Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Вопрос 4. Философские школы Древнего Китая
Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI – начале V вв. до н. э. Главные источники – философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно именуемые «Даодэцзин». Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ». «Дао» имеет два значения: · путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; · субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. «Дэ» – благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: · все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; · материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной – камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет «строительным материалом» иных форм жизни или явлений природы; · мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние («у-вэй»), что означает подражание природе или гармоничная, естественная деятельность в согласии с природными законами; · особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» – животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдет от императора к нему; · познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с «Дао» – первоначалом, послушании императору и близости к нему; · путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей; · необходимо во всем уступать друг другу. Также не менее влиятельными в Древнем Китае были такие социально-философские школы как конфуцианство и легизм. Конфуцианство – древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 – 479 гг. до н. э., главным источником учения – произведение «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Основные вопросы, решаемые конфуцианством: · Как необходимо управлять людьми? · Как вести себя в обществе? Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило («жэнь») поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: · жить в обществе и для общества; · уступать друг другу; · слушаться родителей, старших по возрасту и по званию (принцип «сяо»); · подчиняться императору; · сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; · быть человечным. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель). · Руководитель должен обладать следующими качествами: · подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; · управлять на основе добродетели («бадао»); · обладать необходимыми знаниями; · верно служить стране, быть патриотом; · обладать большими амбициями, ставить высокие цели; · быть благородным; · делать только добро государству и окружающим; · предпочитать убеждение и личный пример принуждению; · заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен: · быть лояльным по отношению к руководителю; · проявлять старание в работе; · постоянно учиться и самосовершенствоваться. Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 – 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 – 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти. Основными постулатами легизма являются следующие: · человек обладает изначально злой природой; · движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; · как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; · чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; · государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; · основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; · основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; · законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы; · государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству); · государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 519; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |