Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Пространство

Минимальное техническое оснащение: карта Казани и/или политическая карта мира, призы.

 

Современная психология установила: «…у человека есть чувство территории, потребность иметь оболочку территории вокруг себя. Эта оболочка может быть различной: от узкой раковины городской квартиры до более крупного пространства, включающего двор и дом человека, который живет в пригородном районе, и до широких просторов, которыми наслаждается сельский житель» (Фаст Дж. Язык тела. В кн.: Фаст Дж. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов. М.: Вече, Персей, АСТ, 1995. - С. 30). Данное чувство вызывает человека на определенные действия: «В каждом человек существует стремление обладать и защищать территорию и, вполне возможно, что это стремление является прирожденным» (Фаст Дж. Указ. соч, С. 29).

Как человек ощущает пространство, так он в значительной степени и строит свое поведение. Не случайно, идеологи питейного капитала навязывают злокозненную мысль: «Все, всегда и повсюду пьют (спиртное)». Это очень сильный пропагандистский ход. Тот, кто всерьез поверит этой басни питейщиков, места для трезвого образа жизни представить не сможет. Разве что в прошлом или вообще на Луне. Вот почему, так важно исправлять деформированное восприятие пространства.

На эмпирическом уровне большинству специалистов и общественных активистов приходится в словесных формах информировать клиентов и соратников о том, что мир не сводится к безраздельному господству легальных наркотиков. Настало время целенаправленно воздействовать на восприятие пространства.

Очень важны для восприятия пространства ощущения, эмоции от города, где ты живешь. В совершенно новом виде представить родной город позволяет экскурсия.

В Казани наиболее насыщен воспитательными возможностями в духе трезвости маршрут от Тайницкой башни Кремля до Университета (НИИ Математики, или «Старой клиники»).

Начать маршрут можно с Тайницкой башни кремля и, рассказав об осаде Казани войсками Ивана Грозного (22 августа – 2 октября 1552 г), отослать слушателей к сочинению И.Г.Прыжова. Возвратившись после взятия Казани, Иван Грозный завел царский кабак в Москве. Этот кабак, пишет Прыжов, “полюбился царю, и из Москвы начали предписывать наместникам областей прекращать везде свободную торговлю питьями, т.е. корчму, кормчество, и заводить царевы кабаки, т.е. места продажи напитков, казенной или откупной”. Кабак принципиально отличался от питейного заведения прежнего типа – корчмы. В корчме можно было есть и пить, это было своеобразным местом досуга, кабак стал чисто питейным заведением. Тут можно было только пить, закуски не подавались. Если доходы корчем складывались естественным образом, то на кабак был положен определенный размер выручки – оклад, который должен был собираться при любых условиях и обязательно “с прибылью против прежних лет”.

Данный сюжет можно осветить и в связи с Памятником погибшим воинам (построен в 1820-1830 гг. по проекту архитектора Н.Алферова).

Губернаторский дворец (построен в 1845-1849 гг., архитектор К.А.Тон). Казанский губернатор Петр Алексеевич Полторацкий был в конце XIX века почетным членом Казанского общества трезвости.

Площадь Первого мая (раньше Спасская, Ивановская, современное название с 1918 г.). До революции на площади находился памятник царю Александру II Освободителю (возведен в 1895 г. по проекту академика Шервуда). При нем в 1863 году под давлением Первого трезвеннического движения была отменена откупная система торговли алкогольными изделиями и заменена на акцизную.

Иоанно-Предтечинский мужской монастырь (учрежден примерно между 1555-1564 гг.) назван в честь Иоанна Крестителя - одного из самых известных героев Нового Завета, который был трезвенником. Ангел говорит Захарии по поводу его сына Иоанна: “...он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей” (Лука, 1:15).

Улица Кремлевская (раньше: Спасская, Воскресенская, Чернышевского, Ленина, современное название с 1996). Наряду с улицей Баумана является одним из торговых центров Казани. Около одного из магазинов (или пунктов обмена валютой) слушателем можно напомнить о следующем факте: в конце XIX века министра финансов (и будущий премьер-министр России) С.Ю.Витте был почетным членом Казанского общества трезвости. В январе 1914 г. С.Ю.Витте воскликнул: “Русский народ тратит в год на водку 1 миллиард рублей, а государство тратит на Министерство народного просвещения только 160 млн”.

Здание Городской думы (ныне городской администрации). Построено в начале XIX века, в 1846 г. перестроено архитектором Х.Крампом, портик перед входом построен в конце XIX века. Почетным членом Казанского общества трезвости был в конце XIX века городской голова Сергей Викторович Дьяченко.

В доме № 7 в 1880-х гг. жил В.М.Бехтерев (см. главу № 2 «Потаенной истории»).

Александровский пассаж (дом № 17) построен в 1880-1883 гг. по проекту архитекторов В.В.Суслова и Н.И.Поздеева. Ныне в пассаже одно из помещений занимает Татарский республиканский совет Общества трезвости и здоровья – правопреемник Татарского республиканского совета ВДОБТ (см. главу № 4 «Потаенной истории») .

Дом № 12. Бывший дом военного губернатора (построен архитектором А.К.Шмидтом в 1825 г., перестроен в 1872-1874 гг. архитектором Л.К.Хршновичем под здание окружного суда). Здесь работал известнейший отечественный юрист А.Ф.Кони. Первые результаты “сухого закона”, установленного императором Николаем II и поддержанным многими местными органами власти, А.Ф.Кони оценивал очень высоко.

Высотное здание физического факультета КГУ построено на месте, где в XIX веке стояло полицейское управление с пожарной каланчой, описанное В.А.Гиляровским в книге “Мои скитания”. Там он пил с полицмейстером водку, дразнил чучело медведя, а затем убежал из каланчи, разломав решетку руками.

У главного корпуса КГУ (в 1822-1825 гг. создан из двух зданий архитектором П.Г.Пятницким) целесообразно проинформировать об активной издательской деятельности университета сегодня, а также напомнить, что бессменным председателем Казанского общества трезвости был Александр Титович Соловьев, управляющий Университетской типографией.

Памятник студенту В.Ульянову был установлен в 1954 году, в дни празднования 150-летия университета (авторы: скульптор В.Цигаль, архитектор В.Калинин). Об антиалкогольных взглядах Ленина см. главу № 2 «Потаенной истории».

Недалеко от памятника В.И.Ульянову находится новое высотное здание университета. Площадка перед ним стала ареной первого “неформального” митинга в Казани 16 мая 1987 года. Митинг был посвящен двухлетию антиалкогольных постановлений партии и правительства. Затем в Казани последовали митинг и демонстрация против строительства биохимзавода и др. акции. Вскоре были введены нормативные акты, регулирующие проведение митингов и демонстраций в Казани. Следовательно, имеет под собой основание лозунг, популярный среди активистов клуба “Феникс” во второй половине 80-х гг. ХХ века: “Борьба за трезвость – передовой край борьбы за демократию”.

Завершить экскурсию можно у памятной таблички в честь Л.О.Даркшевича на здании «старой клиники» (напротив УНИКСА). Следует обратить внимание участников экскурсии, что научные заслуги Л.О.Даркшевича отмечены, а его участие в деятельности Казанского общества трезвости. Хорошо бы вместе поразмышлять: как сказываются на популярности алкогольных обычаев такие умолчания?

В случае неблагоприятных погодных условий экскурсия по Казани может быть проведена заочно. Сначала аудитория вспоминает улицы, названия которых могут быть использованы в трезвенническом воспитании (Бехтерева, Толстого), потом соответствующие памятники (Пушкину, Толстому, Ленину). При слабой подготовке аудитории ведущий провозглашает название улицы или памятника, а участники заочной экскурсии вспоминают, в каком районе Казани находится данный объект. Затем ведущий объясняет связь объекта с трезвенническими идеями.

Странствие по географической карте способствует адекватному восприятию пространства в мировом масштабе. Аудитория под руководством ведущего может размещать на карте заранее подготовленные флажки или стрелки. Каждый флажок означает наличие какой-то трезвеннической ассоциации с данной страной, например:

Германия – в центре Бремена установлен памятник Оттилии Гофман, основавшей в 1990 году Женский союз Германии за культуру, свободную от алкоголя.

Италия – там в 1911 году на Всемирной промышленной выставке в Турине дали приз Казанскому обществу трезвости.

США – выдающийся американский писатель Джек Лондон написал повесть «Джон Ячменное Зерно», сыгравшую значительную роль в установлении «сухого закона в США» в 1919 году.

Швейцария – до недавнего времени самую крупную банкноту мира (1000 швейцарских франков, то есть около 666 евро) украшал портрет Августа Фореля, выдающегося ученого и одного из лидеров мирового трезвеннического движения, и т.д.

Если аудитория достаточно подготовлена, то ряд стран ближнего и дальнего зарубежья у Вас украсят по несколько флажков.

При слабой подготовке аудитории ведущий провозглашает название страны, а участники должны вспомнить какие-то сведения о ней (заранее оговаривается, по какому принципу отбираются сведения: крупные города, известные писатели, связь с историей России и т.п). После того как образ страны достаточно насытился какими-то конкретными чертами, ведущий объясняет связь данной страны с трезвенническими идеями

 

Театр

Минимальное техническое оснащение: условная «сцена».

 

Основная проблема самодеятельного режиссера – не превратить постановку к Празднику трезвости в банальный «Суд над водкой (сигаретой, нелегальным наркотиком и т.п.)».

Критические материалы нужны, но надо помнить: Праздник трезвости – это не поминки по утраченному здоровью».

Другая сложность – в составе ведущих. Викторину и другие формы Праздника трезвости, описанные выше, ведущий может провести, практически, в одиночку. Активное участие аудитории необходимо в ходе самого праздника. Для театрализованного представления команда активных участников (актеры, оформители «сцены» и т.д.) необходима уже на самой ранней стадии подготовки.

Преодолев данную трудность, ведущий имеет шанс не просто распространить среди слушателей некий набор антнаркотических эмоций, но и создать ядро надежных помощников в дальнейшей профилактической работе.

А). Самой доступной для небольшого коллектива является постановка фрагмента из классического произведения, несущего антинаркотическую направленность.

Здесь могут использованы, например, такие произведения:

«Первый винокур» Льва Толстого, «Средство от запоя» А.П.Чехова.

В). Вариантом данного типа праздника является «концерт-загадка». Слушателям предлагается несколько сцен, в которых герои не называют себя по имени. Актеры могут украсить свою одежду какими-то символическими элементами соответствующей эпохи. Впрочем, актеры, выступающие в своей повседневной одежде, делают загадку наиболее интересной.

Актеры разыгрывают фрагмент из рассказа Одиссея о его злоключениях по пути на родину, включая следующие слова:

“Если когда тем пурпурно-медвяным вином насладиться

В ком пробуждалось желанье, то, в чашу его нацедивши,

В двадцать раз более воды подбавляли, и запах из чаши

Был несказанный: не мог тут никто от питья воздержаться”.

[Одиссея, Песнь 9. стр. 208-211].

Комментарий ведущего – вино, которое употреблял герой, не крепче современного кваса или кефира.

Сцена из «Гамлета» может включать в себя слова принца датского об алкогольных обычаях.

 

«Гамлет. Король не спит и пляшет до упада,

И пьет и бражничает до утра.

И чуть осушит новый кубок с рейнским,

Об этом сообщает гром литавр,

Как о победе.

Горацио. Это что ж – обычай?

Гамлет. К несчастью, да – обычай, и такой,

Который лучше было б уничтожить,

Чем сохранять. Такие кутежи,

Расславленные на восток и запад,

Покрыли нас стыдом в чужих краях.

Там наша кличка пьяницы и свиньи»(Трагическая история о Гамлете, принце датском. Действие 1, картина 4. Перевод Б.Пастернака).

Затем зрителям можно рассказать, что из «Гамлета» при советской экранизации (1964 года) вышеприведенный диалог был изъят.

Герою драмы «Отелло» Кассио хорошо бы воспроизвести в «неусеченном виде» реплику:

Кассио:

«О дух, скрытый в вине, ты оттого зовешься «спиритус», что ты сам дьявол! … Господи! Самим вливать в свой рот отраву, которая превращает тебя в дурака и скотину! И еще прыгать и радоваться по этому поводу! … Вот ты здраво рассуждаешь, и вдруг ты полоумеешь, а в следующий миг звереешь! Каждый лишний глоток – проклятье, а его содержимое – сатана».

Кассио тут же возражает Яго (один из самых мерзких героев Шекспира): «Вино – хороший товарищ. Надо уметь пить» (Отелло. Акт второй. Сцена третья. Перевод Б.Пастернака).

После просмотра обоих фрагментов хорошо бы порассуждать вместе со зрителями, как повлияли такие «усечения (изъятия)» на представления россиян о здоровье.

Весело будет смотреться Том Сойер, примеряющий шарф детской трезвеннической организации (22-я глава одноименного произведения).

Общий комментарий ко всему «концерту-загадке» возможен в следующем духе: зрителям потому не удалось сразу угадать имена героев, что в современных экранизациях антиалкогольные идеи часто опускаются (советские фильмы «Гамлет», «Отелло», фильма А.Михалкова-Кончаловского «Одиссей», многочисленные экранизации «Приключений Тома Сойера»). Знакомство молодежи с текстами шедевров мировой литературы, откроет им классическое наследие новыми гранями. Юноши и девушки убедятся, что подлинная культура и трезвость неразделимы.

В). Нелегкой, но очень благодарной формой театрализованной постановки может стать сюжет «Допишем классика».

Например, В.М.Шукшин не успел окончить пьесу «А поутру они проснулись». На сцене можно поставить фрагменты из пьесы, связанные комментарием ведущего. Завершает постановку вопрос: «Как бы вы завершили данный сюжет?» Коллективный ответ может быть найден либо в диспуте, либо в серии микро-постановок. Зрители делятся на группы человек по семь-десять, затем в течении четверти часа каждой группе надо подготовить свой вариант окончания спектакля. На презентацию своей идеи каждой группе дается не больше трех-пяти минут.

Г). Самым дорогим для группы ведущих станет постановка, сценарий для которой они составят сами. Так выглядит сценка, разработанная казанскими мнатовцами, постановка которой была осуществлена несколько раз в ходе Праздников трезвости.

Ведущий: Представим, что мы с вами в Казани, в доме Общества трезвости на улице Подлужной, самое начало ХХ века…

Казначей зажигает свечу(и все внимание аудитории приковывается к группе людей за столом, ибо зал и остальная часть сцены остаются в полумраке).

Соловьев: Господа, по положению наш комитет правомочен, кода соберется больше трех его членов. Нас уже четверо. Какие будут предложения?

Голоса: «Начнем!»

Соловьев: Какие вопросы у нас в порядке дня?

Катанов: Надо бы обсудить вопрос о нашем журнале. «Деятель» читают с интересом. Он расходится не только по нашей губернии. Мы обмениваем его на 100 изданий, в том числе на 5 заграничных.

Даркшевич: А вопрос о клиниках тоже не мешало бы поднять. И мужская и женская постоянно полны. И казеннокоштные, и платные койки постоянно заняты.

Соловьев: «Чайные, читальня, наш дом на Подлужной. Чтоб все это работало, нужны средства. Как господин казначей, обстоят дела со взносами?

Казначей: «Платят все достаточно регулярно. И не только…»

Соловьев: «Две тысячи членов, по рублю в год. Сумма немалая. А что значит не только?

Казначей: И добровольные пожертвования поступают. Один господин Баташов тысячу двести рублей нам недавно пожертвовал.

Даркшевич: Вот они, наши казанские третьяковы!!!

Соловьев: Господа, как видим работы много, с чего предлагаете начать?

Катанов: Позвольте мне. Я тут получил такое письмо, что у меня слезы на глазах были, когда я его читал.

Соловьев: Не возражаете? Извольте, господин профессор.

Катанов: «Зная, какую существенную помощь приносит Казанское общество трезвости тем, кто в это Общество обращается лично, но, не зная, какую помощь может оно оказать лицам, действительно в ней нуждающимся и не имеющим возможности в него обратиться лично, а лишь письменно, я осмеливаюсь покорнейше просить Общество трезвости обратить внимание на ниженаписанное. Я уроженец Самарской губернии, крестьянский сын; образование мое домашнее, и в школе я не бывал ни дня.

С самых ранних лет я горячо полюбил книги, и на этой почве искал и по сие время продолжаю искать себе друзей и наставников. Но в жизни, куда я не обращался, везде и всюду встречал лишь пьянство и разврат. Наконец, убедившись, что таких “друзей” встретить очень трудно, я решил обратиться к вам, надеясь, что вы мне можете помочь, если не делом, то добрым советом. Где я живу и занимаю должность помощника волостного писаря – ужасное место. Здесь полнейший разврат и пьянство. Народ здесь по большей части грубый дикарь, ничего не знающий, почему иметь общение с ним трезвому человеку совершенно нет никакой возможности. А представьте себе, как это тяжко, когда не имеешь вокруг себя ни близких задушевных друзей, никаких развлечений. В виду последнего я и решаюсь обратиться к вам, надеясь извлечь для себя от вашего общества полезное, наставительное.

В чайной Общества трезвости в г. Казани побывал я прошлою зимою, где получил от председателя, имени и отчества которого не знаю, несколько брошюрок: о пьянстве и прочем и, как было видно, - от искреннего сердца.

Соловьев: а Вы знаете Николай Федорович, с чего начиналась деятельность нашего общества?

Катанов: «Нет, господа, в июле 92-го я еще был в Петербурге?»

Даркшевич: «У нас было десять рублей, всего десять рублей. Мы их истратили не на аредну мебелированных комнат, ни на красивую коляску, ни на торжественный банкет. Мы их использовали на печатание брошюр против алкоголя. Как хорошо, что у нас теперь такой большой запас этих брошюр.

Катанов: Несомненно, но позвольте продолжить, господа, чтение письма.

После ухода из чайной так я от души плакал, плакал потому, что видел человека, посвятившего себя искоренению общего зла человеческого – пьянства. Я был в праздники Нового года и Крещения, когда приготовляли обеды для призреваемых и бедных. Но мне ужасно стыдно было пользоваться этими даровыми обедами, хотя мне и предлагали, поэтому я как и ранее сего питался на свои гроши. Не подумайте, что я был в числе пьяниц, нет – я был от них совершенно отдельным человеком. Я ужасно ненавижу пьянство, зная, какое зло оно приносит для человека. Я был частью ради любопытства, а частью – подешевле получить обед.

Да, я в чайной общества увидел какой-то другой мир, - ах, если бы вы знали, что я чувствовал в те минуты, т.е. тогда, когда видел искренние от всего сердца труды. Я вполне их оценил, так оценил, как никто или редкие из других могут их ценить.

После всего изложенного еще раз прошу Общество– не откажите ради Бога и уведомите меня, какую помощь можно получить от вашего общества человеку, вдали от вас находящемуся. Не могу ли я получать какие-либо книги от Общества? И если даже не могу получить – все-таки прошу о получении письма меня уведомить.

Пожалейте меня, и если уж я буду дешево оценен в ваших глазах, тогда что же... Не идти же мне в противную пьяную компанию. Я и тогда не послушаю никого из “высших людей”, если скажут мне, что вино приносит пользу, потому что я очень хорошо понимаю его последствия».

Соловьев: Чем бы мы могли помочь ему?

Даркшевич: Я бы мог по его протекции устроить людей на казенокоштные места в наши клиники. Но вести пьяниц к нам сюда, из Сибири. Дорогенько-то обойдется!

Казначей: Можно было ему бесплатно предоставить помещение в нашем доме на Подлужной, пусть организует там какой-нибудь праздник без вина для своих заблудших сограждан. Но ехать сюда, в Казань.. Дешевле на вечер арендовать какую-нибудь залу на месте.

Соловьев: А не послать ли ему нашу литературу?

Даркшевич: Да, но одних брошюр мало. Пусть он соберет вокруг людей. Вот об этом ему надо бы написать!

Катанов: Господа, предлагаю Вашему вниманию проект резолюции:

“выслать издания Общества и уведомить, что путем нравственного воздействия, примером своей жизни, он может влиять на окружающих, для чего может организовать кружок из трезвых крестьян, чего он может достигнуть, устраивая у себя дома чтение из интересных для чтения книг”[1]..

Соловьев: Итак, господа, ваше мнение о проекте

Голоса: «Принимаем!», «Да!»

В заключении ведущий подчеркивает, что практически все письма, реплики и резолюции составлены на основе подлинных документов дореволюционной эпохи. В случае необходимости можно кратко охарактеризовать выдающиеся научные заслуги Н.Ф.Катанова и Л.О.Даркшевича, показать их портреты.

 

Музей

Минимальное техническое оснащение: деньги на билеты для посещения музея, экспонаты и экспозиционная площадь в школе (клубе и т.д.).

 

Прекрасно, если в краеведческом музее есть экспонаты, посвященные трезвенническим организациям. Так в Тверском государственном музее по сей день выставляется материал о благотворительной деятельности Власьевского отдела Казанского общества трезвости Тверского уезда [1, 31]. Но в Казани не то, что музея трезвости, даже постоянного места для маленькой экспозиции на данную тему нет.

Впрочем, переменные вставки также дают большой простор создания антинаркотических эмоций. Более полутора лет (2001-2002) в Государственном музее Татарстана функционировала временная экспозиция «Казанское чаепитие». Уголок экспозиции представлял чайную Казанского общества трезвости начала ХХ века.

Существенный пласт антинаркотических эмоций позволяют создать и другие музеи.

В Изобразительном музее Татарстана представлены портреты Ольги Сергеевны Александровой-Гейнц работы И.Е.Репина. Через обсуждение творчества великого русского художника можно подвести слушателей к «Согласию против пьянства», личности Л.Н.Толстого и к его антиалкогольным идеям. Личность известного мецената О.С.Александровой-Гейнц позволит вспомнить о другом меценате – ее современнике Баташове, активно помогавшем трезвенническому движению Казани.

Маленький, но тщательно, с любовью организованный музей Е.А.Баратынского может также сослужить хорошую службу. Как легко и изящно отказаться от уговоров выпить за компанию? Посетителей музея можно ознакомить со словами одного из самых утонченных поэтов России:

Переменяют годы нас

И с нами вместе наши нравы;

От всей души люблю я вас,

Но ваши чужды мне забавы.

 

Уж Вакх, увенчанный плющом,

Со мной по улицам не бродит

И к вашим нимфам вечерком

Меня, шатаясь, не заводит.

Согласитесь, только истинно великий мастер мог так изящно сказать “Нет!” поклонникам алкогольных забав и при этом сохранить с ними нормальные дружеские отношения.

Именно о стремлении его поколения к знаниям, а не только к выпивке сказал другой известный поэт Денис Давыдов (его портрет также представлен в музее):

А теперь что вижу? – Страх!

И гусары в модном свете,

В вицмундирах, в башмаках,

Вальсируют на паркете!

 

Говорят: умней они…

Но что слышим от любого?

Жомини да Жомини!

А об водке ни полслова!

Кстати, Жомини – видный военный теоретик той эпохи. Обсуждать его труды – это вроде как сегодня спорить о достоинствах и недостатках новейших макроэкономических программ.

Отделы общества трезвости существовали в десятках городов и сел Казанской губернии в начале ХХ века. В краеведческих музеях этих городов и сел, как правило, представлены интересные материалы о судьбах людей предреволюционной эпохи. Изучите документы вековой давности и увидите, что многие из них были вовлечены в трезвенническое движение.

А как интересно «подбить» своих учеников на «крамольную» мысль: «Давайте сделаем музей трезвости сами!». Вполне ведь по силам организовать в школьном музее временную экспозицию, отражающую красоту ритуалов чаепития и т.п. Во многих семьях есть красивая посуда, выставляемая только по большим праздникам, расписные самовары и т.п. Как много осядет в ребячьих душах, если они всерьез задумаются: «Какая вещь может символизировать здоровье и трезвость?» Договорившись заблаговременно с родителями и собрав их в соответствующий день, можно создать атмосферу веселого Праздника.

А если еще в этот день организовать дегустацию нескольких сортов чай, то можно быть уверенным – такое застолье останется в памяти посетителей надолго.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Назовите имена библейских трезвенников | Книжная выставка

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 307; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.