Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Религиозная практика иудаизма

В храмовый период, до начала рассеяния центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где в соответствии с предписаниями Торы совершалось ежедневные жертвоприношения (как кровавые – жертвенными животными, так и бескровные – зерном, вином). В период вавилонского пленения, когда первый Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей – знатоков Торы (рабби), что стало началом деятельности синагоги, как собрания евреев для совершения молитвы и обучения Закону. Такое собрание не предусматривает наличие специального здания и может проходить в любом помещении. Специальные здания синагог возникают в раввинистический период и в них появляются определенные особенности во внутреннем убранстве. В центре синагогального зала располагается бима – возвышенное место со столом для чтения Торы и произнесения проповеди. В каждом синагогальном помещении предусматриваются ковчег, шкаф для хранения священных книг, который располагают у стены, лицом к которой сидят молящиеся. Обычно эта стена обращена на восток, и часто ее украшают рисунками. Ковчег – это своего рода святая святых и он отделен от остального помещения синагоги занавесью, а перед ним всегда горит светильник. Когда открывается дверца ковчега, все верующие встают и садятся только после ее закрытия. Священные книги, хранящиеся в ковчеге, пишутся на пергаменте (выделанной коже «чистых» животных) особыми каллиграфами и хранятся в виде свитков, которые навиваются на две деревянные ручки, называемые «древами жизни», иногда с серебряными и золотыми украшениями.

Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (13-летнего возраста). Они составляют первичную иудаистскую общину – миньян (число), кворум, необходимый для богослужения. В соответствии с традицией, восходящей к Храму, места для женщин в ортодоксальных синагогах отделяются перегородкой или размещаются на галерее, поскольку женщина в иудаизме считается религиозно неполноценной и религиозную ответственность за нее несет ближайший родственник-мужчина (отец, муж, брат). В то же время в реформированных синагогах мужчины и женщины молятся вместе. Иудаистское богослужение в синагоге состоит в общей и индивидуальной молитвах, чтении Торы, а также в исполнении религиозных песнопений специальным хором общины под руководством и при личном участии особо подготовленного солиста-исполнителя (хазана или кантора).

В храмовый период, согласно Торе, исключительным правом совершать храмовые жертвоприношения обладали аарониды – потомки Аарона, брата Моисея, а прислуживать при богослужении – левиты (евреи из колена (рода) Левия). В настоящее время, согласно еврейской традиции, лица, носящие фамилию Коген (Коган, Коганович, Коэн, Кон, Кац), являются потомками (по отцовской линии) первосвященника Аарона, т.е. своего рода жреческой кастой и на них возлагается проведение обряда выкупа первенцев и благословение народа в синагоге. В раввинистическую эпоху право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами – учителями и толкователями Торы. Раввины проходили обучение в йешивах – духовных школах при талмудических коллегиях Вавилона, а затем – Испании и Германии. Позднее йешивы (дословно «собрание учащихся») создавались при крупных синагогах. Со времен вавилонских гаонов сложилась традиция посвящения (смих) молодых раввинов старшими раввинами, обладающими более высоким духовным авторитетом. Раввин не считается имеющим преимущество перед мирянами человеком в предстоянии перед Богом, но он обязан быть более, чем другие члены общины, сведущим в Законе и потому компетентным в решении религиозных вопросов. При отсутствии раввина руководить богослужением может любой совершеннолетний мужчина-еврей, обладающий соответствующими знаниями. В число синагогального богослужебного персонала, помимо хазана (кантора), входят: магтид (проповедник); чтец Торы; шойхет (резник), совершающий ритуальный забой скота и птицы; сойфер – переписчик свитков Торы и изготовитель ритуальных молитвенных текстов; шамаш – синагогальный администратор-служка. Иногда в число персонала включается могель – специалист по обряду обрезания. Староста синагоги – габай (сборщик) – избирается из числа наиболее авторитетных прихожан.

В иудаизме приняты три обязательных ежедневных богослужения, совершаемых как публично – в синагоге, так и индивидуально – дома. Эти богослужения называются шахарит (утреннее), минха (дневное), маарив (вечернее). Центральное место в синагогальных и частных богослужениях занимают молитвы «Шма» (слушай), которая начинается с фразы: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь – един» (Втор.6:4) и «Амида» (стоя), поскольку при ее чтении все встают, содержащая исповедание веры в единого Бога и 19 благословений. Количество обязательных индивидуальных молитв строго не установлено. Считается, что верующий благочестивый иудей должен молиться как можно чаще, там и тогда, где и когда он сам чувствует в этом потребность. Традиционно молитва произносится вслух, громко, иногда нараспев, сопровождается частыми неглубокими поклонами. Если верующий не знает или плохо помнит молитву наизусть, он может читать ее по книге. Полное сосредоточение и даже экзальтация при молитве считаются проявлениями благочестия. Но порядок чтения молитвы строго регламентирован, как и большинство обрядов иудаизма. Молиться можно в принципе на любом языке, понятном верующему, однако во время коллективного богослужения обязательным является использование древнееврейского (иврита). В основу синогогального богослужения положен и особый ритуал чтения Торы, для чего ее разделяют на 54 отрывка, которые содержат от 30 до 150 стихов. Тору читают в синагоге несколько раз в неделю во время утренних служб в понедельник, четверг и субботу читается свиток Торы и в течение года она прочитывается полностью. Текст Торы за чтецом повторяют специально назначенные для этого прихожане. По субботам, кроме того, читаются книги Пророков.

При молитве голова покрывается шляпой или особого покроя молитвенной шапочкой – кипой, или ермолкой, символизирующей присутствие Бога, которую ортодоксальные евреи носят не только в синагоге, но и дома. Они же при молитве используют талит – молитвенное покрывало четырехугольной формы из белой шерсти, хлопка или льна с горизонтальными полосками синего или черного цвета и обязательными кистями по краям (цицит). Талит мужчины надевают во время утренней молитвы дома или в синагоге, он закрывает плечи, иногда – голову. Еще одним распространенным молитвенным средством являются филактерии, или тфилины. Они представляют собой коробочки с ремешками черного цвета, изготовленные из кожи кошерных животных. В них находятся написанные на пергаменте несколько отрывков из Торы (Исх. 13:1-10, Исх. 13:11-16, Втор. 6:4-9, Втор. 11:13-21). Непосредственно перед молитвой один из тфилинов надевает на левую руку ближе к сердцу, другой тфилин располагают посередине лба. Еще одним важным культовым знаком является мезуза (дверной косяк), прикрепляемая к внешнему косяку двери коробочка с листком пергамента или бумаги с написанными на нем отрывками из книги Второзаконие (6:4-9 или 11:13-19), и словом «шаддай» (аббревиатура еврейских слов «Шомер далтот Исраэль» – «Охраняющий двери Израиля»). Обычай основывается на словах из Пятикнижия, призывающих написать слова Господа «на косяках дома твоего». Обычно верующий иудей при входе и выходе касается мезузы пальцами, а затем целует их. Набожные иудеи носят пейсы – локоны у ушей и бороды, отпускаемые согласно стиху «не стригите края головы вашей, и не порти края бороды твоей» (Лев. 19:27). Из синагогального убранства можно отметить многоcвечники (менора), копирующие светильники Иерусалимского Храма; ковчег – ларец со свитком Торы с изображениями льва и орла (древние символы Яхве); скрижали – каменные доски с начальными словами Десяти Заповедей; Могендовид (звезду Давида) – шестиконечную звезду, составленную из двух равносторонних треугольников. Согласно преданию, его изображение было начертано на щите царя Давида, второго правителя Израильско-Иудейского государства. Но он не упоминается в талмудической литературе. В качестве орнамента он появляется на знамени, дарованном императором Карлом IV еврейской общине Праги в 1354 год. Как эмблема иудаизма и еврейских организаций этот знак закрепился только в XIX веке. Изображения людей в иудаизме запрещены.

