Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Глава вторая

26 октября 1917 года Военно-революционный комитет опубликовал в Петрограде приказ:

1. «Впредь до особого распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких алкогольных напитков.

2. Предписывается всем владельцам спиртовых и винных складов, всем фабрикантам алкоголя и алкогольных напитков не позже 27-го сего месяца довести до сведения о точном местонахождении склада.

3. Виновные в неисполнении приказа будут преданы Военно-революционному суду».

С таких крутых мер начиналась алкогольная политика Советской власти в столице, и они были очень своевременны. Поклонники алкогольных обычаев использовали паралич власти для разгрома винных лавок и складов.

Силовые методы диктовались не только экстремальной ситуацией первых послереволюционных месяцев. Руководитель Советской России, В.И.Ленин был против широкой торговли алкогольными изделиями. На Х съезде РКП (б) в 1921 он заявил: “в отличии от капиталистических стран, которые пускают в ход такие вещи, как водку и прочий дурман, мы этого не допустим” (Ленин В.И. ПСС, т. 43, с. 326). Согласно Плану ГОЭЛРО запрещение потребления алкоголя предполагалось и далее проводить в жизнь как безусловного вредного для здоровья населения. В то же время, политика возглавляемого В.И.Лениным правительства (Совета Народных Комиссаров) отличалась непоследовательностью. Даже самый радикальный антиалкогольный декрет Совнаркома от 19.12.1919, запрещавший изготовление и продажу напитков крепче 1,5 градусов, допускал исключение для виноградных вин крепостью вплоть до 12 градусов. 9 августа 1921 г. была разрешена продажа населению вин крепостью не более 20 градусов. Пусть с научной точки зрения данный курс нельзя назвать «сухим законом», однако годы власти В.И.Ленина остаются самой трезвой эпохой в истории Советской России.

И.В.Сталин и его окружение порвали с курсом Ленина на ограничение алкоголепотребления. Уже в 1923-1924 гг. расширяется торговля вином и возобновляется торговля водкой (30-градусной). С 1925 года разрешена продажа 40-градусной водки. В 1930 году Сталин писал В.Молотову: «Нужно, по-моему, увеличить (елико возможно) производство водки. Нужно отбросить всякий ложный стыд и прямо, открыто пойти на максимальное увеличение производства водки…».

Индустрия алкоголизации, резко сбавившая свои обороты с 1914 года, своё наступление во второй половине 20-х годов разворачивала медленно, однако и такой рост вызвал резкие протесты значительной части россиян. Слишком уж противоречили грязные алкогольные барыши курсу на построение справедливого и гуманного общества, курсу, который в те годы искренне поддерживало большинство. Да и школа «большого террора» Россией не была пройдена, поколение «одобрямса» ещё только появлялось на свет. На вызов, брошенный государственной алкоголизацией, социумом был найден ответ в виде возрождения антиалкогольных сообществ.

16 февраля 1928 года было создано всесоюзное «Общество по борьбе с алкоголизмом» (ОБСА). Под алкоголизмом понималось не только заболевание, но и потребление алкоголя вообще, то есть ОБСА было однозначно трезвеннической организацией.

Подлинные властители дум той эпохи включились в антиалкогольную борьбу: Н.А.Семашко, В.И.Лебедев-Кумач, Е.Ярославский, Вс. Иванов и др.

Разбудить творческую интеллигенцию помогла принципиальная позиция Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927), выдающегося русского невропатолога и психиатра. Для казанской трезвеннической традиции важно, что в 1885-1893 гг. он возглавлял кафедру психиатрии Казанского университета. В своих работах В.М.Бехтерев доказывал, что алкоголь даже в малых дозах негативно влияет на центральную нервную систему. Незадолго до смерти он писал: “Борьба нужна не только со злоупотреблением спиртными напитками, но и потреблением их вообще, – тем более, что борьба наполовину никогда не обещает успеха. Нужна коренная борьба со злом, которая в конечном своём итоге должна привести к отрезвлению всего населения и полному изъятию алкоголя из вольной продажи”.

Исключительно ценной стала поддержка со стороны великого В.В.Маяковского. В те годы он многократно высмеивал алкогольные обычаи (“Два опиума”, “Душа общества”, “Не увлекайтесь нами”, “Пример, не достойный подражания”, “Смена убеждений” и др.). Позитивные ощущения человека, порвавшего с курением, описывает стихотворение “Я счастлив!”. Во многих стихотворениях он выступал с критикой не только крепких алкогольных изделий, но и пива:

“И преступления \\ всех систем,

и хрип хулигана, \\ и пятна быта

сегодня \\ измеришь \\ только тем –

сколько \\ пива \\ и водки напито”

(Маяковский В.В.Душа общества).

Отличительная особенность той эпохи – большая роль трезвеннической печати. Центральное антиалкогольное издание – журнал «Трезвость и культура» – надолго оказался недостижимым эталоном, маяком острого и оперативного реагирования на недостатки антиалкогольной борьбы. Почти через 55 лет после его кончины новому трезвенническому журналу горбачевской эпохи было присвоено имя славного предшественника.

В школах Казани открывались ячейки ОБСА. Хорошо зарекомендовали себя тогда в России детские трезвеннические демонстрации. В дни получек школьники подходили к проходным заводов с плакатами: «Папа не пей!», «Папа не ходи в монополку!», «Твоя рюмка водки – кусок мяса, отнятый у нас!», «Родители: вызываем вас на трезвую жизнь» и т.д.

С 13 по 20 октября 1929 года в Казани проводилась «антиалкогольная неделя», именно в эти дни профилактические мероприятия проводились особенно интенсивно.

В Казани, как и в других городах распространялись билеты беспроигрышной лотереи «Книга вместо водки». Так, выпустив недорогие (в 30 копеек) билеты, ОБСА увязало антиалкогольную деятельность с борьбой за ликвидацию неграмотности.

Наряду с просветительской ОБСА интересовалось и реабилитационной работой. Именно ОБСА Казани настаивало на открытии наркодиспансера в Заречье.

Под давлением интеллигенции и многочисленных рабочих демонстраций и сходов в первый пятилетний план было поставлено последовательное сокращение производства как водки, так и пива.

Контрольные цифры Первого пятилетнего плана

Производство в млн. литров 1928/29 1929/30 1930/31   1931/32   1932/33  
Водка 528,9 504,3 479,7 418,2 369,0
Пиво 381,3 344,4 319,8 295,2 270,6

Учитывая, что планировался за пятилетку прирост населения в 20 миллионов человек, то душевое потребление должно было сократиться ещё больше.

Такое покушение на свои кассовые интересы центральная власть не допустила. С конца 1929 года полным ходом пошло свёртывание общественных антиалкогольных организаций.

Уже через три месяца журнал “Трезвость и культура” превратился в “Культуру и быт”. А вскоре, в начале 30-х гг., от трезвеннических организаций не осталось ничего.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Глава первая | Глава третья

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 297; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.