Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Социологические теории личности

Читайте также:
  1. IV. В теории правового государства выделяются следующие элементы: принцип верховенства права, разделения власти на 3 ветви, независимости суда, конституционного статуса граждан.
  2. XX съезд КПСС о культе личности Сталина: понятие, причины возникновения, последствия, меры по преодолению.
  3. Аксиомы теории вероятностей
  4. Аксиомы теории вероятностей
  5. Акцентуации личности в психологии
  6. Билет 12. Понятие об эмоционально-волевой сфере личности.
  7. Билет 25. Самооценка и уровень притязания личности.
  8. Билет 5. Понятие о психических процессах, их структура и роль в психической деятельности личности.
  9. Билет 5. Понятие о психических процессах, их структура и роль в психической деятельности личности.
  10. Биологические и социальные условия развития личности. Теория двух факторов.

 

Наиболее распространенными теориями личности являются марксистская, диспозиционная, поведенческая, психоаналитические теории, теории когнитивного и нравственного развития личности, ролевая теория.

В марксистской теории личности акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, как «определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и социальных отношений данного общества» (В. Г. Осипов), как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения. Но в марксистской социологии большое значение придается исследованию и субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения.

Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Основателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию разрабатывал В. А. Ядов. Данная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, мышления и воли, способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, в диспозицию личности. Она представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию, означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя:

1. концепцию жизни и ценностные ориентации;

2. обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации

3. ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде.

Низшие – это поведение человека в определенных сферах деятельности и направленность поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, являясь продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда рассматривает человека как субъект, стремящийся к удовольствию, а общество — как систему запретов, табу. Бессознательные стремления личности (Ид, или Оно) образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме (Ид, или Оно), из-за необходимости ориентироваться в окружающем мире на основе принципа реальности (Эго, или Я), а также из-за социальных нормативных ограничений (Супер-Эго, или Супер-Я), человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Эти три компонента структуры личности активно воздействуют на ее формирование. Человек должен следовать принципу реальности (Эго, или Я), ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Он должен также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями, обществом, в связи с чем человек испытывает чувство гордости или вины. Наиболее жестокие, агрессивные и воинствующие элементы структуры личности — Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Поскольку по мере развития общества Супер-Я неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается З. Фрейдом как история нарастания психоза.

Согласнопсихоаналитической теории личности Э. Эриксона личность в своем развитии последовательно проходит восемь стадий: первые пять приходятся на детство, а остальные три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса (даже если он разрешается не полностью). Так, на первой стадии: доверие — недоверие (грудной возраст) преодолевается первый в жизни ребенка кризис: если дети не чувствуют себя в достаточной безопасности, у них формируется недоверие к окружающим. Вторая стадия: автономия — стыд и сомнение (1-2 года) — это период, когда особенно ярко проявляются стремление детей к самостоятельности и неповиновение авторитету. Если ребенку предъявляют слишком много требований, у него тем самым подрывается стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире. На третьей стадии: инициатива — чувство вины (3-5 лет) ярко проявляется дух соперничества, любознательность, работа фантазии. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу границ его инициативы в демонстрации своих способностей. Четвертый период: трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст). В этом возрасте главное значение имеет развитие у детей компетентности и уверенности в себе, т. к. именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он всегда будет чувствовать себя неполноценным. В пятый период становления индивидуальности (идентификации) — ролевой диффузии (юность) молодые люди должны решать вопрос об учебе, найти походящую работу, выбрать спутника жизни. Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем выборе работы, партнеров, друзей. На шестой стадии: интимность — одиночество (начало взрослого периода) особое значение приобретает ухаживание, брак, другие виды интимных отношений. Если стремление человека к искренним, доверительным отношениям не воплощается в реальности, то в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда завершающиеся разрывом. В среднем возрасте: творческая активность — застой люди осваивают определенную профессиональную деятельность и родительские функции. От того, насколько успешно или неуспешно такое освоение, зависит степень преодоление этого кризиса. Последняя, восьмая стадия: умиротворение — отчаяние (старость) связана с подведением человеком итогов своей жизни. Если люди довольны ею, то создается чувство, что все этапы жизни есть некое целостное единство, если нет, наступает отчаяние.

