Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Музыкотерапия как метод музыкальной педагогики XXI века
Современные технологии музыкального развития детей должны использовать методы, имеющие многофункциональный характер, и обеспечивать формирование музыкального мышления, активного музыкального восприятия, позволяющего глубже и более осознанно проникать в сущность музыкальных явлений; давать возможность ребенку активно, творчески проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности. «Специальная педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные технологии, методы обучения и учения и методы воспитания» [Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2000. — С. 136]. Методы музыкального образования детей с проблемами в развитии направлены на: формирование средствами музыки у ребенка с проблемами в развитии нравственно-эстетического отношения к окружающему; формирование основ музыкальной культуры, овладение ребенка определенными способами и средствами выражения, присущими разным видам музыкальной деятельности, и отображение с их помощью своих чувств, своего отношения к миру, своих творческих замыслов; удовлетворение особых образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии средствами музыки; организацию коррекционно-компенсирующей, коррекционно-развивающей работы с детьми, основанной на их посильном участии в разнообразных видах и формах музыкально-творческой деятельности. Выбор методов и приемов музыкального обучения и воспитания детей с проблемами определяется: целями и задачами музыкально-эстетического развития детей; специфическими особенностями воздействия музыки как одного из видов искусства; возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей (их интересами и склонностями, уровнем подготовки, особенностями и степенью отклонений в их развитии); разнообразием форм организации музыкальной деятельности; объемом и качеством музыкальной информации; мастерством педагога, уровнем владения специальными педагогическими технологиями и технологиями музыкального развития. Методы музыкального образования детей с разными проблемами основаны на общепринятых подходах к их классификации в дидактике, в музыкальной и специальной педагогике, учитывающих необходимость подбора для каждой категории детей с особыми образовательными потребностями такого сочетания методов и приемов, которые бы дали наибольший эффект. Они должны органично взаимодействовать с методами и приемами коррекционно-педагогической работы, что требует тщательного их отбора и использования в оптимальном сочетании, с учетом конкретных условий, конкретной ситуации. С одной стороны, отбор и композиция методов и приемов музыкального обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должны максимально способствовать музыкально-эстетическому развитию, с другой — отвечать особым образовательным потребностям детей и специфике коррекционно-педагогической работы. В связи с этим педагоги, осуществляющие работу по организации музыкального образования таких детей, должны иметь достаточно высокую квалификацию и мастерски владеть технологией музыкально-коррекционного развития. Это требует хорошего знания основ музыкальной и специальной педагогики (а также основ смежных наук), постоянного творческого поиска. Отбор и композиция методов в музыкальной педагогике очень тесно связаны с возрастными и индивидуальными особенностями детей и в основном определяются степенью выраженности у них нарушений развития. Можно говорить о применении специальной образовательной технологии музыкального развития детей с особыми образовательными потребностями, в основе которой лежит процесс эмоционально-коррекционного воздействия музыки. В данном случае под специальной музыкально-образовательной технологией понимается система педагогических действий, совершаемых в определенной последовательности и направленных на решение задач музыкально-эстетического развития и на реализацию заранее спланированного коррекционно-развивающего педагогического процесса, обеспечивающего компенсацию нарушения и социальную адаптацию ребенка в окружающей среде. Резервы воздействия музыкального искусства на личность ребенка используются полностью в том случае, если решаются коррекционно-развивающие и психокоррекционные задачи. Это обусловливает применение арттерапевтических техник и терминологии, связанной с ними. Арттерапия (по отношению к специальному образованию) - синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины, психологии). В лечебной и психокоррекционной практике – с овокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществлять коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. Музыкотерапия — один из видов арттерапии. Это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептивное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние музыки позволяет использовать ее в таком качестве в психокоррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии. Вокалотерапия — активный вид музыкотерапии, обеспечивающий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровительную функцию. Имаготерапия — один из видов арттерапии, в основе которого лежит театрализация психокоррекционного процесса. Кинезитерапия — своеобразный вид терапии движениями, усиливающий общую реактивность организма, повышающий его устойчивость, способствующий разрушению патологических динамических стереотипов, возникающих во время болезни, и создающий новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Релаксация — расслабление, снятие психомоторного, психоэмоционального напряжения. Катарсис — «очищение», которое может испытывать человек как на уровне психофизических функций, так и на психодуховном уровне человеческого организма. В духовно-эмоциональном смысле очищение обеспечивается воздействием искусства, где выделяются эмоциональный, эстетический, этический аспекты катарсиса. Круг терминов методики музыкального воспитания достаточно широк. Поскольку методика музыкального воспитания детей с проблемами — развивающаяся область научного знания, ее понятийный аппарат, с одной стороны, находится как бы в оболочке уже признанной терминологии специальной психологии и педагогики, а с другой -- намечается процесс появления терминов артпедагогики (художественной педагогики) и арттерапии, отражающих коррекционную направленность помощи детям с проблемами средствами движений, музыки и слова. Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию — синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую) . Коррекционно-направленная музыкальная деятельность — психолого-педагогически ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства. Музыкальные занятия - форма музыкальной деятельности, обеспечивающая музыкально-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных особенностей. Музыкально-ритмические движения — вид музыкальной деятельности, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм. Предметом методики музыкального развития являются теория и практика музыкального воспитания детей с проблемами, включающие в себя изучение особенностей, технологии, условий, обеспечивающих коррекционно-развивающий и музыкально-терапевтический процесс использования музыкального искусства в работе с детьми данной категории. Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики имеет общую с ней цель— формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с проблемами. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей данной категории. 1. Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художественную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами музыки. 2. Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечивать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями. 3. Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вкуса, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыке. 4. Активизировать потенциальные возможности детей, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений. 5. Формировать предпосылки и элементарные музыкально-творческие проявления, способности выражения своего Я во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. 6. Осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности. Задачи музыкального развития школьников в каждом возрастном периоде конкретизируются в зависимости от возраста, характера и особенностей имеющихся у детей данной категории нарушений. Для того чтобы музыка подействовала на слушателя наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела. Из реальной жизни надо постараться шагнуть в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений и красок. По существу любое восприятие музыки представляет собой разновидность медитации, называемой недирективной, т. е. свободной от какого-то навязывания извне. Здесь помогает упоминание о том, что в практике упражнений йогов музыку рекомендовалось слушать так, чтобы воспринимать ее не только ушами, но вдыхать при этом аромат звука, чувствовать его на своем языке, ощущать кожей, самому становиться звуком так, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос. Очень важно уметь неотрывно следить внутренним слухом за звучащей мелодией, ни на мгновение на отпуская ее из зоны своего внимания. Мелодия должна стать той тропинкой, по которой слушатель пойдет и посетит самые потаенные уголки души — как своей, так и композитора, который эту музыку создал. Если музыка воспринимается в живом исполнении, то бывает небесполезно войти в образ исполнителя и представить себе, что это ты играешь на скрипке или фортепиано, это твои пальцы бегают по клавишам или грифу, это ты - дирижер, управляющий первоклассным оркестром. Практические задания на дирижирование воспринимаемой музыки увеличивают заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия, что соответственно приносит и нужный психотерапевтический эффект. Медитативное восприятие музыки с моментами трансцендентального выхода за пределы наличной ситуации обеспечивает слушателю тот личностный рост, заблокированный в результате психотравмирующих переживаний. Анализируя рассказы, можно узнать о душевном мире человека, его ценностях, которым он поклоняется, выяснить наиболее значимые переживания. Ниже приводятся несколько характерных типов социальных ориентации, проявляющихся при прослушивании различных по характеру музыкальных произведений. Слушателей - старших школьников - просили дать названия предложенным музыкальным произведениям и назвать образы, которые данная музыка навевает, написав для этого небольшой рассказ. Фиктивный контекст экспериментов был связан с выявлением влияния музыки на творческие литературные способности. Это делалось для того, чтобы участники эксперимента не подозревали, что с помощью такого задания у них выясняется содержание их ценностных ориентации.
При помощи этих же самых произведений можно выявить и ориентации, касающиеся нравственной направленности личности, которые, как мы уже указывали выше, могут быть нацелены на заботу человека о себе и потребности в удовлетворении собственных желаний; на заботу о благе другого человека и поддержке межличностных отношений; на общественно полезное дело, поддержку и укрепление социальной справедливости. Социальная зрелость личности и ее психологическая устойчивость проявляются в том, что ценностные ориентации более высокого уровня подчиняют себе те ориентации, которые находятся на более низких уровнях.
Психотерапевтическое значение всех этих ориентации заключается в том, что они имеют дело с психологическим пространством индивида. Чем меньше это пространство, как это имеет место при эгоистической ориентации, тем больше вероятность того, что человек может заболеть неврозом. И чем это пространство больше, как это наблюдается при общественной ориентации, тем сильнее нравственное и психологическое здоровье человека. В христианстве и буддизме человек должен расширять свое сознание вплоть до единства с Абсолютом, который может выступать в виде Бога, Логоса, космического сознания, представляющих собой начало и великое единство всех форм бытия. Осознавая свою связь с этими силами на феноменологическом уровне, человек черпает из этого источника силы для своего развития. Подводить к такому восприятию музыкального произведения можно с помощью целенаправленной дискуссии, в которой субъективные переживания могли бы быть возвышены до их общественной значимости. Истинная красота музыки заключается не столько в самих тембрах и переливах звучания, сколько в возможности пережить при помощи музыки свое единство с природой, с другими людьми, со своим народом и со всем человечеством в целом и через переживание этого единства обрести в себе самом желаемую психологическую устойчивость и душевное здоровье. Обсуждение идей и образов, возникших у слушателей в ходе музыкального восприятия, ведет к большему узнаванию членами группы как самих себя, так и друг друга, и это способствует положительно переживаемому чувству групповой сплоченности, которое еще больше усиливается в процессе коллективного исполнения специально подобранных песен и формул музыкального внушения. Перед прослушиванием музыкального произведения полезно бывает наиграть и напеть те основные темы, которые будут звучать в нем. В этом случае восприятие будет идти в какой-то мере по уже проторенным музыкальным тропинкам и произведение станет более доходчивым, более знакомым. МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МАССАЖ Суть этого приема заключается в тренировке подвижности нервных процессов. Нередко, попав в трудную ситуацию, человеку нелегко бывает из нее психологически выйти. Внимание при этом все время вертится вокруг неприятного события, вызывающего невеселые мысли. В свою очередь эти мысли влекут за собой неприятные переживания, истощающие нервно-психологические силы организма. Чтобы выйти из этого состояния, нужно встряхнуться, поменять внутреннюю картинку, т. е. образы, стоящие перед глазами, выйти из одного состояния и войти в другое, как мы выходим из одной комнаты, темной и неприбранной, в другую, полную света и красивой обстановки. Для этого и был разработан музыкально-психологический массаж, основанный на принципах поведенческой психотерапии Вольпе. Участникам группы предлагается прослушать (для большей сосредоточенности - с закрытыми глазами) насыщенный отрицательными аффектами музыкальный фрагмент продолжительностью 2—3 минуты, постараться при этом припомнить эпизод из своей жизни, который подходил бы к данной музыке и пережить его как бы заново во всей возможной полноте. Затем ведущий занятия дает команду "Стоп!" и включает плавную спокойную музыку, под которую надо моментально сбросить мышечное напряжение, возникшее в результате переживания негативного аффекта. Из негативных переживаний берутся эмоции страха и гнева, из положительных - умиротворенности и радостно приподнятые. Хороший эффект дает использование следующих произведений: а) Р. Щедрин. "Скачки" из балета "Анна Каренина"; б) 3. Фибих. Поэма. а) С. Прокофьев "Наваждение"; б) Ф. Шопен. Ноктюрн Ми-бемоль мажор. а) Д. Шостакович. Аллегро третьей части Восьмой симфонии; б) Его же романс из музыки к кинофильму "Овод". а) Л. Бетховен. Соната № 14 "Лунная" (финал); б) И. Штраус. Вальс "Голубой Дунай". В процессе звучания фрагментов руководитель группы как бы подталкивает восприятие участников группы, произнося соответствующие формулы внушения. При прослушивании первого фрагмента: "Отчетливо видите и представляете неприятную для вас ситуацию. Испытываете все нарастающее чувство тревоги и беспокойства. Чувствуете, что не находите себе места. У вас поднимается давление, ощущаете неприятную тяжесть в низу живота. Напрягаются мышцы вашего тела. Неприятные эмоции полностью захватили вас". После команды "Стоп" и включения спокойной музыки: "Моментально сбросили свое внутреннее напряжение и полностью ушли из зоны отрицательных эмоций. Расслабили все мышцы вашего тела. На вашем мысленном экране видите себя прогуливающимся в прекрасном, залитом солнцем парке. Вам хорошо. Вы вдыхаете аромат роз. Ах, как хорошо, как приятно спокойно дышать и наслаждаться красивой природой. Полностью забыли все плохие мысли. Вспоминаются образы милых сердцу друзей. На душе легко, светло и приятно". Такие упражнения не только тренируют подвижность нервных процессов, но и учат внимательно относиться к своему телу, контролируя возникающие в нем мышечные и психологические зажимы, сопровождающие напряженную деятельность. Важно научить участников группы напрягать лишь те мышцы, которые только и должны в данный момент работать и сбрасывать напряжение с непроизвольно напрягающихся не работающих мышц. Такой музыкально-психологический массаж в некотором роде похож на физическое закаливание контрастным душем с его чередованием горячей и холодной воды. Однако проводить подобное упражнение надо осторожно, учитывая состояние физического здоровья пациентов в группе. В частности, предупреждать тех, у кого повышенное кровяное давление. Острое переживание негативного состояния может его повысить. Другой вариант музыкально-психологического массажа — представление эмоционально напряженной ситуации на фоне звучащей мажорно тонизирующей или спокойно расслабляющей музыки. В проводимых экспериметаторами сеансах их участники представляли себе неприятные разговоры с родителями, с начальством, ситуации публичного выступления, ответ на экзамене. В домашних заданиях они подбирали для себя наиболее, на их взгляд, эффективно влияющие на них музыкальное произведения и затем в группе рассказывали о наиболее понравившихся из них. Нельзя отрицать, что подобный подход к музыкальному искусству носит, в общем, достаточно прагматический характер. Музыка рассматривается здесь не как объект эстетического любования, а как средство для решения конкретных житейских проблем. Но из этой функциональной роли музыки впоследствии возникает искренняя любовь и заинтересованность к ней, при которой утилитарное назначение музыки отходит на второй план. По ходу обсуждения прослушанных произведений участники группы делятся своими воспоминаниями о пережитом и, главное, рассказывают, как они смогли преодолеть неприятную для них ситуацию или личностный кризис. Отреагирование аффекта на невербальном уровне во время восприятия музыки подкрепляется и проясняется затем в отреагировании аффекта на вербальном уровне. Таким образом достигается единство мысли и чувства. Понимание своего конфликта с помощью собственного высказывания и замечаний других участников группы помогают изживанию негативных эмоций. Большими психотерапевтическими возможностями обладает индивидуальная работа с пациентом, когда музыкальный психотерапевт, вжившись в эмоциональное состояние своего пациента, передает это состояние в музыкальной импровизации, учитывая в ней характерологические особенности и состояние пациента. Прием этот достаточно трудный, так как требует большой квалификации в музыкальном плане. Такие музыкальные "портреты" создают целебный психотерапевтический контакт с пациентом, о значении которого говорят все признанные врачи и психиатры. Прослушивание своего музыкального портрета дает пациенту возможность как бы увидеть себя со стороны и по-новому оценить свое состояние. Важно бывает также помочь участникам группы найти "своего" композитора, музыка которого отвечала бы именно их психологическим особенностям. Рассказы о жизни выдающихся композиторов и, что особенно важно, об особенностях их личностного склада, тех трудностях, с которыми они сталкивались в жизни, помогает пациентам отыскать определенные связи между собой, личностью композитора и той музыкой, которую он создал. Остро переживающий социальную несправедливость Л. Бетховен, выплескивающий ее в яростных пассажах сонат и симфоний; горько мучающийся Г. Берлиоз, отвергнутый возлюбленной и в звуках "Фантастической симфонии" изживающий свою месть ей; трагично переживающий силы неумолимого ро-ка своей жизни П. Чайковский, лишенный того счастья, которое было у других людей; болезненно ранимый Ф. Шопен, боявшийся публичных выступлений, тонко чувствующий все перипетии своих отношений с другими людьми; напряженно-бунтарский С. Прокофьев, смело бросавший вызов академическим авторитетам, не сгибавшийся под ударами критики, - этот перечень можно было продолжить. Подобные знания помогают преодолеть заостренное внимание к собственным проблемам и колеблют веру в их исключительность. "А если у других это тоже было и бывает, и люди с этим живут и справляются, то и у меня, следовательно, все нормально", - примерно таков ход мыслей у одного из моих пациентов после рассказа о композиторах и их жизни. Большое значение в проводимых сеансах имеют музыкальные медитации, смысл которых заключается в соединении звучащей музыки со зрительными образами и специальными формулами внушения. Любое целенаправленное восприятие с концентрацией внимания на объекте может быть охарактеризовано как медитативный процесс, потому что, наблюдая объект и размышляя о нем, человек как бы сливается с ним и начинает его видеть как будто изнутри, глубоко постигая его внутренние сущности и закономерности. Можно говорить о недирективной и директивной медитации во время слушания музыки. Недирективная медитация имеет место тогда, когда слушатель свободно отдается образам и ассоциациям, возникающим у него в процессе наблюдения за развитием музыкального содержания. Посетителей филармонических концертов привлекает именно тот вид медитации, в процессе которой у них возникает катарсическая разрядка подавленных переживаний. С другой стороны, директивная медитация представляет собой формирование определенной и конкретной направленности переживания, что осуществляется психотерапевтом при помощи показа специально подобранных слайдов и произнесения формул внушения. Если принять во внимание имеющиеся данные о локализации переработки вербальной информации в левом полушарии головного мозга, а невербальной - в правом, то соединение зрительных и музыкальных образов, с одной стороны, и формул вербального внушения, с другой - дает возможность синтезировать работу головного мозга, т. е. активно воздействовать на сознание личности человека и систему его отношений к жизни. Таким образом мы получаем возможность влиять на мировоззрение человека, дефекты которого нередко приводят его к тому или иному заболеванию. Литература 1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М. , 2001. 2. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. М., Екатеринбург,1999. 3. Семенова Г.Д. Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке. М„ 2006. 4. Гонеев А.Д. и др Основы коррекционной педагогики. М. Изд.центр «Академия», 2002 5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб: Речь, 2003. 6. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика./Медведева Е.А. и др.М.: Академия, 2002. 7. Голышева Е.С. Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта/ Кирнарская Д.К. и др.Психология музыкальной деятельности. М.:Академия, 2003. 8. Петрушин В.И.Музыкальная психотерапия: Теория и практика. Учебное пособие. М., 2000. 9. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков.М.: Изд.центр «Академия», 2000. 10. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2001. 11. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В.Основы музыкальной психологии: учеб. пособие. Екатеринбург, 2007.
Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 236; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |