Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Ноги и ступни

Как уже отмечалось, ноги, а особенно ступни, являются источниками конфликта и затруднений во многих рисунках. Исследуя эти части тела на предмет их функциональной значимости, мы можем понять, почему буквально понимаемая неустойчивость видна в большинстве проблемных рисунков. В добавление к потенциальным возможностям для контакта, которую ноги и ступни разделяют с руками и кистями, они играют дополнительную роль поддержки и уравновешивания тела в правильном положении и обеспечения передвижения тела. Прикованные к постели, депрессивные, унылые или замкнутые индивиды могут сопротивляться рисованию ступней и даже ног, а иногда могут предлагать компромисс, изображая сидящую фигуру. В некоторых случаях такие индивиды могут проецировать компенсаторное побуждение к движению и деятельности в своих рисунках, которое может


быть оценено, исходя нз других аспектов рисунка (особенно сверхзавершенности), как в значительной степени имеющее фантазийный характер. Часто субъект, страдающий сексуальными расстройствами, может отказаться закончить рисунок ниже линии пояса, или едва наметить несколько определенных линий для этой части тела. Менее выраженная шоковая реакция видна в механической, жирной линии разделения на уровне талии в рисунках, где это едва ли можно объяснить изображением пояса как детали одежды. В отдельных случаях нежелание уделять внимание ногам и области бедер у психосексуально незрелых мужчин выражается с помощью рисования внешних контуров ног (при виде спереди), что создает нечто вроде юбки, и затем проведения линии в середине, чтобы разделить эту юбкообразную фигуру и показать ноги в брюках.

Полные тела с маленькими, недоразвитыми, тонкими, трясущимися или заштрихованными ногами видны на рисунках деградировавших и маразматичных индивидов как выражение ощущения упадка и недостаточности. В рисунках взрослых мужчин, где имеются другие графические признаки сексуальных нарушений, заштриховка ног или очерчивание (обычно двумерное) ног, просвечивающих сквозь прозрачные брюки (см. фигуру Зт), являются дополнительным свидетельством гомосексуальных страхов.

Ноги женских фигур, в отличие от мужских, обычно явно показаны и имеют специфически сексуальную значимость. В ассоциациях к нарисованной женской фигуре ноги часто характеризуются как лучшая или худшая часть тела, и часто получают конфликтную окраску в форме стираний, усиления или изменений линии. Нарциссический и психосексуально незрелый мужчина часто будет предлагать изображение доброго, мягкого мужчины и враждебной, распущенной женщины с характерно подчеркнутыми ногами, так что невозможно сказать, в каком ракурсе изображена фигура. Ноги в таких случаях могут быть вполне мужеподобными и мускулистыми. Принято считать, что такой тип изображения имеет некоторую сексуальную значимость, включающую размытость сексуальных характеристик.

Особенности изображения ступней более заметны в мужских фигурах, нежели в женских. Ступни, нарисованные с намеренной точностью, чтобы их форма соответствовала фаллической, могут характеризовать индивидов, у которых имеются другие графические признаки сексуальной неадекватности и озабоченности. Такое изображение ступней, равно как и символически красноречивое рисование чрезвычайно длинного носа, появляется чаще в рисунках мужчин, которые преодолели 35-летний рубеж, чем у более молодых мужчин. Ступням может быть уделено особое внимание посредством стираний, удлинения, укорочения, изменения характера линии или штриховки. Сексуальный символизм ступни неоднократно подтверждался в ассоциациях, даваемых к подобным рисункам, в литературе, относящейся к сексуальным искажениям, и в популярных анекдотах. Похоже, что это сексуальное значение связано и с тем фактом, что девочки имеют тенденцию рисовать маленькие ступни, в то время как мальчики, как правило, рисуют относительно большие ступни. Такое разное графическое изображение ступней представляется относящимся также к


проблемам общей значимости опоры на ступню в окружающем мире. Ступня представляется также имеющей агрессивное значение, исходя из ее. функции приведения в движение и направления тела вперед, а также как инструмента нападения.

Пальцы ног

Когда пальцы ног обозначены у фигуры, которую не собирались изображать обнаженной, их следует рассматривать как подчеркивание агрессивности, почти патологической по своей природе. Пальцы ног, в отличие от пальцев на руках, редко видны, кроме как в сандалиях или купальных шлепанцах, и в норме они не появляются в рисунке одетой фигуры. В соответствии с интерпретативной значимостью, относящейся к появлению пальцев ног в рисунках, тенденция современных женщин красить ногти на ногах и демонстрировать их в туфлях с открытыми носками может быть расценена как выражение возросшей феминной агрессии. Это считается несомненным даже более консервативными исследователями. Так же, как в случае с пальцами рук, ограничение пальцев ног, показанное на рисунке линией, объединяющей их наружные края, считается обозначающим притупление или подавление агрессивных тенденций.

Различные части тела

Туловище

Изображение туловища часто ограничивается простой продолговатой, квадратной или круглой формой. Округлая фигура ассоциировалась с менее агрессивными, более неразвитыми и более женственными рисунками, в то время как фигура, включающая углы, считается более маскулинной, соотносящейся с принципами экспрессивного движения, которые имеют отношение ко всем креативным проекциям. Туловище иногда в рисунке пропускается. Отведение конечностей от головы при отсутствии туловища уже ранее отмечалось в связи с рисунками очень маленьких детей, при этом особое значение придавалось возрастному уровню развития. Взрослые редко пропускают туловище. Пациенты с инволюционной или склеротической симптоматикой в отдельных случаях не придают мужской фигуре туловище, при этом туловище женской фигуры заштриховывается более сильно (отвержение собственного тела и агрессивность по отношению к женщине). У культурно ограниченных индивидов соответствующими клиническими чертами были ригидность и нарциссизм. Иногда туловище идентифицируется на основе его положения в рисунке фигуры, а не на основе определенного графического способа изображения. В этих случаях туловище просто обозначается как верхняя часть двух параллельных линий, идущих непрерывно от головы к ступням. Таким образом, отсутствует какой-либо контур, представляющий туловище, и, следовательно, фигура остается без какого-либо субстанционального тела вообще. Такие рисунки обычно невелики и наблюдаются у


регрессировавших, примитивных или дезорганизованных индивидов. Другой тип изображения отмечается в нежелании ограничивать нижнюю часть туловища на тех рисунках, где нижняя часть все же изображена. Это интерпретируется как индикатор сексуальной озабоченности. Иногда ограничение осуществляется с помощью отдельной связующей линии, которая свидетельствует об озабоченности, относящейся к этой области.

Очень худое тело при изображении человека своего пола обычно означает некоторую неудовлетворенность тем типом тела, которым обладает рисующий индивид. Это может быть прямой репрезентацией телесной хрупкости или слабости, либо это может являть собой компенсацию нежеланной полноты. В одном случае очень грациозная фигура выражала имеющийся у испытуемой страх стать толстой. Она ассоциировала телесную полноту со зрелостью, и ее центральная проблема состояла в сопротивлении взрослению. Другой ребенок десяти лет, который заметно отставал в росте, живо фантазировал по поводу переживаний роста, и нарисовал две параллельные линии близко друг к другу, от низа до самого верха листа, чтобы обозначить высокое тело. Двойной или неровный телесный контур, особенно в рисунках женщин, склонных к фантазиям на темы своего очарования, обычно свидетельствует об озабоченности проблемой веса, особенно в контексте подчеркивания оральной области в рисунках.

Грудь

Повышенный и значимый интерес к изображению груди отмечен в рисунках эмоционально и психосексуально незрелых мужчин. Груди стираются, затушевываются, к ним часто возвращаются для добавления нескольких дополнительных незаметных линий, что отмечает озабоченность этой частью фигуры (см. рис. 8f). В отдельных случаях груди явно отвергаются и трансформируются в тщательно прорисованные нагрудные карманы. В нескольких рисунках груди были явно видны сквозь карманы, причем никаких других просвечиваний в рисунке не было. Имеет значение, изображена ли грудь низкой, свисающей, что предполагает репрезентацию образа матери, или высокой, крепкой, как у молодой женщины. Акцентированная грудь обычна в контексте сильного и Доминантного материнского образа в рисунках испытуемых обоего пола (см. рис. 8т и 8f). Женщина, которая придает изображаемой ею фигуре большие груди и прорисовывает область таза, может быть расценена как сильно идентифицирующаяся с продуктивным и доминантным материнским образом, подчас в матриархальном смысле. Одна девочка-подросток, которая завидовала развитой груди своей матери, нарисовала низкую линию груди, с особо тяжелой брошью, предполагающую большую грудь под одеждой. Другая девушка старшего подросткового возраста, которая страшилась зрелости, обозначила крошечную линию зарождающейся груди, как у ребенка пред-подросткового возраста, в рисунке фигуры взрослой женщины. Один взрослый невротик, который был очень обеспокоен своим тайным сексуальным интересом к своей моложавой мачехе и который имел опыт незрелой сексуальной практики, нарисовал грудь в профиль, с явным обозначением открытого


конфликта. Он стирал и перерисовывал линию груди много раз, менял ее размер и очертания до тех пор, пока она не оказалась торчащей на теле подобно эрегированному фаллосу. Когда он осмотрел продукт своих прилежных усилий, это побудило его насмешливо заметить: "Хм, она не может стоять так сама по себе".

Плечи

Ширина и массивность плеч считается наиболее общим графическим выражением физической силы и физического совершенства. В рисунках мужчин массивные плечи, выделенные за счет других частей фигуры, встречаются у подростков и часто у сексуально амбивалентных индивидов как сверхкомпенсация чувства телесной неадекватности. Испытуемую женского пола, рисующую женскую фигуру с мощными плечами (см. рис. 7т и 7f), можно подозревать в некоторой степени маскулинного протеста, если эта интерпретация согласуется с акцентированием и других деталей рисунка, которые относятся к мужественности. Накладные плечи широко используются в мужской одежде. Женщины переняли это позднее, наряду с другими традиционно маскулинными деталями одежды. Проблема физической неадекватности настолько часто является предметом мучительной озабоченности эмоционально неуравновешенного мужчины, что порождает конфликтную неуверенность в том, какой ширины плечи следует нарисовать у мужской фигуры, - это случается достаточно часто. Когда плечи отмечены стираниями, подчеркиваниями и неуверенной линией, можно с уверенностью сделать вывод, что побуждение к развитию тела как выражение маскулинности является предметом особой озабоченности. В некоторых рисунках испытуемых-мужчин, представленных как анфас, так и в профиль, попытка достичь эффекта широких плеч у мужской фигуры выливается в их сходство с женской грудью, в то время как парная женская фигура может быть просто явно снабжена широкими плечами. Такое смешение физической силы и материнской символики в мужской фигуре обычно сочетается с другими чертами сексуальной неопределенности в рисунке.

Бедра и ягодицы

И бедра, и ягодицы могут получать необычное внимание в рисунках склонных к гомосексуализму или конфликтных мужчин. Нередко можно увидеть мужскую фигуру перекрученной в перспективе, с тем, чтобы сфокусировать внимание на чрезмерно развитых ягодицах. Это может быть видно как на обнаженных, так и на одетых фигурах, изображенных как в профиль, так и анфас. Часто в области бедер будут заметны смешения, разрывы или изменения линий, или особенное расширение их в сочетании с выделяющимся изображением ягодиц. Этот конфликт в отношении к бедрам может быть выражен более тонко в акцентированной горизонтальной выступающей наружу нижней части мужской куртки, распространяющейся за пределы собственно области тела, при том, что куртка явно застегнута. Каким образом гомосексуальные тенденции проявляются в поведении, может быть выяснено иногда из контекста рисунка. В женских фигурах, нарисованных женщинами,


подчеркнутая линия бедер может быть ассоциирована с сознанием силы, относящейся к функциональным потенциям обильного развития тазовых органов.

Талия

Линия талии иногда дается как единственное указание на одежду фигуры. Характерно, что она служит разделению туловища на верх и низ. С функциональной точки зрения, это разграничение отделяет существенно различающиеся области тела. Если это мужчина, "верх" - это область груди, которая охватывает первичные телесные признаки физической силы, т.е. ширину груди и телесную мускулатуру. "Низ" соотносится прежде всего с областью сексуального функционирования, с ногами, также имеющими значение сексуальной силы на более символическом уровне. Функционально "верх" женской фигуры соотносится с факторами кормления, которые распознаются прежде всего по разработке груди. Это область наиболее часто выделяется орально зависимыми, фиксированными на матери мужчинами. "Низ" женской фигуры относится в основном к сексуальной и репродуктивной функциям с расширением бедер в области таза, что более конкретно касается репродуктивных аспектов. Так или иначе, от ног женской фигуры во многом зависит общее социальное впечатление сексуальной привлекательности. Девочки-подростки, находящиеся на пороге взрослой сексуальности, демонстрируют в огромном количестве конфликтное изображение ног.

Конфликт на линии талии может получить выражение различными путями и примерно соотноситься с интенсивностью и трактовкой конфликта. Так, явная задержка в рисовании талии в сочетании с нетерпением нарисовать ее у другой фигуры из пары проявится в противоположных крайностях низкой и высокой линии талии, выражая блокирование обозначения телесной области сексуальности. Подчеркнутая линия талии, либо разорванная линия могут служить указанием на раздражительное и чрезвычайно прямое проявление напряжения, связанного с этой проблемой "зонирования" тела. Больший контроль и большая рационализация этого напряжения могут проявиться в тщательно прорисованном поясе, что указывает на тенденцию преобразования напряжения в эстетические и демонстративные формы. Талия, сильно стянутая поясом, дающая эффект корсета и скованности, свидетельствует о ненадежности контроля, что может найти выход в аффективных вспышках. В отдельных случаях три зоны тела - голова, туловище и область ниже талии -изображаются рассогласованно. Это расценивается как проявление хронического нарушения координации главных измерений образа тела, указывающее на неадекватность личностной интеграции, которая тем серьезнее, что она включает разъединение между сексуальными потребностями, стремлением к физической силе и рациональным контролем.

Анатомические проявления

Явные анатомические проявления внутренних органов тела не встречаются почти нигде, кроме рисунков шизофреников или активно маниакальных пациентов. Подозрение о наличии соматических маний (фиксаций), которое вызывают такие изображения, обычно


подтверждается. Более умеренный тнп соматической озабоченности может быть выражен с помощью несущего смысловую нагрузку помещения нескольких коротких линий на груди или области таза. Обозначение ребер линиями также не обязательно патологично, поскольку они служат демонстрации физической силы. Включение половых органов в предлагаемый рисунок в качестве реакции на инструкцию "нарисуйте человека" редко встречается где-либо, кроме как на рисунках студентов художественных специальностей, людей, проходящих курс психоанализа и шизофреников. Прорисовка частей тела сквозь просвечивающую одежду является иным признаком, нежели рисование внутренних органов. В первом случае тело обычно рисуется первым, и в дальнейшем добавленная одежда просто не может скрыть его. Это не позитивная прорисовка органов. В таком виде чаще всего встречаются ноги мужской фигуры, просвечивающие сквозь брюки (часто затушеванные и являющиеся признаком гомосексуальных страхов), либо контуры женского тела, видные сквозь юбку (чаще всего ассоциируются с тайными сексуальными фантазиями либо проявлениями девиантного характера у испытуемых-мужчин, которые чрезвычайно озабочены инфантильными сексуальными импульсами). Второй тип изображения виден главным образом в рисунках испытуемых-мужчин с инволюционными сексуальными проблемами.

Суставы

Кроме тех случаев, когда испытуемый рисует "скелета" в качестве стилистического образа телесных проблем, с которыми он столкнулся, он редко обозначает локоть, плечо, коленные суставы или костяшки пальцев в своих рисунках (см. рис. Зт). У индивидов, которые обозначают суставы, можно заподозрить ощущение вины и неуверенности в связи с телесной интеграцией. Суставы придают фигуре качество "спаянности". Это механическая и искусственная нота, которая порождает сомнения в нормальном динамическом функционировании и стабильной организации образа тела. Шизоиды, явно шизофренические индивиды и в отдельных случаях люди с явлением телесного нарциссизма в состоянии ухудшения будут рисовать подчеркнутые суставы, чтобы замаскировать ощущение телесной дезорганизации. Обозначение суставов может быть также видно в рисунках, включающих застывшее, воображаемое движение. Большинство рисунков, которые содержат выделение суставов, свидетельствуют о зависимости от матери, психосексуальной незрелости и находятся в паре с женской фигурой, которая более агрессивна, больше по размеру и более доминантна, чем фигура мужчины.

Одежда

Образ тела может быть расширен, изменен или продолжен с помощью одежды. Большая часть нашего тела обычно закрыта одеждой. Безотносительно к отдельным теориям, касающимся функции одежды, в целом принято считать, что одежда всегда имела некоторую либидозную значимость. Одежда является в некотором смысле компромиссом между скромностью и прямой демонстрацией тела во всех обстоятельствах, кроме тех случаев, когда


она определенно имеет функции защиты. Большинство испытуемых стремятся уклониться от проблемы - одевать или не одевать фигуру, которую они рисуют. Большинство останавливаются на компромиссе в виде грубого, туманного или символического обозначения одежды. Если человек задает предварительный вопрос: как он должен рисовать фигуру - в одежде или без нее, это может быть расценено как проявление сильной озабоченности и переживаний, связанных с телом. Смущение, с которым задается вопрос, и клинические данные, относящиеся к индивидуальному случаю, подтверждают справедливость такой интерпретации. Нередко идентичность проецирующегося человека, даже если проекция является бессознательной, может быть выведена из характера одежды. Так, прямой наряд на женщине, который достигает щиколоток, может быть расценен как обозначение того, что фигура представляет образ матери (см. рис. 5f). Некоторые испытуемые-мужчины рисуют на фигуре молодого человека одежду той моды, которая была во времена молодости отца, таким образом подтверждая сильную идентификацию с отцом.

Изучение рисунков в соотнесении с клиническими данными выявляет небольшую, но существенную группу индивидов, для которых характерен избыток или недостаток одежды на нарисованной фигуре при том, что к рисунку они относятся с большой серьезностью и вкладывают в него много сил. Для удобства те, кто рисует избыток одежды, могут быть отнесены к нарциссистам одежды, а те, кто рисует мало одежды - к нарциссистам тела. Хотя для обеих этих групп характерна инфантильная и эгоцентрическая эмоциональность и повышенная степень сексуальной дезадаптации, их отличают интересные различия в рисунках и, соответственно, в личности. Нарциссисты одежды используют одежду в основном в смысле социальной и сексуальной приманки. Телесный эксгибиционизм и самодемонстрация дополняются декорированием, в то время как собственно тело не обыгрывается. С другой стороны, нарциссист тела, если это мужчина, чаще всего демонстрирует в рисунке развитую мускулатуру, отдавая дань одежде лишь в виде коротких спортивных плавок (см. рис. 2т). Рисунок же мужчины-нарциссиста одежды чаще похож на иллюстрацию из журнала мод - в изящном костюме с подложными плечами, носовым платком, тщательно сложенным в нагрудном кармане и другими деталями превосходного швейного искусства и ухоженности. Довольно интересно то, что женская фигура в паре может быть одета в купальный костюм и быть более мускулистой, нежели соблазнительной. С другой стороны, женская фигура нарциссиста тела всегда полностью одета, но так, чтобы подчеркнуть сексуальность одежды (см. рис. 2т и 2f).

Этим контрастирующим типам изображения одежды соответствуют существенные различия в личности. Нарциссист одежды внешне вполне социален и экстравертирован. Однако социальность более мотивирована сильной потребностью в социальном одобрении и превосходстве, нежели

истинным интересом к объекту. Рисунки фигур своего пола, выполненные женщинами, принадлежащими к типу нарциссистов одежды, характеризуются чрезмерным вниманием к деталям косметики, украшениям и ухоженности. В целом, такие индивиды имеют тенденцию


к психопатическому типу адаптации. Нарциссисты тела, выставляющие на первый план мускульную силу, соотносятся более с шизоидным, самоуглубленным и интровертированным типом личности. Они озабочены своим телом, часто до такой степени, что предаются долгим и напряженным упражнениям по развитию тела ради самого этого результата. Сексуально они, возможно, в основном ограничиваются аутоэротической стимуляцией. Они не получают истинного удовлетворения от социальных взаимодействий, предпочитая свои собственные фантазийные размышления.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Рукн н кнстн | Пуговицы

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 248; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.