Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Иудаизм в России

Вплоть до 1917 года правовое положение и самосознание подавляющего большинства еврейского населения России определялось принадлежностью к иудейской религии, в связи с чем понятия еврей и иудей были практически синонимами. Первые достоверные сведения об иудейских общинах в греческих городах-колониях на северных берегах Черного моря датируются I веком н. э. Со второго века, после подавления восстания Бар-Кохбы, многие из евреев были сосланы в Крым, на окраины Римской империи. Сюда же они переселяются и в период Византийской империи, что делает данный регион в значительной степени населенным этим этносом. На Северный Кавказ в середине тысячелетия из Ирана проникают группы, от которых происходят современные горские евреи. В VIII веке (740 год) иудаизм становится государственной религией тюркского государства Хазарский каганат, которое находилось между Волгой и Днепром и брало дань с восточных славян. Это было связано как с высоким положением горских евреев при дворе хазарских беков, так и с противостоянием Хазарии христианской Византии и мусульманскому Арабскому халифату. В результате сложилась уникальная ситуация, когда иудаизм распространяется в среде нееврейского народа.

В IX веке князь Святослав разгромил каганат, но иудейские общины продолжили существование на территории Руси. В Киеве она была настолько многочисленна, что северо-восточный въезд в город получил название «жидовские ворота». Во время выбора князем Владимиром вер было выслушано и предложение «хазарских иудеев», но отвергнуто. После принятия христианства на Руси иудейские общины продолжали существовать в Киеве и в других местах. Но с увеличением численности постепенно нарастает неприятие еврейства и иудаизма. Так в 1113 году в Киеве произошло народное восстание, в результате которого были разгромлены дворы «княжьих людей» и дома евреев. Владимир Мономах, подавив восстание, приказал покинуть город иноземным евреям, но на коренных киевлян-иудеев это не распространялось. Антисемитизм, существовавший в тот период в Западной Европе имел гораздо больший масштаб, выражавшийся в политических и религиозных преследованиях иудаизма. До татаро-монгольского нашествия синагоги продолжают существование во многих городах Южной Руси, а еврейское население появляется и в Северной. Численность евреев на северо-восточных территориях Северо-Восточной Руси была невелика в XIV-XV веках. Но в конце XV века в Новгороде и Москве под их влиянием возникает иудеохристианская ересь «жидовствующих», отрицавших Божественность Иисуса, почитание икон, праздновавших субботу и другие иудейские праздники. Представители этого движения были казнены (сожжены), а евреям, не перешедшим в христианство, был запрещен въезд в Московское царство. В начале XVIII века положение иудеев в России существенно не изменилось. Как и прежде, их численность была невелика, переход из православия в иудаизм сурово наказывался (вплоть до сожжения), а обратный переход поощрялся, и позволял занять высокие посты (например, один из сподвижников Петра I , барон Шафиров). До середины XVIII века иудеям запрещалось селиться в пределах империи.

После татаро-монгольского нашествия на землях Юго-Западной и Западной Руси, вошедших в состав Польско-Литовского государства, евреи с XIV века пользуются особым покровительством королевской и княжеской власти и правами самоуправления на основе Магдебургского права. Здесь иудейские общины первое время продолжали пользоваться восточнославянским (древнерусским) языком, но в конце XV – начале XVI века они были ассимилированы переселившимися из Германии евреями-ашкеназами, и заимствовали еврейско-немецкий язык идиш. В XV-XVI веке Польско-Литовское государство становится центром иудейской религиозной учености, где происходит расцвет духовной жизни. С XVII века положение еврейского населения резко ухудшается. Это происходило из-за общего кризиса Польского государства, восстания украинских крестьян против польского гнета (хмельнитчина и гайдаматчина), когда массы евреев пали от рук повстанцев, а также многолетних и тяжелых войн Польши с Россией, Швецией и Турцией. Центр религиозной жизни евреев перемещается севернее – в Вильно.

Принципиально ситуация меняется после разделов Польши в правление Екатерины II и вхождения в состав России, значительных территорий, населенных евреями (с 1772 года). Императрица в своем манифесте обещала, что «еврейские общества, жительствующие в присоединенных к Империи Российской городах и землях, будут оставлены в тех свободах, коими они ныне в рассуждении закона и имуществ пользуются». Но переход в российское подданство резко изменил правовой статус членов еврейских общин. В частности, они лишались особого покровительства власти. Кагальное самоуправление иудейской общины сохранялось, но в несколько урезанном виде, ограниченное лишь религиозной сферой. Ее избираемый глава – раввин, утверждался губернатором. Евреи могли записываться в сословие мещан или купцов, но облагались двойной подушной податью. Лицам иудейского вероисповедания не разрешалось поселение во внутренних губерниях Империи, но позволялось «водворение» на всей территории Украины и в Новороссии и, тем самым, оформляется так называемая «черта оседлости лиц иудейского вероисповедания». Причиной ее установления в 1794 году явилась просьба московских купцов, об ограничении деятельности еврейских каналов поставки товаров на территорию России и носила протекционистский характер. Нужно отметить, что эта мера не являлась тот период какой-то особой дискриминацией веры или нации, так как все городское население не имело права свободно перемещаться из губернии в губернию.

В либеральное царствование Александра I был учрежден «Комитет по благоустройству евреев». В Петербург были приглашены представители кагалов, и в 1802 году была создана Санкт-Петербургская иудейская религиозная община. Черту оседлости расширяется за счет включения в нее Астраханской и Кавказской губернии, дозволяется, правда по особым разрешениям, посещать внутренние губернии еврейским промышленникам, купцам, художникам и ремесленникам. Специальным указом кагалам запрещались наказания религиозного характера, в том числе преследования хасидов. Еще раньше в официальных документах признанное оскорбительным наименование «жид» было заменено на «еврей». В 1817 году было запрещено обвинять евреев в совершении ритуальных убийств, основываясь на предрассудках. После включения в результате победы над Наполеоном в начале XIX века в состав империи Царства Польского в границах тогдашней России оказалось около 2 млн. евреев, что составляло более половины живущих в мире евреев. Россия стала страной с самой большой численностью представителей иудаизма (в абсолютном выражении), а иудаизм – одним из самых распространенных вероисповеданий государства.

В первой половине XIX века среди крестьян центральных губерний и донского казачества получает распространение «секта субботников», последователи которой заявляли о приверженности «Моисееву закону» и называли себя евреями. Проникновение иудаизма, пусть и в искаженном виде в среду православного населения вызывает обеспокоенность правительства. Реакцией стали репрессии против членов этой секты и ряд ограничений для евреев. В 1827 году на них распространили рекрутскую повинность, причем в повышенной пропорции. Призывали в «кантонисты» детей и подростков с 12 лет, и их зачастую насильно заставляли креститься. В 1844 году органы еврейского самоуправления - кагалы «как оплот религиозного фанатизма упраздняются», а также традиционные высшие религиозные школы (йешеивы), которые при них действовали. В николаевский период значительное число польских, немецких, прибалтийских евреев поселяются вне черты оседлости, будучи секуляризованными, имея немецкие фамилии и свидетельства о крещении (как правило в протестантизм или католицизм).

Некоторое облегчение для положения евреев наступило в царствование Александра II. Был отменен институт «кантонистов», и евреи были уравнены в правах с другими гражданами в отношении воинской повинности. Постепенно «право жительства» вне черты оседлости было предоставлено богатым купцам и промышленникам, лицам с высшим образованием, ремесленникам, солдатам, окончившим срок службы, фельдшерам. Представители иудаизма были допущены в суд, земства, адвокатуру. Это способствовало появлению новых иудейских общин, как в европейской части России, так и в Сибири.

После убийства Александра II, в котором косвенное участие принимали и евреи, члены «Народной воли», усилились юдофобские настроения в обществе и по городам Юго-Запада прокатились первые волны погромов, которые потом периодически повторялись во времена обострения внутриполитической ситуации в стране. Инициаторами погромов были представители различных кругов, от представителей властей, до революционеров, провоцирующих таким образом народ к бунту, и уголовников, стремящихся поживиться за счет евреев. Погромы прошли в Одессе, Киеве, Елисаветграде, Екатеринославе. Правительство, в рамках политики «контрреформ», на рубеже веков существенно ограничивает иудаизм: вводит строгие процентные нормы для еврейских учащихся в высших учебных заведениях, ограничивает программы преподавания в иудейских школах только религиозными предметами, выводит евреев из состава земств как «элемент антигосударственный». Действия властей и погромы приводят к тому, что значительная часть радикально настроенной еврейской молодежи уходит в различные революционные партии или в националистическое сионистское движение. Другой формой протеста становится все возрастающая миграция за пределы России, которая на рубеже веков охватила более миллиона евреев. Основным направлением эмиграции становится США, страну, ставшую к середине ХХ века самой населенной представителями иудаизма. Другими направлениями были Австралия, Аргентина, Южная Африка, а так же Палестина.

К началу XX века евреев в России насчитывалось более 5 миллионов человек (4,13% всего населения страны). Большая часть из них проживала в городах и местечках внутри черты оседлости (3,5 млн. чел.), придерживаясь освященных веками традиций. В масштабах Империи существовал высший официальный орган для решения вопросов по религиозно-духовным делам евреев – «Раввинская комиссия», выполнявшая, в частности, консультативные функции при Министерстве внутренних дел. Наиболее значительным центром религиозной жизни был Вильно, где более 40% населения принадлежали к иудаизму, действовало свыше сотни синагог, и город был общепризнанным центром талмудической учености. Вторым крупным центром была Одесса, где еврейское население составляло около 100 тысяч человек и действовало 56 синагог, существовало несколько религиозных учебных заведений, наиболее значительными из которых была школа для детей-сирот «Талмуд-Тора» и высшая школа иудаизма. В Крыму помимо евреев-ашкенази проживали, не смешиваясь с ними, евреи-крымчаки, говорившие на тюркском языке. Крупные иудейские общины в конце XIX –начале ХХ века появляются в городах на Волге (Нижний Новгород, Самара, Саратов, Астрахань) и Дону (Ростов-на-Дону, Область войска Донского). На Кавказе иудаизм был представлен относительно немногочисленными (всего около 50 тыс. чел.) восточными подгруппами евреев: горские (на территории Дагестана, Чечни, Осетии), грузинские, ширванские (Азербайджан). Образом жизни походили на горское население и на них не распространялись ограничения, характерные для выходцев из западных территорий России. То же самое можно сказать и о группе среднеазиатских, бухарских евреев, проживавших на территории Туркестанского края численностью около 40 тысяч человек. В Петербурге немногочисленная иудейская община оформляется в конце XVIII века, которая за столетие увеличилась, не смотря на запреты, до 17 тысяч человек. В городе в начале ХХ века действовало 10 синагог, центральное место из которых занимала хоральная синагога, построенная в 1893 году. В Москве в начале XIX численность еврейского была незначительной, но во второй половине столетия начинается ее стремительный рост: в 1871 году 7 тыс. человек, а в 1889 – 26 тысяч. Действовало несколько десятков молелен и Московская хоральная синагога. Но в конце столетия она была закрыта властями, а более 20 тысяч евреев выселено из города.

Во время Первой мировой войны из-за массового бегства населения из фронтовой полосы правительство было вынуждено разрешить практически повсеместное проживание евреев. После Февральской революции были отменены все правовые ограничения для граждан иудейского вероисповедания. Однако предоставленное им гражданское равноправие было реализовано на практике только после Гражданской войны, в ходе которой евреи очень сильно пострадали от погромов, устраиваемых антисоветскими армиями и бандами. К 1922 году еврейское население на территории СССР сократилось вдвое не столько из-за массовой гибели, сколько из-за потери западных территорий: Прибалтики, Бессарабии, Западной Украины и Белоруссии.

В первые годы советской власти массовых репрессий против иудаизма не было. Но, как и в случае с другими религиями, предпринимаются попытки расколоть религиозную традицию, поддержав «обновленческий» иудаизм, «живую синагогу» выступавшую за советскую власть, как освободительницу от погромов и черты оседлости. В Москве были открыты две новые синагоги обновленцев в Черкизове и Марьиной роще. В то же время делаются шаги по вытеснению религиозной традиции через популяризацию советской еврейской культуры. Появляются театры, периодические издания на идише. Но использование иврита, как «реакционного языка Библии» не допускается, как и существование религиозных учебных заведений. В 1924 возникает идея переселения евреев из западных регионов на Дальний Восток, оформившаяся в виде Еврейской автономной области.

В конце 1920-х годов заканчивается время относительно терпимого отношения к религиям и начинается переход к всевозрастающим репрессиям. Закрываются синагоги в ряде городов. В период индустриализации страны происходило массовое переселение евреев, прежде всего молодых людей, из местечек бывшей черты оседлости в крупные города и промышленные центры России, Украины и других республик, что разрушает этническую сплоченность. В 1927 году был арестован, приговорен к смертной казни, замененной высылкой из СССР, глава движения Хабад Иосиф Ицхак Шнеерсон. Многие раввины были арестованы в период массовых репрессий, в том числе по обвинению в сотрудничестве с фашистскими разведками.

Накануне Отечественной войны численность еврейского населения в СССР вместе с присоединенными после 1939 года территориями составляла 4,8 млн. человек. В период войны на оккупированных территориях была уничтожена большая его часть. Почти полностью были истреблены евреи-крымчаки и горские евреи. Религиозная жизнь становилась средством духовного сопротивления геноциду. Советскими властями в этот период было допущено некоторое послабление в отношении давления на религию, что коснулось также иудаизма. В ряде городов открыты синагоги, раввины участвуют в деятельности Еврейского антифашистского комитета.

Но вскоре после окончания войны вновь последовало усиление антисемитской кампании. Во многом это оказалось связано с проамериканской позицией государства Израиль, создание которого в 1948 году было поддержано Сталиным в надежде на усиление влияния СССР на Ближнем Востоке. Был физически уничтожен ряд деятелей культуры, говорящих на языке идиш, организовано «дело кремлевских врачей», а также борьба «с безродными космополитами».

После смерти Сталина, в период хрущевской оттепели, иудейская культурно-религиозная жизнь в полной мере не была восстановлена. Синагоги стали исключительно культовыми учреждениями, их деятельность строго контролировалась органами госбезопасности. В период развернутой в 1960-1961 годы антирелигиозной кампании были закрыты синагоги во многих городах, а также религиозное училище в Москве, большинство раввинов было вынуждено эмигрировать. Была запрещена подготовка служителей иудейского культа – шойхетов (резников скота), соферов (переписчиков Торы), шамашев (религиозных служек). Арабо-израильская война 1967 года, когда Советское правительство, целиком став на сторону арабов, развернуло антисионистскую кампанию, часто граничившую с прямым антисемитизмом, вызвала оживление национально-религиозных чувств у значительной части еврейского населения. У молодых высокообразованных людей, полностью ассимилированных в русскую культуру, проявился активный интерес к иудаизму. По причине непрекращающегося антисемитизма среди советских евреев возобладали эмиграционные настроения. Но легальный выезд из СССР был разрешен лишь в 1970 году, и в следующий год эмигрировало 15 тысяч евреев; в 1972 – 35 тысяч; в 1979 – 67 тыс., достигнув в 1990 году 452 тысяч человек.

В связи с тем, что среди эмигрантов было немало религиозных евреев, жизнь иудейских религиозных общин в СССР оскудела: к началу 80-х годов их было всего около 90, причем далеко не все имели синагоги. Вместе с тем с конца 80-х годов наблюдается оживление интереса еврейской молодежи к еврейской традиционной культуре, особенно к языку иврит. Об этом свидетельствует появление еврейских школ и языковых курсов. Одновременно в среде российского еврейства начинается постепенное возвращение к иудаизму. Впервые за все время проживания на территории России евреям удалось создать единую конфессиональную организацию. В январе 1990 г. по инициативе Московской хоральной синагоги в Москве состоялся учредительный съезд Всесоюзного Совета еврейских религиозных общин (ВСЕРО). На съезде присутствовали представители 61 общины из всех республик СССР. Председателем и главным раввином ВСЕРО выбрали главного раввина Московской хоральной синагоги Адольфа Шаевича. После распада СССР на базе ВСЕРО образовались республиканские конфессиональные организации. В феврале 1993 г. на конгрессе российских иудейских общин в Москве была сформирована Конфедерация еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР), президентом которой стал А. Шаевич, одновременно получивший титул главного раввина России. Центром московской еврейской религиозной общины является Московская хоральная синагога. Данный орган не имеет административной власти, а выполняет консультативно-координирующие и представительские функции. Главной сферой его деятельности является проведение региональных семинаров, подготовка кадров для работы в общинах, ознакомление еврейского населения с национальными традициями, образовательная и издательская деятельность. Идея организации – поддерживать национальное, и вместе с тем религиозное возрождение в еврействе, понимая современные реалии, когда несколько поколений выросли при безрелигиозном воспитании, и стараться сгладить различия между направлениями. В настоящее время в Конгресс входит немногим более сотни общин.

На начальном этапе своей деятельности Конгресс включал в себя все религиозные иудейские общины, в том числе и реформистские, которые появляются лишь в начале 1990-х на территории России. Это вызвало протест со стороны хасидов, которые имели давние традиции, но легализуются лишь на рубеже 1980-90 годов, когда в Москве любавическим хасидам была передана синагога в Марьиной Роще. Хасиды, а также часть ортодоксальных евреев в 1995 году заявили о выходе из состава Конгресса и создании своей организации, объединяющей представителей традиционного иудаизма. В 1999 году была зарегистрирована Федерация еврейских общин России (ФЕОР) под председательством раввина Берл Лазара (до 2000 года гражданин США). Цель, провозглашаемая организацией: «создать условия для полноценной религиозной и национально-культурной жизни граждан России, исповедующих иудаизм и идентифицирующих себя с еврейским народом». Руководство организацией в основном составляют представители хасидского движения «Хабад-Любавич», но масса верующих состоит из приверженцев ортодоксального направления. В настоящее время в Федерацию входит более двухсот общин, действующих в 176 городах России, в том числе 42 синагоги, возглавляемые раввинами. Но численность представителей иудаизма в современной России невелика. По данным Всероссийской переписи 2002 года евреев насчитывалось 229 тысяч человек, что составляло 0,16 % от всего населения. Если даже признать верными заявления руководителей еврейских организаций, о том, что «в лучшем случае 30-40 % евреев соприкасаются с еврейской жизнью, посещая синагоги или еврейские общины», то численность последователей иудаизма окажется менее ста тысяч человек. Не смотря на это, иудаизм внес значительный вклад как в мировую, так и в российскую историю и культуру.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Религиозная практика иудаизма | Краткие итоги

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 699; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.