Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Религии Древнего мира (Иудаизм)На смену религиозному синкретизму Древнего мира приходит единобожие. В начале с элементами язычества, затем в форме строгого монотеизма. Примером монотеистической религии может служить иудаизм. Иудаизм является одной из древнейших религий, сохранившихся до нашего времени. Его возникновение относится ко 2 тыс. до н.э. Отличие иудаизма, как религии нового типа, от других религий Древнего мира было в том, что 1) в основе иудаизма находилось Откровение Бога, переданное людям через выбранного самим же Богом человека; (Экспонат: литография «Моисей») 2) Откровение Бога было сформулировано и зафиксировано в Священной Книге; (Экспонат: свиток Торы) 3) религия была тесно связана с историей народа, которого Бог выбрал и с которым заключил Завет, т.е. особый договор, определивший права и обязанности каждой из сторон — участниц договора. Другими словами, в основе иудаизма были личностные отношения человека с Богом; личная ответственность человека перед Богом за свои поступки; 4) основой почитания Бога было не принесение жертвоприношений (хотя они сохраняли своё значение), а строгое следование Божьим заповедям, изложенным в Откровении. Библейская история еврейского народа начинается с рассказа о сотворении мира и человека. (Экспонат: блюдо «Адам и Ева») Далее следует мифологическая история народов земли, которая затем сосредотачивается на истории еврейского народа, начиная со времён Авраама, с которым Бог заключил Завет, избрав Авраама в родоначальники еврейского народа. (Экспонат: фото «Дуб Авраама» ) Впоследствии, желая испытать верность Авраама, Бог повелевает ему принести в жертву своего единственного сына Исаака. (Экспонат: блюдо «Жертвоприношение Авраама») Следующий этап библейской истории еврейского народа связан с Палестиной, т.е. с Землёй Обетованной. (Экспонат: карта Палестины и Египта) О всех важных событиях, произошедших с евреями в Палестине, рассказывают библейские повествования о патриархе Иакове и его потомках — родоначальниках 12 колен (племён) Израиля; о Моисее и его брате Аароне; о царях Давиде и Соломоне. (Экспонаты: серия рисунков с изображениями выше названных персонажей под номерами 1, 3, 4, 5, 6) Ещё один этап библейской истории евреев связан с дарованием им Закона (Торы) (Экспонаты: литографии «гора Синап», «Моисей»; Скрижали Завета; свиток Торы) В Торе, а точнее в Декалоге (Исх. 20,1-7) и в молитве «Слушай Израиль...» (Втр.6, 4-9; 11, 13-21; Числ. 15, 37-41 изложены главные положения иудейского вероучения, такие как: вера в единого Бога — Творца и Властелина Вселенной; вера в богоизбранность еврейского народа; в святость Торы; в воскресение мёртвых; в воздаяние за земные дела; в пришествие Мессии и др. Окончательно иудейское вероучение было оформлено в догматы в 12 в. выдающимся еврейским богословом Моше Бен Маймоном (Маймони-дисом). Его 13 догматических тезисов, каждый из которых начинался со слов «Верую твёрдо в...» стали своеобразным «Символом веры» иудаизма. Помимо вероучения, большое значение в иудаизме всегда придавалось строгому следованию всем ритуальным, а также морально-этическим предписаниям Торы и Талмуда. Основными обязанностями взрослого иудея были и есть 1) соблюдение обряда «Брит-мила», т.е. обряда обрезания всех мальчиков на 8-й день от рождения (у девочек в первую субботу после рождения проходил обряд наречения имени); обрезание означало заключение личного завета с Богом; было также знаком принадлежности к избранному народу. 2) соблюдение обряда «Бар-мицва» (у мальчиков) и «Бат-мицва» (у девочек), т.е. обряда религиозной инициации, когда 12-13 летний еврейский мальчик впервые допускался к самостоятельному публичному прочтению в синагоге Торы (для девочек инициация наступала в момент перехода в состояние половой зрелости) 3) соблюдение кашрота, т.е. поддержание ритуальной чистоты как в духовном, так и в телесном смысле; 4) соблюдение шабаша, т.е. предназначение одного дня недели Богу; (Экспонаты: светильник Ханука; рог Шофар; молитвенный плат Таллит; Филактерии; кубок для ритуального освящения субботы) (при необходимости рассказать о символике представленных в экспозиции культовых предметов) 5) ежегодное паломничество в Иерусалим на праздники Пасхи (в память об избавлении от египетского рабства), Шавуот (в память о даровании евреям Торы на горе (Экспонаты: литография «Иерусалимский Храм»; блюдо пасхальное; литография «Гора Синай»; гравюра «Праздник Суккот») Примечание: эту обязанность евреи не всегда могли выполнить; например, во время вавилонского пленения в 6 в. до н.э.; после 130 г. н.э., т.е. после окончательного изгнания евреев из Палестины. (Экспонаты: гравюра «Разрушение Иерусалимского Храма»; кирпич из Вавилона; сосуд с текстом псалма «На реках Вавилона...») Почему паломничества и жертвоприношения должны были быть связаны обязательно с Иерусалимом и Храмом? Потому что именно в Иерусалиме находился Дом Яхве. Нужно однако отметить, что на протяжении долгого времени наряду с Иерусалимским Храмом у евреев были святилища и в других местах. Но уже с середины 7 в. до н.э., т.е. со времён царствования Осии, храм в Иерусалиме становится центральным местом культа. В 586 г. до н.э. первый Иерусалимский Храм был разрушен царём Вавилона Навуходоносором, а сами евреем угнаны в плен. В 538 г. до н.э., т.е. после возвращения евреев из плена, Храм был восстановлен (к 515 г. до н.э.; он вошёл в историю как второй Иерусалимский Храм), а во времена правления Ирода Великого (кон. 1 в. до н.э. - нач. 1 в. н. э.) отремонтирован и значительно расширен. Кроме трёх выше названных главных праздников, у иудеев есть и другие. Большинство из них связано с библейской историей: Йом Кипур — День Покаяния и Примирения с Богом; (Экспонат: рис. М. Шехтмана «Козёл отпущения») Ханука — Праздник Света — в память об очищении Иерусалимского Храма после греческого захвата во 2 в. до н.э.; (Экспонат: свечник Менора) Пурим — в память о спасении евреев от притеснений царя Амона (см. Кн. Эстеры); Рош-а-Шана — Новый год — в память о создании Богом мира и человека. Часть праздников в иудейском календаре связана с почитанием великих еврейских учителей и раввинов; некоторые относятся к новейшей истории Израиля (напр., День памяти жертв Холокоста ). Как уже отмечалось выше, среди основных идей иудейского вероучения была идея пришествия Мессии — Спасителя своего народа. Впервые образ Мессии — Спасителя появляется в книге пророка Исайи (8 в. до н.э.). О Мессии пророчествовали также Иезекиль, Иеремия, Даниил и др. пророки. (Экспонат: литография «Библейские пророки») В кон. 1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э. идея скорого пришествия Спасителя снова стала популярной в еврейском народе, находившимся тогда под гнётом Рима. Главными выразителями мессианских настроений были ессеи. О них упоминает ещё Новый Завет, а научное подтверждение существования общины ессеев было получено в 1947 г. после раскопок в Кумране. (Экспонаты: план поселения в Хербет-Кумране; сосуд со свитком «Устава» Кумранской общины)
Подводя итог вышесказанному, отметим следующие основные моменты: 1) главной особенностью иудаизма по сравнению с другими религиями Древнего мира, явилось единобожие, опиравшееся на Откровении Бога к людям; основной 2) второй отличительной особенностью явилось наличие в иудаизме Священных 3) третьей особенностью иудаизма было строгое следование многочисленным предписаниям Торы, затрагивавших все стороны жизни верующего иудея; отсюда восприятие иудаизма представителями других религий Древнего мира не столько как нового вероучения, сколько как священного образа жизни.
Дата добавления: 2014-11-04; просмотров: 499; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |