Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Изучение технологии художественной керамики нужно начинать с ручного формования. Оно дает возможность практически ознакомиться с основными свойствами глины и приобрести мастерство. Для ручных методов формования требуется весьма простое оснащение керамической мастерской, не вызывающее больших затрат.

Подготовка глиняной массы к ручному формованию.

Почти в каждой области нашей страны имеется месторождение глины, испытать которую нужно в первую очередь. Возможно, что в некоторые местные глины потребуется введение тощих материалов, например песка или шамота.

Свежую глину надо оставить на некоторое время на воздухе, в атмосферных условиях, сделав навес для защиты ее от дождя и пыли. Для такого хранения (выветривания) лучше использовать зимние месяцы года. Затем глину необходимо подсушить в помещении, так как влажная глина плохо размокает и образует трудно распускающиеся куски. Подсушенную глину, мелко раздробленную деревянным молотком, засыпают в невысокую кадку, заполненную до половины водой так, чтобы глина покрывалась ею на 5-10 см. По истечении суток и после размешивания образуется глинистая суспензия. Чтобы удалить крупные инородные вещества, суспензию процеживают через сито. Затем , когда лишняя влага испарится, глину досушивают на гипсовых плитах. Когда излишняя влага испарится из глины, она станет пригодной для ручной обработки. Глину оставляют на вылеживание, или, как говорят, на "дозревание" в плотно закрывающемся сосуде. Чем больше глиняное тесто вылеживается, тем больше улучшаются его качества. Приготовленную глину хранят в герметически закрытых емкостях, чтобы она не пересохла.

Стадии состояния глиняного теста:

1. В весьма мягком пластичном состоянии глина легко формуется даже под небольшим давлением, но она прилипает к рукам и не выдерживает большого веса при наращивании высоты изделия, т. е. деформируется.

2. В умеренно пластичном состоянии глина также легко принимает ту или иную форму при небольшом давлении, и отдельные куски ее могут соединяться друг с другом. Но в таком состоянии она уже выдерживает давление наращиваемых стенок и не липнет к рукам, это может служить критерием оптимального рабочего состояния глиняного теста.

3. В окрепшем, но еще пластичном состоянии глина может формоваться лишь под большим давлением. При скручивании глиняного жгута в нем легко образуются трещины. В таком состоянии глина еще может подрезаться или зачищаться.

4. В следующем, уже довольно жестком состоянии глина деформируется с изломом. Поверхность ее начинает чуть-чуть осветляться; это так называемое кожетвердое состояние. Соединить два куска можно лишь при помощи жижеля, т.е. разбавленной в воде до густоты сметаны той же глины.

5. Последнее по влажности состояние характеризуется хрупкостью. Поверхность глины становится светлой. В таком состоянии глину можно полировать или зачищать наждачной бумагой, а также зачищать влажной губкой. Для ручного формования наиболее подходит второе состояние, т. е. нормальное рабочее состояние. Перед формованием глина должна быть перебита или перемята для удаления из нее пузырьков воздуха и получения совершенно однородной консистенции.

Ручные способы формования керамических изделий:

1. Лепка из куска. Этим методом можно вылепить бусы, небольшие фигурки животных и человека размером, не превышающим 10-12 см, а также несложные полые формы. Для этого в руках скатывают шар глины диаметром 3-4 см. Выжимая глину большим пальцем, делают в центре шара ямку, Затем нажимают снаружи указательным, а изнутри большим пальцем, делая стенки изделия тоньше и выше. При этом изделие необходимо все время поворачивать по часовой стрелке или против, для того, чтобы стенки изделия получались равномерными по толщине и высоте. Развитие способности определения толщины стенок " на ощупь" весьма важно для керамиста, особенно для дальнейшей работы на гончарном круге. Поверхность внутри и снаружи изделия может быть заглажена влажной губкой. Но иногда художник оставляет на изделии отпечатки пальцев, чтобы подчеркнуть ручной характер лепки.

2. Лепка из жгута. Круглые или овальные в плане вазы удобнее выполнять методом лепки из жгута. Этим методом можно выполнять изделия крупного размера. Как и во всех других случаях, перед началом работы глину надо хорошо перебить до приобретения ею однородного состояния. Изготовление дна. Из куска глины приблизительно с биллиардный шар скатывают в руках подобие ролика диаметром 3 см. и длиной 15 см. На гладкой, например, покрытой линолеумом, поверхности его раскатывают двумя руками взад и вперед, легка устремляя руки от середины к концам. В результате получают жгут длиной 50-60см. и диаметром 1-1,5см. Стараясь не растянуть жгут, его плотно спиралью накладывают на площадь вычерченного круга от центра наружу. Следует стремиться сделать дно из одного жгута, а возможный излишек длины - косо срезать.

Рис. 2. Лепка из жгута
Спираль слегка придавливается и сглаживается, благодаря чему дно получается более плотным и прочным. Наращивание стенки вазы. Стенки вазы наращиваются также с помощью жгутов. Жгуты изготовляют как можно длиннее. Первый жгут располагают по краю дна сверху, накладывая витки все выше и выше, при этом каждый сантиметр жгута слегка и с одинаковой силой придавливают, стремясь вытеснить воздух между жгутами.

При необходимости расширить форму сосуда, витки делают большего диаметра, при необходимости сузить форму, витки делают меньшего диаметра. Когда первая спираль полностью свита, конец ее косо срезают, и к нему прижимают начало новой спирали. Эти операции продолжают до тех пор, пока стенка сосуда не увеличится до 10-12 см. и даже выше. По мере наращивания заглаживают внутреннюю и наружную стенки горшка, поддерживая с другой стороны. Необходимо следить затем,

Рис. 3. Примеры ваз, выполненных методом лепки с применением жгута

 

чтобы изделие наращивалось симметрично, оглядывая его со всех сторон во время работы. Для этого лучше всего прибегнуть к помощи турнетки (вращающегося круга). Турнетку нужно медленно поворачивать вместе со стоящим на ней изделием, проверяя правильность его формы. Чтобы изделие не осело, дальнейшее наращивание стенки может потребовать подвяливания изделия, после чего работу продолжают. Когда необходимые высота и контур формы достигнуты, край изделия подрезают и выравнивают и изделие оставляют для сушки в закрытом ящике или в пакете до приобретения им кожетвердого состояния. Конечная обработка изделия производится в кожетвердом состоянии. Если хотят, чтобы изделие получилось гладким, то влажной губкой затирают впадины и неровности. Поставив изделие вверх дном, можно выбрать из донышка немного глины, чтобы создать ножку. Теперь изделие можно декорировать, например, процарапывая орнамент.

3. Лепка из пласта. Квадратные в плане изделия легче выполнять методом лепки из пласта. Подложив под ком глины хлопчатобумажную ткань, разминают глину сначала рукой. Затем, наложив другой кусок ткани сверху, раскатывают глину скалкой от центра к краям. Таким образом получают пласт, толщиной 5-7 мм.

Рис. 4. Лепка квадратного в плане изделия из пласта
Нужно следить, чтобы пласт получился без жмотин (складок), которые после обжига проявляются в виде заметных швов. Из картона или бумаги вырезают шаблоны для дна и стенок изделия. Шаблоны накладывают на раскатанный пласт и ножом вырезают из пласта дно и стенки изделия. Для соединения дна и стенок нужно приготовить шликер - так называемый жижель (смесь той же глины с небольшим количеством воды до консистенции жидкой сметаны). Шликер будет служить в качестве клея. Немного подвяленные стенки и дно вазы следует по краям мелко насечь, смазать шликером, затем соединить и немного пока

части вазы плотно не соединятся. Швы нужно укрепить, приклеив вдоль них изнутри на шликер глиняные жгутики и разгладив их по стенкам вазы. После этого поверхность изделия заглаживают губкой и лощат с помощью гладкого предмета, например камушка или ложки.

Пример выполнения круглого в плане изделия методом лепки из пласта (рис. 5).

Рис. 5. Лепка круглого в плане изделия из пласта

Из раскатанного пласта вырезается круглое дно и длинный прямоугольник для стенок изделия. Длина этого прямоугольника равна длине окружности вазы, ширина равна высоте вазы. Не снимая с ткани прямоугольный пласт наворачивают на цилиндрическую форму и ставят на торец. Затем форму вынимают и ткань убирают. Края прямоугольника склеивают при помощи шликера. Шов дублируется жгутом. Если необходимо заузить форму, в цилиндре вырезаются треугольные вытачки. Полученные выточки склеивают шликером. Если форму нужно расширить, можно постучать изнутри стекой или сделать в крае цилиндра разрезы и вставить в них треугольники, вырезанные из отдельного пласта. К полученной форме приклеивают с помощью шликера вырезанное заранее дно. Таким способом можно выполнять любые по форме изделия.

Рис. 6. Примеры ваз, выполненных методом лепки из пласта

 

4. Ручная отминка в гипсовых формах. Чаще всего отминка в гипсовых формах применяется при изготовлении рельефов, изразцов, панно и скульптур, особенно если необходима мелкая партия этих изделий. Сначала необходимо сделать модель будущей скульптуры или вазы. Модель делают из глины, пластилина или гипса. Затем снимают с нее гипсовую форму. Обычно форму вазы делают из двух половин, для скульптуры может потребоваться три и больше частей. Форму нужно хорошо просушить. Пласты формовочной массы накладывают отдельно на каждую половину формы и тщательно проминают их так, чтобы была заполнена вся внутренняя поверхность формы без пропусков и "жмотин". Толщина пласта должна быть примерно одинакова во избежание растрескивания при сушке и обжиге. Для понижения усадки в формовочную массу вводят до 50% шамота. Обе половины формы соединяют вместе. Место стыка проминают особенно тщательно. Когда глина начнет отставать от формы и немного затвердеет, отформованное изделие вынимают из формы и зачищают.

5. Формовка на гончарном круге. Гончарный круг- это инструмент, который в руках мастера - художника позволяет создавать изделия прекрасной формы. Перед началом работы масса должна быть хорошо перебита.


Рис. 7. Центровка и усиление текстуры массы

 

На первом этапе работы мастер центрует глиняный ком. Затем идет усиление текстуры массы (сжимая глину обеими руками мастер медленно поднимает глину вверх и опускает вниз). Вслед за этим идет процесс формования полости и дна. Держа большой палец правой руки вертикально, мастер вдавливает его вниз в центр куска глины, Затем опускает в образовавшееся углубление левую руку и расширяет диаметр

дна до необходимого размера. Далее следует вытягивание цилиндра при помощи правой и левой рук (левая - внутри, правая - снаружи). Необходимо указательными пальцами обеих рук надавливать с одинаковой силой изнутри и снаружи, начиная от донышка изделия, медленно поднимая руки и выдавливая глину вверх.

Рис. 9. Расширение стенок до необходимой формы



       
   
Рис. 10. Вытягивание шейки
 
Рис. 8. Формование полости и дна

 

 


Из цилиндра можно выполнить горшечную или вазовую форму. Если давить на внутреннюю поверхность цилиндра, то стенки его будут вытягиваться с расширением формы. Если нажимать правой рукой снаружи, то стенки изделия будут заужаться. В конце работы мастер выравнивает поверхность изделия влажной губкой или пальцами. При желании можно деревянным инструментом нанести декор в виде горизонтальных полос или волн, процарапанных на поверхности изделия. После завершения формовки мастер срезает изделие с круга струной и переносит его на гипсовую доску для сушки. После того, как изделие приобретает кожетвердое состояние, его иногда подвергают обтачиванию петлей на том же гончарном круге.

6. Формовка на формовочных станках. Таким методом чаще всего формуются блюда, тарелки. В производственных условиях так формуются и другие виды продукции (кружки, кашпо, горшки...). Для данной работы надо иметь специальный формовочный станок, гипсовую форму и металлический шаблон. Гипсовая форма будет соответствовать внутренней поверхности изделия, шаблон - наружной. Форма устанавливается на

   
вращающемся шпинделе станка. На форму накладывается глиняный пласт. Шаблон укреплен на качающемся шаблонодержателе. Опуская шаблон вниз, мастер отформовывает изделие. Лишняя глина срезается шаблоном, затем убирается

 

Рис. 11. Формование блюда на формовочном станке

 

7. Шликерное литье. Этот способ широко применяется в производстве художественных керамических изделий, что объясняется возможностью изготовления изделий самых разнообразных форм (посуды, ваз, скульптуры и др.) и простотой процесса, не требующего сложного оборудования. Этот процесс основан на способности пористой гипсовой формы всасывать в себя воду из жидкой керамической массы. Литье изделий осуществляют двумя способами: наливным и сливным. Наливной способ применяют при изготовлении ручек, хватков, а так же санитарной керамики (раковин, ванн...). При наливном способе шликер (жидкую глину) заливают в специальную гипсовую форму. Заполнив объем, шликер оставляют в форме, не выливая. По мере всасывания воды порами гипса шликер пополняют, приливая его до верхнего уровня формы. Через некоторое время форму разбирают, а изделие вынимают.

Сливным способом изготавливают все полые предметы: вазы, чашки, чайники и т. д., при этом получая тонкостенные изделия. Перед работой форму необходимо разобрать, тщательно протереть изнутри влажной

       
   
 
 

 

 


Рис. 12. Наливной способ

от пыли. После этого форму надо собрать и скрепить. Процеженный сквозь сито шликер непрерывной струей заливают в форму, стараясь лить его в центр заливного отверстия, но не разбрызгивая,так как это портит отливку. Гипс быстро всасывает воду, а поэтому шликер заливается с избытком и сразу же подливается по мере понижения его уровня. После наращивания черепка, по истечении 15 - 20 мин, форму опрокидывают, а избыточный шликер выливают в специальный бак. Форму оставляют на несколько минут в опрокинутом состоянии, благодаря чему избыточный шликер окончательно стекает. Изделие некоторое время подвяливают. После этого можно разбирать форму, раздвигая в противоположные стороны две половины. Отлитое изделие некоторое время должно оставаться на форме дна, чтобы за этот промежуток можно было подчистить шов, образуемый на месте соединения половин формы. Толщина черепка литого изделия зависит от того, сколько времени шликер держали в форме. Далее отлитое изделие просушивается.

 
 

 


Рис. 13. Сливной способ

8. Прессование. Формование изделий из порошкообразных керамических масс влажностью менее 10% носит название полусухого прессования и производится на механических и гидравлических прессах. Полусухое прессование получило наиболее широкое применение в производстве керамических плиток. Иногда изделие выполняется одним из вышеуказанных способов, но чаще всего эти способы комбинируются.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы критерии оптимального состояния глиняного теста?

2. Охарактеризуйте кожетвердое состояние глиняной массы.

3. Как подготовить глину к лепке вручную?

4. Что такое шликер, как его приготовить и использовать?

5. Какие изделия можно выполнить лепкой из куска?

6. Что такое сливной и наливной способы шликерного литья? Для каких изделий они применяются?

7. От чего зависит толщина черепка литого изделия?

8. Последовательность выполнения лепки из пласта.

9. Из какого материала делают формы для шликерного литья?

10. Лепка из пласта керамического горшка для цветов.

11. Лепка вазочки из жгута.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Ангоб – керамическая краска, полученная при смешении белой глины и пигмента.

 

Глазурь – керамическая краска на основе стекла.

 

Жмотина – отпечаток складки ткани на глине.

 

Кожетвердое состояние – состояние, при котором глина уже не лепится, но еще не высохла окончательно.

 

Лощение – заглаживание поверхности глины.

 

Пигмент – керамический краситель на основе оксидов металлов.

 

Утиль – керамическое изделие после первого обжига.

 

Шликер – жидкая глина.

 

Эмаль – глухая, непрозрачная глазурь.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Августин А.И. Керамика. - Л., 1975.

2. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирования художественных керамических изделий. – М., 1984.

3. Бугамбаев М. Гончарное мастерство. Часть 2. Керамика. – Р-н-Д, 2000.

4. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку делаем из глины. Ярославль, 1998.

5. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: глина. - С.-П., 1997.

6. Захаров Л.И. Основы технологии керамики. - М., 2002.

7. Лаевская Э.Л. Мир мегалитов и мир керамики. М., 1997.

8. Малолетков В.А. Керамика. Часть 1. – М., 2000.

9. Малолетков В.А. Керамика. Часть 2. – М., 2001.

10. Миклашевский А.И. Технология художественной керамики. - Л., 1971.

11. Поверин А. Гончарное дело. - М., 2002.

12. Рос Долорес Энциклопедия. Керамика. – М., 2003.

13. Учимся лепить и рисовать. - С.-П., 1997.

14. Федотов Г. Послушная глина. – М., 1997.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ТЕМА 2. КЕРАМИЧЕСКИЕ МАССЫ | 

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 380; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.