Среди главных праздников иудаизма можно назвать Шабат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта. На особую значимость Шабата указывает необходимость соблюдения его предписаний, даже если на этот день приходится дугой значительный праздник. Выполнение заповедей: «Помни о дне субботнем, чтобы освящать его» (Исход, 20:8), «Храни день субботний, чтобы освящать его» (Второзаконие, 5:13) – является одним из основных признаков соблюдающего заповеди еврея. «Храни» – от нарушения покоя Шабата; нарушением таким являются 39 прототипов работ (мелаха), которые выполнялись при построении Скинии Завета – переносного храма в пустыне, после выхода из Египта и дарования Торы на Синае, а также действия, логически из них вытекающие, похожие на них по общему принципу. (Пахать, сеять, жать, вязать снопы, молотить, веять, выбирать зерно из соломы, молоть, просеивать муку, месить тесто, печь или варить, стричь овец, отбеливать шерсть, чесать шерсть, окрашивать, прясть, делать две петли, ссучивать нити, ткать, разъединять две нити, завязывать узлы, развязывать узлы, шить, распарывать сшитое, охотиться, убивать животное, сдирать шкуру, засаливать кожу, обрабатывать кожу, процарапывать линии, разрезать, писать, стирать написанное, строить, разрушать, зажигать, гасить, делать «последний удар молота» - заканчивать производственный процесс, переносить вещи из одного владения в другое). Для того чтобы некоторая деятельность считалась работой, запрещенной в Субботу, она должна быть выполненной сознательно и умышленно. Например, можно ходить по траве, хотя есть вероятность, что некоторые травинки будут срезаны под ногами, хотя запрещено срезать стебли травы. С другой стороны, те действия, которые сами по себе разрешены в Субботу, но всегда приводят к нарушению ее, запрещены. Так, запрещено умываться на лужайке, так как неизбежно при этом поливаешь траву, а поливка растений - это одна из запрещенных разновидностей работ. Исходя из этого, Талмудом были запрещены различные виды работ, которые хотя сами по себе и не составляют нарушения субботы, могут легко привести к выполнению одной из 39 основных категорий запретных действий. Эти запреты имеют статус «постановления Мудрецов». По сути, в субботу запрещенным оказывается любой творческий труд, работы, в результате которых в мире появляется что-то новое, которые вносят изменения в окружающий мир, создание новых предметов и изменение существующих, изменение окружающего мира. Под подобные запреты попадает чистка зубов, включение и выключение любых электрических приборов, стирка (ручная или машинная), глажение белья, все работы в саду или огороде, стрижка, бритьё, маникюр, езда на автомобиле, мотоцикле, автобусе, пользование зонтиком, игра на музыкальных инструментах, перенос предметов из дома на улицу и наоборот, свадебные церемонии, чтение и разбор деловых бумаг, удаление от границы населённого пункта более чем на километр. Тора запрещает не только самому работать в субботу, но и поручать это делать кому-либо другому. Субботний досуг Талмуд рекомендует посвятить тому, что приятно человеку и радует его душу и воздерживаться от скорби, переживаний и забот, а так же изучению религии: «Субботы и праздники даны Израилю только для того, чтобы в эти дни заниматься Торой». Перед шабатом принято делать генеральную уборку в доме. Неотъемлемой частью встречи Шабата является обильная трапеза. Она начинается со специального благословения – кидуша (освящение), при котором выпивается бокал вина и съедается особый субботний хлеб – хала, окунутая в соль. В синагогах в шабат собираются больше людей, чем в обычные дни, читаются особые молитвы. Заканчивается Шабат в субботу вечером, когда на небе становится видно не менее трех звезд.

Еврейский календарь – лунно-солнечный. Сутки начинаются с заходом Солнца. В обычном году 12 месяцев по 29–30 дней в каждом. Месяц начинается с новолунием. Определенный таким образом год несколько короче солнечного и составляет 354 дня. Однако смещение еврейских месяцев относительно времени года не происходит. Коррекция производиться за счет високосных лет, когда в календарь добавляется дополнительный месяц Адар I. В 19-летнем цикле содержится 7 високосных лет. Месяцы иудейского календаря соотносятся с месяцами григорианского календаря примерно следующим образом: Тишрей – сентябрь – октябрь; Хешван – октябрь – ноябрь; Кислев – ноябрь – декабрь; Тевет – декабрь – январь; Шват – январь – февраль; Адар 1 (только в високосном году) – февраль – март; Адар – февраль – март; Нисан – март – апрель; Ияр – апрель – май; Сиван – май – июнь; Тамуз – июнь – июль; Ав – июль – август; Элул – август – сентябрь. Новый иудейский год начинается 1-го Тишрея. Летоисчисление ведется от сотворения мира. Для определения иудейского года к номеру года григорианского календаря прибавить 3760 (3761). Так, 2011 год соответствует 5771 (до 18 сентября) и 5772 году. Главными и самыми древними годовыми праздниками иудейского календаря являются Песах, Шавуот и Суккот. Эти праздники называются праздниками паломников, поскольку в древности они были связаны с паломничеством в Иерусалим, где в эти дни совершались жертвоприношения. Песах (Пасха) празднуют 15-22 числа месяца нисан. Он посвящен событиям Исхода евреев из Египта под водительством Моисея. После отказа фараона отпустить евреев Бог подверг страну 10 казням. Во время самой страшной – десятой, когда ангел смерти поражал первенцев, жилища евреев он миновал (песах) – отсюда и название. Праздник длится 8 дней. Первые два вечера (в Израиле только один вечер) на пасхальной праздничной трапезе – «седере» – читается Пасхальная Агада, где рассказывается об истории исхода из Египта. По древнему обычаю, вкушаются смоченная в соленой воде зелень, вареные яйца, пресные лепешки маца, горькая трава. В этот период евреи едят только мацу вместо хлеба, вообще изделия из зерна, включая даже спиртные напитки из него, запрещены в эти дни. Первый и восьмой день Песаха – нерабочие. В конце праздника едят кусочек мацы (афикомен) в память пасхального агнца, вкушаемого после трапезы во время существования Иерусалимского Храма. Это сопровождается пением молитвы «Следующий год в Иерусалиме».

Шевуот (недели) празднуется два дня – 6-7 числа месяца сиван (май-июнь). Это праздник дарования Торы. В Палестине на второй день празднования Песаха жертвовали первый сноп ячменя нового урожая Храму и от этого дня отсчитывали 49 дней. На 50-й день праздновали Шевуот, в Торе этот праздник называется «праздник урожая». Согласно Талмуду, Бог даровал десять заповедей в первую ночь Шавуот. Этот день посвящается исключительно изучению Священного Писания, разделов Талмуда. Рекомендуется в этот день есть только молочную пищу.

Суккот (праздник кущей) начинается 15 числа месяца тишре и празднуется 7 дней в память странствия сынов Израиля по пустыне. Верующие строят шалаши (слав. – кущи, ивр. – сукка) в память о временных жилищах, в которых жили евреи во время Исхода из Египта. Праздник очень веселый, сопровождается особыми обрядами, исторически связан с окончанием сбора урожая. В синагогах читаются особые молитвы, во время которых надо держать в руках связанные вместе три растения – пальмовую ветвь, ветку ивы, мирт, а также четвертое растение – этрог (цитрусовый плод).

23 тишре празднуется Симхат Тора (Радость Торы) – день окончания годового цикла чтения Торы. Это радостный праздник, посвященный приверженности евреев Торе. Свиток Торы выносят из хранилища и торжественно проносят по кругу при общем выражении радости. Тут же начинается новый цикл ее чтения.

1-2 числа месяца тишре еврейского календаря (сентябрь-октябрь) являются праздником Рош Гашана (Новый год). Эти дни называют также днями трубления. Сущность его – этическое и религиозное переосмысление жизни и подготовка к новому году. Каждый день в синагоге трубят сто раз в шофар (рог барана). Считается, что звук трубы означает «Проснитесь спящие, дремлющие, очнитесь от вашей дремы. Обозрите ваши дела и обратитесь к тшуве (покаянию)». Считается, что в эти 10 дней до Йом Киппура Бог определяет, кто в следующий год будет жить, а кто умрет – по преданию, имя каждого человека записывается в книгу Жизни или в книгу Смерти. Однако молитвы могут повлиять на это. В Средние века возник обряд Ташлих, когда у реки или водоема происходит символическое вытряхивание грехов посредством выворачивания карманов.

Йом Киппур (День Покаяния, искупления и всепрощения) наступает 10 тишре. Соблюдается строгий пост, который начинается за час до праздника и длится 25 часов, в который ничего нельзя пить и есть, купаться, носить кожаную обувь, вступать в интимные отношения. В специальной молитве верующие просят Бога простить им невыполненные клятвы и милости на будущий год. Причем эта молитва не касается грехов, совершенных перед людьми. Молитвы длятся весь день.

Ханука празднуется 25 числа месяца кислев (ноябрь-декабрь). Праздник установлен в честь освобождения Иерусалимского Храма в 164 году до н. э. Пурим, празднуемый 14 числа месяца адар (февраль-март), посвящен спасению персидской царицей Есфирь евреев Персидской империи от коварных замыслов Гамана, фаворита персидского царя. Иудеям в этот день разрешается напиться до такой степени, чтобы не суметь отличить слова «Благословен Мордехай» от слов «будь проклят Гаман». Существует обычай производить в этот день шум особыми трещотками при произнесении имени Гаман. Часто инсценируют сцены из Книги Есфирь. На Пурим полагается дарить подарки друзьям и оказывать благотворительность всем.

Тиша бэ-Ав – 9 ава (июль-август) – день траура. В этот день были разрушены вавилонянами Первый Храм (586 г. до н. э.) и римлянами Второй Храм (70 г. н. э.), а также произошло изгнание евреев из Испании. Соблюдается самый строгий пост от одного вечера до другого. Это день поминовения умерших родственников и посещения кладбищ. В этот день верующим полагается сидеть на полу, и не разрешено приветствовать друг друга. Согласно преданию, в этот день должен родиться Мессия.

Ритуальная система, определяющая поведение религиозного иудея в быту и повседневной жизни, имеет, пожалуй, большее значение, чем молитвы и богослужения. Самым значительным из обрядов жизненного цикла является обряд обрезания младенцев мужского пола (брит мила – договор об обрезании). Этот обряд, заключающийся в ритуальной операции по удалению «крайней плоти», символизирует союз между Богом и избранным им народом согласно Книге Бытие (Быт. XVII:9-11). Эта ритуальная операция совершается на восьмой день после рождения, даже если он приходится на шабат, что говорит о ее большой важности. Обряд был установлен еще в досинайские времена, во времена Авраама и о его древности свидетельствует тот факт, что ранее он проделывался при помощи каменного ножа. Операцию должно производить в синагоге специально обученное этому ритуалу лицо – могель. Сам ритуал настолько важен, что подобная операция, совершенная светским хирургом, не имеет религиозного значения. Мальчики получают имя при обрезании. Девочки получают имя в синагоге в субботу, следующую за днем рождения, при этом отца призывают читать Тору. У иудеев-ашкеназов, как правило, дается имя умершего родственника, а у иудеев-сефардов принято, наоборот, давать имя живого.

Обряд выкупа мальчиков-первенцев осуществляется на тридцатый день после рождения и проводит его член общины коген, ведущий происхождение от священнического рода. По достижении 13 лет мальчики (а в консервативных и некоторых реформистских общинах также девочки) участвуют в церемонии бар-мицва (у девочек бат-мицва), позволяющей им войти в общину Израиля в качестве полноправных членов, ответственных за свои поступки. Как правило, оба эти обряда приурочиваются к празднику Шавоут.

Канон еврейского бракосочетания сложился в талмудический период. Согласно иудейскому каноническому праву, вступление в брак является мицвой – религиозной заповедью, и от ее исполнения освобождались только больные люди. Безбрачие и бездетность считалось несчастьем и позором. Сначала происходит торжественное обручение (помолвка). Затем в субботу, предшествующую свадьбе, жениха приглашают в синагоге к чтению Торы. Во время свадебной церемонии жених и невеста стоят под хуппой – балдахином. Стоя под хуппой, жених и невеста отпивают вино из одного бокала. Жених надевает кольцо на указательный палец невесты и произносит древнюю формулу, провозглашающую, что мужчина берет женщину в жены. Произносятся семь благословений во славу Бога. В память о разрушении Храма жених разбивает бокал, из которого он с невестой пил вино. В ортодоксальных общинах на церемонии также зачитывается брачный контракт (кетубба). Семейно-брачные отношения детально регламентируются талмудическим законодательством. Допускается развод, для совершения которого муж должен вручить жене так называемое «разводное письмо» (гет).

Ритуалы захоронения в разных странах сложились разные, но кремация противоречит иудейским правилам. В каждомй иудейской общине должно быть Хевра кадиша (святое братство), занимающееся всеми вопросами захоронения по правилам и обычаям данного места. Его члены совершают ритуальное омовение тела умершего, обряжают его в просторную белую одежду с широкими рукавами. Родственники покойного надрывают на себе одежду. В память об умершем зажигают свечу. Когены не могут приближаться к мертвому телу и касаться его. Убранному для погребения мертвецу в руку вкладывают деревянную вилочку, чтобы в день пришествия Мессии он мог проложить под землей путь в Иерусалим, куда соберутся на суд живые и мертвые. Мертвеца покрывают простым белым саваном. Глубокий траур длится неделю, в течение которой скорбящие не выходят из дому. На праздникиЙом-киппур, Суккот,Песах иШавуот совершают поминальную службу, во время которой читают особую поминальную молитву.

Важное значение в иудаизме имеет система ритуальных пищевых запретов – «кашрут» (дозволенное). В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядными) и парнокопытными. Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также: лоси, газели, горные козлы, жирафы и т. п. Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья, верблюд, даман и заяц. Эти животные запрещены в пищу. Кошерными птицами считаются домашние, запрет распространен на хищных птиц. Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Животное (птица) должно быть зарезано в соответствии со всеми требованиями Галахи. Животному перерезают артерии, и оно должно умереть от множественной потери крови. Совершает это специально подготовленный человек – шойхет. Запрещенная пища именуется трефной (растерзанное). Рыба считается некошерной если не имеет ни чешуи, ни плавников, не попадающие под эти критерии морепродукты (ракообразные, моллюски, осетровые, акулы, морские животные и т.п.), а так же их икра определяется как запретная пища. Существует также запрет на одновременное употребление мясной и молочной пищи, и даже их смешивание в одной посуде, поэтому соблюдая предписания о кошерности необходимо иметь два комплекта посуды. Этот запрет стал результатом широкого толкования стиха Торы «не вари козленка в молоке его матери», что привело к абсолютному запрету смешивать молочную и мясную пищу, даже в желудке, и перерыв в употреблении между ними должен составлять до шести часов. Употребление алкоголя разрешено иудаизмом, но кошерным он считается, если соответствует ряду правил, например, если был изготовлен евреем, соблюдающим шабат. В настоящее время существует целая индустрия кошерной пищи, на которой раввины ставят печать, удостоверяющие ее разрешенность.

Вся жизнь верующего еврея подчинялась многочисленным запретам и религиозно-обрядовым предписаниям, которых насчитывается 613 правил (мицвот) – 248 повелений и 365 запретов, хотя в настоящее время свою действенность сохраняют около трех сотен. При этом каждое из указанных постановлений Торы сопровождается огромным количеством рекомендаций и указаний, содержащихся в Талмуде и направленных на детальное, если не сказать мелочное исполнение заповеди. Например, на основании заповеди «да не сотворишь всякого дела в день субботний», существует 949 раввинских предписаний, из которых одно «запрещает еврею даже плевать по воздуху в субботу, потому что действие похоже на веяние неочищенной ржи». На основании запрета не есть квасного (злаков, вступивших в контакт с водой, что приводит к процессу брожения) в Пасху составлено 265 постановлений, из которых одно гласит, что если бы десять евреев, в день Пасхи, варили пищу в воде, почерпнутой из одного колодца, в котором вскоре после того найден какой-нибудь ячмень, то все они обязаны приготовленную пищу, вместе с посудой, сжечь или бросить в реку. О запрещенной и разрешенной пище существует более трех тысяч различных постановлений; об обряде умовения рук - до ста, а о солении мяса - до двух сот. Именно детальное соблюдение обрядов определяет степень религиозности иудея, а строгость предписаний определяет направление в иудаизме (реформированный, ортодоксальный или консервативный). По этой причине для иудеев их богоизбранность, состоящая в необходимости соблюдать все предписания, не столько привилегия, сколько большая ответственность и тяжелая ноша, которую они должны с гордостью проносить через всю жизнь.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Основы веры в иудаизме | Иудаизм в России

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 440; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.