Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Глава третья

Если услышите басню о создании трезвеннического движения «сверху» (то есть, из-под палки властей), не верьте! На самом деле, трезвеннические движения представляют собой ответ общества на алкогольные проблемы, к решению которых политическая элита не проявляет достаточного интереса. Судите сами! Казанское общество трезвости появилось в 1892 году, на два года раньше постановления царского правительства о создании попечительств о народной трезвости (1894). ОБСА вступило в конфликт с курсом сталинского руководства и было разогнано. МНАТ появилась в 1991 году, в условиях полного безразличия центральной власти к алкогольной проблеме. Но самым блестящим аргументом против вышеупомянутого мифа является история 60-70-х годов в Советской России.

В 60-70 гг. производство и потребление алкогольных изделий в стране последовательно возрастает. В 1972 году Центральным Комитетом КПСС было принято постановление об усилении борьбы с пьянством. Главным изъяном питейной политики центральной власти виделись крайности алкоголепотребления. Средством их устранения – сокращение потребления крепких напитков и вытеснение их «хорошими» винами, шампанским и пивом.

Задолго до 1985, ещё с середины 60-х годов, пагубному курсу стала предлагаться трезвенническая альтернатива. Первым здесь следует назвать И.А.Красноносова, чья «Записка XXIII съезду КПСС» и созданная на основе «Записки» и откликов на неё «Тропинка в трезвость» (1966-1969 гг.) стали центром кристаллизации сил общественного здоровья. Исключительно важной для развития трезвеннической теории стала в конце 60-х – 70-е гг. деятельность П.П.Дудочкина, Ф.Г.Углова, С.Н.Шевердина и др.

П.П.Дудочкин, автор лозунга «Трезвость – норма жизни», распространил в «самиздате» «Манифест трезвости».

К тому времени и в Казани взошли первые ростки трезвости. Первое антиалкогольное общественное объединение второй половины ХХ века возникло в Татарстане в 1976 году. Оно приняло форму клуба трезвости реабилитационной направленности, т.е. клуба, предназначенного, в первую очередь, для помощи людям с алкогольными проблемами. Это была наиболее распространённая форма трезвеннических организаций той эпохи.

В 1967 году в Латвии и Литве, а в 70-е годы в Поволжье, Москве, на Украине и в других местах стали возникать клубы трезвости. Идею создания клуба именно из Прибалтики привёз врач Юрий Гасиловский. Посетив ряд клубов, ознакомившись с опытом коллег, он приступил к созданию аналогичной организации в Казани.

Клуб был назван “Маяк”, что символизировало твёрдую дорогу в жизни. Той эпохе были свойственны громкие, эффектные названия клубов: “Анти-Бахус” (Тарту, конец 60-х годов), “Радуга” (Горький, 1975г.), “Аве вита” (Клайпеда, 1976г.), “Аметист” (Рига, 1977г.), “Надежда” (Москва, 1978г.) и т.п.

Клуб имел свой вымпел и нагрудные значки. Вымпел имел три цветные полосы: зелёную, голубую и белую. Зелёный цвет символизировал землю, голубой – небо, белый обозначал, что между землёй и небом все должно быть чистым, святым. В центре находился красный квадрат, который символизировал принципы клуба – никаких компромиссов с алкоголем.

В клубе создавалась увлекательная и здоровая среда, которая помогала сохранить трезвость и порвать связи со своими “бывшими дружками”. В клубе совместно проводились праздники, осуществлялись выезды на природу и спортивные мероприятия. Велась активная просветительская работа. Кроме обычных для той эпохи лекций об идеологической борьбе и международном положении, проводились беседы, посвящённые классическому искусству, литературе, культуре досуга, юмору. Интересно проходили встречи с писателями, композиторами и художниками.

В начале 1983 г. клуб “Маяк” был лишён помещения. Вмешательство общественности и редакции газеты “Советская Татария” его не спасло.

Честь возродить трезвенническое движение как фактор общественной жизни города принадлежала городскому клубу трезвости “Феникс”. Он возник на рубеже 1983-84 гг.

Десятки клубов трезвости, существовавшие в это время в Советском Союзе, доказали свою жизнеспособность. Они получили признание и у некоторых органов власти. Так в 1981 г. исполком Рижского городского совета народных депутатов провёл научно-практическую конференцию “Роль и значение клубов трезвости в профилактике пьянства и алкоголизма”. Аналогичное мероприятие было проведено в том же году в Киеве.

Существовала к этому времени и трезвенническая идеология, которую активно пропагандировали представители нижегородской группы (Я.К.Кокушкин, С.Н.Шевердин, А.Н.Маюров), писатель Петр Дудочкин, академик АМН СССР Федор Углов, а с 1983 г. – Добровольное общество трезвости (ДОТ) в Новосибирске.

Разрабатываемый в аппарате Андропова антиалкогольный Указ (который потом будут называть “горбачевским”) гарантировал любому клубу выживание на стартовом, наиболее трудном этапе. Энтузиасты по-прежнему были обречены на изнурительную борьбу с отдельными местными бюрократами, но им не нужно было вступать в конфликт со всей системой в целом. За трезвенническую деятельность в это время (в отличие от первой половины 70-х годов) репрессии уже не грозили. На этом противоречивом синтезе вольнодумного протеста и социальной защищённости кратковременно расцвёл казанский клуб “Феникс”.

У истоков “Феникса” стояла инициативная группа из 13 человек. Первый год “Феникс” существовал как реабилитационный клуб, его основу составляли врачи-наркологи и их пациенты. Исповеди бывших пациентов наркологии, безалкогольный досуг, беседы в трудовых коллективах составляли работу “Феникса” на первом году его существования. “Феникс” воспринял от “Маяка” традицию тесного сотрудничества с медиками. Членами “Феникса” были некоторые сотрудники наркологической службы и Республиканского дома санитарного просвещения (ныне: Республиканский центр медицинской профилактики).

Клуб имел значок: одноцветный, с изображением птицы на фоне лучей восходящего солнца, на верхней части надпись “Казань”, внизу надпись “Феникс”.

Влияние “Феникса” вышло за пределы Казани. Летом 1985 года актив клуба несколько раз выезжал в сельскую местность, где проводились массовые трезвеннические мероприятия. Например, представители клуба принимали участие в сходах граждан в зверосовхозе “Бирюлинский” Высокогорского района и совхоза “Джалильский” Заинского района.

Сила клуба была в высоком интеллектуальном потенциале и большой социальной активности его членов. Массовость обеспечивали гости многочисленных мероприятий, проводимых на базе клуба. Врачи и пациенты приходили на праздники, работники аппарата ВДОБТ и секретари райкомов КПСС участвовали в семинарах, общественных активистов привлекали встречи с представителями новосибирского ДОТ В.Г. Ждановым и А.Н. Насыровым, студенты-практиканты института культуры находили здесь место для проведения практики культмассовой работы. Областной совет профсоюзов провёл на базе “Феникса” семинар для клубных работников.

Летом 1986 года “Феникс” организовал несколько пропагандистских рейдов в очереди у винных магазинов. В ходе рейдов члены клуба беседовали с людьми, стоящими в очереди, раздавали обращение клуба.

Таким образом, идеи, формулировавшиеся в узком кругу актива “Феникса”, становились известными большому числу казанцев.

Значительный резонанс приобрели два воззвания “Феникса”. Первое из них – “Обращение к очереди за спиртным” – было написано весной 1986г., когда антиалкогольный курс был на подъёме. Второе – отклик на расширение торговли пивом – было принято в марте 1987г., когда правительство начало свой отход от антиалкогольного курса. Это воззвание отразило тревогу трезвеннического актива по поводу отступления перед алкоголем. Целый ряд городских и районных советов ВДОБТ Татарии взяли воззвания за основу своих обращений или опубликовали их целиком (от своего имени). Кроме того, оба воззвания были многократно оттиражированы доступными по тому времени средствами (машинопись, компьютерное тиражирование, ксерокопирование).

Золотым фондом трезвеннического движения Казани стали связи с соратниками из других городов, накопленные в этот период. Представители “Феникса” посетили клубы трезвости Прибалтики, Москвы, Горького, Перми, Ижевска, Новосибирска и других городов. Поддерживалась интенсивная переписка с трезвенниками всего СССР, большой гордостью было получение первых писем от зарубежных трезвенников.

Клуб “Феникс” стал инициатором первого “неформального” (т.е. не санкционированного властью) митинга и демонстрации в Казани. Они были посвящены двухлетию опубликования антиалкогольных постановлений правительства (16 мая 1987г.). Активно участвовал “Феникс” в экологическом движении Татарстана. Газета "Вечерняя Казань (ВК)", сыгравшая в это время в Татарстане роль, аналогичную “Огоньку” и “Московским новостям”, отмечала: “Митинг посетило начальство. И пошло гулять по кабинетам обвинение в отсутствии у местных “зелёных” светских манер. Проходил мимо подвыпивший гражданин – вот вам и версия о хмельных страстях. (Для сведения: “цементируют” экологическое движение активисты клуба трезвости “Феникс”) – ВК, 30.05.1988, с. 2. (Аналогичная оценка роли “Феникса” в экологическом движении была высказана и раньше: ВК, 25.04.1988, с.1)

В 1988 г. клуб стал коллективным членом Народного фронта – шумной и аморфной организации антибюрократической направленности, из которой в дальнейшем развились многие демократические партии и организации Татарстана.

С 1989 г. число членов клуба стало сокращаться. Из него выбыли политические активисты, нашедшие более престижные формы социальной деятельности. Базу для своей активности клуб нашёл в выпускниках кооператива “Альтернатива”. Кооператив сначала проводил курсы по методу Г.А.Шичко, а затем специализировался на кодировании. “Альтернативу” отличало от других кодирующих организаций внимание к дальнейшей судьбе своих пациентов. На периодические встречи пациентов собирались по несколько десятков человек. Такие встречи напоминали массовые мероприятия клуба эпохи “бури и натиска”. В дальнейшем из таких встреч и выросла первая группа Анонимных Алкоголиков (АА) Казани, которую также назвали “Феникс”.

Движение АА начиналось в США в 1935 году. Его легендарными основателями являются Билл и Боб. Фамилии основоположников не раскрываются, это – традиция. Также и нынешние члены АА знают друг друга только по имени. Движение АА оказало помощь многим людям. Жена президента США Бетси Форд осуществила публичное признание в своих алкогольных проблемах и подарила надежду многим страдающим людям. В 1991 году движение АА оформилось и в Казани.

В дальнейшем реабилитационную работу “Феникса” продолжили группы АА, просветительскую – Казанское отделение МНАТ.

Лозунг «Трезвость – норма жизни», выдвинутый П.П.Дудочкиным, стал официальным лозунгом горбачёвского антиалкогольного курса. В начале XXI века этот лозунг обрёл новое дыхание в формулировке петрозаводского энтузиаста В.Д.Прохорова «Трезвость – норма жизни, пьянство – норма смерти». Он получил отражение в мнатовской прессе, наклейках и т.п.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Глава вторая | Глава четвёртая

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 287; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.