Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Историки «третьей волны» эмиграции

Михаил Яковлевич Геллер (1922-1997, Париж) - советский и французский историк. Окончив исторический факультет МГУ, работал преподавателем высшей школы. В 1950 г. был арестован и приговорен к 15 годам лагерей. В 1957 г. освобожден из тюрьмы. Был вынужден уехать из СССР. В Париже работал в Сорбонне, профессор. Автор ряда книг по истории и литературы советского периода. Среди его наиболее крупных работ:«Машина и винтики. История формирования советского человека» (1985); «Утопия у власти» (совместно с А. Некричем) (1982)«Седьмой секретарь. Блеск и нищета Михаила Горбачева» (1991). В соавторстве с другим известным историком-диссидентом Александром Некричем написал семитомную историю Советского Союза («Утопия у власти). Вел регулярную хронику в парижской газете «Русская мысль», подборка которой была выпущена в России в виде книги «Глазами историка. Россия на распутье. 1990-1995».

Александр Моисеевич Некрич (1920(1920)-1993, США) - советский и американский историк, доктор исторических наук, специалист по европейской истории XX века, после эмиграции в США - специалист по советской и российской истории. Автор широко известной книги «22 июня 1941 г.» (1965).

С 1976 г. А. Некрич работал научным сотрудником Русского Исследовательского Центра Гарвардского университета в США.

Александр Александрович Зиновьев (1922 – 2006). Род. в деревне в Костромской области. В годы войны – летчик. Окончил философский ф-т МГУ. Более 20 лет работал в Институте философии АН СССР и на философском факультете МГУ. Канд. и докторская дисс. по логике. «Логика «Каптала» К. Маркса» (1954). Автор более 40 монографий. Единственный русский лауреат премии в области социологии Алексиса де Токвиля. Создатель литературных сочинений на стыке социологии и художественной литературы.

В 1976 вып. художественный роман «Зияющие высоты», в котором впервые сочетались критическое исследование советского строя и резкая социальная сатира. Зиновьева нередко сравнивали с Д. Свифтом, Ф. Рабле, М.Е. Салтыковым-Щедриным… Так появился новый жанр в литературе и науке – социологический роман, в котором научные понятия и методы использовались как средства художественной литературы и наоборот. Герои романа носили обобщающие имена – Клеветник, Болтун, Шизофреник, Западник, Патриот, Болтун и т.п. В данном романе давался научный анализ умонастроений советской интеллигенции того времени. В дальнейшем З. часто результаты своих научных исследований облекал в художественную форму.

Но из СССР его выслали после публикации в Швейцарии социологического романа «Светлое будущее». В 1978 он эмигрировал в ФРГ (Мюнхен), где прожил 21 год. В 1990 ему вернули советское гражданство, в 1999 он вернулся в Россию, но и тогда не смирился с реалиями современности.

Еще в юности пришел к выводу: никогда не существовало и не будет существовать общество всеобщего благоденствия» (Зиновьев А. Русская судьба: исповедь отщепенца». М., 2000). Интересно, что при этом он не разочаровался в коммунистических идеалах.

К середине 1960-х гг. у З. сформировалась концепция собственной жизни, выраженная в формуле: «Я сам есть суверенное государство из одного человека». Данное утверждение направлено против упрощенного толкования суждения, согласно которому нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Можно, говорит А.А. Зиновьев. В своих работах он доказывал, что, только обретя такую независимость, человек становится Человеком.

Себя З. не рассматривал в качестве диссидента, сторонника или противника советского строя. Критикуя коммунизм, он не имел намерения его разрушить. По его убеждению, сложившийся в СССР строй в условиях данной страны являлся оптимальным и объективным результатом предшествующего развития и современных условий. Подвергая устройство советского общества резкой критике, не обнаруживает характерного для диссидентов неприятия всего советского. Его позиция – позиция учёного: «Мы были новаторами в построении нового общества. Мы должны стать новаторами и в его понимании, а значит - и в его беспощадной критике».

В 1980 опубликовал книгу «Коммунизм как реальность», которую высоко оценил Раймон Арон, назвав ее «единственной действительно научной работой о советском обществе». В отличие от советских диссидентов и западных советологов коммунизм у З. не утопия, не «прекрасное далеко», а объективная и противоречивая реальность российской и мировой истории, которую нужно критически изучать. Советский строй у З. и есть реальная модель коммунизма. Советский коммунизм порожден не идеями марксизма, а неизбежными отступлениями от них. Он результат исторического творчества миллионов людей. Особое положение коммунистической партии в советском обществе З. определял как складывание сверхвласти, «власти над властью», что является одним из элементов формирования коммунистического сверхобщества.

В 1982 вышла книга «Гомо советикус» (сатирическое описание «третьей волны» эмиграции из СССР). Данная работа и др. содержали размышления З. о том, что внешние изменения общественных условий не меняют суть человека.По Зиновьеву, единственное, что может стать исходной точкой реальных изменений в обществе и в человеке, это «…правда о себе. Правда, о других. Беспощадная, правда. Борьба за нее и против нее - самая глубинная и ожесточенная борьба в обществе. И уровень развития общества с точки зрения человечности будет отныне определяться степенью правдивости, допускаемой обществом. Когда люди преодолеют некоторый минимум правдивости, они выдвинут другие критерии. А начинается все с этого».

Еще в конце 1970-х гг. ввел термин «постсоветизм» (псизм), обозначающий период беспрецедентной исторической деградации. Основная черта постсоветизма - имитационность, мракобесие, перманентное реформаторство, тотальная безграмотность, «тотальное помутнение умов».

В 1988 выпустил книгу «Катастройка». Он написал ее, когда во всем мире перестройка воспринималась как эпоха гуманитарного обновления социализма. А он понимал ее как результат кризиса СССР, коммунистической системы управления. Рыночная экономика и либерализация цен это не панацея. Провел исследование соц. системы управления при Горбачеве – «Горбачевизм» (1988). З. по сути первым изложил оригинальные взгляды на причины кризиса и падения советского коммунизма в 1980-1990-е гг. Кризис он рассматривал как нормальное явление в развитии общества и считал, что бороться с ними нужно методами самой же коммунистической системы. В том, что это не было сделано, он усматривал одну из причин «катастройки» и последующих бед России. Неудача советского эксперимента стала ключевым фактором перехода к сверхобществу в его западнистском («западнизм» - термин З.) варианте.

З. весьма скептически оценивал возможности постсоветского строя и его правящей элиты («Посткоммунистическая Россия», 1996; «На пути к сверхобществу», 1998 и др.). Он доказывал, что строй, идущий на смену советскому строю и воплощённый в том, что принято называть Западом, уступает коммунизму с точки зрения возможностей создания достойных условий жизни для людей.

 

Афоризмы З.: 1. «Я - думательная машина. При Сталине я думал о сталинизме; при Брежневе - брежневизме; на Западе - западнизме, в России Ельцина - ельцинизме…».

2.«Я не жертва режима, режим - моя жертва. Ему от меня больше досталось!».

10 мая 2006 года А.А.Зиновьева не стало. Он похоронен на Новодевичьем кладбище г. Москвы.

Духовное завещание: «Мы, россияне, должны отбросить всякие иллюзии насчет XXI века. Он будет не веком благополучия, а веком ожесточенной борьбы. Одни будут бороться за выживание, другие за господство над первыми. Одни за национальные интересы России, другие за ее закабаление глобальным западническим сверхобществом. Рассчитывать, что кто-то нам поможет, кто-то нас спасет, бессмысленно! Все зависит от нас самих! Оттого, сможет ли наш народ выдвинуть достаточное число мужественных, честных и умных людей? Окажется ли властная и интеллектуальная элита на стороне своего народа или нет?».


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Работы по историографии | Шкала відповідності

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 215; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.