Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ТЕМА 2. КЕРАМИЧЕСКИЕ МАССЫ

Составы керамических масс во многом отличаются друг от друга, что позволяет создавать самые разнообразные художественные изделия.

Майолика. Майоликовыми называют изделия с пористым, естественно окрашенным черепком от светло-кремового до красного цвета. Для изготовления майолики используют легкоплавкие глины в чистом виде или с вводом отощающих и флюсующих добавок. Майоликовые массы имеют после обжига довольно высокую пористость (пропускают воду после обжига), кроме того майоликовые изделия имеют низкую механическую прочность черепка. Неглазурованные майоликовые изделия называют терракотовыми.

Невысокая механическая прочность и большая пористость майоликового черепка определяют ассортимент, это в основном изделия декоративного назначения - вазы, кашпо, горшки, скульптура, панно, архитектурные вставки, изразцы.

Майоликовые изделия делаются в основном методом формовки на гончарном круге, ручной лепки, отминки в гипсовых формах, реже - методом литья.

Обжигается майолика дважды: первый обжиг проходит при температуре 800°-900°С и называется утильный. Утильный обжиг необходим для придания прочности и твердости черепку, а также для выгорания органических примесей, содержащихся обычно в больших количествах в майоликовых массах. Второй обжиг проводится при температуре 960°-1050°С и называется политой или глазурный. Он необходим для декорирования изделий глазурью и его температура зависит от температуры плавления майоликовой глазури. Низкая температура политого обжига майолики позволяет использовать широкую палитру цветных глазурей и эмалей.

Для декорирования майоликовых изделий используются разнообразные способы, как скульптурные (украшение штампиком, лощением, рельефом, приставными деталями) так и живописные (роспись ангобами, подглазурными пигментами, солями, цветными глазурями, роспись по сырой эмали).

Примерный состав майоликовых масс.

1) Гончарная скульптурная масса (американская): песок кварцевый 25%, шпат полевой 32%, сиенит нефелиновый 4%, каолин 21%, глина пластичная 18%.

2) Майоликовая для литья: песок кварцевый 30%, глина никифоровская 70 %.

3) Терракотовая: глина часовъярская 40%, шамот из той же глины 60%.

Фаянс. Фаянс представляет собой тонкокерамические изделия с пористым черепком преимущественно белого цвета. Изготовляются фаянсовые изделия из беложгущихся глинистых материалов и кварца.

Примерный состав фаянсовых масс.

1). Твердый фаянс: глина веселовская или часовъярская 32,%, каолин 30%, кварц (кварцевый песок) 29%, фаянсовый бой 8%.

2). Старинный фаянс: глина светложгущаяся огнеупорная 75%, кремень или кварц 25%.

Из фаянса изготовляют самую разнообразную посуду: чайные и столовые сервизы, питьевые наборы, а также изделия декоративного назначения: скульптуру, вазы, панно...

В отличие от майолики обжиг фаянса проводят при более высокой температуре. Утильный обжиг фаянса проводят при температуре 1200°С. Политой - 1050°-1150°С. Изготовление фаянсовых изделий производится главным образом методом шликерного литья.

Фаянсовые изделия отличаются белизной, трудно достижимой в других видах керамики.

При декорировании фаянса особой популярностью пользуется роспись подглазурными пигментами, солями и цветными глазурями. Реже фаянс расписывают надглазурными пигментами.

Фарфор. Фарфор представляет собой высшее достижение керамической технологии. Его основные свойства - белизна, просвечиваемость, механическая прочность, твердость, термическая и химическая стойкость. В неглазурованном виде (неглазурованный фарфор называют „ бисквит") он не пропускает воду, то есть имеет непористый черепок. Все эти свойства определили обширные области его применения: изготовление посуды, бижутерии, настольных и напольных ваз, кашпо, кукол, мелкой пластики, скульптуры, ламп, подсвечников, плафонов, ночников, изделий технического назначения, изоляторов, а также создание уникальных произведений искусства.

В художественной керамике отличают два вида фарфора: твердый и мягкий. Твердый фарфор имеет высокую белизну холодного оттенка, твердость, термическую и химическую стойкость. Твердый фарфор используется для изготовления высококачественной посуды и поэтому называется еще „сервизным".

Основными видами сырья для фарфора являются каолин, кварц и полевой шпат; для повышения пластичности в фарфоровые массы вводится небольшое количество высокопластичной глины.

Состав фарфоровой массы (сервизный фарфор):

каолин просяновский 20%,

каолин глуховецкий 18%,

кварц 26%,

полевой шпат 18%,

глина веселовская 11%,

фарфоровый бой (политой) 4%,

фарфоровый бой (утильный) 3%.

Введением полевого шпата в фарфоровую массу достигается просвечиваемость фарфора. Для уникальных художественных изделий в массу вводят до 28% полевого шпата.

Твердый фарфор глазуруется тугоплавкой полевошпатной глазурью, которая по своему составу весьма родственна материалу фарфора и поэтому практически не дает цека.

Фарфоровые изделия производятся главным образом методом шликерного литья и формовки в гипсовых формах на формовочных станках.

Тонкостенные литые изделия требуют двукратного обжига. Утильный обжиг производят при температуре 9000С. Для политого обжига требуется температура 1380°-1400°С.

Более толстостенные формованные изделия обжигаются за один раз сразу в политом обжиге на температуру 1380°-1400°С.

Такая высокая температура обжига фарфора делает очень ограниченной подглазурную палитру. Подглазурно фарфор расписывают только оксидом кобальта, который дает после обжига синий цвет. Это всем известный гжельский фарфор.

Но чаще всего фарфор расписывают надглазурными красками. Надглазурные краски имеют очень широкую, почти неограниченную палитру. Для закрепления надглазурных красок на фарфоровых изделиях требуется еще один обжиг - муфельный. Он производится при температуре 700-850°С.

Мягкий фарфор характеризуется значительным количеством полевого шпата 32%. Благодаря высокому содержанию полевого шпата мягкий фарфор спекается при температуре 1250°С, т. е. значительно раньше твердого фарфора. Поэтому для декорирования мягкого фарфора используют более широкую палитру подглазурных красок. Мягкий фарфор отличается большей просвечиваемостью и используется для изготовления различных художественных изделий, но его термическая и химическая стойкость и механическая прочность значительно хуже, чем у твердого фарфора.

Разновидностью мягкого фарфора является костяной фарфор, который содержит костяную муку 60-20%. Этот фарфор хрупок, не выдерживает резкую смену температур. Его достоинства- хорошая белизна и высокая просвечиваемость.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ТЕМА 1. СОСТАВ И СВОЙСТВА ГЛИН | КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 246; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.