Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тип линии

Нажим и твердость линии, использованной в рисунке, считаются более существенной характеристикой, чем многие другие формальные аспекты. Линия может быть слабой, нечеткой или жирной. Она может быть твердой, разорванной, фрагментарной или усиленной. Она может быть тонкой или иметь ощутимую толщину. Линия контура тела изначально является рубежом между телом и окружающей средой, и часто отражает степень защищенности, уязвимости, сензитивности или изоляции субъекта. Хронические шизоидные алкоголики и те, кто страдает от страхов деперсонализации или от острых конфликтов в связи с тенденциями к обособленности, могут проводить толстую жирную линию в качестве барьера между собой и окружением. Телесная оболочка превращается в прочную структуру, чтобы отражать удары извне и надежно защищать содержание тела. Невротик, преисполненный опасений, иногда рисует жирные линии в значительной мере по той же причине, по какой это делают дефективные и органики. В таких случаях карандаш сильно и безотрывно прижимают к листу, как будто субъект черпает поддержку из этого контакта. Реальное соприкосновение с бумагой при: конструировании различных фрагментов человеческой фигуры оказывается при ближайшем рассмотрении чрезвычайно ярким субъективным опытом. Психические срывы, порожденные конфликтами, сосредоточенными в специфических областях фигуры, часто выражены в неожиданном изменении линии или в явном разрыве.

Нечеткая линия появляется чаще всего у робкого и неуверенного индивида. Неясная линия также часто бывает фрагментарной или отрывочной. Контуры тела могут быть неопределенными, отдельные части тела имеют расплывчатые очертания. Часто эта неясная


линия контрастирует с чертами агрессии, содержащимися в рисунке, что может быть, в частности, интерпретировано как наличие сильных агрессивных импульсов, которые сдерживаются в социальном контакте. Продемонстрировано, что в рисунках, где контур головы, нарисованной анфас, выполнен с нажимом, а черты лица слабо набросаны, клинически валидной является интерпретация, согласно которой сильное стремление к социальным контактам контрастирует с застенчивостью, робостью и самоуглубленностью в реальном социальном поведении. Профильные рисунки, в которых четко выделена линия лицевого профиля, в то время как контуры остальной, обычно крупной фигуры расплывчаты и нечетки, в меньшей степени характеризуют невротические тенденции и в большей отстраненность и аутистическую реализацию нарциссически ориентированного побуждения к социальному доминированию. Колебания в нажиме по ходу линии с эпизодическим се усилением обычно видны на рисунках индивидов, подверженных истерическим амнестическим реакциям на свои проблемы. В этих случаях голова и черты лица могут быть хорошо прорисованы, в то время как тело размыто, а выделяющиеся части едва намечены. Бледная, "эктоплазмическая" линия встречается сравнительно редко, появляясь в основном у самоуглубленных шизофреников. Сильно возбужденные шизофреники или маниакальные больные, с другой стороны, дают очень жирные линии как графическое выражение избытка моторной агрессии. Прерывистая или дрожащая линия с легким нажимом часто встречается у шизоидных алкоголиков, в отличие от жирной линии, используемой параноидными алкоголиками.

Индикаторы конфликта

Специфические отличия в изображении любой части фигуры расцениваются как обозначение конфликтного отношения к этой области. Обращает на себя внимание выделение части рисунка посредством небольшого прерывания, затуманивания или усиления линии, посредством стирания или тушевки. Очевидный пропуск руки, ног или ступней весьма важен. Испытуемый-мужчина может пропустить рот в женской фигуре, если он страдает от брани своей жены или матери. Нос может быть перечеркнут или кисть может быть специфически отрезана от руки способом, заставляющим предположить страх кастрации. Глаз может иметь большой контур, но внутри него не будет никаких деталей, хотя в других отношениях рисунок выполнен тщательно. Обычно имеется явная причина для того, чтобы глаз при таком типе изображения был практически лишен своей зрительной функции. Возможно, так обозначен невосприимчивый, самопоглощенный контакт с миром, контрастирующий с более активной изоляцией от мира, проявляющийся в закрытых глазах.

Части тела, выступающие носителем конфликта, проявляющегося в их пропуске или специфическом изображении, в примерном порядке убывания частоты - кисти рук и ступни, плечи, рука, нос, уши, промежность и линия бедер. Интерпретация специфического графического изображения опирается на те основные принципы, которые были предложены ранее относительно функциональной значимости выделенной части.


Стирания

Эта форма конфликтного отношения чаще всего встречается у невротиков, обсессивно-компульсивных личностей и у психопатов с невротическими конфликтами. Маленькие дети, дефектные, регрессировавшие шизофреники, органики, сенильные больные, маниакальные, страдающие глубокой депрессией и хроническим алкоголизмом, кроме выраженных невротических типов, редко стирают нарисованное. Стирания считаются выражением возбуждения, но отличаются от усиления линии и штриховки, поскольку они свидетельствуют о выраженной неудовлетворенности. Моторное беспокойство является общим симптомом для этой группы. Стирания в большей степени поддаются сознательному контролю, чем выражение конфликта посредством усиления линии или штриховки. Они представляют собой попытку что-то изменить или улучшить. Следует заметить, что стирания не связаны с объективной трудностью изображения той части, которая стирается. Они часто приводят к ухудшению формы, а не к исправлению, подтверждая тем самым, что стирание означает конфликт. Чрезмерно много стирают девочки-подростки.

Штриховка

Любая степень или тип штриховки считается выражением возбуждения. Как и при других типах проекции конфликта, определенная область фигуры, которая штрихуется, расценивается в свете ее функционального значения. Энергичное, агрессивное зачерчивание ради затушевывания чего-нибудь должно быть расценено как выражение либо выхода агрессии, либо маскировки. Особенно часто это обнаруживается у психопатов и маленьких детей. В случае, если это ребенок, может иметь место просто развлечение посредством повторных движений. Было отмечено, что сексуальные садисты-мужчины часто штрихуют сексуальную область женской фигуры с большой силой. Определенная извращенность сексуального побуждения подчеркивается не только в ограничении штриховки определенной сферой, но особенно в том факте, что бессознательное изображение юбки у одетой фигуры так, как будто она просвечивает, означает, что индивид подвержен серьезным нарушениям критичности суждений, особенно в отношении его сексуального поведения. В отдельных случаях это импульсивное выплескивание моторного напряжения направлено против фигуры в целом, особенно своего пола, в манере, предполагающей жестокое отвержение тела. Это наиболее часто видно у испытуемых, отстающих в плане физической силы или здоровья.

Более частый тип штриховки состоит в легких, туманных и неопределенных линиях, которые неявно подчеркивают отдельные части фигуры. Областями, наиболее часто штрихуемыми в этой манере, являются грудь мужской фигуры, что означает чувствительность к физическому отставанию, и грудь женской фигуры у испытуемых-мужчин, что означает конфликт, включающий зависимость от матери. Испытуемые-женщины могут поместить несколько тонких линий на юбке, в области гениталий, что предполагает тайную и сдержанную сексуальную озабоченность. Другой тип штриховки может быть описан как шаблонный и стилизованный. В терминах Роршаха, такой способ изображения


приблизительно соответствует использованию образов географических карт и рентгеновских снимков вместо облаков, со сходной интерпретативной значимостью. Выдумка такого рода служит рационализации и, таким образом, снижает, редуцирует шок в отношении к определенной области конфликта. Штриховка сочленений на одежде может быть ассоциирована с конфликтом в отношении к сокрытию тела. Это может включать одновременно влечение и страх демонстрации тела. Тело, таким образом, становится завернутым плотно, с подчеркнутым выделением швов и застежек одежды.

Различное изображение мужской и женской фигур

Различие в способе и общем оформлении изображения мужской и женской фигур, нарисованных одним и тем же субъектом, отмечается довольно часто. Поскольку широкие вариации, не связанные с объективной трудностью изображения, часто наблюдаются в рисунках, выполненных одним испытуемым, умение рисовать, а также одаренность и талант считаются несущественными.

Для инфантильного сексуально незрелого испытуемого-мужчины типично рисовать хорошо модулированную, детальную и доброжелательно представляемую мужскую фигуру, возможно в профиль, в то время как женская фигура в паре (явно образ матери) нарисована анфас, с мужественностью и враждебностью, определяющей доминантные графические черты. Когда испытуемый демонстрирует грандиозные, эксгибиционистские и напыщенные черты, женщина может быть несколько меньше по размеру, поскольку имеется в виду угрожающий женский образ. Меньший размер, несмотря на большую силу и доминантность женской фигуры, может означать принижающее отношение к женщине как форму защиты против кастрирующей власти, ей приписываемой. С другой стороны, это может быть выражением негативного отношения к любой фигуре, кроме собственной, заполняющей пространство. Испытуемая-женщина, которой движут сильные маскулинные стремления, может усилить женщину и ослабить мужчину в паре (см. рис. 7т и 7f). Это может быть достигнуто посредством уменьшения размера, инфантилизации фигуры, или пренебрежением агрессивными либо контактными элементами мужской фигуры.

Проблема проекции черт, как с графической точки зрения, так и с точки зрения вербальных ассоциаций по поводу рисунков чрезвычайно неясна и спорна. Проекция собственных черт субъекта и его проблем может быть ограничена фигурой своего пола, она может распространяться на мужскую и женскую фигуры в паре, или она может в значительной степени быть направлена на фигуру противоположного пола. Нередко дефекты могут быть спроецированы только на фигуру другого пола. Испытуемые могут описывать фигуру одного пола в понятиях, более подходящих к внешности фигуры противоположного пола; вербальные и графические их толкования часто различаются. Некоторые субъекты настолько идентифицируются с противоположным полом, что не способны нарисовать образ своего собственного пола.. Особый тип отношения может быть связан со степенью идентификации субъекта с мужской и женской фигурами. С точки зрения половой


идентификации принято считать наиболее нормальным, когда первой рисуют фигуру своего пола. С эмпирической точки зрения интересно, что очевидные признаки некоторой степени сексуальной инверсии содержались в отчетах всех индивидов, которые рисовали противоположный пол первым в ответ на инструкцию "нарисуйте человека" (см. рис. 6f). Рисунки в этих случаях указывали на серьезные сексуальные трудности. Чем больше затруднения и беспорядочности в изображении половых характеристик мужской и женской фигур в паре, тем выше сексуальная дезадаптация субъекта, рисующего пару. В отдельных случаях обнаруживаются идентичные описания мужской и женской фигур, данные индивидами, чей нарциссизм настолько закреплен, что они не способны проецировать какие-либо черты и желания, кроме своих собственных. Отношение субъекта к одному и другому полу считается базовой детерминантой дифференцированного изображения.

Учет возрастных особенностей

Хронологический возраст субъекта не меняет существенную интерпретацию специфических характеристик его графической экспрессии, поскольку последняя основана на проекции образа тела и основного функционального значения его частей. Однако особая значимость черты рисунка для конкретного индивида должна соотносится с появлением этой черты в его возрастной группе, с тем, чтобы оценить ту степень, до которой эта черта является "нормальным" выражением фазы развития. Тем не менее до сих пор не установлены специфические нормы в понятиях личностной экспрессии в разном возрасте. Об общих способах графического выражения у детей разного возраста и о фазах развития личности известно достаточно, чтобы это послужило нам надежной основой. Изучая рисунки детей разного возраста, мы обнаруживаем, что особо подчеркиваются те аспекты рисунка, которые более тесно относятся к эмоциональным потребностям, значимому опыту и проблемам созревания ребенка.

Заключительные замечания

В функциональном отношении для ребенка от трех до четырех лет естественно рисовать человека, который больше похож на паука, чем на человеческое существо - это голова с прикрепленными к ней руками и ногами. Социальные стимуляции, представляемые в голове, интерес к передвижению, выраженный в ногах, а также манипуляция и внедрение в среду, которые представлены руками, нормальны для ребенка этого возраста, ощущающего свой рост. Туловище, однако, еще не связано в сознании ребенка с дифференцированными и значимыми переживаниями. Оно появляется в рисунках значительно позже, чем голова и конечности. У взрослого такой тип рисунка свидетельствует о тяжелой регрессии или умственной отсталости. Что касается еще одного примера возрастной интерпретации, то в рисунке нормального ребенка может отсутствовать перспектива и иметь место отдельные просвечивания, поскольку детское мышление специфично и конкретно. Ребенок обычно рисует то, что он знает, а не то, что он видит. Так, часто встречается платье, наложенное на тело, или даже волосы, видные сквозь шляпу. Похожие нарушения перспективы, а также


просвечивания в рисунке взрослого считаются серьезными нарушениями, отражающими низкую критичность, слабую концентрацию и недостаточное различение существенных моментов. Персеверация, столь характерная для детских рисунков, может отражать обычную радость от повторения приятных моторных образцов, в то время как в рисунках взрослых персеверация может означать низкий IQ, ухудшение или невротический уход в безопасные, рутинные и ограниченные сферы деятельности. Мы также часто встречаем штриховку в детских рисунках. Хотя и сохраняется интерпретативное значение штриховки как признака возбуждения, смысл детской штриховки может иметь отношение к общей неуверенности ребенка во взрослом мире, а не к индивидуальной патологии.

Представленный здесь краткий обзор принципов анализа рисунка является в основном предварительным. Тем не менее по ходу работы интерпретативные принципы и тенденции, описанные здесь, были верифицированы в клиническом приложении к анализу тысяч рисунков, изученных в соотнесении с историями болезни индивидуальных случаев на протяжении 15 лет.

Огромное количество детальных исследований личности, включающих "слепую" интерпретацию рисунков, неоднократно подтверждали валидность метода. Большинство клинических наблюдений и установление специфических смыслов были достигнуты в результате тщательного изучения всего разнообразия случаев, в которых проявлялась определенная черта рисунка, и специального соотнесения с контекстом, в котором эта черта появлялась. Уже достаточно известно о графической экспрессии некоторых клинически гомогенных групп, что имеет важное значение для дифференциальной диагностики. Однако для дальнейшей кодификации метода необходимо изучить как динамику интраиндивидуальных паттернов, так и рисуночные характеристики, общие для определенных клинических групп. На этой стадии систематизации надежнее сосредоточиться на психологическом смысле специфических рисуночных черт в контексте их взаимоотношения, нежели пытаться установить жесткую формулу для руководства интерпретацией. Рисунок человеческой фигуры должен рассматриваться как выражение настроения и тенденций и как средство для проекции индивидом его проблем и его способа организации опыта, отраженных в его схеме тела. Подобно всем проективным методикам, которые стремятся охватить целое и анализируют комплексный паттерн личностной организации, методическое психологическое знание и клиническая проницательность аналитика необходимы для перевода языка метода на язык черт и поведенческой динамики, тенденций изучаемого индивида. Хотя методика "слепого" анализа необходима для экспериментальной верификации принципов, и часто использовалась автором, клиническое использование рисунков в целях диагностики или терапии наиболее плодотворно, когда рисунки интерпретированы в свете всех доступных анамнестических данных.

Наконец, хотя от рисунка не ждут, что он точно выявит абсолютно все, он тем не менее выявляет кое-что, а порой и очень многое. Анализ рисунка имеет возможность стать прекрасным методом исследования личности, если объединить исследовательские усилия,


которых он заслуживает. Возможности его психологического применения таковы, что опыт работы с методом должен стимулировать формулирование бесчисленных проблем и гипотез первостепенной важности в области личностной организации, экспрессии и проекции. Анализ рисунков предлагается как ценный дополнительный клинический метод. По затрачиваемому времени и используемым материалам метод весьма экономичен и не требует специальной подготовки. Рисунки могут быть выполнены в любом месте и в любое время, когда есть под рукой карандаш и бумага, и по этой причине метод с энтузиазмом воспринят многими клиницистами. При небольшой модификации процедуры метод вполне может быть приспособлен для группового применения. Нет сомнения, что ряд предложенных здесь формулировок потребует изменения в свете будущего опыта. Многие детали нуждаются в дальнейшем изучении, валидизации и отборе. Метод может быть значительно расширен за счет установления новых объяснительных принципов. Важно то, что представленные здесь основы метода открывают широкое поле для такого прогресса.

Часть III

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ ОПИСАНИЯ СЛУЧАЕВ

Хотя большинство рисунков может быть проанализировано таким образом, чтобы обеспечить всестороннее понимание структуры личности, интерпретации рисунков, содержащиеся в этом разделе, направлены прежде всего на то, чтобы проиллюстрировать конкретное применение ранее изложенных принципов. Интерпретации проверялись более подробными анамнестическими сведениями, чем те, которые используются для краткого анамнеза. Они будут представлены в манере, более соответствующей дидактическим целям, нежели литературным. Некоторые из случаев представлены здесь в форме, сходной с табличной записью, с индивидуальными смыслами, приписанными специфическим чертам рисунка. Это не следует понимать как призыв атомистически рассматривать и интерпретировать каждую из рисуночных черт. Надо постоянно помнить, что главная цель -объединение черт в паттерн в соответствии с контекстом, для того, чтобы рассматривать их в контексте всей личности. Однако рекомендуется, чтобы начальные попытки анализа личности посредством рисунков следовали систематическому изложению, содержащемуся в части II, хотя это и может быть чревато чрезмерным упрощением. По мере опыта практического использования метода будет повышаться гибкость и достигаться более интегрированная интерпретация, особенно в связи с развитием умения сопоставлять данные рисунков с клиническими данными.

Рисунки 2т и 2f- шизоид, обсессивно-компульсивный характер.

Краткий анамнез: Пациент 26 лет, белый мужчина, заключенный, обвиняемый в том, что он разбил входную


личности, которые он продемонстрировал на суде, он был направлен на обследование. Пациент был церковным служащим и имел полное среднее образование. По данным тестирования, интеллект выше среднего и структура интеллекта согласуется с его шизоидным складом характера. Он старший из двух сыновей, любимец своей матери

Рис. 2f

дверь кинотеатра и украл ролик с фильмом, который он до этого в день правонарушения посмотрел несколько раз. Пациент был настолько очарован купающимися красотками на экране, что он не мог подавить соблазна заполучить фильм в свою личную собственность. Это было первое столкновение пациента с законом. В связи с необычным характером правонарушения и теми особенностями и никогда не был женат. Он находился под давлением авторитарного отца, который продолжал подвергать его телесным наказаниям, как будто он до сих пор был маленьким ребенком. Пациент переживал скудную атмосферу своего дома и низкий культурный уровень семьи, но был неспособен порвать связь с родителями и утвердиться в какой-либо сфере. Вместо этого он все более и более погружался в свои грезы, обогащая свою фантазию идеалами совершенствования. Социально пациент был тихим, стремящимся к уединению, он ограничил себя созерцательным интересом к музыке, изящным


искусствам и человечеству в целом. Его неспособность самоутвердиться беспокоила его, возбуждая неясные страхи, опасения, энурез и навязчивые идеи. Пациент не имел гетеросексуальных контактов. Хотя он был уклончив в беседе на сексуальные темы, и в целом вел себя отстраненно, социальный контакт с экспериментатором был адекватным. Диагноз гласил: обсессивно-компульсивный невроз, шизоидность, эмоциональная и психосексуальная незрелость.

Черты рисунка и их интерпретация. Предварительный опрос пациента дал ключ к его неуверенности в своей сексуальной роли, сопротивлению осознанию телесных проблем, тенденции к самоизоляции. В ответ на просьбу нарисовать человека он спросил: "Мужчину или женщину? В профиль или анфас?"

Успешность изображения разных частей была неодинаковой, основное внимание было уделено физическим характеристикам и форме представления тела, и лишь незначительное внимание и время были уделены социальным и контактным чертам - таким, как части лица и кисти рук.

Стирания, усиления линии, тушевка и явная поглощенность заданием создавали впечатление переживаемого возбуждения, специфических конфликтов и фантазийных компенсаций. Конфликт нашел отражение в плечах и нижней границе ребер (подчеркивание физической силы, наблюдаемое у физически неадекватного субъекта). Справа линия бедер была стерта, в то время как слева она была усилена (затруднения на линии бедер имеют место при гомосексуальных конфликтах). Внимание к ушам соотносится с имеющимися у пациента идеями зависимости и его чрезмерной чувствительностью к общественному мнению. Стирания на руке обозначают конфликт: погрузиться ли полностью в собственный телесный нарциссизм или войти в социальное и материальное окружение. Стирания на женской фигуре были сделаны в тех же местах, что и на мужской фигуре, подтверждая смешение представлений о мужских и женских элементах тела в сознании пациента, а также некоторую идентификацию с обеими фигурами по критерию совершенства и силы.

Стирания головы, приводящие к уменьшению ее размера, соответствуют недостатку у пациента внешней агрессивности в противоположность фантазийному развитию социальной агрессии, что отражено в богатой детализации лица в сочетании с аутистическим, "устремленным внутрь" выражением. Голова минимизирована, чтобы выгодно подчеркнуть телесную силу (способ изображения, характерный для обсессивно-компульсивных субъектов, чья голова, с ее функцией контроля, является наиболее беспокоящим органом. Верх берут телесные импульсы, кульминацией чего стало правонарушение).

Закончив рисовать мужскую фигуру, пациент подал ее со смущенной, но самодовольной улыбкой, заметив: "Киноактер". Женская фигура была столь же уверенно определена как "Киноактриса". Эго-модели выражают стремление к совершенству и высокие фантазийные притязания пациента. Интересно, что кино образы фигурируют в составе его правонарушения.


Рисование женской фигуры заняло большую часть времени, при том, что основное время было затрачено на штриховку с попыткой достичь эффекта полутонов, которые представляли бы желаемое просвечивание. Пациент объяснил, что он старался создать эффект соблазнительного черного бархатного платья. Груди, живот и область гениталий были более всего выделены. Пациент "ласкал" фигуру карандашом, демонстрируя эротическую энергию, которая поистине оживляла для него графическую сексуальную фантазию. Черты лица и волосы были лишь бегло намечены, по контрасту с тем вниманием, которое уделялось телу (известно, что он проводит большую часть свободного времени на пляже с единственной целью любования женскими прелестями). Фигура мужчины значительно короче, чем фигура женщины. Женской фигуре приданы более четко обозначенные черты лица, больше оживления и силы, что порождает эффект более сильной социальной доминантности и настойчивости, чем у мужчины (эмоционально инфантильные мужчины часто делают образ женщины крупнее и более доминантным).

Хотя пациент реально имеет рост шесть футов, он считает себя невысоким, поскольку он установил эталоном роста свою эго-модель - киноактера. Кроме высоты фигуры, сходство с пациентом в выражении лица и позе ярко отражено в мужской фигуре. Аутистическая, самопоглощенная экспрессия и блокированное, нерешительное и ограниченное движение, видное в мужской фигуре, характерно для поведения пациента.

Усиленные линии тела, увязывающие тело в плотную, компактную структуру, соответствуют имеющемуся у пациента чувству оторванности от внешнего мира, и особенно его страху наказания, кастрации и пугающему ощущению телесной дезорганизации.

Мы находим очень детальное и помпезное выделение тела, противопоставляемое этому страху и подтверждающее мечты о телесной силе и самодемонстрации. Побуждения Эго сильны, но они в значительной степени реализуются в фантазии. Все графические элементы контакта с внешним миром слабы (недостаток живости в чертах лица, положение конечностей статично, кисти рук и пальцы ног сжаты).

Изображение пальцев рук и ног слегка агрессивно, но довольно легкая линия и закрытость обозначают подавленный характер агрессии и притупление контакта с реальностью.

Сильные, чрезмерно развитые плечи сочетаются с длинными и тонкими, женоподобными руками и ногами с крошечными запястьями и лодыжками, что также свидетельствует о смещении половой роли пациента, половой идентификации на основе определенных женских атрибутов, равно как и мужских. Представления пациента, касающиеся пола, чрезвычайно нереалистичны.

Особое внимание, уделенное пятке, сходно с таким выделением пятки (каблука) у женоподобных мужских фигур, которое характерно для психосексуально незрелых мужчин. Это также соотносится с детализацией, наблюдаемой при обсессивном характере, с соответствующим недостатком юмора и гибкости.


Расплывчатая линия штриховки в области груди подчеркивает ребра и силу мускулов. Пациент чувствует себя хрупким, слабым и находящимся под угрозой какой-то смертельной болезни. Потребность в физическом совершенстве далее подчеркнута усилением плеч, выбором жизнеутверждающей темы и вербальными ассоциациями пациента по поводу мужской фигуры.

Подчеркнутые края плавок создают впечатление сильной озабоченности телом, а также конфликта, относящегося к сокрытию и демонстрации тела. Мнение, что вуайеризм изначально связан с побуждением к самодемонстрации, получает некоторое подтверждение в этом наборе рисунков. Мужская фигура полностью выставлена напоказ и прикрыта лишь плавками, в то время как женская фигура полностью одета, хотя с сильным просвечиванием. В реальной жизни пациент чрезвычайно целомудрен в своей одежде, хотя он развлекается, разглядывая полуодетых женщин на пляже или на экране.

Выделение пряжки, штриховка в области промежности и рационализированная штриховка на плавках служат дополнительным свидетельством сексуальной озабоченности.

Аутоэротическая природа половой адаптации пациента специфически проецируется на выполненный им рисунок женщины. Тактильный контакт с рисунком с попыткой пациента достичь столь ценного для него просвечивания, его нежелание завершать рисунок создают представление о его сексуальных фантазиях. Сильная штриховка женской фигуры соответствует выраженной тревоге пациента по поводу его сексуальных проблем и его отношения к женщинам в целом.

Поза мужчины является самодовольной, положение на листе откровенно агрессивное, и линия характеризуется неуверенностью, сензитивностью и конфликтной энергией.

Одна рука за спиной женщины и другая, вытянутая по направлению к телу женщины, Перекликаются с избеганием и интроверсией пациента по отношению к контактам с женщинами. Он не откровенен в беседах на эту тему.

В ассоциациях оба, и мужчина, и женщина, описываются пациентом как идеальные и совершенные, с такой степенью завершенности, которая спасает его от необходимости иметь дело с менее совершенными реальностями. Ассоциации были даны охотно и с энтузиазмом, подтверждая, что порождение фантазий являлось для пациента реальным и приятным опытом. Мужчина описан как двадцатишестилетний (возраст пациента). Он "хозяин жизни", .имеет прекрасные физические данные, умный, имеет силу воли, прекрасно чувствует себя и в городе, и на пляже, имеет гордый вид, и он очень доволен тем, что он сильнее других. Другими словами, он доволен тем, что он, как говорится, настоящий мужчина. (Отмечается телесный нарциссизм, эксгибиционизм, потребность в социальном доминировании, совершенстве, сексуальная неуверенность и компенсация собственной обсессивной нерешительности и слабости.) Мужчина ярок и совершенен, - качества, отраженные в обсессивно-компульсивных чертах, характерных для рисунков пациента (симметрия, аккуратность, стремление к завершенности) и его поведении (компульсивный характер его


правонарушения). Мужчина работает кузнецом, использует наковальню, и результатом этого является его мощное физическое развитие (заметьте противоречия и бедность критики, которые проявляются в потребности фантазировать - мужчина одновременно и киноактер, и хозяин жизни, и отдыхающий, и кузнец). Он всеми любим, счастлив в браке, его жена обожает его, и у него двое детей - мальчик и девочка. Женщина описывается как особа двадцати одного года, одинокая, очаровательная, величественная. Она-кинозвезда.

Рисунки Зт и 3f- параноидный шизофреник

Краткий анамнез: пациент тридцати девяти лет, белый мужчина, заключенный, с высоким уровнем умственного развития, однако отстававший в школе. Он был направлен для наблюдения в связи с необходимостью повторного вынесения приговора за совершенный в прошлом разбой. Он провел много лет в заведении для душевнобольных преступников, куда он был переведен из государственной тюрьмы в состоянии острого психоза, усугубленного страхом гомосексуализма. Он был возвращен в суд как поправившийся и способный предстать перед судом. Во время осмотра пациент был тихим, хорошо доступным контакту, не демонстрировал выраженных психотических симптомов. Однако рисунки показали, что психотические процессы сохранились, хотя они не проявлялись в его теперешнем окружении. Последующая проверка подтвердила рисуночные признаки, и пациенту был поставлен диагноз: параноидная шизофрения.

Черты рисунка и их интерпретация: шизофреническая окраска рисунков видна в выраженной диспропорции, выделении несущественных деталей, статичности и схематичности фигур, пустоте, противоречии профиля и полного лица, и общем странном впечатлении от рисунков. Все это свидетельствует о чрезвычайно обособленном внутреннем мире.

Пациент работал с огромным интересом, поглощенный фантазиями. Он не преследовал определенную цель, но детализировал каждую область по порядку, без какого-либо видимого соотнесения с целым. Разрыв между фантазией и реальностью и отсутствие осознания этого, отраженные в рисунке, были в дальнейшем выявлены, когда пациент многозначительно рассуждал по поводу своих рисунков. Он описал мужскую фигуру как желательную эго-модель двадцати пяти лет, привнося свой собственный опыт в вербальный образ. Женская фигура была описана как хорошенькая и очень привлекательная девушка семнадцати лет. Образ относился к племяннице, по поводу которой он фантазировал. Его абсолютно не трогала реальная гротескность фигур, даже когда его специально об этом спросили.

Рис. Зт


Регрессия и нарушение критичности видны в грубом просвечивании нижней части тела обеих фигур, смешении профиля и фаса, выделении несущественных деталей, таких как пуговицы и зубы, а также в непропорциональности фигур.

Параноидные черты отражены в ригидности, относительно большом размере рисунков, выделении точечных глаз и агрессивном изображении пальцев. Слуховые галлюцинации, которые пациент испытывал в прошлом, отражены в подчеркнутом, просвечивающем, тщательном изображении ушей.

Рис. 3f

О символическом мышлении свидетельствует схематичный характер фигур. Идеи пациента о месмеризме, силе воздействия, а также возможности пищевого отравления были выражены с помощью символических деталей. Пациент приписывает религиозное


символическое значение левой и правой части тела. Несмотря на явную попытку достичь симметрии, значительная степень асимметрии отмечается в изображении шеи, головы и туловища, особенно мужской фигуры. Левые и правые конечности изображены по-разному. Правая ступня много раз стиралась, пока не был достигнут фаллический вид. Пациент утверждает, что он обуздывает свои сексуальные побуждения с помощью молитвенной медитации. Проблемы левого и правого, секса и религии перепутаны в голове пациента. Правая рука несколько длиннее, чем левая, не имеет обсессивной детализации ногтей. Она обнаруживает большее выделение (конфликт) и меньшую подавленную агрессию, чем левая (использование оружия и эксцессивная мастурбация в анамнезе).

Оральная агрессия, выраженная в схематичном изображении рта и выделении зубов, получает клиническое подтверждение в идеях пациента о пищевом отравлении и его напыщенной и размеренной речи, которая в ходе интервью редуцировалась до почти невнятной.

Эмоциональная зависимость, отягощенная комплексом подчинения авторитету, видна в выделении пациентом пуговиц. Он рассказывает о трудностях, связанных с его пребыванием в государственном лечебном учреждении, куда он был насильственно помещен. Всегда, когда служащий доставлял пациенту почту, он якобы замечал, что пациент играл со своими пуговицами. Пациент сделал из этого вывод, что манипуляция с пуговицами представляет собой угрозу служителю подчинить его сексуально, поскольку пуговицы являются заметной частью служебных униформ, и, следовательно, подразумевает подчиненное служение. Реально он был эмоционально и психосексуально незрелым и очень зависимым от своей матери. Он никогда не помышлял о женитьбе.

Неопределенность половой роли может быть замечена в женоподобных глазах мужской фигуры, большем размере женской фигуры, противоречии ширины груди и пояса мужской фигуры и детализации ногтей. Сексуальный конфликт далее графически проецируется в заштрихованных брюках, которые скорее прикрепляются к телу, нежели закрывают его (отмечается в случае страха гомосексуализма), в просвечивании женской фигуры ниже линии талии, большом стиравшемся и подчеркнутом носе мужчины, имеющей фаллический вид ступне и заштрихованном поясе, сдвинутом вправо (в сторону собственных страхов наказания за его гомосексуальную практику).

Интеллектуальные притязания, предполагающиеся при непропорционально большой голове, клинически наблюдаются в претенциозной речи пациента, хотя его культурный уровень ограничен. Большая голова более выделена в женской фигуре. Испытуемый относится к своей матери как к высшему авторитету. Акцентирование волос, в целом рассматриваемое как индикатор мужественности, налицо в женской фигуре.

Страх отвержения матерью и женщинами вообще при сильной потребности в принятии - так интерпретируется контраст между длинными руками мужской фигуры и пропуском рук у женщины. Он сильно обеспокоен своим положением паршивой овцы в семье.


Неуверенность н опасения, которые проявляются клинически, графически проецируются в виде неуверенной линии, нестабильного нажима, боковом расположении и наличии .штриховки.

Телесная сензитивность, доходящая до маниакальности (реально отмечавшаяся у пациента), характеризуется выделением суставов и сочленений. Срединная линия пуговиц также подчеркивает телесную озабоченность. Рисунки 4т и 4f- нормальный ребенок.

Краткий анамнез. Это восьмилетний белый мальчик со средним умственным развитием. Успехи в школе были весьма невелики. Ему мешала неспособность к чтению, связанная со смешанным латеральным доминированием (левая рука, правый глаз). У мальчика есть брат двенадцати лет, рослый, сильный и атлетически сложенный, в то

Рис. 4т

время как сам он хрупок и похож на девочку. Оба его родителя работают, и он предоставлен самому себе, или остается на попечении брата. Навыки еды и поддержания чистоты непрочны и значительно слабее, чем у соседских детей, среди которых он живет. Ребенок груб с младшими детьми, но уходит от соревнования со своим братом. Со взрослыми он застенчив, вербальная экспрессия его бедна и ограничена, речь инфантильна.

Рис. 4f


сия его бедна и ограничена, речь инфантильна.

Детали рисунка и их интерпретация: поскольку этот ребенок изначально моторного типа, его рисунок представляет прекрасную возможность для самовыражения. Он работал с интересом, поглощенностью, детализацией и чувством реальности, которое он редко демонстрирует в жизненных ситуациях.

Ассоциации по поводу рисунка были смешением собственных черт, выражения чувства вины, и мыслей о желаемом. Мужская фигура описана как десятилетний мальчик, сильный и симпатичный, но имеющий скрюченные руки (испытуемый левша и демонстрирует затруднения с доминантностью). Он актер и читает стихи (ребенок незаметный и отстающий в школе, и его не приглашают для декламации). Мальчик любит больше всех свою мать, потому что она не шлепает его (идентификация с матерью отмечается в поведении ребенка). Голова описывается как лучшая часть тела (школьная неуспеваемость обусловливает особую значимость функций головы. В дополнение ко всему испытуемый - "хорошенький мальчик " и может подчеркивать голову по той же причине, по которой это делают девочки). Мальчик хотел бы жениться, когда он вырастет, но он слишком маленький и слишком грязный, чтобы когда-либо жениться (испытуемый сам грязный и маленький). Худшей частью мальчика является то, что он не стирает свою одежду (верно и для испытуемого). У него есть сестра четырнадцати лет (испытуемый предпочел бы иметь старшую сестру как "помощницу матери " для контроля над его братом). Ассоциации по поводу фигуры девочки описывают ее как старшую сестру нарисованного мальчика. Ей четырнадцать лет. Она не съедает свой ленч, и вырастет артисткой (все это верно для испытуемого). Испытуемый заканчивает свои ассоциации по поводу девочки "артистка как я" (это распределение собственных черт между мужской и женской фигурами было отмечено у индивидов, которые демонстрируют недовольство своей сексуальной ролью, тем не менее это совершенно нормально для


Активная фантазия видна в большом размере фигур, обилии деталей, прилежании в работе, отказе оставить задание до тех пор, пока испытуемый не был полностью удовлетворен, и степени вовлеченного символического содержания. Пространство использовано смело, с таким распределением фигур и рук, что они стремятся по направлению к окружающему. (Сильная потребность в принятии, социально блокированная робостью ребенка).

Использованные линии неравномерны по нажиму и толщине, что предполагает напряжение, неуверенность и эмоциональную нестабильность.

Социальные черты (импульс к социальному контакту) хорошо проработаны (испытуемый всегда ищет кого-нибудь, с кем можно поиграть, или внимания взрослых).

Вид лица анфас соответствует возрасту испытуемого, его умственному уровню и доступности его проблем.

Фигуры наклонены вправо с неравномерностью ног, рук, плеч и общим нарушением симметрии, которое было отмечено по причине смешанного латерального доминирования.

Большие ступни и длинные ноги более характерны для рисунков мальчиков, нежели девочек. Персональный отчет этого испытуемого подтверждает ту интерпретацию, что неуверенность и побуждение к соревновательным действиям и физическому росту могут быть связаны с различием полов.

Специальное выделение черт, относящихся к обретению мужественности, видно в усах, трубке (все-таки фигура лишь предположительно является фигурой десятилетнего мальчика), маленьком галстуке, выделении ремня с помощью штриховки, и больших, энергично заштрихованных граблях, которые не имеют функционального значения, соотносимого с фигурой (фаллическое значение?). Чувства сексуальной неадекватности (возможно, по сравнению с его братом) и озабоченность этой сферой (мастурбация) проявляются в крошечном фрагменте галстука и пуговицах на застежке брюк (испытуемый чувствует себя низшим во всех отношениях и к нему относятся как к неженке ("сестренке").

Силы фантазии обусловливают нелогичность фигуры. На человеке надет галстук со спрятанным носовым платком, хотя предположительно этот человек что-то сажает (испытуемый сензитивен по поводу своей неаккуратности). Противоречия в детских рисунках, однако, типичны, поскольку дети часто стремятся проецировать свои проблемы в различные области, безотносительно к их согласованности или последовательности. В данном конкретном случае недостаток последовательности и нелогичность являются индивидуальными характеристиками субъекта.

Выделение пуговиц по средней линии туловища согласуется с телесной сензитивностью испытуемого и его чрезвычайной зависимостью от матери.

Штриховка ног расценивается как тревога по поводу размера и физического роста.

Штриховка рук относится к неудовлетворительным и тревожащим контактам


испытуемого со школьными предметами и к общему чувству неуспешности в его контактах с социальным окружением.

Выступающее ухо может быть связано с чувствительностью испытуемого к критике и с его жаждой социального одобрения (его часто видят в уголке, внимательно слушающим).

Выделение карманов как у мужской, так и у женской фигуры связано с зависимостью испытуемого от матери, аффективной, и по мнению испытуемого, возможно материальной депривацией (испытуемый неопрятен и запущен).

Чрезвычайно оригинальное изображение карманов у женской фигуры предполагает либидозную концентрацию на матери. Лица Джо (испытуемого) и Фокса (имя брата - Фред) нарисованы на карманах и расположены на месте грудей. Полные фигуры двух мальчиков нарисованы ниже. "Джо" нарисован в два раза больше, чем "Фоке", хотя реально Джо, испытуемый, является младшим из двух мальчиков.

Фигура девочки меньше, чем фигура мальчика, хотя она описывается как четырьмя годами старше, чем мальчик (потребность испытуемого стать таким же большим, как его брат. Разница между испытуемым и его старшим братом также четыре года). Нарисованная девочка предположительно одета в карнавальное платье. Обратите внимание на положение украшений у девочки, и где она держит коробку. Девочки, украшающие таким образом свое платье, описываются испытуемым как идущие в школу со своей школьной коробкой. (Школа является источником фрустрации для этого испытуемого. Он чувствует, что лучшие отметки сделают его более приемлемым для его матери).

Акцент на теме пищи виден в изображении стола с сервированным на нем ланчем (мать всегда оставляет лат. для него на столе). В ассоциациях наихудшей чертой девочки является то, что она не ест (верно для испытуемого). Чрезвычайно широкий рот обеих фигур представляет дальнейшее графическое доказательство оральных проблем испытуемого. Собака под столом снабжена попонкой для защиты ее от холода. (Испытуемый идентифицирует себя с маленькой собачкой в своей семье. Кроме того, в доме есть несколько собак, несмотря на пренебрежение детьми).

Мужская фигура лишена волос, если не считать усов (отец испытуемого лыс), в то время как женщина снабжена всеми видами и направлениями причесок. (Мать является доминантным членом семьи. Она моложе, и ей приписывается больше активности).

У женщины более агрессивные пальцы, чем у мужчины.

Глаза обеих фигур имеют большие орбиты (контуры), но не имеют зрачков, или механизма зрения. (Испытуемый не дифференцирует реальность, обладает малыми фактическими познаниями, и неточен - окружающее познается "в целом ").

Очертания украшений женской фигуры в области гениталий, которые стирались и вновь прорисовывались (конфликт), напоминают очертания звезды Давида (отец испытуемого еврей, мать-нет).


Линия, очерчивающая область груди обеих фигур, менее упорядочена, чем другие линии рисунка (относится к чувству физической хрупкости испытуемого?).

Рисунки 5т и 5f- острый подростковый кризис.

Краткий анамнез: этот пациент - шестнадцатилетний белый заключенный, со средними умственными способностями и нормальной школьной успеваемостью. Он был направлен в клинику в связи с повторяющими-

Рис. 5т

ся побегами и угонами машин. Пациент был усыновлен двумя бездетными социальными работниками, когда ему было двенадцать лет. В последнее время он стал угрюмым, гневливым и неуправляемым. Он был чрезвычайно возмущен попытками своих воспитателей относиться к нему как к психически больному. Его един-

Рис. 5f

ственным желанием было воссоединение с матерью, с которой он был разлучен восемь лет. Он заявляет, что это желание является мотивом его побегов. Домашняя обстановка пациента конфликтна. Это мешанина отчимов, мачех и воспитательниц; он не уверен в их преданности. Он также недоволен тем, что различные опекуны по-разному его называют. В настоящее время это беспокойный, сообразительный подросток, чье поведение сковано и обременено чувством вины. Имеет место робкая попытка идентификации с ушедшим отцом,


которого он надеется заменить для своей матерн. Диагноз гласил: подростковый кризис у невротического мальчика с эмоциональной и психосексуальной незрелостью.

Черты рисунка и интерпретация: рисунки были выполнены в молчании с предварительным выяснением - "все тело или только лицо?" Пациент сделал линейный рисунок сначала для мужчины, изобразив только ось тела и ноги (нежелание столкнуться с проблемами, которые встают перед ним).

Затем были добавлены штаны, а телу была придана объемность. Потом робко последовали руки (контакт со средой), и в конце была нарисована голова (страх перед столкновением с межличностными проблемами). Женская фигура была также нарисована с необычной последовательностью (нарушенная логика), начиная с крошечных ступней и разрабатываемая робко и осторожно по направлению к голове (спорной точкой было будущее отношение пациента к его реальной матери).

Тема рисунка - довольно драматическая проекция актуального поведения пациента. Мужская фигура описана пациентом как бегущая за автобусом, чтобы поехать на работу. (Пациент действительно чувствовал себя разрывающимся между конфликтующими привязанностями и проецированными потребностями и стремился избежать того и другого. На таблице V теста Роршаха он увидел "двух животных по сторонам, бросающихся на кролика, находящегося в середине". Он также высказал озабоченность успехами, на работе, необходимыми, чтобы поддерживать свою мать.) Мужская фигура была описана как симпатичная и хорошо одетая (надежда пациента), но не очень сильная (верно для пациента. Он тоненький и хрупкий). Он адвокат, двадцати девяти лет. неженатый (надежда заместить отца). Он удовлетворяет себя сексуально с помощью мастурбации (конфликт пациента. Обсуждая тему секса, он ссылался на таинственные взаимоотношения между двумя старыми девами, взявшими его на воспитание).

Неуверенность, неадекватность и страх отражены в легкой, прерывистой и неравномерной линии. Эти характеристики также видны в смущенном выражении лица, в маленькой и тщедушной фигуре (как у самого пациента) и опасливом приближении к образу тела с вялыми ступнями у мужской фигуры и крошечными ступнями у женской фигуры.

Выделение оси, отмеченное изначальной жирной линией, выполненной в качестве изображения тела, согласуется с телесной неполноценностью и озабоченностью собой, которые выявились клинически.

Стремление добиться любви своей матери выражается в длинных, простертых руках, в то время как неуверенность в принятии ею видна в коротких руках женской фигуры.

Отсутствие рук соотносится с чувством вины по поводу угонов машин, а также по поводу низких достижений (вина усугубляется требованиями его воспитателей). Он никогда не мог адекватно приспособиться к людям или вещам.

Скромные достижения, беспокойство и бедность суждений обозначены просвечиваниями и незавершенностью в мужской фигуре.


Начало рисования с осевой схемы предполагает стремление к совершенству, которое ассоциируется с обсессивно-компульсивными чертами (тяга пациента к своей матери и повторяющиеся угоны машин были вполне компульсивны по характеру). Средняя линия и тема симметрии, часто ассоциируемая с этими чертами, более выражены в виде спереди, приданном женской фигуре.

Наибольшее количество просвечиваний, имеющих место ниже линии талии у мужской фигуры - область, в которой его суждения чрезвычайно бедны. (Мужчина описан как достигший сексуального удовлетворения на уровне аутоэротизма).

Любопытный акцент на сексуальном интересе обозначен короткими и неадекватными линиями на юбке женщины. Жирная линия, очерчивающая грудную клетку, и беспокойная штриховка, приданная этой области, связаны с имеющимся у пациента чувством физической неполноценности и слабости.

Фиксация на матери и смешение сексуальной роли находят выражение в заметно большей по размеру женской фигуре, большей детализации, приданной ей, более длинной шее и подчеркнутых плечах (физическая сила). Доминантность женской фигуры особенно значима в свете описания пациентом этой фигуры как девушки на 11 лет младше мужчины. Она описана как совершенная, блестящая, прекрасная и как недоступный сексуальный объект. Либидизация образа матери соотносится с клиническими данными, касающимися эмоционального и психосексуального отставания. Одежда соответствует материнскому типу.

Опекуны пациента подозревали, что у него развивалась шизофрения, но анализ рисунка скорее подтверждает диагноз, который был в итоге установлен - острый подростковый кризис у невротического мальчика, физические и средовые условия которого внесли свой вклад в нездоровое развитие. Его сильная внутренняя потребность в социальном признании (подчеркнутый лоб, мужчина, описанный как адвокат, и давление со стороны воспитателей с целью достижения желаемого) нашли выражение лишь в фантазии, сочетающейся с накоплением фрустрации.

Рисунки 6т и 6f- шизофреническое возбуждение, маниакальные черты

Краткий анамнез', это тридцативосьмилетний белый мужчина, который поступил в клинику в состоянии возбуждения, характеризовавшегося как маниакальными, так и шизофреническими чертами. Острое проявление его заболевания было связано с кризисом, произошедшим в его отношениях на работе за несколько месяцев до госпитализации. Работа в качестве шлифовальщика линз подорвала его здоровье, в то же самое время он страдал от изменений личности в направлении пассивности и даже аутизма. За этим вскоре последовали чрезмерная разговорчивость, потеря имевшегося всю жизнь заикания, регрессия к архаичному набору символизмов, идеи величия, религиозных сил и параноидные идеи, включающие интриги

Рис. 6т


и слухи. В ходе обследования он выглядел более серьезным, самопоглощенным и более изолированным, чем обычный маниакальный больной. Несмотря на свою тенденцию разбрасываться в своей продукции, он ухитрился держаться логической нити. Он сочетал возбуждение, путаницу и опасения со своими идеями величия. Он был изначально дружелюбен, однако гневлив, когда его

Рис. 6f

пресекали. Он получил несколько сеансов электрошока в частной лечебнице, но они были прекращены, поскольку он был совершенно неизлечим. Он умер от истощения вскоре после перевода его в государственную лечебницу. Он был женат, имел одного ребенка, имел высокий уровень умственного развития и среднее образование. До женитьбы он жил со своей матерью и сестрой. Его отец ушел из дома. Он ассоциировал свою арифметическую навязчивость - счет три плюс один - с семьей из трех человек плюс отсутствующий отец. Он утверждал, что сейчас он сожалеет о том грехе по отношению к матери, которым явилась его женитьба.

Черты рисунка и их интерпретация: предложение рисовать было принято им с некоторым колебанием (нежелание сталкиваться со своими проблемами). Затем он попросил линейку, чтобы нарисовать среднюю линию аккуратно (выделение средней линии соответствует эгоцентризму пациента и соматической озабоченности. Стремление соблюдать точность или стремление к завершенности с помощью использования линейки свидетельствует о декомпенсирующейся системе навязчивостей, на которую далее нельзя рассчитывать в смысле осуществления контроля). Бумага была затем поделена на три магические части, что характеризовало фиксированность пациента на числе (возможность контролировать неизвестное. Маловероятно, что три горизонтальные части символически относятся к трем уровням личности). Закончив эти ритуальные приготовления, пациент спросил, должен ли он нарисовать мужчину или женщину, и, не дожидаясь ответа, начал рисовать женщину первой. Когда он закончил рисовать голову женщины, он заметил, что она больше похожа на мужчину (усиление впечатления конфликта в отношении половой роли


пациента). Поскольку внимание пациента колебалось, и он часто отвлекался, он закончил рисунок по своему собственному желанию (подтверждая, что психические данные, исходя из которых он рисовал этот образ, были фиксированы и весьма устойчивы и не зависели от сиюминутной концентрации). Когда он в процессе рисования женщины достиг нижнего края листа, он спросил, должен ли он закончить его. В пределах его досягаемости был без комментариев положен второй лист. Пациент продолжил свой рисунок на этом листе (внутреннее принуждение завершить задание, в котором он не был заинтересован, и в котором отсутствовало давление со стороны экспериментатора).

Выполнение как мужской, так и женской фигуры было очень неравномерным, протекая в соответствии с внутренней логикой пациента. Рисование женской фигуры началось с хаотичного изображения волос (сексуальная витальность и свобода). В своих ассоциациях пациент сказал: "Женщина не нуждается в мужчине - разве только как в игрушке - она уже сейчас может иметь ребенка без совокупления. Она любима Богом". За волосами последовали агрессивные, жестокие и угрожающие черты лица (социальная доминантность и сила, придаваемая женщине инфантильными мужчинами). Затем последовал сильный, подчеркнутый подбородок (решительность). Пациент продолжал работать, следуя за потоком ассоциаций и развивая каждую отдельную область по маленьким секторам, билатерально. (Он слишком озабочен межличностными взаимоотношениями, чтобы допустить спонтанный подход к целостной идее "человека ". Это билатеральное изображение по кусочкам соответствует опорам и ритуалам, используемым обсес-сивными личностями как замещение контроля). Когда пациент достиг низа платья, он прокомментировал: "Я не знаю, какой длины его делать". Затем он стер нижнюю линию и удлинил фигуру (в соответствии с чрезмерно подчеркнутым образом графического размера и силы, вложенного в женщину и содержащегося в ассоциациях пациента). Когда дело дошло до ног, он запротестовал: "Я не знаю, как!" Затем он добавил ноги с изменением линии (конфликтная область).

Ступни женщины больше похожи на лапы животного, по контрасту с женоподобными и рафинированными ступнями, приданными мужской фигуре. (Трактовка ступни как символа пениса получает серьезное подтверждение в этих рисунках. Женщине, по контрасту с мужчиной, дана животная сила и свобода сексуальности, перекликающаяся с изображением волос.)

Прерывистая линия у данного пациента может быть расценена в терминах дискретного счета, как ритуальная и вынужденная необходимость. Разорванная линия допускает гибкость взаимодействия со средой неинтегрированного и неустойчивого образа тела. Это позволяет ослабить телесные импульсы, но не дает защиты от опасностей среды. Хотя внешние линии в отношении к отдельным частям тела четко прорисованы, не существует твердой демаркационной грани для фигуры в целом. В итоге пациент полностью прекратил сопротивление опустошению от борьбы против прогрессирующей дезинтеграции. Он прямо высказал страхи кастрации: "Мужчина утратил возможность использования своего пениса. Тот сжался до семи дюймов из-за злоупотреблений с проститутками, разврата, болезней и


сношений во время месячных".

Размер обоих рисунков чрезвычайно велик. (Соответствует идеям величия, фантазии, маниакальным тенденциям и параноидным чертам в клинической картине).

Расположение на листе - в середине, с отчетливо широкой и утвердительной позой (агрессия и обсессивное побуждение к централизации и симметрии, перекликающиеся с чертами, неоднократно отмечавшимися в рисунке и клиническими особенностями).

Женщина, с ее руками на бедрах, ее вертикальным маскулинным телом, ее размером, хаотическим беспорядком волос и угрожающим выражением лица представляет собой грозный и кастрирующий образ матери. Пациент описал ее как сорокалетнюю - "она живет вечно в моем представлении", в то время как мужской фигуре двадцать четыре года (отношение матери и сына в соответствии с графическими чертами и ассоциациями пациента). В ответ на просьбу нарисовать мужчину пациент заметил: "Мужчина должен быть меньше". Мужская фигура была описана им как сын нарисованной им женщины. Лучшей частью его тела является лицо (пациент хорош собой). На вопрос о его худшей части он спросил: "В смысле секса или чего?" (озабоченность кастрацией). У него красивые плечи (компенсация чувства физической приниженности). Несмотря на то, что на пациента произвели впечатление широкие плечи мужчины, он рассматривает его также как очень умного (совершенен во всем, кроме сексуальной сферы). Он решил, что рука слишком коротка, значит, заявил он, это должна быть длина ноги (рука как символ пениса?). Когда пациента спросили, женат ли мужчина, он вздохнул и начал говорить нараспев "трижды четыре, трижды четыре, трижды четыре" и, наконец, решил, что мужчина имел жену и сына (как сам пациент). Он прибегал к этому ритуалу счета, отвечая на вопросы о женитьбе, сексе или его матери. Он измерил застежку на брюках , чтобы отметить, что в эрегированном состоянии пенис мужчины будет длиной тринадцать дюймов, двенадцать плюс один. Первой деталью, которую он нарисовал на теле мужчины, была пряжка с тремя вертикальными линиями и одной горизонтальной линией (тема: три плюс один). Он продолжил линию на застежке брюк, считая их все вместе как тринадцать.

Оставив сексуальную область, он нарисовал узкий галстук с сильным нажимом (агрессивная реакция на слабую сексуальность).

Он менял, путал и стирал линии вокруг шеи (конфликтное отношение к грубым импульсам).

Затем был нарисован пояс, с сильным нажимом, и очертания куртки, получившие позитивное и подчеркнутое изображение (осознание тела с подавленными эксгибиционистскими тенденциями - должен держать тело основательно закрытым).

Затем были добавлены пуговицы (отмеченная зависимость от матери) с просчитыванием "трижды четыре" на женской фигуре и "дважды три плюс один" на мужской фигуре (ритуал счета в контексте обсуждения сексуальных и материнских взаимоотношений).

Стирания имели место лишь для удлинения высоты женщины и расширения расстояния


между лацканами пиджака у мужчины, чтобы дать возможность продемонстрировать маленький галстук (пациент чересчур преисполнен чувством реальности в проекции своей фантазии, чтобы стирать слишком много).

Пальцы рук мужской фигуры заострены (агрессия), а у женской фигуры рука спрятана (элемент ограничения женской наказующей силы?).

Руки мужской фигуры тесно прижаты к телу (уход, напряжение и сдерживание тела), в то время как руки у женской фигуры помещены в отвергающую и наказывающую позицию, но им придано изначальное направление прочь от тела (экстравертированные аспекты женского образа ?)

Губы у мужской фигуры более женственны, чем у женской.

Нос мужчины заштрихован (страх кастрации), отвергает запахи внешнего мира в своем выпуклом изгибе ноздрей, в то время как у женщины нос чуткий, орлиный и имеет выгнутые или рецептивные очертания ноздрей.

Выражение лица и фигура женщины угрожающие, тогда как в мужской фигуре хотя и содержатся некоторые агрессивные моменты, она прежде всего выражает слабость и смущение (преобладающее выражение этого пациента).

Шея выделена у мужчины, но женщина лишена шеи (менее сдержана и конфликтна в отношении к выражению ее импульсов). Пациент заявил, что в течение тысячелетий цивилизации мужчина утратил использование своего пениса. Идентификация его жены с его матерью дана в следующем заявлении: "Когда мужчина воскреснет, ему будут даны две женщины, одна старше, другая моложе. Одна будет готовить ему еду и играть с ним утром, а друга будет для второй половины дня".

Выделение симметрии и средней линии отмечается в мужской фигуре (обсессивный и соматический стресс). Изображение волос мужчины более скудное и упорядоченное, чем у женщины (более неадекватная и более сдержанная мужественность).

Пациент спонтанно приписал мужской фигуре двадцатичетырехлетний возраст (как параноидные, так и маниакальные пациенты делают спонтанные записи и идентификации).

Фигуры 7f и 7т- нормальная женщина

Краткий анамнез: испытуемой тридцать четыре года, она была не замужем в то время, когда были выполнены рисунки. В течение десяти лет она поддерживала тесную дружбу с мужчиной, который был старше и слабее в личностном плане, чем она сама. Она единственная девочка в семье и младшая из трех детей. Несмотря на хорошие природные способности, она была безразлична к школе, позволяя своим братьям обгонять ее в учебе. Интеллектуальные надежды семьи были сфокусированы на любимом брате. В ее собственной семье то, что она была единственной девочкой, не давало привилегий, но лишь порождало чувство бесполезности. Ее мать была необразованной, инфантильной личностью, предающейся интенсивному нарциссизму, грандиозным и ностальгическим грезам,


фантастическим притязаниям на благосостояние и оригинальность, а также эпизодическим взрывам истерической агрессии. Испытуемая была похожа на свою мать внешне, в претензиях и надеждах, а также в своей эгоцентричное™. С другой стороны, ее отец был мягким, интровертированным, приверженным к чтению книг и мало интересовался окружающим. Семейному союзу недоставало гармонии и тепла. Ее обременял скромный культурный и экономический уровень ее дома, и она жила своей социальной жизнью вне его. В связи со смертью матери несколько лет назад она быстро встала в материнскую позицию в доме, хотя они содержали экономку. Она продолжала получать поддержку от своего престарелого отца, хотя обладала прекрасным здоровьем и имела хорошую работу, Ее работа до момента обследования была не более, чем видимостью, поскольку она никогда не была в состоянии позволить себе экстравагантную одежду и внешнюю демонстрацию благосостояния с помощью своих скудных доходов. Мать всегда сватала ее с целью выгодного замужества. Она был поверхностно социабельна, но не дружелюбна. Детали ее сексуальной жизни неизвестны.

Черты рисунка и их интерпретация: Эта испытуемая приняла предложение выполни


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Пуговицы | Структура контрольной работы

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 240; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.018 сек.