Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Пуговицы

Выделение пуговиц посредством затушевывания, специального надавливания, либо случайного или неправильного расположения на фигуре встречается в основном у зависимых, инфантильных и неадекватных людей. Это в большей степени видно в рисунках мужчин, нежели в рисунках женщин, и больше у детей, особенно мальчиков, нежели у взрослых. У эмоционально деградировавших взрослых механический и не очень уместный ряд пуговиц, рисуемый строго по середине фигуры, возможно в сочетании с негармонирующей шляпой, служит для полного представления одежды. Иногда пуговицы служат проработке сильно выделенной средней линии, отражая эгоцентрическую и соматическую озабоченность. В отдельных случаях большая и подчеркнутая пуговица помещена на месте пупка, без каких-либо других обозначений одежды.

Поскольку пуговицы появляются на столь многих рисунках дезадаптированных индивидов, было бы полезно исследовать функциональное и символической значение пуговиц с разных точек зрения. Тот факт, что пуговица часто в форме круглой пряжки, иногда помещается на месте пупка, а также тот факт, что выделение пуговиц; происходит в основном в рисунках привязанных к матери индивидов, позволяют предположить, что психологическая значимость пуговиц может быть связана с пупком - символом зависимости от матери. Пупок является центром тела, и важные вещи берут свое начало в центре. Это наиболее привлекающая внимание точка живота, которая может по внешнему виду быть ассоциирована с сосками. Для младенца сосок обладает магическим свойством поддержки жизни, требующим от него сравнительно малого усилия. Именно эта ассоциация с функцией кормления позволяет с достаточной вероятностью говорить об интерпретации зависимости.

Пуговицы являются заметной деталью униформ, и особенно униформ швейцаров и кадетов, что предполагает некоторую их взаимосвязь с комплексом подчинения авторитету (см. рис. Зт). Это с другого конца подтверждает смысл зависимости. Власть и контроль с их следствиями - подчинением и зависимостью - упоминаются во многих поговорках, касающихся пуговиц. Так. нажать на пуговицу (кнопку)' - значит подчинить себе какого-либо человека или вещь посредством дистанционного управления. Когда все застегнуто, оно находится под контролем. Функционально пуговицы расстегиваются, чтобы показать тело, и застегиваются, чтобы скрыть его, и в этом смысле отражают отношение к телу. Пуговицы на манжетах добавляют обсессивную ноту к чертам зависимости.


Карманы

Подобно пуговицам, неадекватное выделение карманов видно в рисунках инфантильных и зависимых индивидов, и больше у мужчин, нежели у женщин. Особое отношение к карманам эмпирически ассоциируется более конкретно с аффективной или материальной депривацией как основой психопатического типа адаптации (см. рис. 4f и 4т). Мальчики-подростки, арестованные за карманную кражу, часто включают специальные карманы в свои рисунки, либо придают аксессуар в виде книжки карманного формата женщине, таким образом предлагая графическую иллюстрацию часто невротической и символической природы правонарушения. Ассоциации испытуемых по поводу карманов описывают карманы как место для хранения личного имущества, как предоставляющие возможность спрятать огнестрельное оружие, либо как сферу мастурбации. Один из пациентов, который нарисовал фигуру с руками в карманах, отметил: "У меня всегда была эта дурная привычка. Моя мама сказала, что мальчик, который держит свои руки в карманах, никогда ни на что не будет годен". Для подрастающего мальчика большой карман, полный разного добра, является символом расширения Эго и зрелости. Таким образом, карманы могут использоваться подростками как выражение стремления к мужественности, которое вступает в противоречие с эмоциональной зависимостью от матери. Женщины редко обозначают карманы на своих рисунках. Они склонны к большей независимости, и их одежда, за исключением платьев "рубашечного" покроя и пиджака, сшитого по фасону мужского, редко имеет карманы.

Галстук

Галстук является распространенным сексуальным символом, он чаще всего встречается на рисунках мальчиков и молодых мужчин (см. фигуру 4т). С другой стороны, у мужчин старше сорока конфликт по поводу сексуальной неадекватности имеет тенденцию к графическому выражению в вопиющем удлинении носа, либо в чрезвычайном внимании к изображению носа, либо в другом типе неадекватного изображения этого органа или ступни. Последний штрих, который добавляет к своей внешности молодой человек, идущий на свидание, - он поправляет галстук и, возможно, расправляет носовой платок в нагрудном кармане. Внимание как к галстуку, так и к носовому платку часто встречается в рисунках сексуально неадекватных мужчин. Женственные и утонченные мужчины известны своими коллекциями стильных галстуков. Говорят, гомосексуалисты повязывают галстуки так, чтобы привлечь внимание. В рисунках галстуки варьируют от неявного, маленького и выглядящего ослабленным галстука у индивида, который в отчаянии от своей слабой сексуальности, до длинного и бросающегося в глаза галстука, иногда украшенного деталями фаллического типа, что бывает у сексуально агрессивного индивида, побуждаемого к сверхкомпенсации страхом импотенции. В рисунках, собранных автором, имеется относительно мало галстуков в виде банта, и возможная связь с клиническими данными не могла вследствие этого быть изучена. В отдельных случаях галстук нарисован так, как будто он отлетает от тела. Это было видно в


случаях явной сексуальной агрессин н обычно означает сильную сексуальную озабоченность. Кстати, отметим, что черный или белый галстук-бабочка всегда носится в формальной, регламентированной и консервативной обстановке, в то время как яркий галстук-бант надевают в случаях, требующих атмосферы юности и беззаботности.

Обувь и шляпа

Символическое фаллическое значение обуви, выраженное графически в безошибочно узнаваемом стиле, а также в конфликтном изображении, включающем стирания, изменения, затушевку или изменение линии, чаще всего отмечается в рисунках пожилого испытуемого-мужчины, который в некоторой степени страдает от импотенции. Нередко обуви уделяется особое внимание в виде проработки петель, шнурков или бантиков при том, что тенденция к прорисовке не характерна для остальных частей рисунка. Это чаще всего видно в изображениях мужчин, выполненных девочками-подростками, и, похоже, представляет собой акцент на обсессивности, которая обычно сконцентрирована на сексуально символических деталях одежды, что может быть ассоциировано с сексуальными импульсами. Обсессивная детализация обуви представляет собой явно женскую характеристику в графической экспрессии.

Когда на фигуре появляется шляпа при отсутствии другой одежды, в рисунке можно найти и другие черты регрессии. Шляпы обычно изображаются в такой манере, которая подтверждает фаллическое значение, приписываемое шляпам в психоаналитических исследованиях. В одном случае, у эксгибициониста, осужденного за нарушение общественной нравственности, поля шляпы, при взгляде в профиль, были нарисованы так, что их выступающие за пределы тульи края имели поразительное сходство с эрегированным фаллосом. Часто шляпа может быть специально декорирована, чрезвычайно велика, или сквозь нее видны волосы либо лоб. Последний тип просвечивания обычно имеет место в контексте в целом примитивного и неразработанного способа изображения фигуры в целом и весьма часто является симптоматикой примитивного сексуального поведения субъекта. Шляпа практически никогда не придается обеим фигурам (и мужской, и женской) одновременно. Женская фигура обычно имеет пышные волосы, а мужская - шляпу.

Другими сексуальными символами, чаще всего встречающимися в рисунках, являются трубка, сигарета, пистолет и, реже, трость. Трубка и сигарета встречаются, в основном, в рисунках молодых мужчин и подростков. Пистолет чаще появляется на рисунках мальчиков предподросткового и подросткового возраста, в то время как трость редко можно видеть у субъектов младше сорока. Символизм трубки, сигареты и пистолета слишком очевиден, чтобы нуждаться в обсуждении. Когда они делаются необычно большими, бросающимися в глаза, либо активно дымящимися, они обычно означают сексуальную озабоченность, настолько сильную, что она активно беспокоит субъекта. Эта интерпретация не относится к рисункам маленьких мальчиков, которые разрабатывают драматическую тематику стрельбы. Один пациент, который на сексуальной почве совершил покушение на убийство собственной


невесты, в первую очередь нарисовал шляпу у мужской фигуры, сопроводив это беглым

наброском профиля. Вслед за этим он сразу воткнул трубку в рот, прежде чем заняться

другими частями рисунка. Трубка была очень большая, подчеркнутая и активно дымящаяся.

Когда пациента спросили, женат ли нарисованный им мужчина, он ответил: "Он, должно

быть, женат, раз так курит трубку". Трость появляется на рисунках людей средних лет или

старше, которые неохотно принимают свое увядание. Она редко обнаруживается на рисунках

людей более молодого возраста. В группе рисунков, полученных от перемещенных

европейских специалистов пожилого возраста, трость являлась весьма значимой чертой. В

отдельных случаях толстая короткая трость нарисована в районе сексуальной области фигуры

в претенциозном исполнении, обозначая попытку заменить интеллектуальную силу на

неадекватную сексуальную силу. _____________________________________________________________________

Следующий сон, рассказанный проходившим курс психотерапии пациентом, который обнаруживал серьезные сексуальные трудности, иллюстрирует символическое использование портфеля и обуви. "Я иду по улице и хочу с кем-то встретиться. Внезапно я посмотрел на свою одежду и увидел, что я одет в пижаму. Затем я зашел в магазин, чтобы купить портфель. У продавца не было такого, какой яхотел. Яискал портфель босой, поскольку мои туфли были оставлены у сапожника в том же магазине". Пациент очень многословен, интеллектуализирует все свои проблемы и имеет выраженное влечение к эксгибиционизму.

_____________________________________________________________________

Выделение ширинки на брюках видно у индивидов, озабоченных мастурбацией, за исключением тех случаев, когда изображается спортивный костюм, у которого это -существенная часть.

Структурные и формальные аспекты

До сих пор принципы, лежащие в основе проекции модели тела, соотносились главным образом с содержанием рисунка человеческой фигуры. Однако формальные аспекты не менее важны для диагноза и анализа. Некоторые типы рисунков настолько бедны по содержанию, что основная доля анализа приходится на структурные черты. Эти структурные черты включают разнообразие и проработку деталей, большая часть которых подлежит экспериментальной верификации. Для некоторых основных факторов вводного обзора будет предпринята попытка краткого рассмотрения.

Тема

Когда индивида просят "нарисовать человека", проецирует ли он анонимную фигуру, которая приобретает очертания под влиянием его ассоциаций, связанных с ней? Является ли фигура стереотипом, конкретным лицом или открыто признаваемым образом себя самого? Индивиды, которые сознательно стараются подтвердить свое нормальное психическое состояние, могут обозначить нарисованную фигуру как "среднего" или "нормального" человека. Если избран характерный стереотип, такой как солдат, ковбой, полицейский или гангстер, можно предположить, что на уровне фантазирования вовлечена некоторая степень


аутоидентификации. Это предположение об аутопдентпфпкацпп применимо в равной степени к детям, которые рисуют Супермена или Дика Трейси, хотя этот стереотип является социально распространенным и не имеет для ребенка особой индивидуальной значимости, как для взрослого. Было отмечено, что демобилизованный ветеран, особенно если у него были некоторые трудности адаптации во время службы, часто будет рисовать солдата или матроса с явной аутоидентификацией. В этих случаях женская фигура в паре не представляет собой стереотип. Нарисованный солдат или матрос обычно большой и содержит другие признаки фантазийного развития. Вероятно, эти индивиды руководствовались в своих намерениях вступить в вооруженные силы фантазиями слишком нарциссическими и нереальными, чтобы обеспечивать последующую адаптацию. Если снеговик, "голово-ног" или набор линий предлагается как серьёзное воплощение "человека", отмечается уклонение от телесных проблем. Такие фигуры часто меньше по размерам и сдвинуты к интроверсивному (левому) краю листа по сравнению с более полным изображением, возможно вследствие напряжения, связанного с уклонением. В случае с пациентом, обвиняемым в убийстве, снеговик, как это было подтверждено ассоциацией, был символом ненадежного контроля, который субъект имел над интегрированностью своего собственного тела. Пациент чувствовал себя, подобно снеговику, искусственно слепленным и имеющим тенденцию таять под внешним воздействием. Этот пациент был склонен к психотическим вспышкам, во время которых периодически некое посещало некое озарение. Другой важной особенностью является проекция фигуры, которая по всем своим графическим характеристикам значительно моложе или старше, чем сам субъект. Если фигура младше, но того же пола (что испытуемый), можно предположить некоторую эмоциональную фиксацию на этом возрасте или желание вернуться в молодость (см. рис. 7f и 8т). Если фигура старше, можно отметить идентификацию с образом родителя (своего пола).

Действие или движение

Действия или движения изображенного человека более, чем он сам, отображают разнообразие тем. Фигура может быть позирующей, идущей, сражающейся, дающей что-то кому-то, произносящей речь или приветствующей кого-нибудь. Большинство рисунков, полученных в больнице для взрослых или у клинического контингента, статичны или, в лучшем случае, изображали человека, который "гуляет". Действие более характерно для рисунков мальчиков предподросткового возраста. Девочки демонстрируют явное предпочтение фигурам, выставленным напоказ. Когда задумывается хорошо разработанное действие, которое не вполне соотносится с возрастом субъекта, его IQ, профессией или присущими ему интересами, можно предположить поглощенность субъекта своими фантазиями. О том, имеет ли эта фантазия конструктивную или патологическую природу, следует судить по другим аспектам рисунка. Тот факт, что действие и фантазия более характерны для рисунков мальчиков, согласуется с наблюдением, что девочки считаются более реалистичными, практичными и ориентированными на социальные требования, в то время как мальчики предаются фантазиям о силе и приключениях. Рисунок, который


содержит явное побуждение к движению, но при этом его блокируют статичные, аутистические или интроверсивные черты (см. рис. 2т), наблюдается преимущественно у шизоидов или шизофреников, чьи стремления к достижению и власти сильны, но связаны исключительно с фантазиями.

Последовательность

Последовательность процедуры рисования является важной. Это тот аспект, о котором нельзя судить, если не Делать заметки по мере того, как субъект рисует. Большинство людей следуют нормативным или логическим ограничениям в своем рисовании. Некоторые, тем не менее, работают в смущении, беспорядочно разбрасываясь по рисунку. Это может быть связано с расстройством побуждений, маниакальным возбуждением или шизофреническим мышлением.. Чрезмерно осторожный, скованный индивид часто разрабатывает каждую небольшую часть рисунка билатерально, в привязке к стимулу, не решаясь рискнуть в целом обозначить контуры основной идеи (см. рис. 6т и 6f). Субъекты, начинающие с черт лица и затем окружающие их, те, кто начинает со шляпы, а не с головы, те, кто рисует голову в последнюю очередь, и те, кто начинает с ног и двигается наверх - все они демонстрируют некоторую степень межличностной дезадаптации, включающую нежелание или неспособность брать на себя эмоциональные обязательства (см. рис. 5т и 5f). Иногда индивид может прервать рисование, чтобы дополнительно выделить некоторую особую область конфликта, и может даже возвращаться к этой области несколько раз в процессе рисования. Колебания, связанные с рисованием за пределами головы или ниже линии талии, означают нежелание сталкиваться с конфликтами, относящимися к этой области.

Симметрия

Строение человеческой фигуры изначально симметрично. Элементарное обучение рисованию подчеркивает это, и тем не менее некоторые индивиды, как обученные, так и необученные, чрезмерно подчеркивают билатеральную (двустороннюю) детализацию. Излишняя симметрия порождает эффект ригидности. Ригидность фигуры часто коррелирует с соответствующими позами субъекта, у которого, с точки зрения психосоматики, можно предположить гипертоническую мускульную защиту против высвобождения подавленных эмоциональных состояний, с одной стороны, и с другой - против угрожающего окружения. Подчеркнутая симметрия может порождать механические, формалистские и подчас причудливые эффекты, как это бывает в рисунках параноидных шизофреников. Иногда субъект начинает свой рисунок с наброска скелета или с разметки (см. рис. 6т). Такие опоры используются для контроля билатеральное™ теми индивидами, которые боятся телесного дисбаланса, которые могут страдать от некоторой деперсонализации, или которые переживают компульсивное побуждение к контролю над буйными и спонтанными импульсами, угрожающими целостности "Я". Стремление к завершенности и побуждение к эксгибиционизму - коррелирующие черты в таких рисунках. Индивиды, делающие


чрезмерно симметричные рисунки, - обычно скованные, эмоционально холодные и отстраненные, неустойчивые личности (см. рис. 2т). Интересно отметить, что такие органы как сердце, желудок, мозг, шея, пенис, которые характеризуют большинство соматических расстройств у эмоционально конфликтного индивида, не являются четко двусторонними. Для компульсивного характера это отсутствие билатеральное™ может выступать угрозой интегрированное™ баланса тела и, таким образом, порождает симптомы.

Заметное нарушение симметрии можно видеть в рисунках невротиков как выражение телесной неуклюжести, чувства нескоординированности, или общей физической неадекватности. Фигура может выглядеть однобокой так, что это довольно часто удивительно верно отражает внешность самого субъекта. Самая большая группа, в которой отмечено несоблюдение симметрии, состоит из тех, кто страдает от нарушений латеральной доминантности (см. рис. 4f и 4т). Эти индивиды неуклюжи в своих моторных координациях. В их рисунках человека одно плечо всегда будет заметно уже другого. Расстояние между грудью и местом крепления рук может заметно различаться. Часто руки и ноги различаются по длине, ширине, либо и тому и другому. Гипоманиакальный или истеричный индивид, тот, кто страдает от некоторого расстройства побуждений, вообще те, у которых имеются эксцессы спонтанного поведения, могут демонстрировать нарушение симметрии, преимущественно на основе невнимания, слабого контроля, гиперактивности и несобранности.

Что касается важности отклонения от симметрии, необходимо определить, какая сторона, с точки зрения рисующего, у фигуры правая, а какая левая. Эта проблема была исследована различными путями. Для большинства испытуемых правая и левая сторона ориентированы с точки зрения субъекта, которого рисуют, а не с точки зрения наблюдателя.

Средняя линия

Проблема выделения средней линии в рисунках, также иногда относимая к аспекту симметрии, обычно играет несколько иную роль. Средняя линия изначально является осью тела, и, как в тесте Роршаха, может включать проблемы, подсознательные по своей природе. Средняя линия может быть тщательно изображена с помощью Адамова яблока, галстука, пуговиц, пряжки или даже ширинки на брюках (см. рис. 6т), или она может быть обозначена легкой линией вдоль середины туловища. Озабоченность телесными проблемами, чувство телесного несовершенства, эмоциональная незрелость и зависимость от матери отмечаются в клинических данных многих индивидов, которые подчеркивают среднюю линию. Рисунки этой группы испытуемых выделяются своими очень агрессивными женскими фигурами и субтильными, женоподобными и обессиленными мужскими. Вербальные ассоциации обычно соответствуют графическим портретам мужской и женской фигур. Ряд неуместных пуговиц часто служит выделению средней линии. Такой способ часто встречается у шизоидных индивидов или шизофреников, у которых доминируют физическое несовершенство и зависимость от матери. Инфантильные, нарциссические субъекты старшего возраста, которые


приближаются к инволюционному распаду и не способны принять это, могут делать грубое выделение средней линии фигуры, отражая свою озабоченность телесными проблемами.

Размер и местоположение

В целом интерпретация расположения фигуры на листе сходна с той, которую использовал Мира-и-Лопес в своем миокинетическом методе, а также с научной графологией. Если проецируемая фигура на листе смещена вправо - она ориентирована вовне. Если влево - она ориентирована на себя. Поднята в верхнюю часть листа - склонна к оптимизму, опущена в нижнюю часть листа - тяготеет к депрессии. Эта грубая классификация помогает клиническому анализу. Возможно, что размер и расположение фигуры менее подвержены сознательному контролю и изменчивости, чем другие структурные аспекты рисунка. Маниакальные индивиды не могут поступить иначе, как разнести фигуру на всю страницу с экспансивным использованием бумаги и избытком энергии. Эксперимент по изучению константности проекции размера и местоположения фигуры успешно продолжается. Автор имел возможность изучить коллекцию диаграмм клеточных тел, скопированных студентами-биологами и продемонстрированных той же выборке. Была предпринята попытка выявить личностные черты отдельных студентов на основании размера, расположения, характера линии, детализации и незавершенности. Результаты наблюдений хорошо согласуются с независимыми суждениями преподавателей об изучавшихся личностных чертах.

Очень большая фигура, агрессивно помещенная в середине листа, чаще всего встречается у параноиков, имеющих нереалистичную завышенную самооценку. Такое изображение отличается от параноидных симптомов, обычно отмечаемых в связи с хроническим алкоголизмом, деградацией и маразмом. В последних случаях самооценка невысока и фигура соответственно мала. Фигура расположена относительно высоко на листе и часто производит впечатление парящей в пространстве. Недостаток осознания, неоправданный оптимизм, низкий энергетический уровень, и в целом недостаток надежной опоры - вот некоторые из психологических коррелятов этого типа проекции. Один пациент, которого можно было в целом охарактеризовать как инфантильного, неуравновешенного, гипоманиакального прожектера, заполнил весь лист идеализированным, помпезным, нарциссическим бюстом мужчины, спонтанно комментируя по ходу работы: "Мой отец был самовлюбленным маньяком". На самом деле пациент дублировал высокомерный нарциссизм своего отца. Он был полон причуд, прожектов и блефа. В ассоциациях по рисунку он заметил: "Я, наверное, не могу рассуждать ни о ком, кроме себя самого. Я слишком сосредоточен на себе".

Маленькие фигуры можно встретить на рисунках регрессировавших и ведущих растительный образ жизни шизофреников как выражение низкого энергетического уровня и зажатого Эго. По контрасту с относительно активными чертами лица и позитивной линией маленьких фигур, нарисованных алкоголиками, дегенератами и маразматиками, рисунки регрессировавших шизофреников отмечены простыми и даже примитивными чертами без


каких-либо вариаций в характере линии. Микрографические фигуры также часто встречаются у индивидов, находящихся в тяжелом подавленном состоянии или невротической депрессии. Фигуры в этих случаях обычно более детализованы и 'могут содержать фрагментарные линии, частые стирания, значительный нажим и штриховку. Ноги могут вообще отсутствовать, либо может быть добавлена внешняя линия для опоры. Короче говоря, области специфического и активного конфликта так или иначе проявляются.

Большая фигура встречается не только в рисунках гиперактивных маниакальных пациентов, выраженных параноиков или одержимых фантазиями индивидов. Агрессивный психопат также может представить чрезвычайно крупную фигуру, но она может быть сдвинута в левую, интроверсивную сторону, что соотносится с переживаемой неадекватностью, которая выражается и в других графических признаках незащищенности. Большие, пустые, непропорциональные и нецелостные фигуры часто встречаются в случаях умственной неполноценности или органических нарушений, отражая неглубокую эмоциональность, недостаток осознания и низкие мыслительные характеристики этих индивидов. Линия обычно жирная и соотносится с другими чертами агрессии в таких рисунках. Истерические психопаты нередко предлагают чрезвычайно большие рисунки, расположенные в центре, но с нарушенным изображением тела, обычно в комбинации с относительно сохранной и детализированной головой. Это может служить для отличения истериков от органических и дефективных типов. Кроме того, у органиков и дефективных качество линии более простое и целостное.

Поза

Поза нарисованной фигуры может быть расценена так же, как и поза реального человека. Расставлены ли ноги широко врозь, помещены с апломбом в центре листа? Самоуверенность, которую предполагает эта поза, часто вступает в противоречие с ненадежностью опоры, которая выражается в крошечных, тщательно выделенных ступнях, в наличии линии земли, либо в нечеткой линии всего рисунка. Ноги могут быть расставлены в стороны, но фигура не стоит твердо на земле. Ноги могут болтаться в пространстве, и вся фигура может производить впечатление неустойчивой. Такой тип позы характерен для пожилых хронических алкоголиков. Похожее изображение встречается в рисунках истерических психопатов, но линии при этом значительно отличаются. Линия, проводимая истерическим психопатом, более или менее отчетлива в зависимости от нажима, в то время как нажим нетвердой линии алкоголика, как правило, постоянен.

Поза, характеризующаяся ногами, стоящими тесно вместе, особенно если фигура маленькая, возможно затушеванная или как-то иначе отражающая подавленность, встречается у напряженных, самоуглубленных, нелюдимых и полных страхов невротиков. Когда такой тип изображения особенно выражен в женской фигуре, то, если испытуемым является девушка, можно предположить опасение (или подавленное желание?) сексуальных посягательств. Если это отмечается в женской фигуре, нарисованной испытуемым-мужчиной,


можно предположить готовность сопротивляться воображаемому оскорблению. Один пациент, обвиняемый в развращении малолетних, придал мужской фигуре широкую позу, но нарисовал женщину, идентифицированную в его ассоциациях с его женой, с ногами, тесно сжатыми вместе. Его основной жалобой на жену было его сексуальное отвержение ею. Параноик и шизоид часто могут предлагать какую-либо версию тесной позы в комбинации с руками, прижатыми к телу, например, объяснять ее необходимостью отражать воздействия среды. Такой тип изображения позволяет заключить о замкнутости и отвержении.

Перспектива

В целом постоянное изображение фигуры в профиль интерпретируется как признак уклончивости. Испытуемые объясняют свое предпочтение профилей просто: "Это самое простое. Мне не нужно рисовать другую половину". Хотя профильные фигуры предполагают страх перед осуждением, не следует считать, что открытость и искренность всегда характерны для индивидов, рисующих фигуру анфас. Профили чаще встречаются в рисунках мальчиков и мужчин, нежели в рисунках девочек и женщин. Впечатление, что женщины более социабельны и внешне более открыты при клиническом контакте, подтверждено многими наблюдателями. Вид анфас также предполагает тенденцию к эксгибиционизму и показному поведению, которая в нашей культуре более характерна для женщин. Когда испытуемый представляет чрезмерно разодетую фигуру анфас, можно подозревать эксгибиционизм. Профили считаются показателем интеллектуальной зрелости и очень редки в рисунках маленьких детей, не только из-за большей трудности в изображении, но возможно также из-за большей искренности маленьких детей. Испытуемые правши рисуют профили, обращенные к левой стороне листа. Руки за спиной или в карманах считаются более точным и непосредственным выражением уклончивости, чем изображение профиля.

Голова в профиль в сочетании с телом, изображенным полностью, обычно встречается в рисунках мальчиков, особенно подростков, и редко - в рисунках девочек. Поза, получающаяся в результате, является неестественной, нереалистичной. Она обычно считается признаком социальной напряженности, некоторого чувства вины в связи с социальными контактами, возможно определенной степени нечестности, и помимо всего прочего, побуждения продемонстрировать свое тело, что препятствует изображению полного профиля. В отдельных случаях голова нарисована в профиль, туловище - анфас, ноги - также в профиль. Любое подобное искажение и нарушение перспективы интерпретируются как признак низкого уровня умозаключений и пространственного воображения у субъекта. Наиболее патологическое обращение с перспективой в рисунках видно в совмещении профиля и полного лица при разработке деталей головы. Чаще всего встречается изображение лба и носа в профиль, а глаз и рта - анфас. Глаза и рот не имеют такой проективной ценности, как нос, и их, возможно, проще изобразить анфас. Более того, глаза и нос характеризуют онтогенетически более ранний этап в развитии рисовального навыка. Такой смешанный тип изображения встречается в примитивных культурах. В коллекции автора


такого рода противоречивое сочетание встречается у индивидов с дефектами низшей степени, при органических нарушениях с заострившимися шизоидными акцентуациями и, наиболее часто, у людей с шизофреническим характером (см. рис. 3f и Зт). Неграмотный негр с Юга, человек низкого умственного развития, клинические данные которого свидетельствовали о множественных нарушениях восприятия (22) мог предложить такое противоречивое изображение головы, не будучи психотиком.

Мужская и женская фигуры в паре рисунков часто изображаются в различном ракурсе. Многие испытуемые-мужчины рисуют фигуру своего пола в профиль, в то время как женщина изображается анфас. Представляется вероятным, что такое рассогласование в изображении связано с противоречием защитных механизмов: отказом демонстрировать себя и готовностью выставить напоказ женскую фигуру. Женские фигуры, которые явно представляют образ матери, обычно изображаются анфас, особенно подростками и молодыми людьми, поскольку это наиболее соответствует той привычной манере, в которой переживался контакт с собственной матерью. Это - менее определенные области интерпретации, и они требуют дальнейшего исследования, хотя в пользу их достоверности имеются определенные клинические данные.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Ноги и ступни | Тип линии

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 117; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.