Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Отражающих сходное эмоциональное состояние

(В.И. Петрушин. Музыкальная психотерапия. М., 2000)

 

Основные параметры музыки Основное настроение Литературные определения Названия произведений
Медленная Спокойствие Лирическая, мяг- А.Бородин - Ноктюрн из Струнного
    кая, созерцатель- квартета; Ф.Шопен - Ноктюрны Фа
    ная, элегическая, мажор, Ре-бемоль мажор, Этюд Ми
    напевная, задум- мажор, крайние части; Ф. Шуберт -
    чивая, нежная "Аве Мария"; К. Сен-Санс - Лебедь;
      С.Рахманинов - концерт № 2, нача-
      ло II ч.
Медленная Печаль Сумрачная, тоск- П.Чайковский - начало Пятой сим-
Минорная   ливая, трагичес- фонии, финал Шестой симфонии;
    кая, печальная, Э.Григ - Смерть Озе, Жалоба Инг-
    унылая, скорбная рид из сюиты "Пер-Гюнт"; Ф. Шо-
      пен - Прелюдия до-минор, Марш из
      сонаты си-бемоль-минор, Этюд до-
      диез минор; К. Глюк - "Мелодия".
Быстрая Гнев Драматическая, Ф. Шопен - Этюды №№ 12, 23, 24,
Минорная   взволнованная, Скерцо № 1, прелюдии №№ 16, 24.
    тревожная, бес- А. Скрябин - Этюд № 6 соч. 8;
    покойная, гнев- П. Чайковский - Увертюра "Буря";
    ная, злая, отча- Р. Шуман - "Порыв"; Л. Бетхо-
    янная вен - финалы сонат: 14, 23.
Быстрая Радость Праздничная, ли- Д. Шостакович - Праздничная увер-
Мажорная   кующая, бодрая, тюра; Ф. Лист - финалы венгерских
    веселая, радост- рапсодий №№ 6, 10, И, 12; В. Мо-
    ная царт - Маленькая ночная серенада
      (I и IV ч.); Л. Бетховен - финал сим-
      фоний №№ 5, 6, 9.

Музыкальная психотерапия становится особенно актуальной в контексте музыкального медиаобразования. Во многих странах серьезно относятся к проблеме восприятия медиаинформации и формирования критического мышления. Об охранительном значении медиаобразования говорят многие исследования. Мы не беремся утверждать, что отдельные жанры музыки опасны для здоровья, хотя такие исследования (например, рок-музыки) существуют. Но мы утверждаем, что музыка является самым распространенным и влиятельным медиатекстом, чтению которого надо обучать, развивая критическое мышление. Музыка – искусство интонируемого смысла (Б.В.Асафьев). Музыкальные интонации призыва, победы, жалобы, простора наполнены смыслом для слушателей, воспитанных на произведениях европейской культуры. Символизм музыкального развития: стремление к кульминации, конфликт и его разрешение, радостное, трагическое или комическое развитие событий, - все это воспринимается как значимые жизненные события. Произведения, которые наиболее точно выражают обобщенные идеи человеческого существования, мы называем классическими. Они остаются в веках, осуществляя связь поколений. В свободном обществе каждый имеет право создавать и транслировать медиатексты, но каждый также имеет право защиты от вредоносных программ, особенно в процессе взросления, развития личности, в то время, когда еще рождаются идеалы, не сформирована культура общения с медиа. Музыка может, как созидать, так и разрушать. Медиа усиливают эти ее возможности. В условиях развивающихся медиа, задачей музыкального образования становится не только музыкальная подготовка, введение в музыкальную культуру, но и координация культурных явлений и процессов, связанных с восприятием музыки, так как в процессе музыкального медиаобразования развитие личности осуществляется с помощью и на материале средств массовой коммуникации. Формирование культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки музыкальных медиатекстов, обучение различным формам музыкального самовыражения при помощи медиатехники, - все это наполняет содержание музыкального образования новыми смыслами и компетенциями.

 

Литература

1. Асафьев Б.В.Музыкальная форма как процесс. Л , 1963.

2. Лосев А. Знак Символ Миф М., 1982.

3. Медушевский В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. Концепция. М, 2001

4. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

5. Никандров Н.Д.Духовные ценности и воспитание человека. - М.: Педагогика 1998. № 4. С.4.

6. Николаева Е.В. История музыкального образования. Древ­няя Русь. Конец X - середина XVII столетия. М., 2003.

7. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М., 2000.

8. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М., 2007.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Музыкотерапия в УСЛОВИЯХ МЕДИАКУЛЬТУРЫ | деятельности

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 133; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.