Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ПРОЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА 2 страница

По-видимому, в таком состоянии депривации возрастает эффек­тивность эго при распознавании объектов, способных ее устранить, а также простая компенсаторная фантазия осуществления желания, кото­рую авторы называют аутистическим восприятием. Таким образом, орга­низм оснащен как для адаптации к реальности, так и для заместительно­го удовлетворения там, где нет настоящего удовлетворения. В действи­тельности это возрастание эффективности функции эго в ответ на кри­тическое положение — более точное восприятие еды в состоянии голода. Я думаю, процесс этот можно также включить в наше понятие сенсиби­лизации, поскольку образы еды вызываются в памяти голодом и реаль­ные пищевые раздражители воспринимаются с большей легкостью.

Очень похожий процесс был описан Эдуарде Вейссом (Edoardo Weiss) как объек-

тивация,

Эксперимент Брунера и Постмена (bruner ana rosrmanj также, ни-видимому, строился на аналогичном принципе. Авторы просили своих испытуемых подобрать по размеру изменяющееся круглое пятно света к круглому диску, удерживаемому в ладони. Перцептивные суждении де­лались под влиянием различных степеней шока и в течение периода вос­становления. Разница в заключениях во время шока не была ярко выра­женной. Однако в послешоковый период отклонения воспринимаемого размера от действительного стали очень заметны. Авторы в порядке экс­перимента предложили теорию избирательной бдительности. Согласно этой теории организм обладает наилучшей способностью к различению в условиях стресса. Однако когда напряжение снимается, преобладает экспансивность и как следствие большая вероятность ошибок. Можно дополнительно предположить, что непосредственным результатом на­пряжения является большее осознание образа в памяти, и это позволяет строить более точные суждения о равенстве размеров перцептивного об­раза диска и пятна света.

Представляет ли аутистическое восприятие, восприятие желае­мых предметов еды в состоянии голода среди стимульного материала, объективно не изображающего предметов еды, форму простой проек­ции, или это процесс другого рода, зависит скорее от более тонких моментов. Сэнфорд (Sanford) и Левайн, Чейн, и Мерфи продемонстри­ровали этот процесс экспериментально. Мы можем сказать, что возра­стающая потребность в пище ведет к припоминанию образов еды и что эти перцептивные воспоминания апперцептивно искажают любой при­сутствующий перцепт. Единственный аргумент, который я могу выдви­нуть в пользу отличия от простой проекции — это то, что здесь мы имеем дело с простыми базо'выми драйвами, ведущими, скорее, к про­стым удовлетворяющим искажениям, нежели к более сложным ситуа­циям, возможным в простой проекции.

Понятие механизма пылинки-бревна Ичхайзера (Ichheiser) можно также отнести к концепции сенсибилизации. Ичхайзер предлагает отно­сить механизм пылинки-бревна к случаям такого искажения социально­го восприятия, когда кто-то изАишне уверен в существовании нежела­тельной черты у низших слоев, хотя в то же время не осознает этой черты в самом себе. Другими словами, мы можем сказать, что существует сенсибилизация сознания (сосуществование с неосознанностью процес­са самого по себе и своей черты как свойственное любому защитному механизму), обязанная собственной бессознательно действующей изби­рательности человека и апперцептивному искажению.

Экстернализация. Обратная проекция, простая проекция и сен­сибилизация являются процессами, которые субъект обычно не осоз­нает, и, таким образом, на них, естественно, меньше ссылается. Соот­ветственно трудно заставить кого-либо осознать процессы в самом себе. С другой стороны, любой клиницист может привести из своего опыта пример субъекта, рассказывающего ему об одной из картинок ТАТ сле­дующее: «Это мама, заглядывающая в комнату, чтобы посмотреть, сде­лал ли Джонни домашнюю работу, и она бранит его за его медлитель-

ность». Позже, просматривая запись своих рассказов, субъект может спонтанно заметить: «Полагаю, что это на самом деле происходило со мной и с моей мамой, хотя я не понимал этого, когда рассказывал вам историю».

На психоаналитическом языке процесс рассказывания можно на­звать предсознательным; пока он происходил, он не был сознательным, но его легко можно было сделать таким. Это означает, что мы имеем дело с несколько подавляемым паттерном образов, обладавшим организую­щим эффектом, который легко можно вспомнить. Для такого феномена предлагается термин «экстернализация», главным образом для облегче­ния клинического описания часто происходящего процесса.

Чисто когнитивное восприятие и другие аспекты цепочки «стимул-реакция». Чистое восприятие является гипотетическим процессом, с ко­торым мы соразмеряем апперцептивное искажение субъективного типа, либо это субъективное операционно-определяемое согласование в отно­шении смысла стимула, с которым сравниваются другие толкования. Оно дает нам конечную точку континуума, все реакции на который варьиру­ются. Ввиду того что поведение рассматривается по общему согласию с точки зрения рациональности и соответствия данной ситуации, мы мо­жем говорить об адаптивном поведении к «объективному» стимулу, как обсуждается ниже.

В моих более ранних экспериментах обнаружилось, что агрессию можно индуцировать в субъектах и что эта агрессия «проецируется» в рассказы в соответствии с гипотезой проекции. Далее в обычных усло­виях агрессивная реакция на определенные картинки обнаруживалась чаще, даже если экспериментатор ничего не предпринимал, а лишь просил рассказать об изображении. Оказалось также, что картинки, внушающие самим своим содержанием агрессию, намного быстрее вызывали проекцию агрессии, чем другие, более нейтральные в этом отношении.

Считается, что первый факт — то, что картинка, изображающая, к примеру, съежившуюся фигуру и пистолет, вызывает большее число рассказов об агрессии, чем картинка с мирной деревенской сценой, -не более чем ожидание от человека здравомыслия. На психологическом языке можно сказать, что реакция отчасти является функцией стимула. В отношении апперцептивной психологии это означает, что большинство субъектов единодушны в какой-либо основной апперцепции стимула и что это единодушие операционально определяет «объективную» сущность стимула. Поведение, соответствующее этим «объективным» аспектам ре­альности стимула, названо Гордоном В. Оллпортом адаптивным поведе­нием. В карточке № 1 в ТАТ, к примеру, субъект адаптируется к факту, что картинка изображает скрипку.

Можно перечислить ряд принципов:

а) степень адаптивного поведения изменяется обратно пропорцио­нально степени точности при определении раздражителя. Относитель­ная неопределенность картинок ТАТ и чернильных пятен теста Роршаха является умышленной, чтобы вызвать как можно больше апперцептивно

искаженных реакций. Если, например, предъявляется одна из картинок теста Стэнфорда—Бине, изображающая войну белого человека с индей­цами, ситуация достаточно хорошо определена, чтобы вызвать одинако­вую реакцию у большинства детей в возрасте от десяти до двенадцати лет;

б) точная степень адаптации обусловлена также Aufgabe, или уста­новкой. Если субъекта просят описать картинку, то это в большей мере адаптивное поведение, чем если бы он должен был рассказать по ней историю. В последнем случае он склонен игнорировать многие объектив­ные аспекты стимула. Когда звучит сирена воздушной тревоги, поведе­ние субъекта, которому знакомы воздушные налеты, звук сирены и ко­торый знает, что делать в подобных ситуациях, по всей вероятности, будет сильно отличаться от поведения субъекта, не понимающего смыс­ла этого звука и способного истолковать его, начиная от провозглаше­ния судного дня и кончая объявлением забастовки, и ведущего себя со­ответствующим образом;

в) характер воспринимающего организма также определяет соот­ношение адаптивного и проективного поведения, как говорилось ранее. Эксперимент Левайна, Чейна и Мерфи продемонстрировал сенсибили­зацию, и мы обнаружили, что люди производят апперцептивное иска­жение различной степени. Даже один и тот же человек, едва проснув­шись, может реагировать на раздражитель совершенно иначе, чем в со­стоянии бодрствования.

Другие аспекты продукции субъекта — к примеру, в реакциях на картинки ТАТ - - в более простой форме обсуждались в моей ранней работе. Там я обращался к тому, что Оллпорт назвал «экспрессивным поведением».

Под «экспрессивными аспектами» поведения мы подразумеваем, что если ряд художников поставить в аналогичные условия, нельзя ожидать от них одинаковых творческих произведений. Индивидуальные различия выражались бы в том, как художники наносят мазки кистью или делают движения резцом; были бы различия в предпочтении красок, а также в расположении и распределении пространства. Другими словами, опреде­ленные, преимущественно мионейронные особенности, как их называет Мира, определяли бы черты их творений.

Характер экспрессивного поведения отличается как от адаптации, так и от апперцептивного искажения. При условии фиксированного со­отношения адаптации и апперцептивного искажения в реакции суб/ьек-тов на каждую из картинок Стэнфорда-Бине люди могут расходиться в своих стилях и организации. Один пользуется длинными предложениями с множеством прилагательных; другой выражается кратко, содержатель­ными фразами в строго логической последовательности. Если индивиды записывают ответы, они различаются размером промежутков между сло­вами. Речь имеет разницу в скорости, высоте тона, громкости. Все это индивидуальные особенности скорее устойчивого характера каждого че­ловека. Подобным образом скульптор ваяет точно и в мелких подробно­стях либо выбирает более абстрактную форму. Художник располагает

предметы симметрично либо от центра. И, кроме того, в ответ на сигнал воздушной тревоги можно бежать, припасть к земле, вздрагивать, идти, говорить — и совершать каждое из этих действий в своей собственной типичной манере.

Если в таком случае адаптация и апперцептивное искажение опре­деляют, что делает человек, а внешняя экспрессия обусловливает то, как он это делает, излишне подчеркивать, что всегда выясняют, как человек делает то, что он делает. Адаптивное, апперцептивное и экс­прессивное поведение всегда сосуществуют.

В случае с произведением искусства, например, соотношение адап­тивного и апперцептивного материала и экспрессивных особенностей несомненно изменяется от художника к художнику и в определенной степени от одного произведения к другому одного автора. Подобным об­разом экспрессивное поведение влияет на продукцию ТАТ, отвечая за индивидуальные различия в стиле, структуре предложения, соотноше­нии глагол—существительное и других внешних особенностях. Экспрес­сивные черты Обнаруживают, как человек делает что-либо; адаптация и апперцептивное искажение указывают на то, что делает человек.

ПОПЫТКА ИНТЕГРАЦИИ ПОНЯТИЯ АППЕРЦЕПТИВНОГО ИСКАЖЕНИЯ И ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПСИХОАНАЛИЗА

Апперцептивная психология вместе со своими клиническими ин­струментами -- это дети психоанализа и теоретической клинической психологии (в частности, динамических теорий гештальт-психологии, касающейся научения и восприятия). Тем не менее к сожалению суще­ствовал недостаток интеграции двух методов подхода и понимания меж­ду выразителями психоаналитической и неаналитической психологии. Последний труд доктора Абта (Abt) представляет системное обсуждение апперцептивного искажения (проективная психология) в разрезе совре­менной неаналитической психологии. Здесь я хочу показать, что базовые психоаналитические понятия могут утверждаться в экспериментально проверяемой форме, как проблемы изучения теории, и в особенности апперцептивного искажения.

Я полагаю, что подобное переформулирование важно, поскольку клинический психолог, использующий проективные методики, часто считает необходимым задействовать психоаналитический подход и де­лает это с излишними опасениями и недостаточной определенностью. В то же время клиническому психологу не так уж редко приходится ле­чить пациента, которого он тестировал. Проективное тестирование и планирование психотерапии тесно взаимосвязаны, как описано даль­ше в статье, посвященной Тесту Тематической Апперцепции. Исходя из этой идеи далее будут рассматриваться проблемы психотерапии и некоторые специфические динамические проблемы в связи с аппер­цепцией.

На наш взгляд, провомерно говорить, что психоанализ является теорией научения, имеющей особое отношение к жизненной истории приобретения перцептов, их закономерному взаимодействию и влиянию на восприятие более поздних стимулов. Эта формулировка представляет собой в настоящее время рудиментарную попытку и предназначена про­сто для установления общей структуры отношения к теории апперцеп­ции, выдвинутой ранее. Системное переформулирование всех психоана­литических доктрин и экспериментальное подтверждение должны ос­таться на будущее1.

Учение о перцептах излагается преимущественно в терминах тео­рии либидо, главным образом в серии генетических утверждений, каса­ющихся личности. Ядерную концепцию составляет сложная констелля­ция эдипова треугольника и его участь. Закономерное взаимодействие перцептов и их припоминаний скрытым образом присутствует там, где Фрейд обычно говорит о парапраксиях, симптоматике и формировании характера. Влияние прежних перцептов на существующую апперцепцию подразумевается в понятии защитного механизма и в генетическом тол­ковании существующего поведения.

В этом свете теорию либидо можно рассматривать как включенные утверждения, касающиеся истории восприятия орального, анального и полового стимулов, и реакции на них значимых взрослых (родительских фигур). Поскольку психоанализ развивался как клиническая эмпиричес­кая наука, в которой истоки методологии проявляются только теперь, нет различий, лежащих в основе гипотезы научения и действительных результатов. Он описывает воздействие ранней оральной фрустрации индивида, не утверждая, что идея эффекта края согласуется с допуще­нием важности раннего опыта. Он не исследует системно в терминах на­грады и наказания влияние материнской реакции на процесс приучения к горшку, но тем не менее имеет дело с эффектом, который материн­ский образ будет производить на последующее восприятие индивида соб­ственных телесных функций. То есть перцептивный образ матери будет оказывать определяющее воздействие на последующие восприятия. Идею, что «ребенок идентифицируется с матерью», можно считать фактом того, что ребенок воспринимает мать и сохраняет память этого перцепта. Ребе­нок обучается связывать удовольствие или избегание эмоциональной ане­стезии с материнским перцептом. Так происходит научение поведению, соответствующему требованиям матери, которое позволяет избежать эмо­циональной анестезии, возникающей из неорганической реальности (ре­бенок может обжечься) или из материнского неодобрения, которое мо­жет принять форму лишения любви или настоящего физически болез­ненного наказания. Перцептивная память о матери становится направля­ющим образом, мотивированным желанием избежать эмоциональной ане­стезии, оказывающей избирательное влияние на поведение; она стано­вится частью системы «я» ребенка, или на языке Фрейда — эго-идеалом.

1 Это не означает еще одно неофрейдистское усилие; скорее, попытку методоло­гически усовершенствовать учение Фрейда.

На самом деле, конечно, не существует единственного перцепта матери, есть целая система перцептов, как уже указывал Поль Шилдер. Есть мать дающая, мать берущая,-мать моющая, мать играющая и т.д. Перцепт матери различается с возрастом ребенка, и один перцепт накладывается на другой. Таким образом, перцепт матери, скажем, в возрасте ребенка четырнадцати лет является конечным результатом всех перцептов матери к этому времени. Эта смесь в соответствии с понятиями гештальт-психо­логии будет больше, чем сумма всех перцептов. Она будет иметь свою собственную конфигурацию.

Психоанализ, можно сказать, особенно интересовался избиратель­ной судьбой и организацией этих следов памяти. Фрейд обнаружил, что полученные ранее перцепты в процессе интеграции становятся неузна­ваемыми для индивида и для стороннего наблюдателя. По его словам, они становятся бессознательными. Психоаналитическая методика была предназначена для осознания частей, составляющих непосредственно различимое целое. Образы снов и их анализ посредством свободной ас­социации являются, возможно, лучшим примером. Ясный сон состав­ляет окончательный гештальт. «Свободные ассоциации» раскрывают части, составляющие образ, и позволяют нам направить события сна в последовательность потока мыслительных процессов. Принцип сверхде­терминации Фрейда тогда формулируется просто как проявление прин­ципа гештальта, согласно которому целое — это больше, чем сумма его частей.

Если систему «я» (личность) считать комплексной системой пер­цептов неоднородного характера, избирательно влияющих на поведе­ние, то безразлично, рассматривается ли организм в момент рождения как tabula rasa, полностью формирующийся усваиваемыми позднее пат­тернами или рождающийся с несколькими определяющими факторами онтогенетического, семейного или общего биологического свойства. Ка­кой биологический импульс постулирует теория, говорит ли она о сек­суальном влечении, агрессии, необходимой в целях безопасности, или избегании эмоциональной анестезии, о любом из них в отдельности или сочетании нескольких, это несущественно для нашей теории. Что бы ни представлял собой инстинкт, он модифицируется и формируется раз­личными полученными перцептами. Кроме того, каждый перцепт моди­фицируется и интегрируется с каждым другим перцептом.

Психоанализ выбрал как тему для обсуждения совокупность тех перцептов, обусловливающих поведение, которые соответствуют избе­ганию трудностей реальности и проверяют логические предположения, такие, например, как эго. Кроме того, он предпочел идентифицировать те из перцептов эго, которые наиболее определенно связаны с перспек­тивными целевыми идеями или более четко обозначены и лучше сфор­мированы по образу данного человека, такие, например, как эго-идеал. Перцепты, руководящие «моральным» поведением, в совокупности на­зываются «суперэго». Первоначально образы родителей (или других зна-'чимых взрослых, принимающих роль родителей) составляют образ об­щества, который, несомненно, позднее становится расширенным.

Сперва Фрейд пришел к пониманию этих восприятий через рекон­струкции взрослых, то есть благодаря тому что пациенты делили целос­тный перцепт материнской фигуры на его исторические составляющие части. Позже его реконструкции подтвердились благодаря прямым на­блюдениям за детьми, Психоанализ также рассматривает законы измене­ния перцептов посредством их взаимодействия в различных конфигура­циях. Лучший пример этого процесса — сновидческая работа, при кото­рой происходят процессы символизации, конденсации и смешения, ве­дущие к конечной конфигурации явного сновидения.

Теория защитных механизмов фактически касается избирательного влияния перцептов памяти на восприятие текущих событий. Каждый за­щитный механизм является гипотезой, связанной с закономерностью взаимодействия образов в определенных условиях. Если, к примеру, мать испытывает к своему ребенку агрессию одновременно с любовью, то один из возможных результатов этого конфликта отношений можно оп­ределить с помощью психоанализа как формирование реакции: мать со­вершенно не осознает свои агрессивные чувства и проявляет чрезмерную любовь. Мы можем сформулировать это иначе, предположив следующую закономерность. Когда стимул активирует перцептивные воспоминания, вызывающие установки как агрессии, так и заботы, и первая наталкива­ется на неодобрение, тогда она тормозится, а одобряемая подкрепляется. Это утверждение делает формирование реакции экспериментально под­тверждаемой концепцией, по крайней мере, в принципе. Конечно, мо­жет появиться необходимость в каких-либо дополнительных поддержи­вающих гипотезах, чтобы приспособить комплексную модель к реаль­ным жизненным ситуациям. Более того, принципам гештальта, возмож­но, лучшим образом удастся приспособить такую модель. Можно экспе­риментально доказать, что когда одновременно представлены «хороший» и «плохой» образы, результатом будет подкрепленный «хороший» образ, модифицированный некоторыми аспектами «плохого» образа. Любовь матери как результат формирования реакции обладает ограничительны­ми чертами чрезмерного покровительства; то есть как-то изначально пред­ставленная агрессивность проявляет себя в новом облике. Формирование реакции, в сущности, может быть адекватно выражено, например, как в принципе условного различения Гатри, сформулированном Хилгардом следующим образом: «Если два стимула являются достаточно различи­мыми, организм можно научить отвечать на один из них и прекратить реагирование на другой. Это делается методами противопоставления. То есть один из раздражителей регулярно подкрепляется, другой регулярно не подкрепляется. Происходящее в результате избирательное торможе­ние известно как условное различение, поскольку организм обучается по-разному реагировать на два раздражителя...». Как я упоминал ранее, параноик первоначально реагирует на объект гомосексуальной любви любовью, а затем ненавистью -- как при типичной амбивалентности мальчика в отношении к отцу. У него есть образ любимого отца (как большого защитника) и образ агрессивно-садистского отца (источник первородного греха). Эти образы могут Апперцептивно разрушать любое

другое восприятие мужчин. Благодаря усвоенному различению через со­циальные традиции и боязнь отца реакция-любовь тормозится и проеци­руется реакция-ненависть.

Теория невроза Фрейда всегда формулировалась как формирова­ние компромисса. То есть это утверждение лучшего возможного гешталfa­ta в данной системе сил — ид, эго, суперэго и реальность. Согласно теории Фрейда, можно сформулировать вспышки невроза у взрослого следующим образом: «Невроз становится явным, когда данная совокуп­ность сил совпадает с паттерном травматической ситуации детства». В таких обстоятельствах невроз является повторением ранее установленно­го типа реакции. К примеру, пациент был женат на женщине гораздо старше его и во многом доминирующей над ним. В детстве он был усы­новлен. Когда жена его бросила, этот хорошо адаптированный в других отношениях мужчина стал впадать в острые приступы тревоги. Приехав как-то в соседний город, в котором родился и где часто бывал за после­дние несколько лет, он бесцельно бродил по магазину, и, приблизив­шись к выходу, почувствовал дискомфорт и нарастающую тревогу. В этот момент он вдруг вспомнил, что маленьким мальчиком он однажды поте­рялся, отстав от матери, и плача стоял в дверях того же самого магазина. Внезапно он испытал явное облегчение. Во время исследования оказа­лось, что уход жены вызвал в нем ужас, похожий на испытанную эмо­цию, когда мать его потеряла; то есть теперешняя ситуация соответство­вала существовавшей ранее модели.

Первоначальные разработки Фрейда, касающиеся истерической амнезии или травматического происхождения невроза, парапраксий и сновидений, были на самом деле гипотезами научения, забывания и методами воспоминания (гипноз, убеждение и свободная ассоциация).

НЕКОТОРЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ КАК СЛУЧАИ АППЕРЦЕПТИВНОГО ИСКАЖЕНИЯ

Гипноз. Это один из процессов, в котором можно временно изме­нить апперцепцию субъекта и ввести главные искажения. Хотя мы не надеемся решить проблемы этого весьма спорного феномена, мы можем попытаться понять его при помощи выдвинутых до этого идей.

Гипнотический процесс начинается с постепенного уменьшения апперцептивных функций субъекта и окончательного ограничения этих функций до апперцепции голоса гипнотизера (апперцепция является фактической, поскольку разные субъекты часто придают гипнотическим приказам разные значения). Подобный процесс исключения апперцеп­ции устанавливает человек, готовящийся заснуть. В сущности теория гип­ноза Ференци предполагает, что гипнотизер представляет образ родите­ля, когда-то давно укачивавшего ребенка или укладывавшего его спать. В .нашем случае гипнотизер апперцептивно искажается перцептивными образами родителя, существующими в памяти. Соответственно если гип­ноз проходит успешно, эти родительские образы через гипнотизера ока-

зывают такое же наивысшее руководящее воздействие на восприятие лю­бого другого стимула, как это делали родители в раннем младенчестве, когда не было дифференциации между мышлением и реальностью.

Подчинение постгипнотическим приказам убедительно доказы­вает, что образные воспоминания, которые субъект не осознает и не способен осознать, могут иметь контролирующее влияние на действие. Перцептивная ламять гипнотизируемого апперцептивно искажает за­данный стимул. Когда, например, гипнотизер спрашивает субъекта о его ощущениях в области седалища, тот может послушно вскочить как от ожога. В экспериментах я приказывал субъектам почувствовать гнев или подавленность. То есть субъект вспоминал прошлую ситуацию гне­ва или подавленности, и память об этой ситуации искажала апперцеп­цию карточек ТАТ, внушая социальные ситуации, включающие агрес­сию, печаль и т.д.

Массовый психологический феномен. Массовый психологический феномен может пониматься в некотором смысле почти так же как гип­ноз. Как указал Фрейд в «Групповой психологии и анализе эго», каждый индивид интроецирует «массу», или группу, как переходный фактор в эго и суперэго. Мы можем сказать, пока индивид является членом груп­пы, он"«видит мир глазами массы». Группа временно рассматривается в качестве авторитарной фигуры, и, как в гипнозе, апперцепция группы получает контролирующее влияние над большинством других образов-воспоминаний. Таким образом, линчевание, паническое бегство и драка происходят благодаря высвобождению примитивных импульсов.

Перенос. Хотя термин «перенос» обычно используется совершенно свободно, я хочу ограничить его значение до эмоциональной взаимосвя­зи пациента со своим психоаналитиком. Обшее во взаимосвязи состоит в том, что аналитик является, по крайней мере теоретически, фигурой, не вступающей активно в эмоциональные отношения и воздерживаю­щейся от порицания, похвалы или любого другого открытого реагирова­ния на настроения пациента.

Перенос предполагает, что пациент переносит на аналитика усво­енные им прежде отношения. Таким образом, пациент может ожидать услышать критику, наказание или похвалу, и обычно апперцептивно искажает реакции аналитика. Часть аналитической работы состоит в том, чтобы показывать пациенту в благоприятные моменты разницу между искажениями и фактами.

Отсутствие реакции со стороны аналитика производит уникальный эффект, отличающий ситуацию переноса от любого другого апперцептив­ного искажения похожей фигуры родителя. Когда пациент обнаруживает, что какой-то конкретный способ манипулирования взаимоотношениями безуспешен, возникает другой паттерн поведения. К примеру, один паци­ент во время анализа вел себя в активно провокационном ключе, выстав­лял напоказ свои глубокие знания и пытался забавлять аналитика. Когда ему об этом было сказано и стало ясно, что аналитик не отвечает на такие проявления, пациент начал реагировать агрессией и позднее обыкновен­ной тревогой и зависимостью. Мы можем сказать, что этот пациент изна-

чально развил несколько паттернов поведения, чтобы справляться со сво­ей тревогой. Когда его самый последний паттерн потерпел неудачу, он обратился к предыдущему, а затем к еще более раннему из выработанных паттернов. Постепенно его отношение к аналитику стало похожим на то, какое было к родителям в раннем детстве. Его апперцепция аналитика была искажена разными образами родителей в разном возрасте. Когда, к примеру, был воспроизведен его эдипов страх перед отцом, он стал осоз­навать свои наполненные страхом ожидания. Он усвоил, что эти страхи необоснованны; то есть он заново узнал первые тревожащие паттерны посредством инсайта и формирования реакции в ситуации переноса, а также путем их «проработки» в своем внешнем мире.

В таком случае можно сказать, что ситуацией переноса является та, в которой пациент искажает апперцепцию аналитика все более ранними образами родителей и других значимых фигур своего детства.

Психозы. Мы говорим, что в психотических бредах и галлюцинаци­ях возникающие ранние образы становятся настолько устойчивыми, что имеют более искажающее влияние на апперцепцию существующего мира, чем в любом другом состоянии.

Если наша текущая апперцепция является гештальтом, совокуп­ной картиной всех полученных прежде апперцепции, тогда мы можем примерно предположить, что определенные ранние образы пугающего характера были настолько устойчивыми у данного пациента, что своим влиянием могли искажать все последующие, которые могли бы быть бо­лее безвредными.

Как правило, апперцептивное искажение сперва воздействует только на небольшую группу стимулов. В ранней стадии паранойи оно включает еще только одного индивида или очень мало людей. Иногда первоначаль­ное искажение не обязательно абсурдно и может надолго занять суд про­веркой длинных риторических речей. С прогрессированием заболевания искажения пациента обычно становятся более явными и почти всеохва­тывающими. Формирование параноидальной системы становится все бо­лее и более разветвленным, пока не включает в себя весь мир — его целостное апперцептивное поле.

Терапия, Психоаналитическую теорию терапии можно переформу­лировать в следующие стадии.

Общение. Пациент общается с аналитиком посредством свободных ассоциаций. С их помощью аналитик узнает о поведении пациента во множестве ситуаций и находит несколько общих знаменателей в его по­веденческих паттернах.

Интерпретация. Когда аналитик ознакомится с некоторыми жиз­ненными ситуациями пациента, он может воспринять определенный общий знаменатель в поведенческих паттернах и указать его пациенту в таких дозах, какие кажутся ему подходящими в разные моменты:

а) горизонтальное изучение. Терапевт может найти общий зна­менатель среди поведенческих паттернов и .межличностных отношений текущей жизненной ситуации пациента, и мы говорим об этом процессе как о горизонтальном изучении'паттернов;


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ПРОЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА 1 страница | ПРОЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА 3 страница

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 241; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.