Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Становление дизайна

Ремесло и промышленность в XIX веке

На протяжении всей истории развития культуры человек стремился украсить свою жизнь, сделать красивыми все необходимые ему вещи — одежду, жилище, посуду, орудия производства.

В древнем мире, когда производство предметов потребления было делом исключительно ручного труда, ремесло и искусство составляли единое понятие. Ремесленник совмещал в своем лице одновременно и художника, и техника, и изобретателя. Ремесленное производство, будучи в те далекие времена основным видом производства, просуществовало без особых изменений до конца средних веков. Сочетание красоты с утилитарными качествами в течение многих веков оставалось основным свойством всякого ремесла.

Когда на смену ремесленному производству пришло производство машинное, единство красоты и пользы нарушилось. Ввиду особенностей и сложностей новой машинной техники изделия стали утрачивать свои эстетическое качества, которые уже казались не только необязательными, но даже лишними. Считалось даже, что сочетание красивого с полезным просто противоречит существу машинного производства. Правда, некоторое время многим вещам, особенно бытового назначения, еще пытались по традиции придавать какие-то «художественные» качества, но все же это было далеко от той своеобразной гармонии красоты и пользы, которая отличала изделия ремесленников.

XIX век, названный веком пара и электричества, поистине был веком ошеломляющего прогресса. За сто лет человечество в развитии техники проделало больший путь, чем за предыдущие сто веков. Появлялись все новые источники энергии, даже самые, казалось бы, совершенные паровые машины стали уступать место двигателям внутреннего сгорания, паровым турбинам, электромоторам. Одно техническое чудо приходило на смену другому; век, начавшийся дилижансом и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой. За телеграфом последовал телефон, но и это не все — в конце века заработал «беспроволочный телеграф»— радио. Люди придумали способ делать точные изображения с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали первые попытки взлететь на аппарате тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию — кино.

Технический прогресс века хорошо прослеживается на железных дорогах. Первая из них появилась в Англии в 1825 году, а всего через 25 лет длина всех железных дорог на земле равнялась длине экватора! Первые пассажирские вагоны были тряскими, холодными, лишенными каких-либо удобств, но к концу века в них появились утепленные стены, туалеты, вентиляторы и даже электрическое освещение.

Все более развивается и наука о машинах. Но ее содержание сводилось лишь к изучению сущности механизмов, законов их создания. Форма же машин почти не привлекала внимания, она оставалась плодом интуиции конструктора. Растерянность архитекторов и художников этого периода повлияла на господствовавшее тогда мнение, что машина не может, да и не должна быть красивой, ее дело приносить пользу, и только. Красоту же в любых ее проявлениях могут создавать только осененные «божественным вдохновением» художники в виде произведений искусства. Слабость таких эстетических воззрений обнаружила с особой силой Промышленная выставка 1851 года в Лондоне. Многие европейские архитекторы и художники были поражены «бесстильем и эклектикой» изделий машинного производства и произведений искусства. Стал ясно виден удручающий разрыв между великолепием технических замыслов и эстетическим убожеством их воплощения, причем особенно отсталой в этой области оказалась именно технически передовая Англия. Было над чем задуматься.

К тому же технический прогресс радовал далеко не всех. Против безудержного наступления машин выступили некоторые мыслящие люди из высокообразованных слоев. Сводить их позицию к примитивному ретроградству, консерватизму, конечно, нельзя. Их взгляды не только отражали психологическую реакцию на негативные явления промышленного бума, но и несли на себе печать идеализации «бесконфликтного» в прошлом союза человека с природой, отвлеченных идей творческого совершенствования личности в условиях ремесленного производства. Слышались в выступлениях этих людей и отзвуки утопического социализма с его нравственным неприятием буржуазного мира вещей.

- Эстетика Джона Рескина против машинной техники

- Уильям Моррис - основатель движения эстетики промышленной вещи

- Готфрид Земпер. «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика»

- Архитектурный стиль в машиностроении XIX века

- Ремеслянные изделия и национальное декоративно-прикладное искусство в России


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Эволюция предметного мира | Проектная графика

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 184; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.