Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
И коррекции
Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство, его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями народа, единство с общечеловеческой культурой. Музыкальная деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, движении под музыку, игре на инструментах), обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, способствует развитию культуры тела как носителя не только социальных, но и эстетических, художественных и семиотических функций. В этом своеобразном освоении действительности ребенок с проблемами проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, выражающегося в удовольствии и радости, заинтересованности, через накопление эстетических впечатлений, освоение различных звуков, движений, ритмов, форм, свойств предметов и явлений, к зарождению сначала избирательного, предпочтительного отношения к ним, а потом возникновения оценочного отношения, что служит основой формирования эстетического вкуса. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на музыкальных инструментах. В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности не только для художественного развития, формирования основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей. Усвоение ребенком с отклонениями в развитии культурно-познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно-направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде. Взаимодействие ребенка с проблемами с музыкальным искусством осуществляется в условиях художественной среды, которая выступает компонентом, частью всей культурно-образовательной среды. Н. А. Селянина определяет художественную среду как «совокупность художественных ценностей, видов художественной Деятельности, вещных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые определяют формирование его художественных потребностей, способов и средств их удовлетворения» [Ребенок в мире культуры / Под ред. Р. М.Чумичевой. — Ставрополь, 1998. — С. 60]. Л.И.Божович рассматривает среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, влияющих и на динамику развития, и на появление новых качественных образований. При этом отмечаются необходимость понимания характера переживания ребенка, включенного в среду, характер аффективного отношения к среде и его активности в ней. П. Ф. Каптерев характеризует сущность среды в педагогическом процессе как условие для творческого саморазвития личности, где культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка. Художественная среда определяет взаимосвязь искусства и личности. Личность ребенка нормально развивающегося и с проблемами рассматривается как субъект культуры, формирующийся в условиях этой среды. Взаимодействие субъекта со средой распадается на два относительно самостоятельных процесса: создание или преобразование среды и ее освоение. Развитие ребенка в художественной (в данном случае в музыкальной среде) происходит только в результате деятельности. А взаимодействуя со средой в качестве ее субъекта, личность ребенка с проблемами испытывает и реализует эмоционально-эстетическую потребность, активизирует познавательные интересы, формирует ориентационно-ценностные представления и различные формы коммуникативно-рефлексивных основ. Гуманизация коррекционно-образовательного процесса средствами музыкального искусства предполагает личностно-ориентированный, деятельностный подход, который нацелен не только на получение знаний, но и на способы их усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены Л.С.Выготским, А. Н.Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном. Личность рассматривается или как субъект деятельности, который формируется в деятельности и в общении с другими людьми. Личностно-деятельностный подход в музыкально-образовательном процессе предполагает, что в центре обучения находится ребенок с проблемами как личность с ее психологическими особенностями. В связи с этим все методические решения и технология коррекционно-развивающего процесса средствами музыки, использованные приемы, способы, методы преломляются через призму личности обучаемого, его потребностей и способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей, а также имеющихся нарушений в развитии. В целом личностно-деятельностный подход в художественно-эстетическом освоении мира ребенком с проблемами означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается задача формирования гармоничной, нравственно совершенной, социально-активной личности через раскрытие внутренних резервов и компенсаторных возможностей личности ребенка данной категории. В современных подходах использования искусства (в частности музыки) в коррекционной работе с детьми с проблемами можно выделить несколько направлений: психофизиологическое (связанное с положительным воздействием музыки на различные функции организма), психотерапевтическое и психологическое (связанные с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу личности), социально-педагогическое (обеспечивающее повышение эстетических потребностей, расширение общего и музыкального кругозора, активизацию потенциальных возможностей ребенка с проблемами в музыкальной деятельности и творчестве). Научное осмысление отечественными учеными медиками механизмов воздействия музыки на организм человека началось в начале XX в. Психофизиологическое направление связано с исследованиями В.М.Бехтерева, И.М.Догеля, И.М.Сеченова, И.Р.Тарханова, Г.П.Шипулина и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Важными были выводы о том, что положительные эмоции, получаемые от общения с музыкой, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют регуляции психоэмоционального состояния, мобилизуют его резервные силы. В то же время отрицательные эмоции (в первую очередь страх) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может даже стать причиной смерти. Дальнейшее изучение влияния музыки на функции организма, проводимое врачами, психологами, показало, что спектр воздействия музыки на организм достаточно широк. Мелодичная музыка обеспечивает седативный эффект; музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей, используется в восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения (И.М.Гринева). Положительное влияние музыки на центральную нервную систему отмечали психиатры А.Л.Гройсман, В.Райков. Нормализацию деятельности сердечно-сосудистой системы в процессе восприятия музыки, исполняемой на кларнете и скрипке, наблюдала С. Мамулова. Лечебное воздействие художественного пения, вокалотерапии, характер ее применения в лечебно-оздоровительной практике показаны С.В.Шушарджаном. Е. З.Яхнина показала, что целенаправленное восприятие музыки детьми с нарушением слуха содействует формированию у них речевой функции, интонационной стороны устной речи. При декламации песен под музыку, выполнении специальных речевых упражнений под музыку дети легче овладевают высотными и динамическими модуляциями голоса, темпом речи, ее слитностью, ритмической организацией слов, фраз, что обусловлено близостью определенных интонационных структур в музыке и речи.
Пение развивает голосовой аппарат детей с нарушением речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, формирует вокально-слуховую координацию. Врачи, логопеды используют пение при лечении заикания и наблюдают выраженную положительную динамику в коррекции данного дефекта речи. Влияние музыки на развитие и коррекцию психических функций (мышления, памяти, внимания, воображения), формирование произвольности, целенаправленности процессов подтверждается исследованиями С. М. Миловской, И. В. Евтушенко, Е.А.Медведевой. Во время пения, музыкальных движений в коллективе ребенок с проблемами проявляет свои индивидуальные особенности, учится подчинять свои действия общим задачам. Влияние музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или наказания, поскольку она может непосредственно воздействовать на чувства ребенка через эмоционально-образное содержание музыкального произведения, побуждать ребенка к сопереживанию, формированию его внутреннего мира. Музыка, с которой ребенок с проблемами соприкасается в дошкольном возрасте, формирует его поведение и регулирует эмоциональные проявления в коллективе, семье. Коррекционные возможности музыкального искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны с появлением у него позитивных переживаний, рождением новых творческих побуждений, удовлетворением познавательных, эстетических потребностей. А активизация потенциальных возможностей ребенка в практической, художественной деятельности и творчестве — это и есть реализация социально-педагогической функции искусства. Изучение влияния музыки на организм человека в настоящее время продвинулось достаточно далеко. Среди многочисленных исследований, изучающих данную проблему, можно выделить несколько наиболее важных. Обнаружено подавляющее воздействие определенных музыкальных программ на культуры микрофлоры организма человека (в работах С. В.Шушарджана, А. А. Стехина, Г.В.Яковлева и др.). С.В.Шушарджаном разработан метод музыкально гармонизированной электростимуляции рефлекторных зон и точек акупунктуры. Он основан на сочетании воздействия на точки акупунктуры электрических импульсов музыкального произведения с его синхронным прослушиванием. При этом музыкальные произведения подбираются самими пациентами по принципу наличия у них положительных эмоций от музыки. Музыкальная терапия является одним из методов безлекарственной терапии и профилактики широкого спектра заболеваний. Одни из важнейших элементов, определяющих успех музыкотерапии -выявление музыкальных предпочтений и выбор ритма в качестве диагностического критерия. Это связано с тем, что все биохимические и физиологические процессы в организме человека протекают с определенной последовательностью, ритмично. Выявление с помощью музыкального компьютера ритмического спектра организма посредством выбора предпочтительных музыкальных ритмов пациентом служит одним из методов диагностики в музыкотерапии, который дает возможность в дальнейшем планировать программу воздействия музыкой, ритмом на организм. Многие положительные выводы отечественных ученых лежат в основе научного обоснования возможности использования музыки в коррекционной работе как со взрослыми, так и с детьми с проблемами. Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального воспитания, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый музыкант или учитель музыки осознают они это или нет, являются стихийными психотерапевтами, изменяющими при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. Однако большинство учителей музыки озабочены главным образом тем, чтобы их воспитанники овладели определенными умениями, знаниями и навыками в области музыки, а большую часть психотерапевтов волнует не столько уровень эстетической подготовки их пациентов, сколько характер их эмоционального состояния. Внесение в оба вида деятельности врача и учителя необходимого синтеза двух подходов представляется правомерным, ибо сфера приложения сил в обоих случаях оказывается одна - душа человека. Наряду с возможностями музыки влиять на психосоматические процессы в человеческом организме давно известно психотерапевтическое и психологическое воздействие музыки. В практике психокоррекционной работы в процессе воздействия на эмоционально-личностную сферу она выполняет релаксационную, регулирующую, катарсистическую функции. Исследования показывают, что ребенок с проблемами, «входящий» в мир музыки, действуя в этом удивительном мире, позитивно, качественно меняется в своем развитии. На время общения с музыкой он уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов. Взаимодействие с музыкой помогает ребенку очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений, вступить на новый путь отношений с окружающим миром. О катарсистическом (очищающем) воздействии музыки известно очень давно. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы Аристотель, Платон, Пифагор и др., подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с музыкой и другими видами искусства. В Средние века практика катарсистического воздействия музыки связана с теорией аффектов и теорией психоанализа З.Фрейда, К. Юнга. Выделяются эмоциональный, эстетический и этический аспекты катарсиса. Эмоциональный выражается в состоянии облегчения, освобождения (включая слезы, смех) от тяжких, мрачных переживаний в положительных просветленных чувствах. Эстетический аспект катарсиса — это появление чувств гармонии, порядка, красоты в их сложном сочетании. В этическом плане катарсис вызывает гуманные положительные чувства, переживания. Психологический механизм катарсиса был детально исследован Л.С.Выготским в работе «Психология искусства», где определено, что «искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство», «переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию» [Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1965. — С. 318]. Музыкально-рациональная психотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных пациенту переживаний и формирование у него такого мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. Богатые чувства и высокие мысли являются главными составляющими этого вида психотерапии. Формирование богатой эмоциональной сферы пациента достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей - развертыванием перед пациентом панорамы достижений при нелегком выборе правильного жизненного пути философских взглядов лучших представителей Человечества - Демокрита и Эпикура, Эпиктета и Аврелия, Христа и Будды. Поскольку именно неправильный образ мыслей вызывает расстройства эмоциональной сферы, то успех музыкальной психотерапии, обращающийся к этой сфере, во многом определяется тем, насколько полно удастся психотерапевту сформировать в пациенте навыки оптимистического мировоззрения. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыкальный психотерапевт помогает таким образом своему пациенту. Но это не означает, что при этом не происходит влияния на физическую и интеллектуальную сферы организма. Музыкальное сопровождение дыхательных и двигательных упражнений дает им особый жизнеутверждающий ритм. Проникновенное слово, сказанное на фоне прекрасной музыки, изменяет у пациента его взгляд на жизнь гораздо эффективнее, чем это может быть достигнуто в процессе обычной рациональной психотерапии. Исполнение музыки, главным образом формул музыкального самовнушения и некоторых песен, дает пациентам возможность осуществить опыт ролевого перенесения в образ иного эмоционального содержания и, находясь в нем, пережить те чувства и мысли, которые им в силу их заболевания или сложившегося жизненного опыта были недоступны. Таким образом осуществляется трансцендентальный выход из зоны конфликта и рассмотрение этого конфликта со стороны других представлений и другого жизненного опыта, который содержится в формулах внушения