Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Эволюция предметного мира

Древний Египет

Древнеегипетская цивилизация ныне хорошо представлена разнообразными предметами. Нам, далеким потомкам, помог обычай древних оставлять в захоронениях вещи, предназначавшиеся для жизни усопших в загробном царстве. Сохранности предметов способствовали песчаная почва и сухой климат Египта.

Но большинство захоронений было разорено еще в глубокой древности: уже тогда были «специалисты» по разграблению могил. Уцелел удивительный документ о суде над кладоискателями, проникшими в одно из захоронений и попавшими в руки правосудия.

Известная своими изваяниями, пещерными храмами, засыпанными песками, да начертанными на папирусе письменами, эта таинственная древняя цивилизация долгое время была полумифом. Но когда в 1922 году английский археолог Говард Картер заглянул в пролом каким-то чудом не разграбленного захоронения и увидел реальные бытовые вещи, принадлежавшие юному фараону Тутанхамону, все привычные представления перевернулись.

Там были странные ложа со звериными головами, обувь и одежда, веера и опахала, жезлы и посохи, тронные сиденья и табуреты, лари и сундуки, светильники и колесницы — несколько сотен самых различных вещей. Некоторые из них не выдержали испытание временем, кое-что было повреждено, громоздкие колесницы распилены для того, чтобы их можно было бы втащить в подземелье.

Количество образцов древнеегипетского ремесла, ставших достоянием современной культуры, постепенно увеличивалось за счет находок других ученых. Все эти разрозненные, иногда сломанные предметы представляют для нас огромный интерес — возможно именно в Древнем Египте сформировались многие привычные для нас традиционные вещи — мебель, домашняя утварь, инструменты, одежда. Они составляли предметную среду древнеегипетского жилого дома.

Жилые постройки, в отличие от храмовых, не сохранились — они были выложены из необожженного кирпича, а иногда из скрепленной прутьями или камышом глины, материалов непрочных, а потому и недолговечных. Внутренний вид жилища той эпохи можно только представить по настенным рисункам или изображениям на папирусе.

В Египте сформировалось большинство традиционных музыкальных инструментов. Это были ударные — металлические тарелки, барабаны, кастаньеты и систр — своеобразный, чисто египетский инструмент, у которого звуки издавали нанизанные на проволоку металлические кружочки. Струнные инструменты: лиры, арфы и лютни, как это мы знаем, живут и поныне, но их египетские предки были менее совершенны, звук их не был таким полным, как у современных инструментов, главным образом из-за отсутствия металлических струн.

Сложна и противоречива была культура Древнего Египта. После нее остались неповторимые шедевры и сформировались и приобрели свой облик основные предметы, окружающие человека. Почти все, созданное в эпоху этой удивительной цивилизации, тогда же распространилось на соседние страны, вошло в их культурный обиход и традиции.

- Предметная среда древнеегипетского жилого дома

- Стулья и кресла древних египтян

- Особенности древнеегипетского предметного мира - целостность, органичность, каноничность

- Украшение предметов в Древнем Египте

Древняя Греция

К V веку до нашей эры начинается расцвет другой великой цивилизации прошлого — античной Греции. Политическим и культурным центром Греции времен ее могущества были Афины. Этот крупный по тем временам город был довольно хаотично застроен.

Когда дело касалось строительства общественных сооружений, то здесь уже не считались ни с какими затратами. В центре Афин на возвышении был воздвигнут знаменитый Парфенон, а в нем громадная статуя покровительницы города Афины Паллады. Эта девятиметровая статуя была украшена драгоценными камнями, слоновой костью, золотом. Даже в небольшом городке, насчитывавшем всего сотню-другую маленьких домиков, был свой театр, стадион, храм и место собраний и торговли — агора. Жизнь античных греков носила публичный характер, поэтому частное уступало общественному.

 

Греческая культура открыла совершенно новые источники эстетического наслаждения, такие, как противопоставление несомого и несущего в архитектурном сооружении.

Опоры здания (колонны, части стен) получили зримую напряженность, которую можно сравнить с мускулатурой живого организма. Их потенциальная несущая сила была связана с давлением лежащих на них каменных балок. Все тонкости этого противопоставления, вся прелесть «игры» несомого и несущего были доведены до совершенства и вылились в систему ордеров - видов архитектурной композиции из вертикальных несущих частей — опор в виде колонн, столбов и горизонтальных несомых частей. В классической архитектуре различаются два основных ордера: дорический, ионический, и дополнительные: коринфский и другие. Эстетика осмысленного и глубоко реалистического понимания греками архитектурного сооружения как организма распространилась на весь предметный мир.

Ясность греческой пластики классической поры была прямым воплощением той картины космоса, которой обладала античная культура. Все последующие неудачи подражания античной пластике объясняются прежде всего тем, что другие поколения, другие общества жили в пространстве, имевшем совсем иную культурную структуру.

- Предметная среда древнегреческого жилого дома

- Клисмос - греческий стул

- Древнегреческая керамика

- Особенности древнегреческого предметного мира - эстетическая целесообразность

Древний Рим

 

Римское государство начало свое существование примерно в VI веке до нашей эры. Завоевание римлянами Центральной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока принесло с собой влияние самых различных народов, их быта, культов, искусства. Но совершенно особое место в культурной жизни Рима занимали, конечно, греки. Римлянам недоставало способности создавать новое, однако чувство прекрасного у них было весьма развито, они имели хороший вкус и разбирались в том, что выбрать и использовать для своих целей. Римляне вывозили из Греции памятники искусства, переселяли греческих мастеров, хотя и не всегда признавали греческое искусство. Однако римская культура имела свой особый характер, отличающий ее от греческой. Римляне были людьми расчетливого, ясного и практичного ума, они руководствовались больше разумом, нежели чувством.

 

Римская культура и искусство достигли наивысшего расцвета в период императорской власти и были сложнее, многограннее, чем культура и искусство Греции. Характерна противоречивость, неоднозначность, часто в произведениях одной и той же эпохи грубая простота соседствует с ослепительной помпезностью; с одной стороны, мы видим мрачные трущобы, в которых ютится плебс, соседствуют с грандиозными сооружениями, демонстрирующими беспредельное богатство, награбленного в походах. Римская империя держалась на армии, власть находилась в руках военачальников, потому неудивительно, что римские города были воздвигнуты по образцу военных лагерей.

 

Рим в эпоху своего могущества был несоизмерим по величине со своим старшим собратом — Афинами, насчитывавшими около ста тысяч жителей. В нем проживало более одного миллиона свободных граждан, вольноотпущенников и рабов. Масса разноязычных людей заполняла узкие улочки города, попуская время от времени рабов, несших на руках носилки с восседавшим на них вельможей. Ни колесницы, ни повозки днем по улицам не передвигались. Вся сложнейшая городская среда была для тех времен продуманной и совершенной. К колодцам и фонтанам по трубам подводилась вода, нечистоты удалялись при помощи канализационной системы. Городские власти следили за общественным порядком, была даже организована пожарная служба.

 

К услугам жителей Рима было множество самых различных учреждений. Для того чтобы можно было наслаждаться популярнейшими в народе зрелищами, существовали превосходные стадионы, театры и цирки со сложнейшими устройствами, позволявшими превратить арену в водоем, например, и разыгрывать в нем морские баталии.

 

Для иного рода времяпрепровождений служили так называемые термы — нечто среднее между современным клубом и... баней. Это были громадные комплексы (термы Диоклетиана вмещали одновременно до 1800 человек), включавшие в себя места для физических упражнений, галереи и залы для занятий и философских споров, парильни и бассейны с холодной и теплой водой. Сидя на мраморных скамьях, любители утонченных бесед могли вести свои бесконечные диспуты. Переходя из помещения в помещение, люди умащали себя маслом, омывались, читали, просто отдыхали. Здесь самым необычным образом переплеталось интеллектуальное с физическим. Термы требовали очень сложных по тем временам технических устройств. В каждом из помещений поддерживалась определенная температура, вода должна была сменяться, воздушное пространство зал беспрерывно вентилироваться.

- Первые примеры функционального решения среды

- Предметная среда древнеримского жилого дома

- Устройства для подогревания напитков и еды

- Украшение предметов в Древнем Риме

- Особенности древнеримского предметного мира - сосуществование конструктивного и декоративного

Средние века

 

С конца V века н. э. после падения Древнего Рима в Европе наступает эпоха Средневековья, коренным образом изменившая облик предметной среды. Когда в V веке Псевдо-Дионисий Ареопагит в своем сочинении «О небесной иерархии» сформулировал систему мироздания, предполагавшую извечный порядок движущихся по математически точным параметрам сфер, концентрирующихся вокруг Земли, было создано, мыслительно задано то культурное пространство, в котором предстояло существовать тысячелетнему царству средневековья. Христианство восприняло космогонию Ареопагита не потому, что нашло ее для себя пригодной, а потому, что я то и другое представлялось людям само собой разумеющимся. Поэтому еще в XII веке аббат Сугерий членил пространство Сен-Дени в соответствии с той картиной мира, которую нарисовал автор сочинения «О небесной иерархии». И еще через век Дайте развернул ее в своей «Божественной комедии».

То была эпоха суровая, тревожная, но и созидательная. Эпоха наивысшего развития феодализма, значит, уже не поиска, а нахождения устойчивых форм социальной организации, эпоха новых государственных образований, уже не искусственных или случайных, а органически народившихся с пробуждением национального самосознания. Это была эпоха нахождения юной Европой некоего синтеза заимствований и традиций, которые, не сливаясь друг с другом, воздействовали на мироощущение раннего средневековья.

Улицы тесных средневековых городов застраивались узкими высокими домами, каждый из которых был замкнутым в себе пространством. Зажатый между соседними постройками с окованными железом маленькими дверями и защищенными ставнями окнами, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения.

Главная комната служила одновременно столовой и кухней. Над очагом висел медный котел, поодаль стояли шкаф с посудой, большой прямоугольный стол, сундуки с одеждой и утварью.

Достижения ремесленного искусства античности были забыты, вся мебель делалась плотниками, не знавшими хитрости различных соединений частей и врезок. Стол в те времена представлял собой деревянный щит на козлах, скамьи и табуреты были самой простой конструкции со вставленными прямо в сиденье расходящимися книзу ножками.

- Византийский стиль

- Мавританский стиль

- Романский стиль

- Предметная среда средневекового жилого дома

- Готический стиль

- Предметный мир поздне-средневекового жилища

Эпоха Возрождения в Италии

В XII—XIII веках в Италии возникают города-республики, где бурное развитие получают торговля и ремесла. Это создает благоприятные условия для расцвета культуры. Поэзия, искусство, просвещение начинают все более пробуждаться, и в последующие XV и XVI века получают свое невиданное с времен античности развитие. Эту эпоху обычно именуют Возрождением или Ренессансом. Для Возрождения был характерен небывалый расцвет искусства. Флоренция, Венеция, Мантуя, Сиена и другие города Италии украшались великолепными архитектурными ансамблями, а стенопись и скульптура того времени принадлежат к вершинам европейской художественной культуры. Искусство Возрождения, распространяясь из Италии в другие страны Европы, под влиянием местных факторов повсюду приобретает своеобразные формы. Складываются ясно различимые итальянская, французская, нидерландская, немецкая, английская и испанская разновидности ренессансного стиля.

Гуманизм Возрождения провозглашает основой мировоззрения человеческий разум и познание мира. Появляется острый интерес к забытой было античной культуре, философии и особенно к искусству. Многое меняется в духовной и материальной жизни людей: идеологические воззрения, эстетические потребности; социально-культурные условия, а с ними и мир вещей. Структура природы предстала в виде организованного пространственного тела у великих художников Возрождения. Мистика и иерархия отошли на второй план. Теперь это было тело, во всем подобное человеческому. Возрождение знаменовало собой один из радикальнейших поворотов в истории европейской культуры. И в ренессансном восприятии пространства уже чувствовался кризис. Мореплаватели прошли неведомыми путями в экзотические страны, узнали, что люди могут жить на земле совершенно по-разному. Магеллан доказал, что наша планета — шар. Коперник вычислил, что она — рядовой спутник солнца. А Галилей увидел в телескоп пятна на самом солнце. Рушилась иерархическая система ценностей, ранее придававшая вселенной определенную структурность. Земля со всеми ее богатствами тонула в путающей пустоте бесконечного пространства. Понятие об универсальности мира слилось с идеей бесконечности.

Границы человеческого познания раздвигаются, чему способствуют, в частности, и многочисленные изобретения. На суконовальных, железоделательных, лесопильных производствах мускульная сила все чаще заменялась силой воды. Машины той эпохи при самом различном их устройстве зачастую походили друг на друга. Получалось это потому, что их компоновали из одних и тех же частей-блоков, воротов, рычагов, шестерен, клиньев, сообразуясь с тем или иным назначением. Конструкция машин была открытой, и поэтому нетрудно было понять связи частей и принцип их действия.

Но самое важное для нас в этой эпохе то, что впервые в истории мир машин и механизмов занял определенное место в кругу художественных проблем. Естественно, что проектировщики машин были в то время не только механиками, но и художниками. Неразрывность художественного и технического творчества выражалась в том, что живопись и скульптура приравнивались к обычным ремеслам. Художники принадлежали к цеховым организациям, причем живописцы зачастую относились к цеху аптекарей (фармацевтов), а скульпторы — к каменных дел мастерам.

Создатели машин связывали свою деятельность с размышлениями над формами природы — растениями, животными, насекомыми. Знаменитый архитектор и теоретик искусства Леон-Баттист Альберти (1404—1472) говорил, что машины должны подражать движениям мышц и сухожилий человека. Он постоянно проводил мысль, что польза осмысливает красоту, а красота одухотворяет пользу.

Наиболее ярким из художников-инженеров был Леонардо да Винчи (1452—1519), чья гениальная мысль на века опередила свое время. Он конструировал текстильные и строительные машины, металлообрабатывающие станки, шлюзы. Иные из его замыслов смогли получить свое практическое воплощение только в наши дни. В его бумагах были найдены наброски, в которых воплощены идеи парашюта, танка и даже вертолета. Было бы ошибочным преувеличивать влияние техники на художественную культуру Возрождения — оно было не столь уж значительным.

- Предметная среда жилого дома эпохи Возрождения

- Способы декорирования изделий в эпоху Возрождения

- Часы в эпоху Ренессанса

Барокко и рококо

 

Примерно с XVI века архитектура постепенно утрачивает свою ясность и простоту. Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Итальянское слово «barocco», которым назван стиль, означает раковину вычурной формы. Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было прямым, естественным продолжением ренессансного стиля. Из Италии оно распространилось на север, в первую очередь в те страны, где в ходе контрреформации католическая церковь вновь укрепила свои позиции.

 

Основные элементы барочного стиля, так же, как и ренессансного, восходят к античности; главное же, что отличает барокко - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышные, помпезные формы барокко находят широкое применение в первую очередь в культовом строительстве, в архитектуре и интерьере новых церквей и монастырей. Новый стиль особенно пришелся по вкусу иезуитам, не случайно барокко иногда так и называют: «стиль иезуитов».

 

В барокко по сравнению с ренессансом классические формы приобретают иной характер и иное композиционное видение. На смену рациональной тектоничности приходит атектоничность, ренессансная графичность сменяется живописностью, пластика, ставшая основным средством художественной выразительности, создаёт беспокойную игру светотени, в планах и формах господствуют сложные криволинейные очертания, статичность ренессансных композиций сменяется бурной динамикой форм, группируются колонны и пилястры, фасады и интерьеры зданий насыщаются скульптурами, в интерьерах широко используется позолота, лепка, резьба, живописные плафоны, иллюзорно изображающие небо с летящими по нему ангелам, разверзшимися сводами и др. Главное в этом стиле – поразить воображение человека необычным, повлиять на его чувства.

 

Соответственно меняется характер внутреннего убранства, утвари, мебели: они подчас приобретают более сложные изысканные формы, украшаются пышной резьбой, сложными профилями, богатой росписью.

 

Деревянные сундуки, например, своей монументальностью и сложным скульптурным убором начинают походить на древнеримские саркофаги. Детали мебели приобретают форму львиных лап, масок, а ее плоскости расчленяются всевозможными архитектурными профилями, пилястрами и колоннами.

 

Появились совсем новые типы мебели, в частности кабинет — род шкафа, верхняя часть которого состояла из множества выдвижных ящиков для хранения деловых бумаг, Денег, ценных вещей. Иногда передняя стенка кабинета откидывалась и служила подобием стола. Это был прообраз современного секретера. Изменились и некоторые ранее существовавшие виды мебели. Стул бывший сотни лет жестким, сделался мягким. Раньше чтобы смягчить сиденье, подкладывался тюфячок или подушка теперь же она как бы срослась с сиденьем. Главным декоративным элементом иногда становится не резьба, а обивка из дорогой ткани или тисненой кожи с крупными латунными шляпками гвоздей; появляется отделка различными кистями и бахромой. Утвердился тип стола на четырех ножках, скрепленных понизу проногами, которому предстояло жить столетия, вплоть до наших дней.

Итальянский предметный мир стиля барокко

Распространение стиля барокко в Европе

Часы эпохи барокко

Зарождение стиля рококо

Предметный мир в стиле рококо

Эпоха промышленного производства

Период классицизма

Во второй половине XVIII века под влиянием идей Просвещения возобновляется интерес к античности. Сначала во Франции, а затем и в других странах стиль рококо идет на спад. Наступает эпоха классицизма, сочетающая строгость и простоту с некоторой долей холодности и рассудочности.

Философской основой классицизма были представления о разумной закономерности мира, о главенстве разума и общественного долга в жизни людей, о прекрасной, облагороженной природе; для искусства классицизма характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных, героических нравственных идеалов. Главная тема искусства классицизма — торжество общественных начал над личными, долга над чувством. Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Ему были присущи, однако, черты утопизма, идеализации и отвлеченности образов, нараставшие в периоды его кризиса, особенно в середине XIX в., когда классицизм был связан с реакционными общественными силами.

Для архитектуры классицизма типичны четкость и геометрическая правильность объемов, регулярность планировки; на глади стен выделяются портики, колоннады, статуи, рельефы.

Развитие классицизма во многом связано с Академиями художеств в Париже (основана в 1648 г.), Петербурге (основана в 1757 г.) и другими. Классицизм, сложившийся в XVII в. во Франции, отражал победу абсолютизма в политической жизни и торжество рационалистических принципов в культуре. В архитектуре (Л. Лево, Ф. Мансар, К. Перро) и живописи (Н. Пуссен, К. Лоррен) господствовали интерес к античным мотивам, темам и героическим образам, идеалы величия, разума и гражданского долга. Это искусство развивалось параллельно с барокко (так, в дворцово-парковом ансамбле Версаля — резиденции французских королей — классицизм и барокко слились в единый торжественный, парадный стиль). Во второй половине XVIII в. классицизм возродился во Франции, Германии, России и других странах; в это время он был связан с идеями Просвещения, а в конце XVIII в.— с идеями Великой французской революции 1789— 1794 гг.

Стены помещений, выдержанные в строгой колористической гамме, расчленяются пилястрами на симметричные плоскости. Архитектурные карнизы и тяги делаются тонкими и плоскими. Строгая симметрия и упорядоченность сменяет живое движенье форм рококо. Вместо затейливой игры завитков и раковин на стенах появляется строгая классическая орнаментация в виде гирлянд, розеток, медальонов, располагавшихся в определенном ритмическом чередовании.

- Зарождение классицизма во Франции

- Особенности предметного мира классицизма

- Способы украшения предметов в период классицизма

- Период классицизма в России

- Произведения английских мастеров конца XVIII в.

- Стиль Директории

- Машины периода классицизма

- Ампир

- Отличительные признаки русского ампира

- Производство изделий в стиле ампир в России

Эклектика (смешение стилей) и историзм

 

Сороковые годы принесут в архитектуру и искусство поиски стиля, эклектику и даже откровенную безвкусицу, которые особенно обостряются к восьмидесятым годам. Механическое соединение различных стилей либо использование стилевых форм одной эпохи в качестве формального языка искусства другой, более поздней эпохи и составляет сущность эклектики. Поскольку формальные элементы заимствуются из исторических стилей, то наряду с понятием эклектики существует и термин историзм. Началось время «архитектурных уборов», которые можно было натягивать на любые здания. Пошли в ход всевозможные «византийские», «мавританские», «готические» и тому подобные псевдохудожественные стили.

 

Ставшая уже многочисленной новая буржуазия, не отягощенная культурными традициями, хорошим вкусом, стремится привнести в свой дом некоторый оттенок интимности, романтики. Всякое стремление к единству, к архитектурному целому отметается: одна комната могла быть отделана в готическом стиле, другая — в турецком, третья — в древне-египетском.

 

В создании новых образцов мебели наблюдается тоже самое — причудливое переплетение различных стилей, перепевание мотивов прошлого.

 

Произошел распад понимания стиля как художественно-эстетической целостности, законченности; внешняя оболочка архитектурных сооружений и предметов была окончательно оторвана от их технического и функционального содержания.

В середине XIX в. стилевая форма, которая могла бы отразить особенности экономической, социальной и духовной жизни буржуазии, отсутствовала. Поэтому обращаются за помощью к «новым стилям», возникшим в результате обновления и механического соединения различных стилей прежних эпох. Как результат этого,— возникновение стиля эклектики.

Главная особенность, а одновременно и недостаток эклектики — это то, что она оперировала исключительно средствами оформительского, «прикладного» характера. Это был лишенный жизни мир рассчитанных на внешний эффект «рисованных» форм. Чрезмерное увлечение эклектическими методами неизбежно вело к искаженному пониманию сущности конструкции и технической формы.

- Стиль бидермейер

- Неорококо

- «Новые стили» - «второй ампир», неоготика и неоренессанс

- Особенности эклектики. «Стиль Макарта»


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Пространственная среда предмета | Становление дизайна

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 829; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.