Поведенческая концепция личности(Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.) рассматривает личность как систему оперантных реакций. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлекторном и оперантном. Безусловнорефлекторный и условнорефлекторный виды поведения вызываются стимулами и называются отвечающим (респондентным) поведением. Этот тип поведения составляет определенную часть репертуара поведения, но не обеспечивает адаптацию к реальной среде обитания. Реальный процесс приспособления строится на основе активных проб, некоторые из которых случайно приводят к полезному результату и в силу этого закрепляются. Реакции, которые не вызываются стимулами, а «выделяются», «испускаются» организмом, оказываются правильными и подкрепляются, Б. Скиннер назвал оперантными. Следовательно, обучение — это набор внешних актов поведения и подкрепление правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся и обучение как сознательный процесс. Исходя из данной теории обучения, Б. Скиннер для решения социальных проблем современного общества предложил технологию поведения, которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими, контроль над режимом подкрепления, позволяющий манипулировать людьми. Теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера и разработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве орудия управления людьми, получила широкое распространение в США и в других странах, в частности, в странах Латинской Америки — как инструмент политики и идеологии.

Теория когнитивного развития личности Ж. Пиаже рассматривает процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами. Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира, которая вытесняет представление о том, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят. Второй период, от двух до семи, — предоперациональный. На этой стадии дети учатся различать символы и их значение, понимать различие между символами и предметами, которые они обозначают: дом из песка и собственный дом. В возрасте от семи до одиннадцати лет — стадия конкретных операций — у детей формируется способность мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками: счет при помощи палочек и счет «в уме». Четвертый период, от 12 до 15 лет, — период формальных операций — это формирование умения решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем.

Согласно теории нравственного развития личности Л. Колберга, человек в своем нравственном развитии может пройти шесть стадий, которые сменяют одна другую в строгой последовательности. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию, эмпатии. Причем Л. Колберг не связывал стадии нравственного развития с определенным возрастом. Большинство людей достигают, по мнению Л. Колберга, по крайне мере третьей стадии, а некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми. Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрения (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнение других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на этой стадии начинают формироваться собственные представления о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспособиться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии формируется нравственное сознание, люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, т. к. «это правильно». Пятая стадия — это стадия осмысления возможных противоречий между различными нравственными убеждениями. Здесь формируются собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Бывают случаи, когда может быть оправдана «ложь во спасение», в некоторых случаях — ложь неприемлема. На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательно нравственные принципы, лишенные эгоцентризма: люди предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому. Например, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, мать Тереза и др.

Наиболее значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности.Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Ч. Кули, Дж. Мидом и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом.

Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающей средой. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обратили внимание на мое новое платье);

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им (не) понравилось мое новое платье);

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Я, видимо, (не) буду носить это платье).

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

Дж. Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего Я. Мид считает, что человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» — это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом («Я-сам» реагирует на критику, обдумывая ее суть). «Я-меня» — это осознание человеком себя с точки зрения других людей («Я-меня» осознает, что люди считают меня справедливым человеком). Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого (других), человек учится воспринимать впечатление о себе. В начале жизни, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, научившись думать о себе, ребенок начинает приобретать чувство своего Я. По Дж. Миду, процесс приобретения своего «Я» включает три стадии:

1. Имитация — дети копируют поведение взрослых, не понимая его;

2. Игровая стадия — дети понимают поведение как исполнение определенных ролей;

3. Стадия коллективных игр — дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако, практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций как обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства, культурологические особенности, предполагающая определенные права и обязанности, называется социальным статусом. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). Важно усвоить следующее:

1. Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.

2. Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди.

3. В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.

4. Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

Итак, человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный или интегральный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальное положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам, называется личным статусом.

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы.

Предписанный статус – это положение, навязанное обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д.

Приобретенный (достигнутый) статус – это положение, которое определяется усилиями самого человека или благодаря везению, удаче (например, писатель, директор и т.д.).

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.).

Профессионально-должностной – это базисный статус личности, взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируются производственно-техническое, социально-экономическое положение (банкир, инженер, адвокат)

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, которые должен выполнить человек, занимающий определенный статус в социальной системе, образует содержание социальной роли. Социальный статус — это ранг, позиция индивида в группе. Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе – как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль именуют еще динамической стороной статуса. В этом смысле статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности и обязанностей.

Именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих взаимоотношений, межличностных и социальных. Социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. Роль – индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.

Каждый статус «обслуживается» веером ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой роли – перед своими коллегами, в третьей – перед подчиненными, в четвертой – как отец. Везде он остается директором завода – в этом главный статус. Но во всех этих ролях, в том числе директора-отца – он выступает в новом ракурсе. Р. Мертон совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, назвал ролевым набором. Социология качественно различает институциализированные и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества (судья, учитель), а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску (друг, сын).

Социальные роли попытался систематизировать Т. Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность – одни роли (например, врач, полицейский) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (например, болезнь, смерть), другие – раскованности (члены семьи, друзья);

2. Способ получения – одни предписываются (дочь, юноша), другие завоевываются (студент, актер);

3. Масштаб – часть ролей ограничена строго определенными аспектами взаимодействия людей (руководитель — подчиненный), другая – размыта (муж — жена);

4. Формализация – некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии со строго установленными правилами (покупатель — продавец), либо произвольно (брат —сестра);

5. Мотивация – Разные роли обусловлены различными мотивами: личной прибылью (предприниматель), общее благо (священник) и т.п. Как считал Т. Парсонс, любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти характеристик.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания —того, что ждут согласно «правилам игры» от той или иной роли, и ролевого исполнения — того, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля — от общественного мнения до правоохранительных органов — и соответствующая ей система социальных санкций — от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т.д.

Ролевые требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:

· описание типа поведения, соответствующего данной роли;

· предписания (требования), связанные с данным поведением;

· оценка выполнения данной роли;

· санкция – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе, с одинаковой легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение – трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли.

Обучение исполнению социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида, при непрерывной социализации, когда опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется успешно и неукоснительно. Наше современное сложное общество характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов (первый источник ролевого напряжения). Так, детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности. Часто юноша, окончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей. Например, помимо начала работы по основной профессии критическим периодом можно справедливо считать выход на пенсию, когда женщина или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают понимать, что вся предшествующая деятельность совершенно не подготовила их к роли пенсионера.

Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения. Например, молодой человек, окончивший школу, часто бывает воспитан на чувстве справедливости в отношении его социального окружения, на чувстве равенства возможностей в проявлении своих сил и способностей на любом поприще. Но в скором времени этот молодой человек замечает, что процесс получения многих ролей зависит не от способностей и таланта, а от обилия знакомств, положения родителей, наличия денег. Таким же образом многие люди убеждаются, что военные, призванные защищать отечество, могут меньше всего думать об этом.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом.

Ролевые конфликты личности вызываются рядом конкретных причин и приобретают различную социальную и психологическую форму. Но во всех случаях -–это одна из главных причин, определяющих драматизм, а подчас даже и трагизм жизни нашего современника.

Можно выделить несколько основных типов ролевых конфликтов.

1. Внутриролевой конфликт между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и социокультурными ролевыми ожиданиями. Ярким примером данного внутриролевого конфликта является конфликт, в атмосфере которого выросли многие поколения отечественных обществоведов. Для всякой науки функционально целесообразно, чтобы ученые, занимали рационально-критическую позицию по отношению к действительности. Но в условиях тоталитаризма от обществоведов ожидалось, — и это стало социокультурным образцом, безусловным требованием, которое строго контролировалось, — оправдание существующего положения вещей, одобрение и пропаганда результатов деятельности политической элиты.

2. Внутриролевой конфликт, вызванный различиями в трактовке социальной роли личностью и окружающими (обществом). Он может быть вызван сменой личностью социокультурной среды. Например, смена кафедры преподавателем в границах одного и того же города может породить определенное ощущение «чужака» или осознанное неприятие личностью тех или иных стандартов поведения, поддерживаемых обществом, государством.

3. Внутриролевой конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли. Например, нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а муж, дети — низкой самоотдачи на работе, с тем, чтобы больше сил уделять семье.

4. Внутриролевой конфликт, обусловленный тем, что различные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли. Например, роль учителя с официальной точки зрения государства и по мнению родителей школьников.

5. Конфликт между ролями. Нередко возникают ситуации, при которых, например, женатый студент должен примирять требования, предъявляемые к нему как мужу, с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту, или работник милиции должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и арестом близкого друга. Укажем, что каждая из этих ролей «выпестована» обществом, столкновение происходит по причине противоречий между самими стандартами, но они не возникли до тех пор, пока не пересеклись в конкретной личности.

Ориентация на две противоречащих друг другу социальных роли ведет к внутренней борьбе личности, ее раздвоению. Конкретно этот конфликт может проявляться по-разному: например, ученый стремится больше заниматься детьми, а реально не уделяет им должного внимания из-за занятости научными исследованиями. В этом случае конфликт ролей проявляется как противоречие между намерениями (заявлениями, словами) и реальным поведением. Межролевой конфликт может проявиться и в непоследовательности поведения личности. В одном случае, когда ученый не занят наукой, он – заботливый отец. А в других – этот же человек может удивить своим безразличием и бессердечием в отношении к своему ребенку.

В этом отношении характерны результаты известного эксперимента Ланьера, который путешествовал с двумя студентами-китайцами по США в 1934 г. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. После завершения путешествия (спустя 2 года) Ланьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух студентов-китайцев. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, а в 52% случаев был отказ, в остальных – уклончивые формулировки. Налицо расхождение между социальной ролью хозяина приличной гостиницы, в которой ни к чему селиться «желтым» и социальной ролью умелого, не упускающего своей выгоды предпринимателя.

Конфликт ролей непосредственно выступает как борьба мотивов. За каждым из этих мотивов стоит представление о желательном, одобряемом образце выполнения тех или иных социальных функций. «Надо уклоняться от каких-либо дел с «желтыми» – это мотив, связанный с социальной ролью добропорядочного хозяина приличной гостиницы. Возникла ситуация, когда важнее оказалась ориентация на активного, не упускающего своего шанса предпринимателя – и китайцы были поселены в гостинице.

Следовательно, в конфликте ролей берет верх та, которая в данной ситуации весомее для индивида. Другими словами, роли, как и статусы иерархизированы. Данная иерархия – детище общества, принятых в обществе предпочтений: что более, а что менее важно. Но в то же время каждый из нас сам выстраивает пирамиду своих предпочтений.

Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу. Следовательно, необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.

Существует несколько видов действий, с помощью которых ролевая напряженность может быть снижена и человеческое Я защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действия, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей – один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой цели. Стоит убедить себя в том, что женщины в интеллектуальном плане находятся на уровне детей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправии женщин в обществе. Американские рабовладельцы искренне считали, что все люди рождаются равными, но невольники – это не люди, а имущество, в связи с чем, не стоит беспокоиться об их бесправном положении. Евангелическая заповедь «не убий» для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно было уничтожить с чистой совестью.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Униформа милиционера, военного, белый халат хирурга и профессиональные титулы помогают людям в разделении своих ролей. Многие не могут «расслабиться» (полностью отойти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Принято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет «гардероб» ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.п. Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами.

Регулирование ролей — формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Это означает, что организация и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально не одобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.

В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности, играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизм бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

Таким образом, все рассмотренные теории с разных сторон показывает, как происходит усвоение индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Процесс усвоения культурных норм и освоение социальных ролей в науке называется социализацией.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Понятие личности в социологии | Социализация личности

Дата добавления: 2014-04-28; просмотров: 2065; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.