Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ВЕРТХАМ (WERTHAM)
Версия Теста мозаики Вертхама, вероятно, в США известна лучше, чем оригинал. Тем не менее многие научные работы, содержащие в своих названиях фразу «Мозаичный тест Ловенфельд» на самом деле основаны на материале, который предложил Вертхам. Главное его нововведение состоит в том, что он включил в набор шестую форму — «продолговатую фигуру», размером 1,5 дюйма х '/4 дюйма. Эти элементы можно приклеить, но их размеры не позволяют хорошо сочетать их с другими формами; предложенные Вертхамом иллюстрации моделей так же не дают нам примеров работ, выполненных подобным образом. Вертхам, в отличие от Ловенфельд, предлагает использовать меньшее количество элементов и большую по размеру подставку. Вертхам акцентирует внимание, прежде всего, на диагностической функции Теста мозаики, как впрочем и любого другого. Так, он пишет: В тысячах случаев обнаружено, что мозаика выявляет основные или преобладающие процессы, соответствующие определенным клиническим явлениям или типам реакций. Тест мозаики ясно и четко обнаруживает определенные умственные болезни. Подобным образом были, например, выявлены сотни случаев шизофрении. Мне никогда не приходилось видеть, чтобы пациент, страдающий шизофренией, создавал нормальную модель и, наоборот, чтобы нормальный человек создавал явно шизофреническую модель. Согласно Вертхаму, Мозаика отчетливо демонстрирует «разобщение между формой и цветом», которое он считает типичным для шизофреников. Также она позволяет увидеть феномен, названный Вертхамом «суперсимметрия», т.е. преувеличенный акцент на симметрии за счет других элементов модели и нереалистичное использование цвета. Вертхам утверждает, что на основании мозаичной реакции можно различить два типа повреждений: «корковый образец», для которого характерны различные формы расстройства и «подкорковый образец», на который указывают в основном модель, названная Вертхамом «каменной границей». В этом случае «камень» означает мозаичный элемент; смысл заключается в том, что испытуемый «подвластен стимулу» («Reizgebunbeit» Гольд-штейна) и крайней зависит от формы (а возможно, и цвета) элемента, который уже был положен. Ддймонд и ШМАЛЕ (DIAMOND AND SCHMALE) Как полагает автор данной статьи, вариант мозаичного материала Даймонда и Шмале использовался только самими этими авторами. Главное различие этого материала от стандартного состоит в замене прямоугольника (он вдвое шире «продолговатой фигуры» Вертхама) на неравносторонний треугольник. Элементы, применяемые в этом тесте, немного меньше по размеру, чем те, которые использовала Ловенфельд; а подставка даже больше, чем у Вертхама (ее площадь приблизительно в четыре раза больше площади подставки Ловенфельд). Даймонда и Шмале интересовала в основном только завершенность гештальта в предоставленной модели, что в значительной степени отражает (обратно пропорционально) степень тревожности личности. БОУЭН (BOWEN) Дёркен (Dorken) в каждой из двух рецензий на Тест мозаики выносит на обсуждение применимое к диагностическим тестам понятие «порогового уровня». Оно означает, что за определенным уровнем сложности «изобилие» характеристик скорее делает неясным, чем обогащает образец реакции, на основании которого производится интерпретация и диагностика. В связи с этим Доркен жестоко критикует «самодельный» мозаичный набор, разработанный Барбарой Боуэн с целью расширения возможностей техники. Материал Боуэн включает четыре новых цвета: серый, оранжевый, красный и коричневый; и четыре новые формы: шестиугольники, трапеции, узкие равнобедренные треугольники и очень узкие неравносторонние прямоугольные треугольники, которые являются половинками предшествующих (узких равнобедренных треугольников). Все эти фигуры вместе с предложенными Даймондом и Шмалем треугольниками и стандартными формами Ловенфельд образуют десять форм (цветов всего тоже десять). Предложенная Боуэн процедура включает три части: (1) одна или две модели делаются без подготовки; (2) испытуемому дают задание сделать определенные типы моделей по шаблону; (3) испытуемого просят создать свободную модель. Следовать разъяснениям этой работы трудно отчасти оттого, что в ней не приводятся систематические сведения; однако можно проследить аналогию между использованием дополнительного мозаичного материала и предполагаемым использованием подобной серии чернильных пятен в ограниченном тестировании по технике Роршаха. Можно согласиться с Доркином, что усовершенствование материала может скорее принизить, чем усилить эффективность техники. ЧЕТТЕРЬИ и ДРУГИЕ (CHATTERJEE ET ALL.) Работа, содержащая другой вариант Теста мозаики, была представлена Четтерьи на VII Международном конгрессе Роршаха в Лондоне в 1968 г. В своей практике Четтерьи использовала формы, связанные с формами предложенными Даймондом и Шмале, и шестой элемент под названием «крест», или «звезда». В отношении цветов так же были произведены некоторые изменения: фиолетовым (раньше вместо него использовался оранжевый) заменили белый. Размер подставки она позаимствовала у Даймонда и Шмале. Четтерьи никак не объяснила исключение белого цвета и выбор дополнительной формы. Были сообщены некоторые данные исследований. Наиболее интересные из них связаны со сравнением групп, состоящих из двадцати индусских и мусульманских школьников из похожих школ в Агре. В выборе форм отражена почти абсолютная негативная корреляция: индусы чаще всего использовали квадрат и реже — крест, а мусульмане наоборот. В использовании цвета так же была очевидна противоположная связь: фиолетовый был наиболее популярным цветом у индусов и наименее популярным — у мусульман. Наконец, мусульманским мальчикам потребовалось в среднем вдвое больше времени для завершения работы, чем индусским мальчикам. Хотя эти различия никак не были прокомментированы, не оставляет сомнения необходимость изучения межкультурных особенностей.
Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 235; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |