Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






Функции политологии, роль и значение в жизни человека и общества

Читайте также:
  1. F 1 f 2 f 3 частота воздействия на человека
  2. I ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ 1 Предмет геологии и ее значение
  3. I. Понятие общества.
  4. I. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА,ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  5. II. ПОЧВОВЕДЕНИЕ 1 Предмет почвоведение и его значение
  6. III. Предмет, метод и функции философии.
  7. III. Социальные, экономические и культурные права человека.
  8. IV. По функции различают мышцы: сгибатели и разгибатели, отводящие и приводящие и вращатели.
  9. VI. Философия общественной жизни
  10. Акционерные общества

Объект, предмет и метод политической науки

Лекция № 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

Киреев Е.В.

МОСКВА–2014

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПОЛИТОЛОГИЯ

Е.В. КИРЕЕВ

УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И ГОСУДАРСТВЕННОГО

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ_________


ББК ____

 

 

Политология: курс лекций. – М.: Издательство МГОУ, 2014. – 209 с.

 

 

Рецензенты:

 

доктор исторических наук, профессор Ивашко М.И.

кандидат политических наук, доцент Афонин А.И.

 

Курс лекций подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, предназначен для обучения студентов всех факультетов и форм обучения Московского государственного областного университета и может быть использован в качестве учебного пособия по дисциплине «Политология».

 

 

© Киреев Е.В., 2014

 


 

1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Термин «политология»образовался от греческих слов politike (государственные или общественные дела) и logos (слово, учение), что буквально означает «политическая наука»или «наука о политике». Политологияисследует политическую жизнь общества в самых различных ее проявлениях. Она, в частности, изучаетпроблемы политической власти и взаимоотношений людей; их политические интересы, взгляды и позиции; деятельность политических институтов (прежде всего государства и партий); внешнюю политику государств, роль международных организации и т.д.

Если политология – наука о политике, то в чем сущность политики и какие задачи она решает?

В самом широком смысле политика – это деятельность по организации совместной жизни людей в обществе. Политическая деятельность охватывает по меньшей мере четыре взаимосвязанных процесса. Во-первых, регулирование взаимоотношений людей, особенно на уровне социальных групп (между класса­ми, этническими общностями, возрастными и профессиональ­ными группами, между сторонниками разных идеологий и т.д.). Во-вторых, разработку определенного порядка и правил функционирования общества - законов и других нормативных актов. В-третьих, управление и контроль за развитием социальных процессов. Чтобы реально осуществлять все это, политики должны иметь власть, т. е. способность воздействовать на других людей, возможность подчинять их своей воле. Поэтому, в-четвертых, политическая деятельность предполагает наличие власти в руках политиков, а значит, соперничество и борьбу за власть между ними.

Необходимость регулирования общественной жизни осозна­валась людьми с давних пор. Однако в первобытных обществах организующей силой выступали естественные регуляторы жиз­ни - кровнородственные связи, образцы поведения из мифоло­гии, религиозные нормы, обычаи, традиции, нравы. Позднее же, по мере развития человечества отношения между людьми все более усложнялись.

Так, с возникновением частной собственности и разруше­нием общин многие стали жить отдельно и независимо, у них появились свои особые цели и потребности, которые подчас про­тиворечили интересам других людей. При этом усиливалось имущественное неравенство, общество расслаивалось на богатых и бедных, на собственников средств производства и неимущих, на работодателей и наемных работников. Постепенно складыва­лись обособленные, часто небезконфликтные социальные группы: касты, сословия, классы, слои, нации, конфессиональные, профессиональные и другие общности. В то же время с развитием общественного разделения труда усиливались взаимосвязи людей, их зависимость друг от друга, учащались и обострялись столкно­вения отдельных граждан и групп, возникали конфликты в обще­ствах. Наконец, образовались отдельные страны, отношения между которыми тоже складывались не без коллизий.



На фоне такого усложнения общественной жизни становится очевидным, что прежних естественных регуляторов человеческих отношений уже недостаточно. Нужна особая социальная сила которая, используя инструмент власти, обеспечивала бы реа­лизацию интересов каждого отдельного человека и в то же время урегулирование межгрупповых разногласий, а также сохранение целостности общества и защиту его интересов на меж­дународной арене. Социальной силой, выполняющей эти задачи, и служит политика, которую Платон красноречиво определил как «искусство жить вместе».

Таким образом, необходимость политики вытекает из факта, что без нее человеческое существование попросту невозможно. Люди слишком разны, несовершенны, эгоистичны; им трудно быть вместе. Но одновременно они очень нужны друг другу и обре­чены жить в обществе, в небесконфликтном взаимодействии. Политика помогает им делать это более рацио­нально, гуманно и цивилизованно.

Политикой как одной из наиболее важных сфер общественной жизни мыслители интересовались издавна. Представления о ней менялись от одной исторической эпохи к другой, и к настоящему времени культура располагает целым арсеналом самых разнообразных идей о природе, сущности и назначении политики.

Первоначально политическое знание имело религиозно-мифологический характер. С религиозно-мифологических позиций политика объяснялась в контексте божественного происхождения всего сущего.

Возникновение и развитие философии не только обогатило знание о политике, но и, по сути, послужило формированию концептуальных основ политической науки. Взгляды на политику Платона, Аристотеля, Конфуция и ряда других древних философов во многом определили философский подход к пониманию политики.

В философской мысли прошлого явно просматриваются два противоположных воззрения на природу политики, которые определяют различие подходов к пониманию политики как общественного явления. Согласно первому воззрению политика – явление первичное, исходящее из сущностных основ социальной жизни, согласно второму - политика производна от других, более глубинных пластов общественного бытия.

В европейской философско-политологической мысли Аристотель одним из первых заявил о первичности политики в мире общественных явлений. Из выдвинутого им положения о человеке как политическом существе, естественным образом предназначенном для жизни в обществе, следовало, что политическое начало общественной жизни является одним из фундаментальных социальных начал человеческого бытия.

Идея производности политики от других общественных явлений реализовывалась в различных вариантах. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант объясняли политику из права

Марксисты считали, что политика производна от экономики. В ленинской интерпретации марксистский подход представлялся следующим образом: политика – это концентрированное выражение экономики. Известны попытки обусловить политику моралью (Конфуций и др.). Для сторонников данной точки зрения без нравственной «пропитки» политика не может всерьез рассматриваться в качестве рационального средства управления развитием общества.

У М.Вебера, власть – первична, а политика – вторична: участие в политике означает возможность участвовать во власти и влиять на ее распределение. Отношение к государственной власти больших социальных групп было взято за основу распространенного в советской обществоведческой литературе понимания политики. Политика определялась как отношения между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу завоевания, удержания и распоряжения в своих интересах государственной власти.

В разрабатываемом в социальной философии сферном подходе к анализу жизни общества политика выделяется в отдельную сферу, обеспечивающую наряду с другими (экономической, социальной, духовной) сферами целостность социального развития. При таком подходе политика как общественное явление представляется в виде системного образования, имеющего в своем составе в качестве элементов политическую деятельность, политические отношения, политическую организацию и политическое сознание. Государство (государственная власть) как ключевой институт политической организации регулирует основные общественные функции внутри страны, проводя внутреннюю политику, и на международной арене, осуществляя внешнюю политику. С учетом места и роли государства в проведении политики вполне оправданно говорят о политике как об искусстве управления государством.

Занимаемая позиция в вопросе о первичности политики в устройстве общественной жизни во многом определяет понимание других важнейших проблем политической науки, среди которых проблема конфликтности политики является ключевой для объяснения природы и сущности политического насилия и войны.

Вполне логично, что принятие подхода, при котором политика не является производным от чего-либо первичного по отношению к ней, позволяет рассматривать саму политику в качестве источника всех общественных конфликтов и утверждать, что политика конфликтна по своей природе, поскольку порождает отношения «друг-враг» и культивирует эти отношения в обществе, в предельном случае доводя их до войны. «Война есть продолжение политики иными средствами» - в этой классической формулировке войны, принадлежащей К. Клаузевицу, война рассматривается как естественное развитие конфликтного начала политики.

Согласно второму подходу политика не является общественной сущностью, изначально несущей в себе конфликт. Конфликт вполне может возникать вне сферы политики, иметь экономическое, правовое и иное основание и содержание. Именно этой борьбой и порождается политическое начало, обусловливается содержание политики как сферы разрешения социального (в широком смысле слова) конфликта. В сфере политики экономические, идеологические и иные конфликты политизируются, то есть приобретают политический характер и решаются средствами политического воздействия (различными формами политического убеждения и принуждения, в том числе и войной). Но война в этом случае предстает не только как продолжение политики, но и имеет более глубокие, находящиеся в других сферах общественной жизни основания. Чаще всего она объясняется из экономической борьбы за прибыль и сверхприбыль, за рынки сбыта и источники сырья. Нередко война рассматривается как проявление и следствие непрекращающейся духовной борьбы сил добра и зла.

Как бы ни были различны философские представления о политике как об общественном явлении, в них всегда признается ее неразрывная связь и с самыми глубокими основами человеческого существования, и с повседневными насущными проблемами жизни людей. В связи с этим изучение политики, получение и систематизация знания о ней всегда было вызвано практической потребностью в углублении понимания процессов развития общества и гармонизации общественной динамики.

Реализация практической потребности в развитии политического знания привела к «отпочкованию» политической науки от философского «древа». Во второй половине XIX века в ряде учебных заведений США стали появляться кафедры политологии. В 1903 году была создана Американская ассоциация политических наук. Завершением процесса выделения политической науки в качестве самостоятельной научной дисциплины принято считать создание под эгидой ЮНЕСКО Международной организации политической науки (1949 г.).

В системе высшего образования России политическая наука представлена учебным предметом «Политология». «Политология» - это общий интегративный курс о политике во всех ее проявлениях.

Знание об объекте и предмете политологии позволяет составить более ясное представление о том, что изучает данная научная дисциплина.

Объект политологии представляет собой часть действительности, которую она изучает с целью теоретического объяснения политики.

Объектом политологии выступает политическая сфера общественной жизни, в которой политика представлена во всем своем реальном многообразии и как деятельность государства, других политических институтов, и как политические отношения, складывающиеся в обществе по поводу организации и форм государственной власти, и как политическое сознание различных субъектов социального действия.

Под предметом политологии понимается результат исследовательской деятельности, который позволяет научно объяснить политику. Таким результатом принято считать познание и раскрытие сущности явления в форме законов его существования. Исходя из этого, предметом изучения политологииявляется сущность политики, раскрытая на уровне законов организации, функционирования и развития политической сферы жизни общества. При таком понимании политология изучает законы, в которых отражены, во-первых, связи политической сферы с другими сферами жизни общества; во-вторых, связи между составляющими политическую сферу жизни компонентами (например, политическими институтами и политическим сознанием); в-третьих, связи внутри самих этих компонентов.

Предметом исследования политологии являются реальные политические процессы, партии и движения, механизмы функционирования политических институтов, политическая власть. Подчеркнем: не власть вообще, а власть в конкретно взятой стране, власть, не оторванная от политической реальности. Отсюда главная цель политологии - поиск закономерностей поведения людей в сфере политики, постижение истинного знания, основанного на объяснении, понимании, интерпретации реальной политической жизни, взятой в её временном измерении. Возможность найти рациональные основания политических действий и позволило превратить политологию в академическую науку.

Изучение политики в рамках «Политологии» становится более эффективным, если опирается на другие отрасли гуманитарного знания, в которых отражены объективно существующие в обществе связи политики с экономикой, правом, моралью и другими социально значимыми феноменами.

Политика тесно связана с экономикой: она испытывает на себе ее влияние и в то же время оказывает обратное воздействие на экономическую жизнь общества. Отмечая влияние политики на экономику, Ф. Энгельс писал, что «обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении – тогда развитие идет быстрее; она может действовать против экономического развития – тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится в конце концов к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве». Проблема поиска оптимального соотношения политики и экономики, обеспечивающего устойчивое позитивное развитие общества, актуальна и поныне. Ее решение актуализирует связь между политической и экономической теориями.

Несколько в ином плане строятся отношения политологии с философией, социологией, исторической наукой. Связь политологии с философией имеет в большей мере методологический и мировоззренческий характер в том смысле, что для исследования объекта и предмета политологии востребованы многие философские методологические и мировоззренческие принципы.

Связь политологии с социологией имеет не только методологическое, но и концептуальное основание, поскольку понимание политики исходит из общетеоретических представлений об обществе, закономерностях его развития и функционирования.

Историческая наука, раскрывая эволюцию развития общества, значительное место отводит становлению политических институтов, развитию политических отношений и политического сознания, в качестве исторических фактов и исторического опыта она запечатлевает результаты политической деятельности в истории народов и в целом человечества. Все это используется политологией, с одной стороны, для правильного представления и адекватной оценки исторического пути, пройденного политикой, без чего невозможно понять сущность политики, ее роль и место в жизни общества. С другой стороны, политология использует историческое знание в качестве опорного материала для сопоставления политических явлений общественной жизни, выявления в них позитивного потенциала и негативных следствий.

Важным параметром, свидетельствующим о становлении политологии как самостоятельной научной дисциплины, является наличие специфического метода познания политической действительности.

Метод политической науки представляет собой систему методологических средств, разных по своим возможностям в познании политики. Концептуальная разработка политики достигается посредством методов исследования, которые называются подходами. Подходы обеспечивают наиболее общее видение политики и политической жизни общества. Они отличаются друг от друга углом зрения на целостность политики, той гранью, которая выходит на первый план при ее видении.

Наиболее общим подходом к анализу политической реальности является диалектический подход, в соответствии с которым политика рассматривается в развитии и в противоречивой связи с другими общественными явлениями.

Социологический подход позволяет представить политику как социально обусловленное явление, раскрыть ее зависимость от экономических, социальных, идеологических отношений, существующих в обществе и показать обратное ее влияние на них.

Антропологический подход противоположен социологическому в том смысле, что предполагает рассмотрение политики из ее обусловленности природой человека как родового существа (наличием у человека единых базовых потребностей в пище, одежде, жилье и т.д., а также неотъемлемых основополагающих прав - права на жизнь и т.д.).

Культурологический подход требует рассматривать политику в зависимости от политической культуры.

Нормативный подход обеспечивает видение политики, исходя из ее ценности в решении извечных общественных проблем – достижения всеобщего блага, справедливости, свободы. Придавая политике прежде всего ценностное измерение, он ориентирован на сферу должного, требуя раскрытия норм, на основе которых она должна строиться, идеала политического устройства общества и политических отношений в нем.

Институциональный подход предполагает видение целостности политики с точки зрения институтов ее представляющих и реализующих.

Деятельностный подход позволяет раскрыть политику в динамике, показать специфику политического процесса, представить его основные этапы. Охватывая политику от принятия решения до его реализации, деятельностный подход способствует распространению в культуре понимания политики как процесса управления обществом.

В политологии используется также ряд подходов, обеспечивающих рассмотрение целостности политики как системы - системный подход и как структуры - структурно-функциональный подход. При обоих подходах политика представляется как система или структура адаптации к общественным изменениям и производства их. При системном подходе раскрывается зависимость политической жизни от специфики конкретной политической системы, во многом определяющей то, какие общественные импульсы попадают на ее вход (иначе, на какие общественные потребности, интересы, запросы, требования данная политическая система реагирует) и какие политические решения следует ожидать на ее выходе. При структурно-функциональном подходе на первый план выходит взаимосвязь элементов системы, каждый из которых выполняет определенные функции и тем самым удовлетворяет потребности системы. Причем функционирование этих элементов обусловлено их связями в системе – структурой. Изменение структуры благоприятно или неблагоприятно сказывается на реализации элементами своих функций внутри системы.

Бихевиористский подход предполагает изучение политики на основе изучения индивидуально-личностного поведения человека, участвующего в политике, и своим поведением, влияющим на политику групп. В рамках данного подхода при проведении политического анализа поведения и мотивации используются самые разнообразные их количественные измерения как зафиксированные статистикой, так и получаемые в ходе проведения различных опросов.

Психологический подход, так же как и бихевиористский, исходит в исследовании политики ее зависимостью от субъективных механизмов политического поведения отдельного человека. Он ориентирован на изучение психологической обусловленности политического поведения человека индивидуальными и родовыми психологическими механизмами (чертами характера, психологической мотивацией, бессознательными психическими процессами и т.д.).

Разновидностью психологического подхода является социально-психологический подход, раскрывающий зависимость поведения от включенности человека в большие и малые социальные группы (классы, нации и т.п.).

Исторический подход используется для показа политики в ее временной целостности, то есть в единстве прошлого, настоящего и будущего, в противоречивой взаимосвязи политических традиций и новаций.

Каждым из указанных методов не только задается специфическое видение политики, но и намечается исследовательский путь ее познания, пройти который невозможно без привлечения методологического инструментария другого вида, позволяющего определить способы дальнейшей организации познавательного процесса. К числу такого вида методологических средств следует отнести общенаучные методы: анализ, синтез, аналогию, абстрагирование, индукцию, дедукцию и целый ряд других методов. Среди методов указанного вида в политологии особо выделяется метод сравнения. Сравнительный метод нашел настолько широкое распространение, что послужил основанием выделения в политической науке отдельной отрасли знания – сравнительной политологии, занимающейся изучением однотипных политических объектов (политических систем, избирательных систем и т.д.) с целью выявления общих закономерностей, специфики их создания и развития в различных странах.

Методологические приемы получения первичной информации о политических явлениях также входят в состав метода политической науки. К ним относятся: наблюдение за политическими событиями, анкетный опрос, анализ документов и другие, нередко заимствованные политологией из социологии и из других наук методологические средства.

Таким образом, метод политический науки представляет собой единство самых различных методологических средств, позволяющих указать путь политического исследования посредством раскрытия возможных подходов к изучению политики, способов дальнейшей логической организации исследования, приемов эмпирического изучения политической действительности.

 

2. ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

 

Главное назначение политологии - делать людей политически грамотными личностями. Люди не должны позволять политикам обращаться с собой как с послушной массой, которую можно дурачить и использовать в личных целях. А для этого необходимо быть политически информированными в вопросах текущей политики.

Политологияпомогает глубже понять логику общественного развития; дает знания основ политической жизни, государственного устройства и международной политики. Она проясняет различия политических режимов, партий и лидеров; раскрывает суть правового государства и гражданского общества, которые так нужны будущей сильной России. Политология учит культуре цивилизованных взаимоотношений людей.

Политические знанияважны как для индивидов, так и для общества в целом. Отдельному человеку они необходимы для того, чтобы не оказаться в положении простой пешки в чужой политической игре; чтобы уметь отличить политика-пустозвона, своекорыстного и сладкоголосого болтуна от человека дела, искренне озабоченного процветанием своей страны; чтобы сознательно участвовать в выборах, референдумах, в контроле за деятельностью властей и других демократических процедурах; правильно понимать свое место и роль в обществе, свои права и обязанности, и быть способным защищать личные интересы в нем; уметь решать свои жизненные проблемы в цивилизованном сотрудничестве с другими людьми: уважая их интересы, идя на компромиссы для смягчения неизбежных конфликтов, не допуская проявления эгоцентризма, нетерпимости и эмоциональной неуравновешенности.

Обществу в целом политическая грамотность его граждан нужна, чтобы быть открытым, демократическим и цивилизованным социумом сознательных, свободных и ответственных людей, которые не дадут власть в руки эгоистичных и некомпетентных политиков, не допустят произвола и беззакония, антигуманных и неэффективных форм социальной жизни.

Политология как наука выполняет ряд взаимосвязанных между собой функций, в которых конкретизируются ее роль и значение в жизни человека и общества.

Онтологическая функция первая и отправная. Ее назначение - познание и объяснение политических явлений и процессов такими, какие они есть в действительности. Выполняя онтологическую функцию, политология отвечает на вопросы, что такое политика, политические институты и учреждения, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.

Эвристическая функция.Эвристика - это искусство нахождения истины и новых открытий. Политология не ограничивается познанием и истолкованием политических явлений и процессов, а постоянно углубляет знания о них, открывает новые закономерности в их развитии.

Методологическая функция.Методология - это, по сути дела, теория (учение), обращенная к научным исследованиям. Политология как сравнительно молодая наука призвана постоянно совершенствовать, обогащать арсенал методов, способов познания своего сложного и динамичного предмета. Ее категории, выводы и основополагающие идеи используются другими гуманитарными науками, если они затрагивают проблемы политической жизни общества.

Управленческая функция.Термин «политика» в переводе с греческого - «искусство управления государством». Венцом политики выступает политическая (государственная) власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит она, тот, как правило, решает все дела. Реализуется политическая власть через государственное управление.

Мировоззренческо-регулятивная функция.Один из основателей международного права Г. Гроций говорил, что война начинается в умах людей. Можно сказать шире - всякое поведение, любая человеческая деятельность начинается в умах, в сознании людей. Отсюда вытекает важная роль мировоззрения, политического сознания и политической культуры в регулировании общественных отношений. Они образуют интеллектуальную основу, определяющую качество работы всего регулятивного механизма. От уровня политического сознания и культуры напрямую зависит политическая активность личности и общества.

Прогностическая функция.На основе познания закономерностей развития политических явлений и процессов политология способна выдвигать гипотезы, теории, истинность которых затем будет проверяться практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в политической сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее политических явлений. Научные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Функции политологии тесно между собой взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении и социальной роли политологии.



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
КОНДРАШОВА РАИСА ТИМОФЕЕВНА | Современные политологические школы и политические теории

Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 1503; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.