Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Глава первая

Трезвеннические идеи появились очень давно. Как только люди стали производить вино и другие алкогольные изделия, так стали возникать и проблемы («пьяная» преступность, зачатые во хмелю дети и пр.). Появились и размышления о хорошей жизни без спиртного. Такие идеи выражали очень известные личности классической древности: пророк Даниил, Иоанн Креститель, Пифагор и др. Однако объединяться для совместного противостояния пьянству людям ещё не нужно было.

Трезвеннические движение – детище индустриального общества. Первые трезвеннические организации появились в США (1808) и Англии (1832), то есть в странах, лидирующих в осуществлении промышленной революции. Фабричное производство вело к удешевлению крепких алкогольных изделий. Разрыв традиционных связей доиндустриального общества ослаблял старые моральные преграды перед пьянством. Начиналась резкая алкоголизация населения, формирующееся гражданское общество нашло адекватный ответ – сторонники трезвого образа жизни стали объединяться во имя оздоровления своих стран.

Согласно И.Г.Прыжову, водка в России появилась в XVI веке, то есть позже, чем в странах Западной Европы. Алкогольные беды нарастали у нас медленнее.

Россия в XIX веке отставала от передовых стран в социально-экономической сфере, но социально-политические движения и новые идеи возникали у нас почти синхронно с Европой. Правда, трезвенническое движение конца 50 – начала 60-х гг. XIX века являлось скорее протестом против доиндустриальных начал в питейной политике. Главным объектом недовольства была откупная система продажи водки. С этой точки зрения крестьянское трезвенное движение добилось своей цели. В 1863 году откупная система была заменена акцизной. Однако сами трезвеннические организации не пережили бурную эпоху падения крепостного права. Правительственный террор был столь силен, что его видели даже за границей. Карл Маркс обращал внимание европейской общественности на репрессии царского правительства против крестьян – участников Первого трезвеннического движения: “Всякая попытка поднять их моральный уровень карается как преступление. Достаточно вам лишь напомнить о правительственных репрессиях против обществ трезвости, которые стремились спасти московита от… водки” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 16, с. 207).

Создавать современные трезвеннические организации взялась отечественная интеллигенция, и с этой задачей она справилась блестяще!

В целом европейское трезвенническое движение второй половины XIX века отличалось высоким культурным потенциалом. Показательна фигура крупнейшего учёного Августа Фореля, выдающегося врача, исследователя человеческого организма, биолога. Он был одним из руководителей Интернациональной организации гуманизма и трезвости (далее ИОГТ).

Не стыдились участвовать в борьбе с алкоголепотреблением и писатели. Важную роль в установлении «сухого закона» в США в 1919-1933 гг. сыграл антиалкогольный роман «Джон – Ячменное зерно». Автором его был Джек Лондон.

Но и на таком фоне Россия выделялась гражданской позицией своих «властителей дум».

Одно из первых обществ трезвости современного типа – «Согласие против пьянства» – создал в 1887 году Л.Н. Толстой. В ряды «Согласия» вступили 744 человека, в том числе, известнейший путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай, выдающийся живописец И.Е. Репин, Н.Н.Ге-младший и др.

Сам Л.Н. Толстой написал много страстных антиалкогольных статей: «Пора опомниться!», «Для чего люди одурманиваются?», «Что делает вино с человеком», пьесу «Первый винокур, или Как чертёнок краюшку заслужил» и др.

Персональный состав лидеров казанских трезвенников блестяще подтверждал общероссийскую тенденцию.

Главным врачом больницы Казанского общества трезвости был профессор Ливерий Осипович Даркшевич. Выдающийся русский и советский невролог, автор первого в России трёхтомного «Курса нервных болезней», Л.О. Даркшевич описал ядро задней спайки головного мозга (ядро Даркшевича), ход волокон задних корешков до клеток кларкова столба, и т.д. и т.п. Имя Даркшевича ныне есть в любом учебнике анатомии, но о его работе в обществе трезвости найти информацию очень трудно.

Очень велик был вклад в востоковедение Николая Федоровича Катанова, секретаря и затем товарища председателя (то есть, по нынешней терминологии «заместителя председателя») Казанского общества трезвости. 15 декабря 1907 года Совет Казанского университета присвоил ему степень доктора сравнительного языкознания за научный труд «Образцы народной литературы». Н.Ф.Катанова признали многие иностранные научные общества, избравшие его действительным членом: Международное общество наук и литератур в г.Левене (Бельгия), венгерское этнографическое общество в Будапеште, Гельсингфорское финно-угорское общество; в России он был членом свыше десяти обществ и комитетов. Ныне имя Н.Ф.Катанова носит университет в Абакане, столице Хакасии.

Итак, мы начинаем свой подробный рассказ с последнего десятилетия XIX века. Россия ещё одна из наиболее трезвых стран Европы, но себестоимость водки становится всё дешевле, а разорванных социальных связей всё больше…

Казанское общество трезвости было основано 30 июля 1892 года. Казань того времени была крупным губернским городом. В Казани было много интеллигенции, которая и откликнулась на обострение алкогольных проблем в конце XIX века. Профессора университета, врачи, преподаватели и студенты духовной академии составили ядро общества трезвости.

Согласно Уставу, целью Казанского общества трезвости было “противодействовать употреблению спиртных напитков среди населения гор. Казани и для сего помогать нуждающимся членам советами, материальными средствами и приисканием занятий”.

Председателем Казанского общества трезвости был Александр Титович Соловьёв (1853-1919), управляющий Университетской типографией, член и сотрудник ряда московских и санкт-петербургских благотворительных научных и просветительских обществ, известный казанский коллекционер археологических ценностей, монет, книг и рукописей.

Средства Казанского общества трезвости складывались из членских взносов (1 рубль в год, желающие получить знак общества платили 3 рубля), пожертвований, из оплаты за спектакли, литературные вечера, за издание книг, журналов и газет.

Что означает тот факт, что членские взносы составляли 1 рубль в год. Для сравнения можно привести стоимость питания в чайной общества трезвости в конце XIX века. Обед из одного блюда с фунтом хлеба стоил в скоромные дни 4 копейки, в постные дни – три копейки. Так что на сумму годового членского взноса можно было месяц обедать! А люди отдавали такие большие деньги добровольно. Кстати, уже в первом годовом отчёте общества, опубликованном в 1896 году в журнале «Деятель», упоминается, что было выдано 946 (!) членских билетов. Не чурались помощи трезвенникам и деловые люди. Одним из первых меценатов стал А.С. Баташев, пожертвовавший на общество астрономическую сумму – 1200 (тысячу двести) рублей!

Хронология начала основных проектов Казанского общества трезвости следующая:

первая чайно-столовая – 2 июня 1893г.;

вторая чайно-столовая – 31 декабря 1895г.;

ночлежный приют – 7 января 1895г.;

бесплатная народная читальня – 5 марта 1895г.;

больница для алкоголиков – 26 марта 1896г.;

приют для женщин – 15 сентября 1901г.;

бесплатный ночлежный приют – 15 декабря 1906г.

В чайно-столовых не только кормили по дешёвым ценам, но и вели антиалкогольную пропаганду. Там часто выступали члены Казанского общества трезвости с рассказами о вреде алкоголя. Рассказы сопровождались показом “туманных картин” с помощью “волшебного фонаря”, то есть демонстрацией диапозитивов. В дни крупных религиозных праздников обеды в чайно-столовых общества были бесплатны для всех.

Седьмого февраля 1896 г. комитет общества постановил открыть лечебницу для алкоголиков на три-пять коек для мужчин, а затем и для женщин. Но в первый же год лечебница была расширена до 27 коек.

Обществом издавалась газета, несколько раз менявшая своё название (в 1914 г. она называлась “Праздник трезвости”), а также журнал “Деятель”, последний номер которого вышел весной 1917 г.

В фундаментальном исследовании по истории столицы Татарстана не нашлось места для Казанского общества трезвости. Однако интересен следующий фрагмент этой книги: "В 1900 г. в Казани выходило 21 издание, среди которых главенствующее положение занимали газеты "Казанский телеграф", "Волжский вестник", "Казанские губернские ведомости" и журнал "Деятель".

Позиция журнала была последовательно трезвенническая. В передовой статье одного из первых номеров говорилось: «Проповедовать умеренность и проповедовать пьянство – это одно и то же. Умеренно пьют все по своему: один пьёт две рюмки в день и считает это умеренным, другой считает умеренным две бутылки; и последний пьяница не скажет про себя, за редкими исключениями, что он пьёт неумеренно» (Деятель, 1897, №12, с. 1).

Журнал “Деятель” широко расходился по читающей публике, в 1899 году он обменивался на 100 журналов и газет, в том числе на пять иностранных.

Казанское общество трезвости издавало общедоступные брошюры антиалкогольного содержания.

Раз в год, 29 августа по старому стилю, в Казани проводился праздник трезвости. Праздник был приурочен к годовщине усекновения головы Иоанна Крестителя.

Деятельность общества быстро переросла рамки губернского города. С 1894 г. стали открываться “Отделы общества”, то есть его филиалы. Всего к 1900 г. насчитывалось свыше шестидесяти отделов Казанского общества трезвости в пределах Казанской губернии (но были ещё филиалы в Сибири и других местах!). В отделах устраивались чайно-столовые, читальни, проводились народные и религиозно-нравственные чтения, а при некоторых отделах была организована трудовая помощь.

Общество имело медаль, на которой был девиз “Водка сильна, но сильнее воля своя”.

Почётными членами Казанского общества трезвости в конце XIX – начале XX вв. являлись:

· Архиепископ Казанский и Свияжский Арсений;

· Епископ Чистопольский Антоний;

· Протоиерей Кронштадтского Андреевского Собора отец Иоанн;

· Министр финансов (будущий премьер-министр Российской империи) С. Ю. Витте;

· Супруга Командующего войсками Казанского округа В.Д.Мещеринова;

· Член Государственного Совета М.Н. Галкин-Врасский;

· Казанский губернатор П.А.Полторацкий;

· Самарский губернатор А.С.Брянчанинов;

· Член Судебной Палаты С.В.Дьяченко;

· Профессор университета А.И.Александров;

· Профессор университета Л.О.Даркшевич.

Казанские трезвенники пользовались признанием российской и международной общественности. В 1909 г. Казанское общество трезвости участвовало в Московской выставке комитета грамотности и получило почётный отзыв. В 1911 г. деятельность общества была представлена на всемирной выставке в Турине, там оно получило “большую премию”, а председатель общества А.Т.Соловьёв был награждён серебряной медалью.

В преддверии первой мировой войны в России были установлены жёсткие ограничительные меры по торговле алкоголем (так называемый «сухой закон»). Позитивные результаты первого года «принудительной трезвости» внушали оптимизм. Известный русский врач И.Н.Введенский писал: «Перед лицом совершившихся и ещё продолжающихся превращений не кажутся преувеличением сказанные не раз слова, что 19 июля 1914 года Россия одержала победу над врагом гораздо более страшным, чем враг внешний».

Поражение России в войне, распад государства оттеснили вопросы общественного здоровья на второй план. В 1917 году теряются следы большинства российских обществ трезвости. В том числе и казанское общество, тесно связавшее себя после первой русской революции с право-монархическими силами, было закрыто весной 1917 г.



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Гимн Казанского отделения МНАТ | Глава вторая

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 271; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.