Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Иудаизм

Читайте также:
  1. Религии Древнего мира (Иудаизм)

Иудаизм как религиозная система появилась в Палестина в конце II - начале I тысячелетия до н. э. Иудаизм получил название от многочисленного племени Иуды. Интерес к иудаизму вызван тем обстоятельством, что он представляет собой одну из древнейших национально-государственных религий почти не изменившуюся до настоящего времени и на его основе получили развитие две религии – христианство и ислам.

Иудаизм возник, развивался и проходил через те же стадии, как и все другие религии. Видоизменяясь на протяжении истории, он приспосабливался к условиям времени. Вся история иудаизма делится на четыре периода: библейский связанный с разложением родоплеменных отношений и переходом к рабовладельчеству. Считается, что в этот период бог через пророка Моисея даровал еврейскому народу Пятикнижие и отсюда берет начало иудаизм; талмудический, закреплявший рабовладельчество. Приспособление Пятикнижия к новым условиям привело к появлению Талмуда; раввинистический в Средневековье с активной пропагандой мессианизма; реформистский современный иудаизм ставит на передний план пропаганду законов морали, адаптировавшихся к нормам европейского образа жизни.

Древняя религия евреев представляла собой совокупность верований, характерных для первобытнообщинного и родового строя. У них существовали культы духов, стихий природы, предков и т. п. В условиях родового строя происходило усложнение представлений о богах и их функциях. Постепенно из иудейского пантеона выделился бог Яхве. Из духа огня он превратился в бога племени Иуды. В общенародного бога Яхве превратился в иудейском рабовладельческом обществе так называемого периода царств.

Главную роль в распространении монотеистических взглядов среди евреев сыграло жречество, сконцентрированное вокруг Иерусалимского храма. Жрецы этого храма были подчинены царю. Они стремились с помощью царей уничтожить все другие святилища в Иудее и объединить всех евреев единым культом Яхве, совершаемым в Иерусалимском храме.

Иудейское государство с Иерусалимским храмом неоднократно подвергалось разрушению. Первый храм простоял 400 лет и в 586 г. был разрушен вавилонянами. Возвратившиеся из вавилонского плена иудеи построили Второй храм, который простоял столько же лет сколько и первый и был разрушен римлянами в 70 г н.э. Сохранившаяся Западная стена храма получила название Стена Плача, здесь собираются евреи оплакать утрату храма и молятся о восстановлении храма.

После подавления восстания в 135 г. н.э. Иерусалим снова был разрушен, а евреи были изгнаны с территории Палестины. Оказавшись за пределами Палестины иудеи объединились в религиозные общины. Возрождали иудаизм в годы расселения (диаспоры) духовные наставники общины - раввины. В диаспоре возникла не храмовая, а синагогальная религиозная организация. Синагога – это центр еврейской общины, где раввины наряду с толкованием священных текстов решают все споры и проблемы, возникающие у верующих.

Синагогальная организация в условиях отсутствия социального, политического и территориального единства расселенных евреев служила объединяющим моментом. Религия предков сохраняла этнокультурную общность евреев. И поскольку религия служила единственной связующей силой у евреев, то постепенно в иудаизме все больше внимания уделялось её ритуальной стороне, религия все больше превращалась в религию обрядов и молитв, на соблюдение праведности жизни, появлялась тяга к мистицизму.

В середине века стали развиваться мистические течения иудаизма, известные под общим названием Каббала (предание). Ультраортодоксальным крылом этого направления становится хасидизм (учение о благочестии) в XVIII в., впервые появившийся на территории Польши и Украины. Хасидизм признает, что весь мир это проявление божества, что божественную сущность вещей человек может постичь внутренним духовным восприятием, молитвой. Молитва заменяет жертвоприношения, поэтому она имеет мистическую ценность. Во время молитвы требовалось себя искусственно возбуждать, доводить до экстаза, отрешение от всего суетного. Особая роль в хасидизме отводилась культу цадика - духовного вождя. Считалось, что цадик – это полубог, получеловек, он стал непосредственно между богом и человеком. Своей основной задачей хасидизм ставил сохранение первоначального иудаизма.

В том же XVIII в. появилось движение, боровшееся с хасидизмом – Гаскала (просвещение). Оно выступило против теории о национально-религиозной исключительности евреев, за придание иудаизму светского характера, за распространение научных знаний. Деятельность этого движения получившая распространение в России, Польше, Германии привела к кризису ортодоксальный иудаизм и в Западной Европе в начале XIX в. возникает реформистский иудаизм.

В основе теории реформированного иудаизма лежит понимание того, что обилие обрядности привнесенное италиудизмом в иудаизм скрывает подлинную сущность религии. Выводом из этого состояния может быть радикальная реформа иудейского культа.

Привезенные в США зажиточной частью эмигрантов из Германии идеи немецко-еврейского философа М. Мендельсона получили черты американизма. Лидеры реформированного иудаизма используют результаты исследования современной библеистики и на первое место выдвигают законы морали, изложенные в библии и этические учения пророков отодвигая обрядовую сторону на второй план. Это обусловлено адаптацией евреев к новым историческим условиям, их правовым уравнением и разрушением прежнего образа жизни. Введен порядок богослужения не на древнееврейском языке, как это было принято, а на английском. Подражая христианской церкви, они ликвидировали перегородку, отделяющую мужское отделение от женского, предоставив женщине равные права с мужчиной. Недавно начали посвящать в раввины женщин. Национальная принадлежность определяется не только по матери, как было прежде, но и по отцу, отказались от мелочей, касающихся литургии и ритуала. Раввин отправляет службу в цивильном костюме. В США из 5,5 млн. проживающих евреев, более миллиона сторонников реформизма.

Группа умеренных реформистов в США создает консервативное направление в иудаизме. Особенность его заключается в том, что оно высказывается за сохранение всех традиций, но стоит за их приспособление к современным условиям. В значительной мере сохраняется нововведения реформистов: совместное совершение молитв мужчинами и женщинами, проведение службы на английском языке. Некоторые общины используют в литургии орган, другие отвергают это новшество; одни выступают за пищевые запреты, другие отказываются от них.

Тенденция современных иудейских теологов выражена в стремлении восстановить религию в ее ортодоксальном виде. Сторонники этого направления называют себя реконструктивистами.

Реконструктивисты хотя восстановить иудаизм в раввинистическом варианте, подправив его национализмом, заимствованным у сионизма.

Сионизм, не являясь религиозным течением тесно с ним смыкается. Это движение политическое базирующееся на иудаизме. Сионизм боролся за политические свободы еврейской диаспоры в европейских странах и за создание государства для евреев, если их не могли защитить законы страны, в которых они проживали. Опираясь на религиозное и культурное единство еврейского народа, сохраненное благодаря иудаизму, лидеры сионизма поставили своей задачей реализацию идеи о возвращении евреев в Палестину и восстановление государства Израиль. В отношении евреев, проживавших в диаспоре ставилась задача обеспечения политических свобод и гарантий физической безопасности. Успешное завершение планов стало возможным в 1948 году, когда ООН объявило решение о создании государства Израиль. Сегодня государство Израиль стало «землей обетованной» для евреев всего мира, а иудаизм принят в качестве государственной религии.

Основные догматы иудаизма - вера в единого бога Яхве, в приход мессии, бессмертии души и существование загробного мира, богоизбранность еврейского народа.

Вера в бога Яхве составляет основу иудейской религии, Иудаизм настаивал на том, что смертному разуму и глазам бог недоступен, а возможно он не имеет видимого образа. Поэтому ни произносить, ни изображать Яхве нельзя.

Наличием веры в единого бога иудейские жрецы хотят подчеркнуть исключительность еврейского народа. Но тенденция к монотеизму существовала во многих восточных религиях и эта тенденция была отражением политической централизации, самодержавной власти царя. Приоритет монотеизма в иудаизме объясняется безграничной властью жрецов Иерусалимского храма и отсутствием сильных соперников у них.

Неотъемлемой частью еврейского вероучения о боге Яхве является догмат о мессии. Мессия, или машнах, на древнегреческому Христос помазанник. Мессия придет в этот мир совершить праведный суд, воздать всем по заслугам. Проповедь о небесном избавителе использовалась для того, чтобы ставить его приход в зависимость от богоугодного поведения людей. Таким образом учение о мессии получало яркое выраженную эсхатологическую окраску.

Согласно иудаизму существо человека проявляется в постоянной борьбе добра и зла. Обусловленность добра и зла вытекает из двойственности людей. Они состоят из души и тела. Тело от людей, душа от бога. Верующий должен постоянно благодарить бога за этот дар. Условием бессмертия служит изучение Торы, которая сохраняет чистоту, бережет от греха и ведет к святости. Эсхатологические представления иудаизма находят выражение в молитвах, читаемых в новый год и судный день.

Идея богоизбранности не является исключительно еврейской. В странах Востока небольшие по численности народы, чувствуя слабость перед окружающим миром, мечтали о покровительстве божества. Отсюда возникает образ всесильного защитника, готового уничтожить врагов «своего» народа. В конце XIX идея богоизбранности евреев была подхвачена и раздута националистическими движениями для достижения политических целей.

Догматы иудаизма изложены в Ветхом Завете, который начинает складываться на рубеже II тысячелетия и I тысячелетия до н. э., но окончательно формируется к V в. до н. э. Ядром Ветхого завета считается Пятикнижие (пять книг Моисеевых), Пророки и Писания. По-иудейски Ветхий Завет называется Тонах (аббревиатура трех частей Ветхого Завета «Тора», «Небиим», «Кетубим»). Всего книг 39, они объявляются каноническими, т.е. правильными, «богодуховенными».

Первая часть – Пятикнижия Моисея содержит мифическое изложение истории евреев от создания мира и приводится свод догм, правил и ритуалов культа Яхве, Декалог – десять заповедей. Вторая часть – Пророки – содержит в себе описания видений пророков, через которых Яхве передавал свои указания. Третья часть – Писания – используется для чтения во время религиозных праздников, включают как исторические так т поэтические произведения.

Кроме Ветхого завета в иудаизме чтут многочисленные комментарии и разъяснения относительно применения закона в разных жизненных ситуациях. Толкование Ветхого завета привело к созданию «Мишны». Она состоит из 63 трактатов, одни из них были пересказом и разъяснением важнейших положений вероучения иудаизма, другие представляли собой разнообразные правовые кодексы – правила регламентирующие положение в дни религиозных праздников, аграрное право, порядок жертвопроиношений, законы о семье и браке, гражданское и уголовное право и т.д. Мишна вскоре сама стала предметом толкований. Собрание толкований Мишны называется Гемарой. Мишна и Гемара и составляют Талмуд (изучение) – соединение дискуссий иудейского духовенства о культе, рассуждений о догмате, поучений по вопросам морали, религиозных предписаний, законов, касающихся судопроизводства уголовных и гражданских дел, сведений по медицине, математике, географии, притч, легенд и т.д.

Вся жизнь иудея заполнена многочисленными обрядами. Они выполняют роль связи между евреями и как средство самоутверждения в приверженности вере.

Главным ритуальным действием в жизни иудея стала молитва, заменившая храмовый обряд жертвоприношения. Молитва понимается как путь к единению с богом, как некий смысл направленный на изменение порядка в мире. Совершается утренняя, дневная вечерняя молитвы. Во время утренней молитвы предписано надевать на лоб и левую руку тефиллин. Тефиллин представляет собой два плотно закрытых ящика кубической формы. Кубики заполнены пергаментом с ветхозаветным текстом.

Важным пунктом еврейской жизни является суббота – день отдыха, духовного возрождения и праздник в честь завершения богом сотворения мира. В этот день запрещены все виды деятельности и дальние путешествия.

В Торе указаны самые важные праздники. Первое место занимает Писах (пасха) отмечается как день свободы, в память выхода евреев из египетского плена. На самом деле пасха имеет древнее происхождение: у скотоводов она означала умилостивление духов пустынь во время приплода скота; у земледельцев пасха превратилась в праздник начала уборки хлебов. В пасхальной обрядности современного верующего еврея главное место занял образ мессии. Пасха, согласно толкованию раввинов, связана с ожиданием небесного избавителя, который соберет всех евреев и утвердит царство славы.

Рош – Гашана (новый год) - считается, что бог определяет правильно ли живет человек. Следующие десять дней отведены для раскаяния и самопознания.

Самый святой день еврейского календаря Йом-Кинур (судный день) – господь взвешивает поступки людей и определяет их судьбу. В Суккот евреи имеют возможность вспомнить о том, что бог не оставил свой народ, когда тот сорок лет странствовал по пустыни и жил в шалашах. В этот день верующие строят шалаши и устраивают в них Трапезы.

Праздник Ханука установлен в честь освобождения храма в 164г. до н. э. и его освящения. Праздник Шевуот отмечается как день дарования Торы богом.

Кроме исполнения обрядов, совершения праздников в иудаизме существует тщательно разработанный свод правил о разрешенной к употреблению кошерной (разрешенная) пищи. Трефными (запрещенными) являются свинина, рыба без чешуи, кровь животного. Мясо разрешенных животных, птиц должны заготавливать при соблюдении ритуала, который совершает резник. Существуют ритуалы связанные с омовениями, соблюдением чистоты.

Сведения о появлении Иудаизма на территории Руси связаны с существованием Хазарского каганата (Приднепровье, Северный Кавказ, Приазовье). В VIII веке иудаизм становится государственной религией Хазарского царства. После разгрома Святославом каганата часть иудеев оказалась в Киеве, где образовались общины смешанного этнического состава.

Длительное время Россия, подобно европейским государствам, проводила политику, направленную на сдерживании расселения евреев. Только в конце XVIII века после разделов Польши, часть земель вместе с многочисленными еврейскими населением были включены в состав Российского государства. В западных районах России (Украина, Белоруссия, Прибалтика) проживало значительное количество евреев. В это время политика сдерживания расселения евреев продолжалась и хотя они стали гражданами Российской империи, но имели большие ограничения в правах. При Екатерине II законодательно определилась черта оседлости лиц иудейского вероисповедания, выезд за границу этой территории был запрещен. В 1804г. было принято положение об устройстве иудеев (на крещеных евреев оно не распространялось), признававшее иудейское вероисповедание, права на самоуправление в религиозных общинах и т.д.

Со временем было допущено смягчение требований, стало возможным свободное расселение состоятельным купцам и представителям некоторых профессий. Иудейские общины стали создаваться в центральных районах России. Во второй половине XIX века на юге России произошли первые погромы, усилился антисемитизм, вновь были ужесточены правила проживания, введены нормы на получение образования, что вызвало протест еврейской молодежи и стимулировало ее участие в революционном движении.

В Советской России равноправие граждан различных вероисповеданий было восстановлено, но нарушения в области религиозных правовых норм коснувшиеся всех конфессий, затронули и иудаизм; были репрессированы служители культа, закрыты синагоги, учебные заведения. Во время войны отношения государства и религиозных объединений приняли более мягкие формы. В послевоенное время активизируется атеистическая работа и в 40-х и 50-х годах положение вновь для всех конфессий ухудшается, в 60-е годы набирает темпы эмиграционный процесс. Демократические процессы, происходившие в стране, привели к нормализации деятельности иудейских религиозных общин, к активизации международных контактов.

Характерная особенность современного иудаизма выражена в поисках единства с христианством. Основой такой общности считают учение о единобожии, защите слабых и мессианстве. В ветхом новом завете живет один бог, Христос рожден еврейской женщиной, а поэтому учение Христа не могло быть враждебно принято иудеями. На этом основании необходимо снять обвинение с еврейского народа в распятии сына божья. Ватиканский собор осудил антисемитизм, призвал к примирению, в конце своего заседания собор принял еврейский документ, в котором признало, что еврейский народ не повинен в распятии Христа. Работает Ватиканская комиссия по вопросу сотрудничества с иудаизмом.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Синтоизм | Артемов А.А

Дата добавления: 2014-03-04; просмотров: 680; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.