятным словом, приветливой улыбкой, охотой помочь.

Кто скажет про неучтивого, грубого невежу, что он культурный человек? -Так и с народом. Его язык, манера говорить, обращаться друг к другу - неотъемлемая часть его культуры.

Вопрос вежливого и услужливого обращения сейчас очень остро поставлен, особенно перед нами, русскими. Вместе с нашим народом жил, переживал времена упадка и возвышения наш язык, наше обращение.

Читали ли вы, братья, Русские былины, песни о Владимире Красном Солнышке, о его богатырях? Как разговаривают герои того времени, какое обращение при дворе киевского князя! Естественная мягкость русского народа, влияние высокой византийской культуры выражались в обычаях того времени, в жизни молодого русского государства, и его судебнике "Русской Правде".

Кто знает, не налети на Русь гроза из Азии, возможно перегнала бы Русь давно западные государства, не даром, ведь, Киев, при Ярославе, был далеко красивее, благоустроеннее Парижа и других европейских столиц.

Но Киевская Русь рухнула под ударами татар и для всего русского народа и его культуры пришла черная пора. В то страшное время язвой вросла в наш язык непристойная ругань, с тех пор начали измученные русские люди привыкать к бесправию, насилию, грубости. Повсюду расцвело невежество, надменное отношение ко всем к кому можно было: к подчиненным, жене, младшим...

У Алексея Толстого в стихотворении "Поток-богатырь" есть шуточное описание нравов того времени. Поток, заснувший на пол тысячи лет во время святого Владимира, просыпается и хочет сорвать цветок. В окне появляется девушка и начинает свою речь к нему: "Поросенок, теленок, свинья, эфиоп, чертов сын, неумытое рыло..." и т.д. и т.д.

Но кончилась татарщина, стала Русь догонять пропущенное. Русская наука, искусство - цвели. Множились школы. Медленно, но верно, росла русская слава. Но постиг Россию опять страшный удар - революция 1917 года. Кровью, пламенем, разрушениями покрылась страна. И опять грязной лужей разлилась грубость, невежливость, хамство...

И сегодня еще далеко не все в порядке. За вежливость, за приличное обращение с людьми приходится бороться упорно, постоянно. В старой России никому бы в голову не пришло войти в квартиру, не поздоровавшись с хозяевами. А сейчас, как часто впираются в комнату в шапке и начинают разговор: "Послушайте, где это самое..." Приличный русский человек встречает незнакомых у себя словами: "Что Вам угодно? Чем могу служить?" - Герой нашего времени гавкает исподлобья: "Чего надо? Чего пришел?"

Приличный человек спрашивает: "Скажите, пожалуйста Вы не могли бы мне дать чего-нибудь почитать?" - Современный "герой": "Послушайте, у Вас какой-нибудь книжки не завалялось, а?"

Вот что нужно запомнить, братья: - Глупые ребята думают, что грубость, надменность, надутое лицо, отрывистые слова - признаки силы, мощи, важности...

Помните, что чем сильнее, чем благороднее, выше человек - тем он вежливее. Такой человек всегда со всеми, с сильными и слабыми говорит одинаково: ровно, вежливо. Помните всегда нашего великого полководца Суворова. Не боялся он прямо говорить правду без лести сильным, никогда не забывал приласкать обиженных, к побежденному врагу обращался дружелюбно на его собственном языке.

В Швейцарии, после невероятного по трудности похода, достигнув жилья-монастыря, - первым делом пошел приветствовать хозяина-аббата и очаровал его своей любезностью.

Самое же главное, ребята, что из всех наших законов - этот закон легче всего исполнить. Ведь нужно всего-навсего не забыть, приобрести привычку вежливости, вот так, как вы приобретаете привычку мыть руки перед едой или вдевать цветок в петличку.

Итак, одним словом:

- Не откажите в любезности, дорогие братья, и соблаговолите быть неизменно вежливыми и услужливыми.

Разведчик друг животных и всей природы.

Можете ли вы представить себе, юного разведчика, который никогда не был в походе, за городом?

Тот никогда не станет настоящим разведчиком, кто не пробрался, крадучись, через кустарник, кто не засыпал в палатке под шум ручья или шелест листьев, кто не засматривался на звездное небо, на часах, ночью. Жизнь в природе нужна разведчику, как воздух. Он знает природу, стремится в природу, любит её.

Разве можно изучить природу по книжке? Разве можно подружиться, познакомиться как следует с лесом и полем зимой? - Для этого надо прийти, когда солнце греет, когда в цветах жужжат насекомые, на деревьях поют птицы, когда звери проснулись от зимнего сна, когда вся природа живет, дышит полной грудью.

Тот, кто придет в природу, чтобы разрушать и истреблять, у кого нет понимания и любви к окружающему его чудному миру - тот нам чужд, тот нам не друг.

Разведчик, идя полем, не рвет из озорства цветы, не кидает камнем в лягушку. Он никогда не уничтожает в лесу муравейника, не разрушит гнезда.

На разведке, в лесу он идёт тихо, легко, чтоб не напугать, не разогнать всего живого. Что же, действительно, за удовольствие - вокруг себя иметь пустыню, где не поют птицы, откуда убежали, ускакали зайцы, белки и серны? Конечно, и разведчикам приходиться удить рыбу и ловить насекомых для коллекции. Но природа богата, в ней всем есть место, она всех накормит. Всякое же ненужное повреждение, всякое истребление вредит, в конце концов, глупому человеку, который это делает. Ведь мы разведчики, боремся за правду, против зла и злобы; за то, чтобы справедливо жилось на земле. Так эта справедливость должна быть оказана всему живому, не только людям, но и животным и растениям. Кто поступает иначе - тот не разведчик! Не разведчик тот. кто считает большим удовольствием убивать, никому зла не делающих, и ему для жизни ненужных, птиц и зверей. Совсем все равно бьет ли он из рогатки по воробью или из ружья по сойке.

Настоящая разведческая охота замечательная вещь. - Но это охота без ружья - с фотоаппаратом или рисовальным блоком. Что может быть более захватывающим, чем подкладывание к зверю, наблюдение его жизни вблизи, созерцание из кустов игры белок или, с дерева, семьи серн.

А какая ценная коллекция - альбом снимков с такой "охоты"!

Русский народ любит животных. Не даром наш язык изобилует всевозможными именами для зверей : заяц, зайчик, заинька, зайчонок, зайчишка; лисичка, лиска, лисонька и т.д. и т.д.

В народных сказках звери живут почти человеческой жизнью, запоминаются детям на всю жизнь своими качествами, хорошими и плохими, своими смешными прозвищами. Косолапый мишка Топтыгин, мудрый ворон, серый волк... как без них представить русскую сказку!

Самым верным признаком праведности, чистоты человека считает русский народ доверие, которое оказывают ему звери. По преданию, святой Серафим Саровский кормит зверя, который его навещает в лесу. В легенде о невидимом граде Китеже, опустившемся в воду во время татарского нашествия, описывается охота княжича Всеволода. - он случайно в лесу находит хижину, в которой живет девушка Феврония и видит как она разговаривает с птицами, ласкает зверей.

Общение с природой, знакомство с миром растений и животных дают человеку большой опыт, учат его понимать очень многое в его собственной жизни, приучают к труду, к здоровой жизни, к радости.

Ведь не даром, у нас, у разведчиков, говорится о "лесной мудрости" и торжественно дается в лагере "лесное имя" и "пятно". Таким "старым таежником" должен стремиться стать каждый молодой разведчик.

Тем же ребятам, которые истребляют природу, мучают зверей, охотникам на лягушек, рогаточным стрелкам, притеснителям слабых и беззащитных существ, МЫ ОБЪЯВЛЯЕМ ВОЙНУ!

Наш долг открывать зло и бороться с ним, как св. Георгий боролся с драконом. С этим злом, с истребителями природы, должен и может бороться каждый из нас, хотя бы он был самым молодым волчонком.

Разведчик бережлив и уважает чужую собственность.

Дорогие братья! Если я сейчас подниму палец и учительским, поучительным тоном скажу: "Будьте бережливы! Копите деньгу!" - вы все, конечно, вздохнете: "вот скука, вот нудное занятие". Но если этот вопрос рассмотреть иначе, по-разведчески, то вы увидите, что это совсем не нудное занятое, а весьма трудное задание, требующее много силы и выдержки.

Каждый хороший боксер даст сперва выдохнуться противнику, а затем сокрушит его своими сбереженными силами.

Каждый спортсмен бережет свои силы для финиша, для решительного броска, который вырвет победу из рук врага. Вот она - бережливость, о которой я вам хочу говорить.

Бережливость - это не скупость старого чудака, который дрожащими руками ссыпает деньги в заплатанный чулок.

Бережливость - это умение собрать силы и сберечь их до решительного момента, когда они не будут иметь равных себе на поле битвы или труда. Силы-то бывают разные. - Это и здоровье и знания, и сила воли, и снаряжение, и деньги, и войско.

Только сильный человек, настоящий разведчик, может быть бережливым. Не легко ведь не потратить деньги, когда вдруг захочется какую-нибудь безделушку купить или лишнее мороженое съесть. Легко богатым, маменькиным сынкам щеголять в костюмчиках с иголочки. - Вот ты покажи, как разведчик и в старом платье выглядит лучше, чем иной щеголь.

Ведь скверно быть рабом - не слушаться своей воли, быть связанным по рукам, по ногам? Но ведь каждый человек может стать рабом своих увлечений, своих привычек. Казалось бы он не глуп, понимает, что ему полезно. Но он слаб, мягок и не может сдержаться, чтобы не растратить всего, что имеет. Если ты сумеешь быть равнодушным к мелким, пустым удовольствиям, к ненужным вещам, безделушкам - ты станешь сильным, свободным, своим собственным хозяином.

Кто был казначеем, заведующим хозяйством звена или отряда - знает, что исполняя такую должность, совсем не 1рудно быть бережливым. Наоборот, все больше и лучше хочется тогда собрать, сохранить, накопить. Почему же в личных делах так трудно?

Вы скажете: - когда это звеновое или отрядное хозяйство, так это важно, общее дело, ответственность - Верно. Но уверяю вас, что и в личных делах это не менее важно. Каждый из вас ведь давал Торжественное Обещание, каждый несет ответственность за исполнение своего разведческого долга. А какой человек в состоянии исполнять свой долг? - Только свободный человек! - Посудите сами, как приятно быть без гроша в кармане, в зависимости от других, не иметь возможности купить иной раз даже билета на трамвай, просить в долг, носить чужие вещи... Но это не всё. Ведь разведчику следовало бы помогать ближним. А помочь трудно, если у самого ничего нет. Здоровые кулаки не всегда могут заменить все остальное.

Заботясь о .своем, ты также помогаешь общему. Ведь ясно же, что если у разведчиков одного отряда будет больше денег, больше снаряжения, то сам отряд будет свободнее, самостоятельнее, не должен будет с таким трудом выпрашивать у чужих людей средства на работу, на лагерь.

Русский человек как будто не бережлив, на первый взгляд. Любит быстро и легко тратить свое имущество. Но, кто лучше знает, как росла и строилась Россия, тому известно, что нашу Родину создавали очень крепкие, скромные, расчетливые и бережливые люди.

Когда татары уничтожили старую Русь, - новые силы народа начали собираться вокруг нового очага - Москвы.

Маленький город незаметно, но верно вырастал в княжество, в большую силу. Ничего для освобождения страны не могла сделать Тверь, ни Рязань, ни богатый Господин Великий Новгород. Тверской князь Михаил погиб мученической смертью не покорившись татарам. Свят его подвиг! Но больше для России сделали скромные, осторожные московские князья, незаметно копившие силы. Умные это были и хозяйственные люди. Умирали, оставляли свое дело в наследство детям и знали, что хоть через сто лет, но придет час, когда встанет их сила неудержимая. И встала она, и побила татар и первый же великий князь свободной России Иоанн III именовался иностранными послами великим государем и царем. Вот как здорово подготовили его отцы и деды Москву для этого часа победы и торжества.

Кончая беседу, скажу вам еще что-то, чего нельзя забывать. - Вы помните, как дикарь объяснил, что такое доброе дело? - "Если у меня украдут корову - это плохое дело, а если я у других украду - то это доброе"...

Так знайте, что быть бережливым со своим и не бережливым с чужим - не разведческое дело. И тут не смеет быть мелочи и крупного. Начинается все с "зажимания" книг и фотографий, а там смотришь, уже завхоз звена предлагает гениальную мысль - "свистнуть" у соседей топор.

Нет, звено, которое "свиснутым" топором прокладывает свой путь через чужой забор и в походе питается фруктами с чьих-то деревьев, конечно, не разведческое звено! И в этом случае неуместно ссылаться на московских князей, которые, правда, не всегда уважали чужую собственность. Мы не князья, с татарами дел не имеем и государственных вопросов не решаем.

Потому - Береги Свое, Уважай Чужое. Будь РАЗВЕДЧИКОМ!!!

Разведчик чист в мыслях, словах, делах, телом и душой.

Вот, братья, закон, который очень трудно исполнять. Он требует очень многого от нас.

Поступать чисто в делах - это уже не легко, однако, многим это удается. Еще труднее быть чистым в словах - сколько людей не грешат делом, но не сдержанны в словах!

И, наконец, если даже человек и в словах воздерживается от всего плохого, насколько несравненно труднее отгонять от себя все грязное и нехорошее в мыслях!

Трудно быть человеку хозяином своих мыслей!

Разве не приходилось вам самим возмущаться - как могут такие отвратительные, страшные мысли, которых мы сами не хотим, лезть нам в голову?! - Эти чужие мысли, в которых зло и ложь, нашептывает нам отец всякого зла и всякой лжи - дьявол. Наше дело им противостоять, с ними бороться.

Вся наша жизнь - борьба, но самая тяжелая борьба это та, которая происходит в нашем сердце.

С одной стороны - мы слышим голос, зовущий к добру, истине и красоте, говорящий нам, что для них следует бороться, терпеть лишения и жертвы. С другой стороны - мы слышим голос, зовущий к удовольствиям, к легкой жизни, к наслаждениям, шепчущий, что жизнь может быть легка и приятна, если только суметь изворачиваться, ловчить, использовать все для своей выгоды, не стесняться людей и не обращать внимания на голос совести... И вот нам дана полная свобода, чтобы выбрать между этими двумя путями -путем света и добра и путем тени и зла.

Что значит быть чистым в мыслях, словах и делах? - Это значит не думать плохого о людях, не занимать свое воображение постыдными и унизительными картинами, не говорить богохульства, не пересыпать своей речи ругательствами, не рассказывать непристойностей, быть стыдливым в своих поступках, не делать низостей и подлостей, помнить, что каждый человек - наш ближний и брат - любить и уважать и не допускать его унижения и позора.

Особенно важно сохранять чистоту в мыслях, словах и делах по отношению к женщине.

Мужчина сильнее женщины, он создан для того, чтобы быть борцом и защитником. Женщина имеет задание создать и сохранять семью. Женщина, по самой природе своей, склоняется к красоте, уюту, милосердию, любви. Стремление мужчины к женщине, любовь к женщине - естественны, от Бога заповеданы и благословлены. Настоящая любовь к женщине - это любовь к сестре, невесте, жене, матери. Эта любовь неразлучно соединена с верностью и уважением, с признанием в женщине человека - ближнего.

Настоящий разведчик говорит о женщинах в их отсутствии так, как и при них, а по отношению к женщине ведет себя так, как если бы при этом присутствовала его мать. Есть много людей подло и недостойно относящихся к женщине. Они считают женщину низшим существом, не стыдятся говорить про неё мерзости, унижать её и издеваться над нею.

Разведчик! Вот где ты должен показать всю твердость и мужество. Если при тебе, в кругу товарищей, или в другой компании ведут грязные разговоры - не постесняйся и не побойся решительно оборвать и прекратить это свинство.

Если при тебе унижают женщину - требуй от подлеца, который это делает, извинения и, если понадобится, не останавливайся перед тем, чтобы, как следует проучить его, хотя бы и кулаком. Это ему будет заслуженная награда!

Помните, братья, что мы должны быть рыцарями-витязями. А одним из главных обетов рыцаря, помимо верно


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ОБЩЕ-СКАУТСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО ЗВЕНОМ 5. 3. 7

Дата добавления: 2014-03-03; просмотров: 409; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.025 сек.