и в текстах песен. Исполнение этих формул и песен как бы поднимает пациента над самим собой, подготавливает позитивные тенденции его завтрашних изменений. Побывав в процессе исполнения формул самовнушения и песен в роли и образе другого человека, здорового и не страдающего неврозом, пациент возвращается к самому себе уже другим и выстраивает собственную Я-концепцию в том направлении, которое ему подсказал музыкально-художественный опыт. Наиболее сложным представляется выстраивание "Я-концепции" пациента в процессе музыкально-творческой деятельности, так как это предполагает достаточно высокий уровень развития специальных музыкальных способностей и воображения. К тому же немногие психотерапевты и музыканты могут овладеть необходимой для этого методикой, требующей для реализации знания и умения в области музыкальной импровизации. Однако это не снимает важности и перспективности подобного вида работы. Главное направление этой работы заключается в том, чтобы научить пациента поэтическому, "омузыкаленному" видению и восприятию мира, т. е. он учится тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено непосредственно в звуках вокальной импровизации, которая отражает его отношение к различным событиям жизни. Творческая деятельность в любом деле по своей природе интегративна, так как она есть выражение всего жизненного опыта человека и его природных способностей. И поэтому неминуемо человек, вовлекаемый в нее, переходит из состояния разрозненности отдельных элементов своего опыта к его интеграции. В процессе музыкального творчества - импровизации на заданные темы - происходит более полное познание пациентом самого себя, своих способностей и возможностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром, более глубокая идентификация и слияние с ним. Нахождение в процессе творчества своего неповторимого "Я", направление творческих сил на общественно значимые цели, определение своей точки оптимального приложения этих сил и возможностей означает для человека возвышение его над самим собой, подъем на очередную ступень духовного развития, осуществление в себе, говоря словами К. Маркса, "человека рода", вносящего посильную лепту в общественное и общемировое развитие. И именно это делает человека более здоровым и счастливым. Таким образом, человек, входящий в мир музыки и затем выходящий из него, становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным и обновленным, подобно тому, как он становится другим после прогулки в лесу и соприкосновения с природой, купания в море или общения с близким другом. Коллективный характер музыкально-психотерапевтических занятий подключает к оздоровительному процессу и взаимные целебные воздействия со стороны других участников - их поддержку, сочувствие и сопереживание. Литература 1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М. , 2001. 2. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. М., Екатеринбург,1999. 3. Воробьева Л.И. Музыкальная психотерапия в структуре профессиональной подготовки бакалавров на факультете искусств и художественного образования //Высшее образование сегодня. №6.2013. С.53-57. 4. Голышева Е.С. Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта/ Кирнарская Д.К. и др.Психология музыкальной деятельности. М.:Академия, 2003. 5. Гонеев А.Д. и др Основы коррекционной педагогики. М. Изд.центр «Академия», 2002 6. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб: Речь, 2003. 7. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976. 8. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика./Медведева Е.А. и др.М.: Академия, 2002. 9. Музыкально-художественное образование и культура: актуальные проблемы развития и инноваций [Текст]: матлы междун. науч.-практ. конф. Екатеринбург, Ур.ГПУ , 2008. 10. Петровский А. В., Ярошевский Н. Г. Психология. — М., 2002. 11. Петрушин В.И.Музыкальная психотерапия: Теория и практика. Учебное пособие. М., 2000. 12. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков.М.: Изд.центр «Академия», 2000. 13. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2001. 14. Роль звуковой среды в формировании ментальности молодежи. Материалы международной научно-практической конференции . Липецк: ЛГПУ, 2008. 15. Семенова Г.Д. Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке. М„ 2006. 16. Тихонова Е.В.Музыкотерапия в структуре музыкального образования /Музыкально-худож. образован. и культура: актуальные проблемы развития и инноваций: мат-лы междун. научн.-практич. конф. Екатеринбург, Ур. ГПУ, 2008. 17. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. 18. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В.Основы музыкальной психологии: учеб. пособие. Екатеринбург, 2007. 19. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. — М., 1994. 20. Шевченко Ю.С.Музыкотерапия // Музыкальная психология и психотерапия. 2007. № 2. М., 2007
Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 311; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |